Учебно - методический материал по биологии
учебно-методический материал по биологии

Ольга Михайловна Давыдова

Учебно – методический материал по биологии

Состав УМК:

  • Авторские программы  под редакцией И.Н. Пономаревой;
  • Учебники;
  • Рабочие тетради;
  • Методические пособия для учителя;
  • Мультимедийные приложения.

Программы разработаны в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno_-_metodicheskiy_material_po_biologii.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – методический материал по биологии

Состав УМК:

  • Авторские программы  под редакцией И.Н. Пономаревой;
  • Учебники;
  • Рабочие тетради;
  • Методические пособия для учителя;
  • Мультимедийные приложения.

Программы разработаны в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

Программы  для 6-9 классов:

  Программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии, на воспитание экологической культуры, на широкое общение с живой природой, природой родного края, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, к предмету биологии. 

Цель программ – развивать у обучающихся в процессе  биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.

Особенности программ:

  • Увеличение объема экологического содержания.
  • Усиление внимания к биологическому разнообразию.
  • Усиление внимания к идеям эволюции органического мира, к идеям устойчивого развития природы и общества.
  • Расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы, на развитие практических и творческих умений у учащихся.

Изучение биологии в 6-9 классах построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе.

Программы  для 10-11 классов:

Данная программа является продолжением программы по биологии 6-9 классов, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии». В связи с этим программ для 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии более высокого уровня обучения, построенного на интегративной основе. Интегрирование материалов  разных областей науки биологии делает учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Цель программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и заканчивается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Эта последовательность обеспечивает в 10 классе тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе процессов, идущих на молекулярном уровне жизни, - тесную связь с курсом химии.

  Учебники, входящие в состав учебно-методического комплекса,  включены  в Федеральный перечень учебников, рекомендованных  Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Все они  соответствуют требованиям федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта, концепции модернизации российского образования. Во всех учебниках реализован принцип вариативности содержания материала: дается материал обязательный и для дополнительного изучения, соблюдается принцип преемственности. 

        

Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники» 6класс

 (авт. Пономарева И. Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.).

Представленный курс биологии посвящен изучению растений, бактерий, грибов, лишайников. В основе концепции учебника — системно-структурный подход к изучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

Темы излагаются последовательно: от биологического разнообразия растений, клеточного строения, строения органов, к основным процессам жизнедеятельности растений (питание, дыхание, размножение, рост). Царства бактерий, грибов и лишайников рассматриваются в эволюционном плане. В заключении изучаются природные сообщества, их многообразие и роль человека в природе.

  Учебник красочно оформлен, в нем много дополнительного материала, что делает его интересным для прочтения. Очень важным является то, что его авторы значительное внимание уделяют эволюционному аспекту. Учебник не только даёт знания, но и формирует  умения. Предложены  лабораторные  работы, при выполнении которых каждому учащемуся необходимо проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию - все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся. Авторами продумана система самоконтроля знаний учащихся. После каждого раздела имеются задания: «Проверь себя», в которые включены задания  и репродуктивного, и творческого характера.

   В данном учебнике реализована авторская программа, рассчитанная на изучении биологии 1 ч в неделю (35 ч в год) и 2 ч в неделю (70 ч) в год.

В комплект входят методическое пособие для учителя, две рабочие тетради и дидактические карточки.

Учебник «Биология. Животные» 7класс

(авт. Константинов В. М., Бабенко В.Г., Кучменко В. С.)

   В основе учебника – концепция разноуровневой организации живой материи и исторического развития животного мира от простейших форм к высокоорганизованным. Особое внимание уделено практическому значению животных, взаимоотношениям живых организмов, в первую очередь животных в экосистемах, пищевым связям, сохранению устойчивого равновесия и охране животного мира.  В учебный материал включены такие темы как «Клетка», «Ткани», «Органы и системы органов животных» (которых не было в старых учебниках).

 Учебник богато иллюстрирован. Каждая глава также завершается блоком заданий для проверки знаний. Предложены лабораторные и практические работы. В комплект входят 2 рабочие тетради и методическое пособие для учителя.

Учебник «Биология. Человек» 8 класс

(авт. Драгомилов А.Г., Маш Р. Д.)

 Рассчитан на изучение раздела "Человек и его здоровье" по 2 ч в неделю и содержит сведения, предусмотренные стандартом биологического образования. Учебник включает систему лабораторных и практических работ по основным темам курса, многие из которых рекомендовано выполнить в домашних условиях и сдать отчет об их выполнении. По усмотрению учителя последние параграфы тем и блоки заданий «Проверьте себя» могут быть использованы для обобщающих уроков. Звездочкой (*) отмечены задания, выполняемые учащимися по выбору, и материал, изучаемый в обзорном порядке. Учебник очень познавательный, содержит   большое количество ярких, красочных рисунков, в конце каждой главы имеется рубрика: «Проверь себя». Заканчивается книга интересным «Приложением».

      В комплект входят   2 рабочие тетради, методическое пособие для учителя.

     

Учебник «Основы общей биологии»   9 класс

(авт. И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова)

Учебник разработан в соответствии с программой курса биологии, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе основами общей биологии. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение. Материал учебника хорошо структурирован, поделен на разделы (блоки), которые четко связаны между собой, в последовательности уровней организации живой материи (биосистем): молекулярный уровень организации, клеточный, организменный, популяционно-видовой биогеоценотический и биосферный.

В учебнике имеются лабораторные и практические работы, при выполнении которых необходимо каждому учащемуся проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию – все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся.

Некоторые темы предполагают сообщения учащихся, а это работа с энциклопедиями, научно-популярной литературой, справочниками. Следует отметить, что практически все темы содержат практикоориентированный  материал. В конце каждой темы существует перечень основных рассмотренных понятий, что предполагает их отработку и повторение, т.е. систему развития научных понятий.

В комплект входят   рабочая тетрадь и методическое пособие для учителя.

       

Учебники «Общая биология»   10 и 11 классы,  базовый уровень

(авт. И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина)

    Учебный курс общей биологии, представленный в данных учебниках, раскрывается на основе знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, и является логическим продолжением курса 9 класса, посвященного основам общей биологии.   Учебники  позволяют раскрыть особенности живой природы, используя интегративный подход. Знания из других областей плюс новые научные сведения, включенные в текст параграфов, позволяют учителю сформировать у учащихся целостное представление о живой природе, ее происхождении и развитии. Две содержательные линии программы: «Биосферный, биогеоценотический, популяционно-видовой уровни жизни» (10класс) и «Организменный, клеточный, молекулярный уровень проявления жизни» (11класс) позволяют дать представление о биологии как науке, изучающей живую природу. Учебный материал разделен на два образовательных компонента. Один соответствует базовому уровню государственного образовательного стандарта 2004 года (один час в неделю), другой может быть использован как дополнительный (при двухчасовом изучении предмета). Познавательный материал (не обязательный для изучения) выделен шрифтом, отличным от основного.

 Программой прослеживается преемственность с ранее изученными разделами биологии при изучении таких глав, как основы биологии клетки; молекулярные основы жизни; основы биологии развития. Именно при изучении этих глав используется интегрированный подход не только с естественнонаучными, но и гуманитарными циклами. Несколько слов о структуре: вопросы и задания для самоконтроля в конце темы позволяют организовать выполнение домашнего задания, могут использоваться при подготовке к контрольным работам.  Также хочется отметить работу с ключевыми словами. Во-первых, они выделены в тексте, во-вторых, вынесены в конце каждой темы. В учебниках появились такие рубрики как: «Выскажи свою точку зрения», «Проблема для обсуждении» «Материал для обсуждения». Выделены темы семинарских занятий и материал к ним.

В комплект  к учебникам входят методические пособия для учителя, рабочие тетради.

   

Оценивая программу и учебники в целом, хочу отметить, что их отличают хорошо продуманная структура, наполненность разделов  новыми научными данными, преемственность, интегрированность.  Во всех учебниках особое внимание уделяется изучению биологического разнообразия, живой природы родного края и бережного отношения к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал по биологии

Рабочии программы по биологии 6-11 классы...

Учебно-методический материал по биологии (10 класс) по теме: Каледарно-тематический план по Биологии 10 класс

Календарно-тематический план по биологии 10 класс к учебнику общая биология под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. 2 часа в неделю...

Бакулина Е.В. учебно -методический материал для урока биологии 6класс

Стебель – осевая часть побега растения, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету. В стебле могут откладываться запасные питательные вещества. На нём развиваются листья, цветки, плоды ...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку,  тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»...

Учебно-методический материал "Использование игровых технологий на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе

Представленные задания по биологии предназначены для воспитанников коррекционной школы VIII вида. Они так же могут быть использованы во внеклассной работе по предмету. Различные задания такого характе...

Учебно-методический материал по биологии по теме Статья "Комнатные растения и наше здоровье"

Данная статья описывает экологическую здоровьесберегающую технологию и её применение на примере комнатных растений...