Что? Где? Когда?
методическая разработка по биологии (6 класс)
Интеллектуальная игра для знатоков природы "Что? Где? Когда" ( для учащихся 6 кл.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_chto_gde_kogda.docx | 101.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что? Где? Когда?»
Цель:
- активизировать познавательную деятельность, расширить объем природоведческих знаний, формировать навыки овладения правилами игры.
- Развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, любознательность.
- Воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь ее.
- Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.
Ход игры:
- Здравствуйте уважаемые гости и игроки! Желаю вам сегодня отличного настроения и радостных побед.
Мы проводим интеллектуальную игру для знатоков природы «Что? Где? Когда?».
За круглым столом собрались участники игры. Им нужно проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а еще нужно быть внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание:
I. Закрепить изученный материал и проверить, как вы его усвоили, поможет небольшой тест.
Выпишите правильный ответ.
- Питание - это процесс:
а) переваривания пищи;
б) поступление в организм питательных веществ и энергии;
в) образование кислорода и углекислого газа.
- Мертвыми организмами и их остатками питаются:
а) змеи;
б) гиены;
в) мыши
- К паразитам относятся :
а) ворон;
б) блоха;
в) таракан
- Растениями питаются:
а) белки;
б)клещи;
в) совы;
- К хищникам относится:
а) дождевой червь;
б) клещ;
в) лиса;
Ответы. .
1 –б;
2 – б;
3 – б;
4 – а;
5 – в.
- А теперь давайте познакомимся.
I команда –
II команда -
III команда –
IVкоманда-
Раунд 1. «Лесная аптека»
С вами играет доктор Заморочкин. Он предлагает вам несколько вопросов. Каждая команда получает по 2 вопроса, на подготовку дается 1 минута.
Команда 1.
1. Весной организм человека истощается, ему не хватает витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы?
2. Ты простудился. Какие лекарственные растения тебе помогут быстрее избавиться от простуды?
Ответы:
-чай из шиповника, мяты, листья смородины, земляники.
-лук, чеснок, лимон, малина, ромашка
Команда 2.
1. Лист, какого растения прикладывают при ссадинах, при ожогах и укусах насекомых?
2. «Жгучая крапива родится, да в щах пригодится». Почему так говорят в народе, объясните.
Ответы:
- лист подорожника,
- крапива, богата витаминами А,С,К
Команда 3.
1. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль?
2. Какие лекарственные травы помогут тебе избавиться от кашля?
Ответы:
- приложить лист подорожника
- календула, мать - и – мачеха, душица …
Команда 4.
- Рассказать все о грибах
- Почему ядовитые грибы так необходимы животным.
Раунд 2. «Загадки от Лесовика»
В этом секторе вам будет предложено по 2 загадки, на обсуждение этого задания 1 минута.
Команда 1.
- Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко.
- На горе шумит, а под горой молчит.
Ответы:
Лось;
Лес.
Команда 2.
- Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
- За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
Ответы:
Журавли;
Лиса;
Команда 3.
- В воде родилась, а в ней мало бывает.
- Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
Ответы:
Лягушка,
Дерево.
Раунд 3. «Отгадай-ка»
С вами уважаемые знатоки играет пес Артемон. Он прислал вам задание. Оно называется «Отгадай-ка». Каждой команде предлагается по 2 текста описания животного и растения. Догадайтесь, о ком и о чем пойдет речь?
Команда 1.
• Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя пеньки. Являются водными животными и хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег высокий, они живут прямо в норах. А там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, или ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой они селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину. Как называется этот зверь?
• Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нём в народе.
Ответы:
Бобр;
Лютик ядовитый.
Команда 2.
- Сюда под ореховый куст, он пришёл под утро «с жиров». Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру — уснул, не закрыв глаза.
- Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра — бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают лёгкие пушинки.
Ответы:
Заяц;
Одуванчик.
Команда З.
- Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых — просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри — настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрёстками. Кто жители этого «города»?
- Верхняя сторона листьев этого растения — холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя — тёплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок?
Ответы:
Муравьи;
Мать и мачеха.
Раунд 4. Кросс…..
«Петушки распетушились, но подраться не решились» В этом раунде в своих знаниях соревнуются капитаны.
Капитаны бьются в блиц – турнире, кто из капитанов даст больше верных ответов за 1 минуту, столько баллов и получит команда.
Капитан 1 команды.
- У каких деревьев осенью листья красного цвета? (рябина, осина)
- Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
- Какой осенний месяц следует за августом? (сентябрь)
- Сколько ног у паука? ( 8 ног)
- Умываются ли звери? (Да)
- Какие грибы получили названия тех деревьев, под которыми они растут? ( подосиновик, подберезовик)
- Какое ядовитое растение ты знаешь? ( белена, вороний глаз и др.)
Капитан 2 команды.
- Какие ягоды есть полезно? (земляника, малина, смородина и т.д.)
- Назови любое хищное животное?
- Кто на себе свой дом носит? ( улитка)
- У какого растения семена напоминают парашюты? (одуванчик)
- Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушки)
- У каких деревьев вместо листьев иголки? (ель, сосна, кедр и т. д.)
- Почему яркую божью коровку птицы не клюют? ( Она содержит едкую жидкость)
Капитан 3 команды.
- Назовите всеядное животное? (медведь)
- Какой цветок весной появляется из-под снега? (подснежник)
- Назови любое лекарственное растение своей местности?
- Какие ягоды мы собираем в лесу? (малина, черника и т.д.)
- Назови любое насекомое своей местности.
- Назови животных леса, у кого можно встретить рога? (лось, олень, лань)
- Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает свои листья? (лиственница)
Раунд 5. «Загадочный кроссворд»
Умный Журавль приготовил для вас кроссворд. Рассмотрите его ключевое слово «ПРИРОДА», оно поможет вам разгадать кроссворд. Читайте загадки по порядку и вписывайте в клеточки по буквам. За задание по 1 баллу за каждый правильный ответ. Время 2 минуты. Какая команда быстрее.
1. П
2. Р
3. И
4. Р
5. О
6. Д
7. А
1. Нарушает тишину гомон, щебетание.
Это встретили весну гости наши ранние.
2. У какой кисочки на ушах кисточки?
3. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
4. В одежде богатой,
Да сам слеповатый.
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
5. Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает.
6. Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, А только лечит.
7. И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберется в куст — и спит,
Кочерыжку съест — и сыт.
Ответы:
Птицы,
Рысь,
Лиса,
Крот,
Сова,
Дятел,
Заяц.
Раунд 6. «Ребусы»
Веселая компания Зайчат прислала вам на обсуждение, уважаемые знатоки, занимательные ребусы. На обсуждение 1 минута.
Ответы: Волк, Тыква.
Ответы: Канарейка, Заяц.
Ответы: Тигр, Ворона.
Раунд 7. Кто быстрее….
Командам предлагаются вопросы , и в течении 1 минуты отвечают на вопросы , кто больше(оценивание вопросов в 2 балла)
1.1.Крупная нелетающая птица (страус)
2.Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу (верблюд)
3.Ядовитый паук, название которого в переводе означает «Черная смерть» (каракурт)
4.Какое животное дает самое жирное молоко (тюлень, 43%)
5.Как называется Богиня цветов (Флора)
6.Какой плод у пшеницы (зерновка)
7.Какая по цвету птица счастья (синяя)
8.Как называется обувь лошади (подковы)
9.Как называется пчелиный город (пасека)
10.В русской народной сказке волк для ловли рыбы использовал … (хвост)
Раунд 8. Интеллектуальный.
(оценивание вопроса в 5 баллов)
Раунд мы начинаем
И команды приглашаем,
Зададим мы им задачи,
Пожелаем им удачи!
1. «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и как будто живая, движется … в самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет , как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь пора!» - подумал Петро и протянул руку». Что за цветок искал Петро в ночь на Ивана Купалу? (Цветок папоротника, из произведения Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы»
2.Янтарь – одно из удивительнейших созданий природы. Недаром о нем сложены легенды и сказки, написаны поэмы. Что же такое на самом деле янтарь? (Янтарь – окаменевшая смола древних хвойных растений).
3.Многие народы, живущие на Земле, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живет Хозяйка Земли. А вот что поется в русской песне об этом дереве:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Что это за дерево? Объясните, о чем говорится в песне.
(Береза. Люди освещали дома березовыми лучинами; дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы не скрипели; от болезней почек и легких помогает отвар березовых почек; парились березовыми вениками.)
4.Известно, что кровь у человека красного цвета. Тогда почему аристократов называют «Голубой кровью»? (так говорили о людях со светлой кожей, вены которых выглядят голубыми (на фоне светлой кожи), будто по ним течет голубая кровь)
5.Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она в страхе стремилась скрыться от него. Когда же у нее не осталось сил бежать, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: «Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья. Стой вечно зеленым!». Появление какого растения объясняла эта легенда? (появление лавра благородного)
6.Еще древние римляне были неравнодушны к этому цветку. Античные садоводы увеличили число его лепестков с пяти до ста. Среди 25 тысяч современных сортов есть черные, синие, которые пытался вывести еще Гете.
Есть растения с огромными цветками диаметром 24 см. А чем они только не пахнут! Например, свежим сеном, чаем, табаком, корицей, геранью. О каком цветке идет речь? ( о розе)
7.»Около ста лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра), - пишет П.И.Мариковский.
Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало». О каком насекомом идет речь? (вошь)
8.На латинском языке название этого насекомого «сверчок-крот». Чего только оно не умеет: и землю копает, и бегает, и прыгает, и плавает, и летает, и даже поет. Кто это? (медведка)
«Только забавляясь, и учатся»– говорил Анатоль Франс.
Занимательные задачи – лучший способ развития интеллекта. Они учат наблюдать, сравнивать, логически мыслить и развивать.
Раунд 9. Загадки
(оценивание в 3 балла)
1.Имеет гнездо на дереве,
Прыгает и летает по сучьям,
А не птица (белка)
2. Когда я черен – я куслив и проворен,
А лишь покраснею, так и присмерею (рак)
3.Не солнце, не огонь, а светит (свелячок)
4.Избушка нова, жильца нет,
Жилец появится, изба развалится (Яйцо)
5. Кину я не палку, убью не галку,
Ощиплю не перья, съем не мясо (рыба)
6.Выпуча глаза сидит, по французки говорит,
По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает (лягушка)
7. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)
8.Верст под ногами не считал,
По дорогам не езжал,
А за морем бывал (птица)
9.Его мы изредка встречаем на дороге.
Без палки ходит он, безглазый и безногий,
Боится не собак, не кошек, не коров,
А кур и петухов. (червяк)
10. Маленькая, легкая, а за хвост не удержишь. (ящерица)
Подведение итогов игры.
Награждение победителей.
- Урок сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познания, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут,
И помните всегда:
Что без труда, в учебе побед не добиться!
Игра подошла к концу. Все молодцы! Наше жюри подводит итоги, и мы узнаем победителя сегодняшней игры.
Слово жюри.
Награждаются победители, вручается грамоты и памятные подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"
Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики. игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...