Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая прграмма по биологии 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС с УУД | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1
Пояснительная записка
Программа адресована учителю, учащимся 5 класса и администрации МБОУ « Гашейская СОШ»
Настоящая рабочая программа по биологии в 5 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Уставом МБОУ «Гашейская СОШ»;
- Основной образовательной программы ООО МБОУ «Гашейская СОШ»;
- Авторской программой учебников «Биология. Введение в биологию» 5 класс А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М.: «Дрофа», 2015г.) и ориентирована на работу по УМК «Сфера жизни»:
- Учебному плану МБОУ «Гашейская СОШ»;
- Положением о рабочей программе учителя МБОУ «Гашейская СОШ»;
- Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.
Цель:
- формирование биологической и экологической грамотности;
- расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;
- представление о человеке как биосоциальном существе;
- развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.
«Биология. Введение в биологию» как учебный предмет относится к предметам учебной деятельности федерального компонента учебного плана образовательной области «Естествознание».
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), в соответствии с УП МБОУ «Гашейская СОШ» на 2019– 2020 г
Раздел 2.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
- умение работать с разными источниками биологической информации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
- умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
- приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
- объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
- выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
- В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
- освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:
- Живой организм: строение и изучение
- Многообразие живых организмов
- Среда обитания живых организмов
- Человек на Земле
Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.
Система оценки достижений учащихся.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
- стартовой диагностики;
- текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
- промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
- текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
- защиты итогового индивидуального проекта.
- Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
- первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
- выявлению и осознанию сущности и особенностейизучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
- выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношениймежду объектами и процессами.
- При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
- стартовой диагностики;
- тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
- творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Раздел 3
Содержание учебного курса
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов)
Биология как наука. Биология — наука о живых организмах. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Вводный мониторинг.
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: структурированность, целостность, клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость, движение, размножение, их проявление у растений, животных, грибов и растений. Разнообразие биологических наук. Методы изучения живых организмов: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Клетка — элементарная единица живого. Главные части клетки: наружная мембрана, цитоплазма и ядро. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества:белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований. (Л\р №1);
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. (Л\р №2);
Устройство ручной лупы и светового микроскопа и правила работы с ними. (Л\р №3);
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах) (Л\р № 4);
Строение клеток кожицы чешуи лука. (Л\р № 5);
Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.(Л\р №6);
Исследование физических явлений и наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка). (Л\р №7)
Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 часов.)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов на Земле. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Вид. Основные царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Строение шляпочных грибов. Грибы-паразиты.Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.
Высшие споровые растения (мхи, папоротники), отличительные особенности и многообразие.
Отдел голосеменные, отличительные особенности и многообразие.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Царство Животные. Общее знакомство с животными. Многообразие животных. Среды обитания животных. Значение животных в природе и жизни человека.
Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитанияих, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Демонстрации:
Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений своей местности (в т.ч.редких и охраняемых видов) с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев и др.) (Пр.раб. №1);
Определение (узнавание) наиболее распространенных животных своей местности (в т.ч.редких и охраняемых видов) с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел и др.) (Пр.раб. №2)
Раздел 3 .Среда обитания живых организмов (5часов)
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Растительный и животный мир родного края. Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины—степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. (Пр.раб. №3);
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев). (Пр.раб. №4);
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. (Пр.раб. №5).
Раздел 4 . Человек на Земле (6часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрации:
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела с целью определения своего физического развития ( Пр.раб. №6);
Овладение простейшими способами оказания первой медицинской помощи (при кровотечениях, травмах) (Пр.раб. №7)
Раздел №4.
Календарно – тематическое планирование
Дата проведения урока | № урока | Тема урока | Тип урока. Форма проведения процесса. | Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся | Планируемые результаты | Система контроля | Основные средства обучения, ЭОР | Параграф (или страница учебника) | ||||
С начала года | По теме | личностные | метапред-метные | пред-метные | ||||||||
по плану | Факт | 1 | 1 | Введение | Урок изучения и первичного закрепления знаний. Беседа. | Инструктаж по технике безопасности при работе в биологическом кабинете. Правила пожарной безопасности. | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения. | Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности. | Опрос, вводная диагностика, тест. | Учебник, наглядные пособия, определители, атласы. | 1-3 стр. |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч) | ||||||||||||
2 | 1 | Что такое живой организм. | Комбинированный. Лекция. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Наглядный, словесный. | Формировать познавательный интерес | Уметь сопоставлять свойства живых организмов | Знать свойства и основные признаки живого организма | Ответы на вопросы 1-10 стр.11. | Муляжи животных, комнатные растения. Электронное приложение к учебнику. | П. №1, стр. 6-11. | ||
3 | 2 | Наука о живой природе | Урок «открытия» нового знания. Беседа. | Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, частично-поисковый. | Формировать навыки осознания ценности живых объектов | Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни. | Знать основные свойства живой природы | Биологический диктант по теме «Признаки живого» | Электронное приложение к учебнику | П. №2, стр. 12-16. | ||
4 | 3 | Методы изучения природы. | Комбинированный. Беседа. | Индивидуальная, работа в парах, группах. Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний. | Формировать ответственное отношение к обучению. | Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты. | Знать характеристику методов биологических исследований. | Ответы на вопросы 1-9 стр.22 | Плакат «Лабораторное оборудование» | П. №3, стр. 17-22. | ||
5 | 4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». | Лабораторно-практический урок. Парная работа. | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. | Формировать навыки работы с увеличительными приборами | Уметь работать с увеличительными приборами | Знать устройство светового микроскопа, лупы. | Выполнение упр. 22-25 из рабочей тетради. | Микроскоп | П. №4, стр. 23-26. | ||
6 | 5 | Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука» | Лабораторно-практический урок. Парная работа. | Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль. | Формировать навыки сравнения живых клеток. | Уметь находить отличия у живых клеток. | Знать основные органоиды клетки. | Ответы на вопросы 1-7 стр.32 | Микроскопы, готовые микропрепараты. | П. №5, стр. 27-32. | ||
7 | 6 | Химический состав клетки. Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы». | Лабораторно-практический урок. Парная работа. | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в семенах./ | Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого. | Уметь работать с наглядным материалом. | Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества. | Выполнение упр.35-39 из рабочей тетради. | Электронное приложение к учебнику. Семена пшеницы, вода.в стакане, салфетка. | П. №6, стр. 33-38. | ||
8 | 7 | Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ». | Лабораторно-практический урок. Работа в парах. | Формировать познавательный интерес. | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации. | Знать отличие веществ и явлений. | Ответы на вопросы 40-46 из рабочей тетради. | Модели атомов, магнит, металлические предметы. | П. №7, стр. 39-46. | |||
9 | 8 | Великие естествоиспытатели. | Урок «открытия» новых знаний. Беседа. | Индивидуальная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником. | Формировать познавательный интерес. | Умение работать с разными источниками биологической информации. | Знать ученых сделавших, открытия. | Сообщения. Разноуровневый контроль знаний. | Портреты К. Линнея, Ч.Дарвина, В.Вернадского и др. | П. №8, стр. 47-50. |
УУД: регулятивные (Р).личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П).
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14ч)
Дата прове дения урока | № УРОКА | Кол-во часов | Тема урока | Тип урока Форма проведения | Формы организации учебно – познавательной деятельности учащихся | Планируемые результаты | Система контроля | Основные Средства обучения | Пара граф (или страница) | ||||||||
личностные | Метапредметные | предметные | |||||||||||||||
10 | 1 | Как развивалась жизнь на Земле | Урок «открытия» нового знания | Эвристическая беседа Групповая работа, работа с учебником Приобретение и первичный контроль знаний Просмотр фильма | Формировать познавательный интерес | П: Уметь находить закономерности Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты Л: умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, Р: умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности К: умение слушать и вступать в диалог, работатать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками | Знать этапы развития жизни на Земле | Вопр.№9 стр56 уч; Тест №1,2 электронное приложение к учебнику | Плакат, мультимедиа, царства живой природы Интерактивное Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П.№9 стр.52-56 | |||||||
11 | 2 | Разнообразие живого | Урок изучения нового материала, | Индивидуальная, работа с учебником, приобретение знаний и первичный контроль, взаимоконтроль Просмотр фильма | Формировать этическое отношение к живым организмам | Уметь систематизировать многообразие живого П: умение давать определениям понятия, классифицировать объекты Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог | Знать отличия живых организмов друг от друга | Зад в раб тетр.№3,4 Электр.приложение «кто из какого царства» | Плакаты, муляжи, фильм http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П.№10, стр.57-59 | |||||||
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов | 12 | 3 | Бактерии | комбинированный | Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа, сообщения учащихся Приобретение знаний и первичный контроль Работа в парах | Формировать познавательный интерес | Уметь дать характеристику, объяснять роль бактерий в природе и жизни человека П: умение работать с различными источниками информации , преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Л: потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа К: умение эффективно строить взаимодействие с одноклассниками | Знать особенности строения и жизнедеятельности | Вопр. №1, 4,10 учебника. Сообщение вопр.№7,8 | Таблица «Бактериальная клетка» Интерактивное задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П.№11, стр60-63 | ||||||
13 | 4 | Грибы | комбинированный | Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль | Формировать познавательный интерес | П: Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья Р: умение организовывать выполнения задания учителя, развитие навыка самооценки и самоанализа К : умение работать в составе творческих групп | Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов, их значение в природе и жизни человека | Вопр.№1,38 учебн. стр 67 Раб.тетр. таблица «Значение грибов» Электр.приложение к учебнику тест №1,2 | Муляжи, таблицы, Интерактивное задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П.№12.стр.64-67 | |||||||
| 14 | 5 | Общая характеристика растений. Водоросли. | Комбинированный | Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением растения» Просмотр фильма | Формировать познавательный интерес | П: Уметь дать характеристику водорослям Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей | Вопр.№13,6 стр 72 Сообщение (вопр.№10 На стр 72) Электр. Приложение к учебнику тест №1,2 , | Плакат, ТСО, фильм http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П.№13 Стр69-72 | ||||||
15 | 6 | Мхи | Комбинированный | Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа | Формировать познавательный интерес | П: Уметь дать характеристику мхам, различать виды мхов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | Знать особенности строения мхов | Вопр.№1,8 стр75; Сообщение (впр.№9 стр75); Электр. Приложение к учебнику тест №1,2 | Плакат, гербарий электронное приложение к учебнику | П.№14 Стр73-75 | |||||||
16 | 7 | Папоротники | Комбинированный | Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа Индивидуальная работа Просмотр фильма | Формировать познавательный интерес | П: Уметь дать характеристику папоротников Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | Знать особенности строения папоротников | Вопр.№3,4,7 стр78 Электр. Приложение к учебнику тест №1,2 | Плакат, живое растение фильм http\\filesschjjl-collektion.edu.ruьм электронное приложение к учебнику | П.№15 Стр.76-78 | |||||||
17 | 8 | Голосеменные растения | Комбинированный | Приобретение и закрепление знаний, беседа , индивидуальная работа и работа с учебником | Формировать познавательный интерес | П: Уметь дать характеристику голосеменных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | Знать особенности строения голосеменных | Вопр.№4 Стр 82; Сообщение (вопр №6 стр 82) Раб. Тетрадь 2 задания по выбору учащихся | Плакат, веточки хвойных деревьев, гербарий Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П№16 Стр79-82 | |||||||
18 | 9 | Покрытосеменные (Цветковые ) растения | комбинированный | Эвристическая беседа, работа с учебником, работа в парах, первичный контроль знаний Просмотр фильма | Формировать познавательный интерес | П: Уметь дать характеристику покрытосеменным Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | Знать отличительные признаки цветковых растений | Вопр.№1,2,3,4 стр 87 Составить сравнительную таблицу (вопр №5 стр87) Электронное приложение к учебнику Тест №1,2 | Плакат, живые растения, гербарий фильм http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П№17 Стр83-87 | |||||||
19 | 10 | Значение растений в природе и жизни человека | Урок обобщения и контроля знаний | Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам (презента-ции) Просмотр фильма Контроль и углубление знаний | Формирование навыков поведения в природе | П: Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям Л: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение | Знать о значении растений в природе и жизни человека | Интерактив «да – нет» (электр.прил. к учебнику) Задания в рабочей тетради (4 по выбоу учащихся) Биологический диктант | Фильм, плакаты электронное приложение к учебнику | П.№18 Стр88-90 | |||||||
20 | 11 | Общая характеристика животных. Простейшие | Урок «открытия» новых знаний | Эвристическая беседа, лабораторная работа «наблюдение за передвижением животных», приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником в парах | Формировать осознание ценности живых объектов | П: Уметь определять простейших Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль | Знать отличительные признаки | Вопр. №1,2,3,4,8 Стр93 Электр.прилож тест №1,2 | Плакат, микроскопы, культуры водных микроорганизмов электронное приложение к учебнику | П.№19 Стр91-93 | |||||||
21 | 12 | Беспозвоночные | Комбинированный | Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа Индивидуальная работа Просмотр фильма | Формировать осознание ценности беспозвоночных | П: Уметь определять беспозвоночных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль | Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных | Вопр.№1,2,6,8 стр 96; Сообщение уч-ся о представителях беспозвоночных (по выбору уч-ся) | Плакат, ТСО, фильм, Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П.№20 Стр94-96 | |||||||
22 | 13 | Позвоночные | Комбинированный | Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, Сообщения учащихся Просмотр фильма Индивидуальная работа | Формировать осознание ценности позвоночных | П: Уметь находить на плакатах и систематизировать позвоночных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль | Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение | Вопр.№1,5,6,9 стр 99 Зад.в рабочей тетради (по выбору уч-ся) Сообщение о представителях позвоночных | Плакаты, фильм и Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П.№21 Стр97-99 | |||||||
23 | 14 | Значе- ние животных в природе и жизни челове ка | Урок обобщения знаний и контроля знаний | Индивидуальная работа, Контроль знаний, углубление знаний проекты учащихся по заданным темам (презента-ции) | Формирование навыков поведения в природе | П: Уметь находить изучаемые объекты в природе Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям Л: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе Р: умение планировать свою работупри выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение | Знать значение животных в природе и в жизни человека | биологический диктант; вопр.№1 стр101; электр.приложение к учебнику интерактив «да – нет» | Плакаты, ТСО электронное приложение к учебнику | П.№22 Стр100-102 |
УУД: регулятивные (Р).личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П).
Раздел 3. Среда обитания организмов
Дата прове дения урока | № УРОКА | Кол-во часов | Тема урока | Тип урока Форма проведения | Формы организации учебно – познавательной деятельности учащихся | Планируемые результаты | Система контроля | Основные Средства обучения | Пара граф (или страница) | |||
личностные | Метапредметные | предметные | ||||||||||
24 | 1 | Среда обитания живых организмов. Три среды обитания | урок изучения нового материала; индивидуально-групповой; проблемно-поисковый. | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. | Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. | Ответы на вопросы с.108, выполнение тестов. | Таблицы, ЭОР Пищевая цепь. Задачи на предсказание последствий нарушения экологического равновесия | П.23 | ||
25 | 2 | Жизнь на разных материках. | урок изучения нового материала; индивидуально-групповой; проблемно-поисковый | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. | Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках. | Р:Развитие навыков оценки и самоанализа. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное. К: Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. | Сообщения, ответы на вопросы с.114 | Таблицы, ЭОР | П.24 | ||
26 | 3 | Природные зоны Земли. | урок изучения нового материала; индивидуально-групповой; проблемно-поисковый | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся. | Умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П:умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. | Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка. | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний | Таблицы, ЭОР | П.25 | ||
27 | 4 | Жизнь в морях и океанах. | урок изучения нового материала; индивидуально-групповой; проблемно-поисковый | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся. | Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. | Р:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и самоанализа П:умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами). | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. | П.26 |
Дата проведения урока | № урока | Тема урока | Тип урока. Форма проведения процесса. | Планируемые результаты | Система контроля | Основные средства обучения, ЭОР | Параграф (или страница учебника) | ||||
С начала года | По теме | личностные | метапред-метные | пред-метные | |||||||
Раздел 4.Человек на Земле | |||||||||||
28 | 1 | Как человек появился на Земле. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. Беседа. | Формирование познавательного интереса | Объяснить место и роль человека в природе. | Знать этапы появления человека на Земле. | Ответы на вопросы. | ТСО | П. №27, стр. 128-134. | ||
29 | 2 | Как человек изменил Землю. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. Беседа. | Формирование познавательного интереса и навыков поведения в природе. | Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем. | Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности. | Сообщения, творческие задания. | ТСО | П. .№28, №30, стр. 135-145. | ||
30 | 3 | Растения и животные, занесенные в Красную книгу. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. Лекция. | Формирование основ экологической культуры. | Выявить и приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России и Ульяновской области. | Знать растения и животных занесенных в Красную книгу России, нашего региона. | Сообщения, ответы на вопросы | Фильм, плакаты. | П. .№ 29, стр. 140-142. | ||
31 | 4 | Здоровье человека и безопасность жизни | Урок «открытия» нового знания | Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни. | Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. | Знать природную и социальную среду обитания человека. | Ответы на вопросы | Плакат | П. № 31, стр. 146-152. | ||
32 | 5 | Обобщающее повторение | Урок рефлексии | Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее. | Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | Наблюдать и описывать явления природы. Представлять результаты своего исследования. | Отчет по экскурсии. | Тетрадь, ручка, пакет. | |||
33 | 6 | Итоговый контроль | Формирование интеллектуальных умений. | Формирование умения видеть проблему. | Анализ и оценка деятельности на уроке. | Итоговая диагностика. | Летнее задание: «Проект «Мое дерево». | ||||
34 | Резерв времени 2 часа | ||||||||||
35 |
Раздел №5.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
7. Электронно-образовательные ресурсы:
|
|
|
8. Электронно-программное обеспечение:
|
Приложение 1
Национально –региональный компонент
Богатая история Республики Бурятия - уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше - вот главная задача и использование на уроках НРК помогут нам в этом. Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с мировой культурой, самобытность, творческая направленность.
Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.
Поэтому изучение краеведения в школьной программе не только нужно, но и необходимо. Считаю наиболее актуально реализовывать национально-региональный компонент на уроках окружающего мира.
При обучении на изучение НРК отводится 10-15% учебного времени, т.е. 6-7 уроков за учебный год или 10-15 минут на каждом уроке. Учитель самостоятельно распределяет часы на изучение НРК в соответствии с изучаемыми разделами, темами.
Изучаются темы, знакомящие с символикой Республики бурятия и Мухоршибирского района, растительным и животным миром РБ, Красной книгой РБ и Мухоршибирского района, с реками Республики, природными памятниками нашей республики и т.д.
Представленная программа позволяет углубить изучение истории республики, района, интегрирует в себе следующие предметы: история, география, биология.
В процессе преподавания планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии . При работе над краеведческим материалом рекомендуется использовать атласы и карты РФ, Республики Бурятия ; Красную книгу РБ и Мухоршибирского района.
Основные цели программы:
- Дать школьникам начальной школы первичные знания об истории, традициях, национальных праздниках народов, населяющих нашу республику;
- Познакомить с достопримечательностями и, что немаловажно, людьми, прославившими родной край.
Использование НРК на уроках способствует:
- Обогащению учащихся конкретными знаниями о родном крае.
- Формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.
- Формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся будут знать:
- экологическую ситуацию в своем селе;
- исчезающие растения и животные своей местности;
- правила поведения в природе.
Учащиеся будут уметь:
- подбирать литературу по теме под руководством учителя и родителей;
- работать в библиотеке;
- работать в семейных архивах совместно с родителями;
- вести наблюдения в природе;
- выполнять правила поведения в природе;
Учащиеся будут воспитывать в себе:
- бережное отношение к своему селу, к школе, к природе;
- чувство гордости за своё село, за успехи своих земляков;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...