Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс)

Рожицына Валентина Геннадьевна

Рабочая прграмма по биологии 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел 1

Пояснительная записка

Программа адресована учителю,  учащимся 5 класса и администрации МБОУ « Гашейская СОШ»

Настоящая рабочая программа по биологии в 5 классе составлена в соответствии с:

  •  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Уставом  МБОУ «Гашейская СОШ»;
  • Основной  образовательной  программы ООО МБОУ «Гашейская СОШ»;
  • Авторской программой учебников «Биология. Введение в биологию» 5 класс А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М.: «Дрофа», 2015г.) и ориентирована на работу по УМК «Сфера жизни»:
  • Учебному плану  МБОУ «Гашейская СОШ»;
  • Положением  о рабочей программе  учителя МБОУ «Гашейская СОШ»;
  • Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.

Цель:

- формирование биологической и экологической грамотности;

- расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;

- представление о человеке как биосоциальном существе;

- развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Задачи:

 - систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

  «Биология. Введение в биологию» как учебный предмет относится к предметам учебной деятельности федерального компонента учебного плана образовательной области «Естествознание».

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), в соответствии с УП МБОУ «Гашейская СОШ» на 2019– 2020 г


Раздел 2.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
  • умение работать с разными источниками биологической информации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
  • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
  • объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
  • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.В сфере физической деятельности:

  • освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

        Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:

  1. Живой организм: строение и изучение
  2. Многообразие живых организмов
  3. Среда обитания живых организмов
  4. Человек на Земле

        Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.

Система оценки достижений учащихся.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

  • стартовой диагностики;
  •  текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
  •  промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
  •  текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
  • защиты итогового индивидуального проекта.
  • Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
  •  первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
  •  выявлению и осознанию сущности и особенностейизучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
  •  выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношениймежду объектами и процессами.
  • При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
  •  стартовой диагностики;
  •  тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
  •  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Раздел 3

Содержание учебного курса

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов)

Биология как наука. Биология — наука о живых организмах. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Вводный мониторинг.

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: структурированность, целостность, клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость, движение, размножение, их проявление у растений, животных, грибов и растений. Разнообразие биологических наук. Методы изучения живых организмов: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Клетка — элементарная единица живого. Главные части клетки: наружная мембрана, цитоплазма и ядро. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества:белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы:

Знакомство с оборудованием для научных исследований. (Л\р №1);

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. (Л\р №2);

Устройство ручной лупы и светового микроскопа и правила работы с ними. (Л\р №3);

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах) (Л\р № 4);

Строение клеток кожицы чешуи лука. (Л\р № 5);

Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.(Л\р №6);

Исследование физических явлений и наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка). (Л\р №7)

Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 часов.)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов на Земле. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Вид. Основные царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Строение шляпочных грибов. Грибы-паразиты.Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

Высшие споровые растения (мхи, папоротники), отличительные особенности и многообразие.

Отдел голосеменные, отличительные особенности и многообразие.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство Животные. Общее знакомство с животными. Многообразие животных. Среды обитания животных. Значение животных в природе и жизни человека.

Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитанияих, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Демонстрации:

Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.

Лабораторные и практические работы:

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений своей местности (в т.ч.редких и охраняемых видов) с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев и др.) (Пр.раб. №1);

Определение (узнавание) наиболее распространенных животных своей местности (в т.ч.редких и охраняемых видов) с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел и др.) (Пр.раб. №2)

Раздел 3 .Среда обитания живых организмов (5часов)

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Растительный и животный мир родного края. Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины—степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы:

Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. (Пр.раб. №3);

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев). (Пр.раб. №4);

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. (Пр.раб. №5).

Раздел 4 . Человек на Земле (6часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрации:

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы:

Измерение своего роста и массы тела с целью определения своего физического развития ( Пр.раб. №6);

Овладение простейшими способами оказания первой медицинской помощи (при кровотечениях, травмах) (Пр.раб. №7)


Раздел №4.

Календарно – тематическое планирование

Дата проведения урока

№ урока

Тема урока

Тип урока. Форма проведения процесса.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Планируемые результаты

Система

контроля

Основные средства обучения, ЭОР

Параграф (или страница учебника)

С начала года

По теме

личностные

метапред-метные

пред-метные

по

плану

Факт

1

1

Введение

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Беседа.

Инструктаж по технике безопасности при работе в биологическом кабинете. Правила пожарной безопасности.

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения.

Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности.

Опрос, вводная диагностика, тест.

Учебник, наглядные пособия, определители, атласы.

1-3 стр.

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

2

1

Что такое живой организм.

Комбинированный.

Лекция.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Наглядный, словесный.

Формировать познавательный интерес

Уметь сопоставлять свойства живых организмов

Знать свойства и основные признаки живого организма

Ответы на вопросы 1-10 стр.11.

Муляжи животных, комнатные растения. Электронное приложение к учебнику.

П. №1, стр. 6-11.

3

2

Наука о живой природе

Урок «открытия» нового знания.

Беседа.

Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой.

Словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формировать навыки осознания ценности живых объектов

Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни.

Знать основные свойства живой природы

Биологический диктант по теме «Признаки живого»

Электронное приложение к учебнику

П. №2, стр. 12-16.

4

3

Методы изучения природы.

Комбинированный.

Беседа.

Индивидуальная, работа в парах, группах.

Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний.

Формировать ответственное отношение к обучению.

Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты.

Знать характеристику методов биологических исследований.

Ответы на вопросы 1-9 стр.22

Плакат «Лабораторное оборудование»

П. №3, стр. 17-22.

5

4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».

Лабораторно-практический урок.

Парная работа.

Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний.

Формировать навыки работы с увеличительными приборами

Уметь работать с увеличительными приборами

Знать устройство светового микроскопа, лупы.

Выполнение упр. 22-25 из рабочей тетради.

Микроскоп

П. №4, стр. 23-26.

6

5

Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Лабораторно-практический урок.

Парная работа.

Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль.

Формировать навыки сравнения живых клеток.

Уметь находить отличия у живых клеток.

Знать основные органоиды клетки.

Ответы на вопросы 1-7 стр.32

Микроскопы, готовые микропрепараты.

П. №5, стр. 27-32.

7

6

Химический состав клетки. Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы».

Лабораторно-практический урок. Парная работа.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в семенах./

Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого.

Уметь работать с наглядным материалом.

Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества.

Выполнение упр.35-39 из рабочей тетради.

Электронное приложение к учебнику.

Семена пшеницы, вода.в стакане, салфетка.

П. №6, стр. 33-38.

8

7

Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ».

Лабораторно-практический урок.

Работа в парах.

Формировать познавательный интерес.

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации.

Знать отличие веществ и явлений.

Ответы на вопросы 40-46 из рабочей тетради.

Модели атомов, магнит, металлические предметы.

П. №7, стр.  39-46.

9

8

Великие естествоиспытатели.

Урок «открытия» новых знаний.

Беседа.

Индивидуальная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником.

Формировать познавательный интерес.

Умение работать с разными источниками биологической информации.

Знать ученых сделавших, открытия.

Сообщения. Разноуровневый контроль знаний.

Портреты К. Линнея, Ч.Дарвина, В.Вернадского и др.

П. №8, стр. 47-50.

УУД: регулятивные (Р).личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П).

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14ч)

Дата

прове

дения

урока

№ УРОКА

Кол-во часов

Тема урока

Тип урока

Форма проведения

Формы организации учебно – познавательной деятельности учащихся

Планируемые

 результаты

Система контроля

Основные

Средства

обучения

Пара

граф

(или страница)

личностные

Метапредметные

предметные

10

1

Как развивалась жизнь на Земле

Урок «открытия» нового знания

Эвристическая беседа

Групповая работа, работа с учебником

Приобретение и первичный контроль знаний

Просмотр фильма

Формировать познавательный интерес

П: Уметь находить закономерности

Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты

Л: умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,

Р: умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности

К: умение слушать и вступать в диалог, работатать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками

Знать этапы развития жизни на Земле

Вопр.№9 стр56 уч;

Тест №1,2 электронное приложение к учебнику

Плакат, мультимедиа, царства живой природы

Интерактивное Задание

http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П.№9

стр.52-56

11

2

Разнообразие живого

Урок изучения нового материала,

Индивидуальная, работа с учебником, приобретение знаний и первичный контроль, взаимоконтроль

Просмотр фильма

Формировать этическое отношение к живым организмам

Уметь систематизировать многообразие живого

П: умение давать определениям понятия, классифицировать объекты

Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог

Знать отличия живых организмов друг от друга

Зад в раб тетр.№3,4

Электр.приложение «кто из какого царства»

Плакаты, муляжи, фильм

http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П.№10, стр.57-59

Раздел 2.  Жизнедеятельность организмов

12

3

Бактерии

комбинированный

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа, сообщения учащихся

Приобретение  знаний и первичный контроль

Работа в парах

Формировать познавательный интерес

Уметь дать характеристику, объяснять роль бактерий в природе и жизни человека

П: умение работать с различными источниками информации , преобразовывать ее из одной формы  в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Л: потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К: умение эффективно строить взаимодействие с одноклассниками

Знать особенности строения и жизнедеятельности

Вопр. №1, 4,10 учебника.

Сообщение вопр.№7,8

Таблица «Бактериальная клетка»

Интерактивное задание

http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П.№11, стр60-63

13

4

Грибы

комбинированный

Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль

Формировать познавательный интерес

П: Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Л: уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья

Р: умение организовывать выполнения задания  учителя, развитие навыка самооценки и самоанализа

К : умение работать в составе творческих групп

Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов, их значение  в природе и жизни человека

Вопр.№1,38 учебн.

стр 67

Раб.тетр. таблица «Значение грибов»

Электр.приложение к учебнику тест №1,2

Муляжи, таблицы,

Интерактивное задание

http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П.№12.стр.64-67

 

14

5

Общая характеристика растений. Водоросли.

Комбинированный

Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа

Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением растения»

Просмотр фильма

Формировать познавательный интерес

П: Уметь дать характеристику водорослям

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей

Вопр.№13,6 стр 72

Сообщение (вопр.№10

На стр 72)

Электр. Приложение к учебнику тест №1,2 ,

Плакат, ТСО,

фильм

http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П.№13

Стр69-72

15

6

Мхи

Комбинированный

Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа

Формировать познавательный интерес

П: Уметь дать характеристику мхам, различать

 виды мхов

 Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Знать особенности строения мхов

Вопр.№1,8 стр75;

Сообщение (впр.№9 стр75);

Электр. Приложение к учебнику тест №1,2

Плакат, гербарий

электронное приложение к учебнику

П.№14

Стр73-75

16

7

Папоротники

Комбинированный

Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа

Индивидуальная работа

Просмотр фильма

Формировать познавательный интерес

П: Уметь дать характеристику папоротников Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Знать особенности строения папоротников

Вопр.№3,4,7 стр78

Электр. Приложение к учебнику тест №1,2

Плакат, живое растение

 фильм

http\\filesschjjl-collektion.edu.ruьм

электронное приложение к учебнику

П.№15

Стр.76-78

17

8

Голосеменные растения

Комбинированный

Приобретение и закрепление знаний, беседа , индивидуальная работа и работа с учебником

Формировать познавательный интерес

П: Уметь дать характеристику

голосеменных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Знать особенности строения голосеменных

Вопр.№4

Стр 82;

Сообщение (вопр №6 стр 82)

Раб. Тетрадь   2 задания по выбору учащихся

Плакат, веточки хвойных деревьев, гербарий

Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П№16

Стр79-82

18

9

Покрытосеменные (Цветковые ) растения

комбинированный

Эвристическая беседа, работа с учебником,  работа в парах, первичный контроль знаний

Просмотр фильма

Формировать познавательный интерес

П: Уметь дать характеристику покрытосеменным

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Знать отличительные признаки цветковых растений

Вопр.№1,2,3,4 стр 87

Составить сравнительную таблицу

(вопр №5 стр87)

Электронное приложение к учебнику

Тест №1,2

Плакат, живые растения, гербарий

фильм

http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П№17

Стр83-87

19

10

Значение растений в природе и жизни человека

Урок обобщения и контроля знаний

Индивидуальная работа,  проекты учащихся по заданным темам (презента-ции)

Просмотр фильма

Контроль и углубление знаний

Формирование навыков  поведения в природе

П: Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения

Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям

Л: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках  по отношению к живой природе

Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию

К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

Знать о значении растений в природе и жизни человека

Интерактив «да – нет» (электр.прил. к учебнику)

Задания в рабочей тетради (4 по выбоу учащихся)

Биологический диктант

Фильм, плакаты

электронное приложение к учебнику

П.№18

Стр88-90

20

11

Общая характеристика животных. Простейшие

Урок «открытия» новых знаний

Эвристическая беседа, лабораторная работа «наблюдение за передвижением животных», приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником в парах

Формировать осознание ценности живых объектов

П: Уметь определять простейших

 Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы

Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

Знать отличительные признаки

Вопр. №1,2,3,4,8

Стр93

Электр.прилож тест №1,2

Плакат, микроскопы, культуры водных микроорганизмов

электронное приложение к учебнику

П.№19

Стр91-93

21

12

Беспозвоночные

Комбинированный

Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа

Индивидуальная работа

Просмотр фильма

Формировать осознание ценности беспозвоночных

П: Уметь определять беспозвоночных

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы

Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных

Вопр.№1,2,6,8 стр 96;

Сообщение уч-ся о представителях беспозвоночных (по выбору уч-ся)

Плакат, ТСО, фильм,

Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П.№20

Стр94-96

22

13

Позвоночные

Комбинированный

Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником,

Сообщения учащихся Просмотр фильма

Индивидуальная работа

Формировать осознание ценности позвоночных

П: Уметь находить на плакатах  и систематизировать позвоночных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы

Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение

Вопр.№1,5,6,9 стр 99

Зад.в рабочей тетради (по выбору уч-ся)

Сообщение о представителях позвоночных

Плакаты, фильм и

Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П.№21

Стр97-99

23

14

Значе-

ние животных в природе и жизни челове

ка

Урок обобщения знаний и контроля знаний

Индивидуальная работа,

Контроль знаний, углубление знаний  проекты учащихся по заданным темам (презента-ции)

Формирование   навыков поведения в природе

П: Уметь находить изучаемые объекты в природе

Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям

Л: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках  по отношению к живой природе

Р: умение планировать свою работупри выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию

К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

Знать значение животных в природе и в жизни человека

биологический диктант;

вопр.№1 стр101;

электр.приложение к учебнику интерактив «да – нет»

Плакаты, ТСО

электронное приложение к учебнику

П.№22

Стр100-102

УУД: регулятивные (Р).личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П).

Раздел 3. Среда обитания организмов

Дата

прове

дения

урока

№ УРОКА

Кол-во часов

Тема урока

Тип урока

Форма проведения

Формы организации учебно – познавательной деятельности учащихся

Планируемые

 результаты

Система контроля

Основные

Средства

обучения

Пара

граф

(или страница)

личностные

Метапредметные

предметные

24

1

Среда обитания живых организмов.

Три среды обитания

урок изучения нового материала;

индивидуально-групповой;

проблемно-поисковый.

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению  одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания.

Ответы на вопросы с.108, выполнение тестов.

Таблицы, ЭОР

Пищевая цепь. Задачи на предсказание последствий нарушения экологического равновесия

П.23

25

2

Жизнь на разных материках.

урок изучения нового материала;

индивидуально-групповой;

проблемно-поисковый

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль.

Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.

Р:Развитие навыков оценки и самоанализа.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное.

К: Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах.

Сообщения, ответы на вопросы с.114

Таблицы, ЭОР

П.24

26

3

Природные зоны Земли.

урок изучения нового материала;

индивидуально-групповой;

проблемно-поисковый

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.

Умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П:умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.

Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний

Таблицы, ЭОР

П.25

27

4

Жизнь в морях и океанах.

урок изучения нового материала;

индивидуально-групповой;

проблемно-поисковый

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.

Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах.

Р:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,

развитие навыков оценки и самоанализа

П:умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

П.26

Дата проведения урока

№ урока

Тема урока

Тип урока. Форма проведения процесса.

Планируемые результаты

Система

контроля

Основные средства обучения, ЭОР

Параграф (или страница учебника)

С начала года

По теме

личностные

метапред-метные

пред-метные

Раздел 4.Человек на Земле

28

1

Как человек появился на Земле.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Беседа.

Формирование познавательного интереса

Объяснить место и роль человека в природе.

Знать этапы появления человека на Земле.

Ответы на вопросы.

ТСО

П. №27, стр. 128-134.

29

2

Как человек изменил Землю.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Беседа.

Формирование познавательного интереса и навыков поведения в природе.

Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем.

Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности.

Сообщения, творческие задания.

ТСО

П. .№28, №30, стр. 135-145.

30

3

Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Лекция.

Формирование основ экологической культуры.

Выявить и приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России и Ульяновской области.

Знать растения и животных занесенных в Красную книгу России, нашего региона.

Сообщения, ответы на вопросы

Фильм, плакаты.

П. .№ 29, стр. 140-142.

31

4

Здоровье человека и безопасность жизни

Урок «открытия» нового знания

Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

Знать природную и социальную среду обитания человека.

Ответы на вопросы

Плакат

П. № 31, стр. 146-152.

32

5

Обобщающее повторение

Урок рефлексии

Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее.

Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Наблюдать и описывать явления природы. Представлять результаты своего исследования.

Отчет по экскурсии.

Тетрадь, ручка, пакет.

33

6

Итоговый контроль

Формирование интеллектуальных умений.

Формирование умения видеть проблему.

Анализ и оценка деятельности на уроке.

Итоговая диагностика.

Летнее задание: «Проект «Мое дерево».

34

Резерв времени 2 часа

35

Раздел №5.

    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.  Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

      - Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.

      - Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.

      - Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

 6. Экранно-звуковые средства:  видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

7. Электронно-образовательные ресурсы:

  1. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008.
  1. Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009
  1. 1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009
  1. Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru 

8. Электронно-программное обеспечение:

  1. Компьютер
  2. Презентационное оборудование
  3. Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)
  4. Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках

Приложение 1

Национально –региональный компонент

Богатая история Республики Бурятия  - уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше - вот главная задача и использование на уроках НРК помогут нам в этом. Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с мировой культурой, самобытность, творческая направленность.

Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.

Поэтому изучение краеведения в школьной программе не только нужно, но и необходимо. Считаю наиболее актуально реализовывать национально-региональный компонент на уроках окружающего мира.

При обучении на изучение НРК отводится 10-15% учебного времени, т.е. 6-7 уроков за учебный год или 10-15 минут на каждом уроке. Учитель самостоятельно распределяет часы на изучение НРК в соответствии с изучаемыми разделами, темами.

Изучаются темы, знакомящие с символикой Республики бурятия  и Мухоршибирского  района, растительным и животным миром РБ, Красной книгой РБ и Мухоршибирского района, с реками Республики, природными памятниками нашей республики и т.д.

Представленная программа позволяет углубить изучение истории республики, района, интегрирует в себе следующие предметы: история, география, биология.

В процессе преподавания планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии . При работе над краеведческим материалом рекомендуется использовать атласы и карты РФ, Республики Бурятия ; Красную книгу РБ и Мухоршибирского района.

Основные цели программы:

  1. Дать школьникам начальной школы первичные знания об истории, традициях, национальных праздниках народов, населяющих нашу республику;
  2. Познакомить с достопримечательностями и, что немаловажно, людьми, прославившими родной край.

Использование НРК на уроках способствует:

  1. Обогащению учащихся конкретными знаниями о родном крае.
  2. Формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.
  3. Формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.

Прогнозируемые результаты.

Учащиеся будут знать:

  • экологическую ситуацию в своем селе;
  • исчезающие растения и животные своей местности;
  • правила поведения в природе.

Учащиеся будут уметь:

  • подбирать литературу по теме под руководством учителя и родителей;
  • работать в библиотеке;
  • работать в семейных архивах совместно с родителями;
  • вести наблюдения в природе;
  • выполнять правила поведения в природе;

Учащиеся будут воспитывать в себе:

  • бережное отношение к своему селу, к школе, к природе;
  • чувство гордости за своё село, за успехи своих земляков;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...