Разнообразие живого 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Козлова Анастасия Сергеевна

Урок соправождаеться презентацией в которой подробно описываються царства живой природы и их основные характеристики.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon raznoobrazie_zhivogo_5_klass.zip2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 10 "Многообразие живых организмов"

Цели урока:

  1. Ознакомление учащихся с царствами живых организмов.
  2. Дать представления о разнообразии живых организмов.
  3. расширить знания школьников по предмету;
  4. развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;
  5. воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Вводная часть.

Организационный момент. (Проверяю готовность детей к уроку)

II. Проверка Д/З.

Дети отвечают на вопросы

  1. Что изучает наука биология?
  2. Что такое природа?
  3. Назовите признаки живых организмов.
  4. Когда началось развитие жизни на Земле? Примерно 3,5 миллиарда лет назад.
  5. А где зародилась жизнь сначала? В воде, а потом на суще.
  6. Что является единицей строения живых организмов?  Клетка.

Дети отвечают на вопросы, взаимно исправляя и дополняя друг друга.

- А как вы думаете живые организмы которые живут на нашей планете все одинаковы? ( Нет, есть различия)

- А кто мне может назвать тему нашего урока? ( Разнообразие живого) слайд 1

- Откройте учебник на стр.  57 и запишите тему урока.

Нас окружает огромный мир живых организмов. Ученые делят их на несколько царств – больших групп. Слайд 2

1.Вирусы

2.Бактерии

3.Простейшие

4. Грибы.

5. Растения.

6. Животные.

Первое царство, с которым мы знакомимся - это царство Вирусов. Слайд 3

Вирусы – это паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках. Вирусы существуют в форме кристаллов (у них нет собственного обмена веществ, размножения и других свойств живого). И вот несколько картинок какие бывают вирусы.

 Второе царство – это Бактерии Слайд 4

На земле существует около 2500 видов этих организмов. Они видны нам только при сильном увеличении. Мир бактерий крайне многообразен, так как они отличаются по форме, по размерам, а главное по той роли, которую они играют в природе. А роль этих микроскопических организмов очень и очень велика. Ученые называют их” санитарами нашей планеты”, ведь благодаря им разрушаются и исчезают с лица Земли умершие организмы.  Бактерии по форме бывают: шаровидные (кокки) , палочковидные (бациллы) , изогнутые (вибрионы) , спиральные (спириллы) , в виде цепочки (стрептококки) , в виде гроздей (стафилококки). Рассмотрите на слайде фотографии и рисунки, на которых они изображены.

Следующие царство - Грибы.    Слайд 5

Конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка... Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики,  дрожжи, которые используют когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около  100 000 видов грибов. Среди грибов есть одноклеточные формы и многоклеточные. ( - Как вы понимаете одноклеточные и многоклеточные?) ( Схема на доске)                      

                                                                   

                                                                   Грибы

                                                                       

                                        Одноклеточные                      Многоклеточные

                      (пеницил,  мукор, дрожжи)       ( масленок, подберезовик, мухомор)                

Грибы тоже играют свою важную роль в природе. И мне хочется повторять вновь и вновь, что лишних организмов в природе – НЕТ!!!

Вашему вниманию представляется одно из самых красивейших царств природы - это царство Растений. Слайд  6

Оно включает в себя 350 000 видов. Я предлагаю вам посмотреть, сравнить и подумать, чем отличаются растения, которые вы видите на слайдах.

Отвечают дети.

Представители царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов.  Так же все растения делятся на деревья ( свои три примера),  кустарники ( свои три примера) и травы.  ( Схема на доске )

Растения

                                                         Деревья           Кустарники           Травы

                                          Лиственные      Хвойные  

 

Слайд 7 Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии - её длина 0,6 мм и ширина 0,33 мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. высота отдельных деревьев достигает 80-100 м. А еще есть растения хищники ( Просмотр ролика растения хищники).

Предлагаю поработать самостоятельно  и составить подобную схему  из слов : хвойные, ландыш, растения, ель, земляника, сосна, цветковые. 2 мин.( слова на доске)

И последнее царство - Царство Животных составляет 1 миллион 500 тысяч видов.

Это самое разнообразное царство, ведь оно так многочисленно. Его представители распространились по всему земному шару.

Каких животных вы знаете?  ( четыре примера ) А чем они питаются? На какие две группы можно разделить животных? Слайд 9

Так же различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные — это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Вот и закончилось наше знакомство с разнообразием живых организмов.

Слайд 10   Но как же разобраться во всем этом разнообразии организмов? И ученый Карл Линей решил распределить систематизировать весь животный мир. ( Записать что такое систематика) задание выполняют 3 минуты.

Рефлексия а теперь давайте подведем итог.

- Кому на уроке было все понятно и интересно встаньте пожалуйста.

- У кого возникли вопросы или что то было не понятно поднимите руки вверх.

III. Домашнее задание: стр. 57-59, вопрос 8. Приготовить сообщение, мини-сочинение о вашем любимом животном. Слайд 11

IV. Заключительная часть урока.

Подошёл к концу наш урок. И в заключении мне хочется сказать, что многообразный мир природы очень хрупок и требует к себе бережного и внимательного отношения людей всех стран.

До свидания! Урок окончен. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – путешествие по теме: «Разнообразие живых организмов» (5 класс)

Данный урок целесообразно проводить в конце изучения природоведения, как урок-путешествие по изученным царствам живых организмов. Презентация поможет ученикам вспомнить и закрепить представителей царс...

урок по ФГОС в 5 классе на тему:Разнообразие живой природы"

Данный урок проводится в соответствии с требованиями ФГОС.Он знакомит учащихся с царствами живой природы.На уроке проводится рефлексия, небольшая практическая работа....

Презентация по биологии в 5 классе " Разнообразие живого"

Презентация по биологии в 5 классе ФГОС  " Разнообразие живого"...

Рабочая программа по предмету «Биология. Разнообразие живых организмов» 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Биология. Разнообразие живых организмов» 7 класс...

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...

Презентация на тему: "Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого."

Разнообразие живой природы.Царства живых организмов. Отличительные признаки живого...

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...