Рабочая программа
рабочая программа по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана в соответствии
1 Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011);
- Примерной программы основного общего образования по биологии
3.Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
4.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
5.Учебника Самковой В.А., Рокотовой Д.И. «Биология» 5 класс». Учебник входит в федеральный перечень.
Согласно действующему учебному плану МБОУ Локотская СОШ №2 им. Н.Ф. Струченкова 35 ч., неделю-1ч.
По авторской программе 35 ч., 1 ч. в неделю.
Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.
Содержание программы.
Введение.
Величайшее чудо на планете.
1.Человек изучает живую природу.
В поиске ответов на вопросы: Как человек познает мир природы? Биология – наука для всех. Какие научные методы используют биологи? Наблюдение и эксперимент в биологии. С какой целью в биологии используется моделирование. Какое оборудование необходимо биологу? Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели.
2 . По ступеням «Лестницы жизни».
Что такое система. Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке. Биосфера: Как работает система жизнеобеспечения планеты. Экосистемы – живая мозаика планеты. Вид – единица живого мира. Популяция – это «население». Организм, особь, индивид. «Нити жизни»: организм в окружающей среде. Как растут и развиваются организмы? Путешествие в мир клетки. Из каких тканей «сотканы» живые организмы? На границе живого и неживого
3. Жизнь на Земле-явление космическое.
По страницам истории жизни. Следы былых биосфер. Происхождение человека.
Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.
4 Человек и разнообразие жизни на Земле.
Что такое «биологическое разнообразие»? Какая среда необходима человеку? Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? Кто отвечает за Землю?
Тематическое планирование
№ | Наименование тем | Количество часов |
Введение. | 1 | |
1 | Человек изучает живую природу | 8 |
2 | По ступеням «лестницы» жизни | 14 |
3 | Жизнь на Земле – явление космическое | 6 |
4 | Человек и разнообразие жизни на Земле | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем,уроков
| Кол-во часов | Дата | Примеча-ние | ||
план | факт | |||||
1 четверть | 9 | |||||
Введение. | 1 | |||||
1 | Величайшее чудо на планете. | 1 | ||||
1. Человек изучает живую природу | 8 | |||||
2 | В поиске ответов: как человек познает природу? | 1 | ||||
3 | Биология – наука для всех | 1 | ||||
4 | Какие научные методы используют биологи? Практическая работа №1 Измеряем рост. | 1 | ||||
5 | Наблюдение и эксперимент в биологии. Практическая работа №2 Опыт с элодеей. | 1 | ||||
6 | С какой целью в биологии используется моделирование? | 1 | ||||
7 | Какое оборудование необходимо биологу? Лабораторная работа №1.Знакомство с оборудованием для научных исследований | 1 | ||||
8 | Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели | 1 | ||||
9 | Зачётная работа №1 по теме: «Человек изучает живую природу». | 1 | ||||
2 четверть | 7 | |||||
2. По ступеням «лестницы» жизни | 14 | |||||
10 | Что такое система? | 1 | ||||
11 | Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? | 1 | ||||
12 | Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке | 1 | ||||
13 | Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты | 1 | ||||
14 | Экосистемы - живая мозаика планеты | 1 | ||||
15 | Вид – единица живого мира. | 1 | ||||
16 | Популяция - это «население» Практическая работа №3 «Наблюдаем за птицами». Тест за 1 полугодие | 1 | ||||
3 четверть | 10 | |||||
17 | Организм, особь, индивид.Популяция -это «население | 1 | ||||
18 | «Нити жизни»: организм в окружающей среде | 1 | ||||
19 | Как растут и развиваются организмы? | 1 | ||||
20 | Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблём? | 1 | ||||
21 | Из каких тканей «сотканы» живые организмы? Практическая работа №4. Изучаем кожу. | 1 | ||||
22 | На границе живого и неживого: вирусы | 1 | ||||
23 | Контрольная работа №2 по теме: « По ступеням «Лестницы жизни». | 1 | ||||
3. Жизнь на Земле – явление космическое | 6 | |||||
24 | По страницам истории жизни. Практическая работа №5. Изучение мела под микроскопом. | 1 | ||||
25 | Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли | 1 | ||||
26 | Происхождение человека: три взгляда в одну проблему | 1 | ||||
4 четверть | 8 | |||||
27 | Человек разумный - один из миллионов видов организмов | 1 | ||||
28 | Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы | 1 | ||||
29 | Контрольная работа №3 по теме: « Жизнь на Земле – явление космическое.» | 1 | ||||
4. Человек и разнообразие жизни на Земле | 5 | |||||
30 | Что такое «биологическое разнообразие»? Практическая работа №6. Паспорт моего дерева | 1 | ||||
31 | Какая среда необходима человеку? | 1 | ||||
32 | Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? | 1 | ||||
33 | Кто отвечает за Землю? | 1 | ||||
34 | Контрольная работа №4 по теме: «Человек и разнообразие жизни на Земле» | 1 | ||||
35 | Резервное время | 1 |
Литература
1. Самкова В.А., Рокотова Д. И. Биология. 5 класс. Учебник. М.: АКАДЕМКНИГА/ УЧЕБНИК, 2015г.
2. Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева А.М. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5—9 кл.: учебно-методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2015.
3. Самкова В.А., Рокотова Д. И. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. 5 класс.»/ М.: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2015г.
4. Лапшина В.И. Биология. Методическое пособие. 5 класс. / М.: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...