ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
статья по биологии
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
Правдина Наталия Аликовна,
с. Нижняя Быковка,
ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка,
учитель географии и биологии,
Повышение компьютерной грамотности учащихся раскрывает новые возможности для совершенствования образовательного процесса и познавательного потенциала учащихся. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. В ходе занятий могут использоваться различные формы контроля знаний с помощью компьютера – применение интернет -ресурсов. В своей практике я применяю интернет - ресурсы на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока.
Уроки с использованием интернет - ресурсов вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. В учебном процессе компьютер может выполнять сразу несколько функций:
- информационную – служит источником информации;
- коммуникативную – является средством общения;
- развивающую – развивает мыслительную деятельность;
- образовательную – источник знаний;
- контролирующую – контроль и самоконтроль знаний.
На последней функции – контролирующей, я хочу подробнее остановиться.
Для контроля качества знаний на уроках биологии можно применить следующие методические приемы:
- Использование Flash-анимации. Flash-анимация – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала. При проведении урока в компьютерном классе анимации используют для выполнения индивидуальных заданий разной степени сложности: описать процесс или явление, ответить на вопросы к анимации, составить собственные вопросы или опорные конспекты просматриваемой анимации.(http://www.biodom-kta.com/видео-и-флеш-анимации/)
- Использование интерактивных рисунков. Они имеют два режима работы: демонстрационный и тестовый. В демонстрационном режиме интерактивный рисунок можно использовать для контроля знаний как при фронтальной работе с классом, так и при самостоятельной работе учащихся с компьютером. Тестовый режим работы с интерактивным рисунком удобен для индивидуального контроля знаний каждого учащегося. После выполнения задания проводится автоматическая проверка теста. (http://sindeeva.ucoz.ru/load/municipalnyj_uroven/stroenie_shljapochnogo_griba/34-1-0-217 )
- Использование учебных видеофильмов. Учебные видеофильмы дают большие возможности проверки и закрепления знаний. Если перед демонстрацией видеофильма задать учащимися вопросы, на которые они должны будут ответить после его просмотра, то это придаст целенаправленность и возбудит интерес учащихся к теме урока. Кинофрагмент по теме «Водоросли» (http://biology-online.ru/video/rubrics/1-vodorosli.html )
- Использование иллюстраций. На этапе контроля знаний используются рисунки или фотографии без подписей или с частично убранными подписями, чтобы учащиеся восстановили недостающие подписи или прокомментировали тот или иной рисунок, провели сравнение нескольких объектов изучения. (https://ru.pinterest.com/explore/ботанические-иллюстрации-954831259771/)
- Использование онлайн - тестов для проверки знаний по биологии после изучения темы, главы, раздела. (http://onlinetestpad.com/ru-ru/section/biology-8/default.aspx)
При проведении уроков биологии я использую цифровые образовательные ресурсы, созданные для Единой образовательной коллекции (http://school-collection.edu.ru/), ресурсы, размещенные на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/), ресурсы, размещенные на сайте «Открытый колледж» (http://college.ru/), ресурсы сайта «Оригинальная, развлекательная, интерактивная биология в учебной деятельности» (http://www.biologyinmotion.com/), материалы, расположенные на личных сайтах учителей биологии (http://www.biodom-kta.com/видео-и-флеш-анимации/).
Главное, при использовании интернет - ресурсов – соблюдать санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером и не увлекаться чрезмерным использованием компьютера на уроке во вред здоровью ребенка.
Компьютер желательно применять через 5-10 мин после начала урока. Важное значение имеет и дозировка уроков с применением компьютерной техники. В течение недели количество таких уроков для учащихся средних классов не должно превышать 4-6.
Однозначно, что большой объем информации и ее эмоциональная окрашенность увеличивают напряжение, ускоряют темп работы (дети практически не отвлекаются), но в результате возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому не следует злоупотреблять использованием компьютерной техники, необходимо чередовать различные методы и приемы работы. Информационные ресурсы должны использоваться как элементы на уроке. И далеко не все уроки целесообразно проводить с использованием интернет-ресурсов.
Список использованной литературы:
- Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. — 2000. №6.
- Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Школьные технологии. 2004. — №3.
- Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». — М., 2003.
- Золочевская М.В., Рыкова Л.Л. Роль и место компьютера в учебно – воспитательном процессе. — Киев, 2002.
- Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера // Биология в школе. 1995. №6.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
Правдина Наталия Аликовна,
с. Нижняя Быковка,
ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка,
учитель географии и биологии,
Повышение компьютерной грамотности учащихся раскрывает новые возможности для совершенствования образовательного процесса и познавательного потенциала учащихся. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. В ходе занятий могут использоваться различные формы контроля знаний с помощью компьютера – применение интернет -ресурсов. В своей практике я применяю интернет - ресурсы на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока.
Уроки с использованием интернет - ресурсов вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. В учебном процессе компьютер может выполнять сразу несколько функций:
- информационную – служит источником информации;
- коммуникативную – является средством общения;
- развивающую – развивает мыслительную деятельность;
- образовательную – источник знаний;
- контролирующую – контроль и самоконтроль знаний.
На последней функции – контролирующей, я хочу подробнее остановиться.
Для контроля качества знаний на уроках биологии можно применить следующие методические приемы:
- Использование Flash-анимации. Flash-анимация – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала. При проведении урока в компьютерном классе анимации используют для выполнения индивидуальных заданий разной степени сложности: описать процесс или явление, ответить на вопросы к анимации, составить собственные вопросы или опорные конспекты просматриваемой анимации.(http://www.biodom-kta.com/видео-и-флеш-анимации/)
- Использование интерактивных рисунков. Они имеют два режима работы: демонстрационный и тестовый. В демонстрационном режиме интерактивный рисунок можно использовать для контроля знаний как при фронтальной работе с классом, так и при самостоятельной работе учащихся с компьютером. Тестовый режим работы с интерактивным рисунком удобен для индивидуального контроля знаний каждого учащегося. После выполнения задания проводится автоматическая проверка теста. (http://sindeeva.ucoz.ru/load/municipalnyj_uroven/stroenie_shljapochnogo_griba/34-1-0-217 )
- Использование учебных видеофильмов. Учебные видеофильмы дают большие возможности проверки и закрепления знаний. Если перед демонстрацией видеофильма задать учащимися вопросы, на которые они должны будут ответить после его просмотра, то это придаст целенаправленность и возбудит интерес учащихся к теме урока. Кинофрагмент по теме «Водоросли» (http://biology-online.ru/video/rubrics/1-vodorosli.html )
- Использование иллюстраций. На этапе контроля знаний используются рисунки или фотографии без подписей или с частично убранными подписями, чтобы учащиеся восстановили недостающие подписи или прокомментировали тот или иной рисунок, провели сравнение нескольких объектов изучения. (https://ru.pinterest.com/explore/ботанические-иллюстрации-954831259771/)
- Использование онлайн - тестов для проверки знаний по биологии после изучения темы, главы, раздела. (http://onlinetestpad.com/ru-ru/section/biology-8/default.aspx)
При проведении уроков биологии я использую цифровые образовательные ресурсы, созданные для Единой образовательной коллекции (http://school-collection.edu.ru/), ресурсы, размещенные на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/), ресурсы, размещенные на сайте «Открытый колледж» (http://college.ru/), ресурсы сайта «Оригинальная, развлекательная, интерактивная биология в учебной деятельности» (http://www.biologyinmotion.com/), материалы, расположенные на личных сайтах учителей биологии (http://www.biodom-kta.com/видео-и-флеш-анимации/).
Главное, при использовании интернет - ресурсов – соблюдать санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером и не увлекаться чрезмерным использованием компьютера на уроке во вред здоровью ребенка.
Компьютер желательно применять через 5-10 мин после начала урока. Важное значение имеет и дозировка уроков с применением компьютерной техники. В течение недели количество таких уроков для учащихся средних классов не должно превышать 4-6.
Однозначно, что большой объем информации и ее эмоциональная окрашенность увеличивают напряжение, ускоряют темп работы (дети практически не отвлекаются), но в результате возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому не следует злоупотреблять использованием компьютерной техники, необходимо чередовать различные методы и приемы работы. Информационные ресурсы должны использоваться как элементы на уроке. И далеко не все уроки целесообразно проводить с использованием интернет-ресурсов.
Список использованной литературы:
- Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. — 2000. №6.
- Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Школьные технологии. 2004. — №3.
- Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». — М., 2003.
- Золочевская М.В., Рыкова Л.Л. Роль и место компьютера в учебно – воспитательном процессе. — Киев, 2002.
- Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера // Биология в школе. 1995. №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интернет-ресурсов и интернет-технологий во внеурочной деятельности.
В век всеобщей информатизации и компьютеризации работа с интернет-ресурсами и интернет-технологиями получает большое развитие и значение в работе современного учителя. В статье кратко изложены вариант...
"Применение Интернет–ресурсов для изучения и пополнения репертуара учащихся класса фортепиано"
Обращение педагога к интернет – ресурсам помогает ему пополнить и расширить рамки фортепианного репертуара для учащихся младших и средних классов отделения общего фортепиано в детской музыкальной школ...
Применение тестов при обучении математике для контроля знаний, умений и навыков обучающихся
Тест - небольшие стандартизированные задания (вопросы и задачи), с помощью которых проводится психологическое исследование.Существенные признаки тестов и их функции нашли отражение в современных слова...
Применение интернет-ресурсов на уроках русского языка с целью повышения качества знаний учащихся
Современный мир немыслим без новейших цифровых технологий и Интернета, который проник во все сферы нашей жизни, включая образование. Стремление к формированию информационной культуры у будущих выпускн...
Видеоролик фрагмента урока «Контроль знаний обучающихся с применением интернет-ресурса onlinetestpad.com»
Городской конкурс "Лучший видеоурок". Номинация "Методические находки". Обучающий видеоролик, по работе с интернет-ресурсом onlinetestpad.comhttps://drive.google.com/file/d/1q...
Использование Интернет-ресурсов для повышения качества обучения французскому языку.
Список интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении французскому языку....
Доклад «Применение интернет-ресурсов на уроках с целью повышения качества знаний обучающихся»
Информационная эпоха ускоряет темп, и уже, наверное, нет ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы применение. Дидактические свойства Интернета позволяют...