Особенности преподавания биологии для обучающихся с задержкой психического развития.
статья по биологии

Сухарникова Ксения Владимировна

В этой статье описаны основные особенности детей с задержкой психического развития, общие правила, которые нужно учитывать при работе с детьми с ЗПР, а так же приведены примеры коррекционно-развивающих упражнений, которые можно использовать на уроках биологии.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_prepodavaniya_biologii.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преподавания биологии для обучающихся с задержкой психического развития.

            В России с каждым годом наблюдается тенденция увеличения числа детей с отклонениями в развитии и поведении. Специальные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что число учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы, составляет 20-30% от общего количества учащихся, а около 70-80% из них нуждается в специальных формах и методах обучения.

            Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) в педагогической, психологической, медицинской литературе употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы — органической или функциональной.

            У детей с задержкой психического развития нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи. Эти дети не являются умственно-отсталыми. Но в то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности. В психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить следующие особенности:

  1. Незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм. Дети с ЗПР часто импульсивны, у них так же может быть повышен уровень тревоги и агрессии;
  2. В речевом развитии – ограниченность словарного запаса, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;
  3. У детей с ЗПР преобладают более простые мыслительные операции, снижен уровень логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;
  4. Снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, снижение способности к непроизвольному запоминанию, преобладание механической памяти;
  5. Не сбалансированная двигательная активность (гиперактивность, гипоактивность). У детей с ЗПР часто наблюдается трудность в овладении двигательными навыками, нарушение координации движения;
  6. Системы анализаторов (в особенности слуховой и зрительный) незрелые, неполноценно развита зрительно-пространственная ориентированность;
  7. У детей с задержкой психического развития наблюдается измененная динамика формирования самосознания, своеобразное построение взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Эти отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью;
  8. Повышена вероятность психопатоподобных проявлений;
  9. Преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствий.

            Все эти особенности сильно влияют на усвоение учебного материала данной категорией учащихся.

Характеристика познавательных функций и учебной деятельности детей 5-9 классов.

            При организации уроков биологии в 5-9 классах нужно учитывать особенности познавательных функций и учебной деятельности детей. Одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности – это недостаточный уровень внимания. Ученики, практически всех возрастных категорий, обучающиеся в 5-9 классах на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 мин. Динамика уровня внимания у детей неодинакова. У одних учеников максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы оно снижается; у других - сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. При утомлении детей так же снижается уровень концентрации внимания. Дети начинают чаще отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал. В результате в знаниях образуются пробелы.

            Для большинства учеников 5-9 классов характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Недостатки памяти заметно тормозят, снижают продуктивность познавательной деятельности на уроках биологии. У большинства учеников память значительно ослаблена: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания. Поэтому эти дети с трудом запоминают тексты, плохо удерживают в уме цель, они быстро забывают изученное. Ученики значительно хуже воспроизводят словесный материал, при этом самостоятельно почти не предпринимают попыток добиться припоминания.

            Успешная деятельность учителя биологии с детьми с задержкой психического развития зависит от применения на уроках особых педагогических технологий, позволяющих найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, провести коррекцию недостатков психического развития ученика в целом. Практика показывает высокую отзывчивость учеников на коррекционную работу.

Особенности преподавания биологии обучающимся с задержкой психического развития.

            Для того, чтобы ученики хорошо усваивали учебный материал по биологии и сам процесс обучения не вызывал дискомфорта у учеников нужно придерживаться следующих правил:

  1. Постоянно поддерживать уверенность в силах ребенка, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определенных усилиях (создание ситуации успеха на уроках);
  2. Каждый урок нужно начинать с организационного момента. Организационный момент очень важен, так как школьникам с задержкой психического развития трудно переключаться с предыдущей деятельности;
  3. Важно создать доверительные отношения со взрослыми. При ведении урока нужно создать максимально спокойную обстановку, атмосферу доброжелательности;
  4. Большой и сложный материал нужно уметь разделять и давать его частями, постепенно, следить за пониманием и усвоением каждой части нового материала;
  5. На уроках использовать разнообразные формы и методы обучения. Это может быть фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа учеников. На уроках целесообразно использовать частую смену деятельности;
  6. При подачи нового учебного материала нужно приводить примеры, связанные с реальной жизнью, это повышает мотивацию к обучению, формирует у детей познавательный интерес, новый материал легче запоминается;
  7. Новый материал ребенком будет лучше усваиваться, если использовать на уроках больше наглядного материала. Это могут быть натуральные объекты природы, изображения, таблицы, схемы, видеофрагменты, презентации и т.д.
  8. Для профилактики переутомления на уроке важно использовать динамические паузы, что дает ребенку возможность отдохнуть;
  9. Для лучшего усвоения нового материала детьми с задержкой психического развития целесообразно важные моменты повторить ребенку несколько раз;
  10. При выполнении ребенком самостоятельного задания не следует его отвлекать на какие-либо дополнения, упражнения, дополнительные инструкции, так как процесс переключения у детей с ЗПР снижен;
  11. Использовать на уроках разные формы проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся;
  12. Наибольший эффект на уроках биологии дают специальные коррекционно-развивающие упражнения. Это могут быть:
  • Карточки-таблицы;
  • Карточки – схемы;
  • Карточки для устного опроса;
  • Карточки – биологический диктант;
  • Упражнения, связанные с тактильно-двигательным восприятием;
  • Карточки с рисунками;
  • Карточки с тестами.

            При составлении плана урока или контрольной работы можно использовать упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления.

  • Упражнение «Запомни и нарисуй».  Оно развивает пространственно-аналитическую деятельность, умение ориентироваться в графических изображениях предметов, повышает внимание, улучшает память.

Примерная карточка с заданием:

Запомни и нарисуй по памяти строение семени однодольного растения. Сделай подписи к рисунку.

  • Упражнение «Найди смысловые связи». Это упражнение развивает и корректирует уровень произвольного внимания, мыслительной деятельности, механической и логической памяти, развивает воображение и интеллект.

Примерная карточка с заданием:

Соедини стрелками термин и соответствующие ему функции.                          

                                       Синтез белка

                Придает форму клетке

Ядро и ядрышко           Размножение клетки

 Передача наследственных признаков

                                       Фотосинтез

  • Упражнение «Четвертый лишний». Это упражнение корректирует развитие концентрации и устойчивости внимания, памяти, повышает уровень логических операций (анализ, обобщение, систематизация)

Примерная карточка с заданием:

Найди лишнее слово:

Ель

Сосна

Осина

Лиственница

             Возможности использования разных заданий на уроках биологии для детей с задержкой психического развития огромны. Выше приведено лишь несколько примеров. Материальная база кабинета биологии позволяет использовать при изучении, практически, каждой новой темы наглядные, дидактические, практические материалы. Результат усвоения детьми с ЗПР изучаемого материала напрямую зависит от нестандартного подхода учителя к планированию урока и его внутренней позиции по отношению к особым детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психических процессов и организация коррекционной работы у обучающихся с задержкой психического развития

В материале отражена специфика развития психических процессов у обучающихся с ЗПР и основные направления коррекционной работы....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и образовательных потребностей ребенка на уровень основного общего образования.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизиологического развития и образовательных потребностей ребенка по учебному предмету &laq...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 класса Матвеева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) на 2023-2024 учебный

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по биологии, 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по биологии, 7 класс...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задержкой психического развития

Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задер...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ учебного предмета «Труд (технология)» для обучающихся 5 – 9 классов

Программа по учебному предмету «Труд (технология)» для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР)  (предметная область «Технология включает пояснительную ...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для обучающегося 5 б класса Рочева Максима (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) – вариант 7 н

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для обучающегося  5Б класса Рочева Максима является приложением к адаптированной основной образовательной программе основного общего ...