Интегрированный урок биологии и физики "Гигиена зрения. Профилактика глазных болезней. Линзы. Оптическая сила линзы".
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Интегрированный урок в 8 классе "Гигиена зрения. Профилактика глазных болезней. Линзы. Оптическая сила линзы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ «Староалександровская СОШ им. Калиева А.М.» Карбанская ООШ им. Неатбакова Х.А.

Учитель биологии и физики: Ярмухаметова Васима Рашитовна

Интегрированный урок биологии и физики

Урок биологии по теме: Гигиена зрения. Профилактика глазных болезней.

Урок физики по теме: Линзы. Оптическая сила линзы.

Производственный ресурс «Областной        офтальмологический диспансер»

Цели для учителя:

  • Обучающая:  обобщить  знания учащихся о зрительном анализаторе.

 Изучить физические понятия: линзы,  виды линз, оптическая сила линз.

  • Развивающие:   развивать познавательный интерес учащихся и умение применять полученные  знания на практике;
  • Воспитательная: создать  условия  для формирования бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Цели для учеников:

  • Повторить строение и функции зрительного анализатора. Виды нарушений зрения.
  • Изучить виды линз.
  • Научиться  определять линзы по форме и виду.
  • Моделировать ситуацию утомления глазодвигательных мышц, при долгой зрительной  нагрузке.

Тип урока: комбинированный.

Методы:    репродуктивный,  проблемный, частично поисковый.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: раздаточный материал, модель хрусталика, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Орг. момент

Здравствуйте! Садитесь! Я говорю вам, здравствуйте! Я желаю вам здоровья.

Слушают учителя

  1. Постановка темы урока и проблемного вопроса.

 На слайде таблица по проверке зрения.

Б: Ребята, обратите внимание, знакомо ли вам это изображение?

Где вы могли увидеть такую таблицу?

Какой анализатор отвечает за зрение?

Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока , если его девиз : «Береги зрение как зеницу ока».

Правильно. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

 Так звучит начало темы урока.

Продолжаем. У всех ли людей зрение бывает в норме?

Чем корректируют проблемы со зрением?

Как,  определить для близоруких или для дальнозорких глаз  предназначены очки?

Ваши мнения различаются, поэтому предлагаем в этом разобраться в процессе урока.

Ученики дают ответы. 

Знакомо.

В поликлинике и во время прохождения медосмотра когда проверяли зрение.

Глаз.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Нет  не у всех.

Очками. Линзами.

Фронтальная работа с классом.

Ответы детей.

  1. Постановка целей урока.

Ф: Определим, что вам нужно знать и уметь для решения этого вопроса. В целях уроках недостает нужных слов,  в кабинете для вас развешены подсказки, выберете из них те которые, вы считаете правильными для их дополнения ( слова подсказки)

Дети формулируют цели на доске.

  1. Актуализация знаний.

Задание №2.

Б: В биологии мы уже  знакомились со строением зрительного анализатора, немного вспомним этот материал: работа в группах по карточкам ( слайд с правильными ответами)

Основываясь на знании анатомического строения глаза,  назовите,  какие функции осуществляют данные части зрительного анализатора? Хрусталик, стекловидное тело.

Учитывая ваши ответы - тема сегодняшнего урока полностью будет звучать так: Гигиена зрения. Профилактика глазных болезней. Линзы. Оптическая сила линзы.

Вот мы только что повторили строение глаза.

Дети работают в группе по карточкам, после проверяют выполнение работы, основываясь на  правильные ответы на слайде.

Результаты в оценочную таблицу.

Участвуют в формировании зрительных образов, т.е. осуществляют оптическую роль.

Открывается остальная часть темы .

  1. Изучение нового материала.

  1. Актуализация знаний из биологии

  1. Практическое задание

  1. Физминутка

  1. Решение проблемной ситуации

  1. Рефлексия

  1. Домашнее задание.

  1. Заключение

Ф: Какой оптический прибор вам напоминает хрусталик?

     Совершенно верно.

В оптике линзы различают по форме и по виду.

 

Вашему вниманию предлагается видеообъяснение, по окончании которого вы заполняете таблицу

   Слайд

Б: давайте вспоминать особенности функционирования глаза.

 Так как хрусталик, роговица и стекловидное тело оптическая система глаза, т.е.   собирающая линза, то она даёт перевёрнутое уменьшенное изображение, и мир мы должны видеть перевёрнутым.

  А что позволяет видеть предметы неперевёрнутыми? давайте  вернемся к нашим подсказкам.

слайд

Б: кроме того, мы не всегда хорошо  можем различать предметы  на разных расстояниях. Все ли из вас достаточно легко смогли прочесть предлагаемые подсказки?

 Это происходит благодаря мышцам, которые присоединяются к хрусталику и, сокращаясь, регулируют его кривизну.

 Как называется процесс, при котором происходит регуляция кривизны хрусталика?

 Правильно.

Ф: Предлагаем провести небольшое практическое задание .

У вас на партах лежит модель хрусталика из поролона. Возьмите ее и представьте, что кисти ваших рук, это мышцы изменяющие кривизну хрусталика. Когда мы переводим взгляд с удаленных предметов на ближние, кривизна хрусталика рефлекторно изменяется, примерно вот так… (учитель просит поднять руки и показать слегка сжатый хрусталик).  Теперь представьте, что вы будете читать или смотреть телевизор, либо работать за компьютером, т.е. долго смотреть на  близкорасположенные предметы.  Мышцы должны сжимать хрусталик. Что вы скажете про свои руки, если я попрошу вас подержать модель хрусталика несколько минут  в сжатом состоянии?

Верно, руки устают. Теперь вы понимаете, как устают глазные мышцы?

 В итоге глаз не справляется с длительным напряжением, хрусталик теряет способность изменять свою кривизну,  нарушается процесс аккомодации.

 Б. Но их можно укреплять и тренировать. Для этого есть специальные упражнения, которые мы выполним.

Я вам предлагаем следующие упражнения для тренировки глазодвигательных мышц: 

Б:  существующие  отклонения в аккомодации, разделяют на близорукость и дальнозоркость. Как будет видеть человек с такими отклонениями?

(слайд 6  )

Ф:  В нашем классе есть дети, у которых существуют такие проблемы со зрением. Например, Мукминова Гульнара

     Какой вид нарушения зрения выявили у тебя врачи?

 Определим какой вид линз можно использовать в очках для близоруких людей?

Для дальнозорких глаз?

 Какую оптическую силу имеют очки с рассеивающими линзами ? Какую оптическую силу имеют очки с собирающими (выпуклыми) линзами.

Как внешне отличить эти линзы?

Б: предлагаем вернуться к ситуации в начале урока, на которую  вы не смогли ответить однозначно. Как теперь вы решите данную ситуацию, и ответите на поставленный вопрос?

 

По данным СЭС у 30% школьников к окончанию школы ухудшается зрение. Правильная разработка правил гигиены зрения помогут вам в дальнейшем сохранить свое зрение.

1 группа- «Разработать правила работы с

компьютером.»

2 группа- Разработать правила чтения книги

3 группа- Разработать правила работы при письме

Рефлексия  « для меня сегодняшний урок…»

Нужно подчеркнуть в таблице фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

  1. §50
                                        2. Заполните таблицу
    Заболевание
    глаз
    Причины
    Признаки
    Меры
    профилактики
                                             

И в завершении урока я хочу прочитать отрывок из сказки «Самое большое богатство»

и постарайтесь уловить её главную мысль.

Один юноша всё время жаловался на свою бедность:

- Как было бы хорошо, если бы у меня было большое богатство. Какой я бедный, у меня ничего нет!

Однажды старый каменотёс услышал эти слова юноши и спросил:

- Чего ты жалуешься? Ведь ты владеешь большим богатством.

- Я владею большим богатством? - удивился юноша, - Где же оно?

- Твои глаза. Что бы ты хотел получить за свои глаза? Много золота?

- Что ты! – в испуге ответил юноша, - Глаза я не отдам ни за какое золото!

- Хорошо, - сказал каменотёс, - Тогда дай отрубить себе руки, и за них ты получишь большие сокровища.

- Нет! Ни за какие сокровища я не отдам своих рук! – вскричал юноша.

- Теперь ты видишь, что ты очень богат, - сказал старый каменотёс, - Так чего же ты жалуешься?

Самое большое богатство человека – это здоровье, и его нельзя купить ни за какие деньги. Ребята, я вам тоже желаю крепкого здоровья.

Спасибо за урок!

Линзу

Смотрят видеоролик и слушают объяснения учителя.

Заполняют таблицу по ходу объяснений.

По слайду проверяем правильность заполнения

Ответы учащихся: нормальное, а не перевёрнутое видение предметов обусловлено их повторным переворачиванием в корковом отделе зрительного анализатора.

Да, нет, потому что…

Аккомодация

Учащиеся выполняют указания учителя.

Мышцы рук начинают уставать.

Очень сильно.

1. «Дуга», 2. «Змейка», 3. «Циферблат». (Слайд)

Дети отвечают

Близорукость,

Двояковогнутая, рассеивающая

Собирающая, выпуклая.

 отрицательную оптическую силу.

Оптическая сила таких линз положительна.

Вогнутые  линзы толще по краям, а выпуклые – в центральной части.

При близорукости используются  линзы толще по краям, при дальнозоркости – в центральной части.

если линзы вогнутые — очки для близоруких. Если линзы выпуклые — очки для дальнозорких.

Работа учащихся мини-группами;

Выступления.

Работают с табличкой по рефлексии

УРОК

Я на уроке

В итоге

  1. Интересно

  1. Работал

1. понял и усвоил  материал

  1. Скучно

2.   ничего не делал

2. узнал новое

  1. Безразлично

3.  помогал другим

3. не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "линзы.Оптическая сила линзы"

урок с использованием Образовательного комплекса "Физика 8" "1С:Образование 4. Дом"...

Урок физики в 8 классе "Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения даваемые линзой"

ФИО (полностью): Беденко Сергей Владимирович  Место работы:  МОУ «Харьковская СОШ» Ровеньского района Белгородской  области  Должность:  учитель...

План-конспект цикла уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.

План-конспект уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Карты заданий к каждой теме....

Линзы. Оптическая сила линзы

презентация по физике на тему "Линзы. Оптическая сила линзы" дляучащихся  класса....

Разработка урока. Линза. Оптическая сила линзы.

Цель урока: сформировать представление о линзах, научить определять тип линз, получить изображения, которые дают линзы, определять оптическую силу линзы....