ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
статья по биологии

Правдина Наталия Аликовна

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

 

Правдина Наталия Аликовна,

с. Нижняя Быковка,

ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка,

учитель географии и биологии,

prav.1972@mail.ru

 

   Повышение компьютерной грамотности учащихся раскрывает новые возможности для совершенствования образовательного процесса и познавательного потенциала учащихся. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг  и становится составной частью современного образования. В ходе занятий могут использоваться различные формы контроля знаний с помощью компьютера – применение интернет -ресурсов.  В своей практике я применяю интернет - ресурсы на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока.

   Уроки с использованием интернет - ресурсов вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. В учебном процессе компьютер может выполнять сразу несколько функций:

  • информационную – служит источником информации;
  • коммуникативную – является средством общения;
  • развивающую – развивает мыслительную деятельность;
  • образовательную – источник знаний;
  • контролирующую – контроль и самоконтроль знаний.

  На последней функции – контролирующей, я хочу подробнее остановиться.

  Для контроля качества знаний на уроках биологии можно применить следующие методические приемы:

  1. Использование Flash-анимации. Flash-анимация – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала. При проведении урока в компьютерном классе анимации используют для выполнения индивидуальных заданий разной степени сложности:  описать процесс или явление, ответить на вопросы к анимации, составить собственные вопросы или опорные конспекты просматриваемой анимации.(http://www.biodom-kta.com/видео-и-флеш-анимации/)
  2. Использование  интерактивных рисунков. Они имеют два режима работы: демонстрационный и тестовый. В демонстрационном режиме интерактивный рисунок можно использовать для контроля знаний как при фронтальной работе с классом, так и при самостоятельной работе учащихся с компьютером. Тестовый режим работы с интерактивным рисунком удобен для индивидуального контроля знаний каждого учащегося. После выполнения задания проводится автоматическая проверка теста. (http://sindeeva.ucoz.ru/load/municipalnyj_uroven/stroenie_shljapochnogo_griba/34-1-0-217 )
  3. Использование  учебных видеофильмов. Учебные видеофильмы дают большие возможности проверки и закрепления знаний. Если перед демонстрацией  видеофильма задать  учащимися вопросы, на которые они должны будут  ответить после его просмотра, то это придаст целенаправленность и возбудит интерес учащихся к  теме урока.  Кинофрагмент по теме «Водоросли» (http://biology-online.ru/video/rubrics/1-vodorosli.html )
  4. Использование иллюстраций. На этапе контроля знаний используются рисунки или фотографии без подписей или с частично убранными подписями, чтобы учащиеся восстановили недостающие подписи или прокомментировали тот или иной рисунок, провели сравнение нескольких объектов изучения. (https://ru.pinterest.com/explore/ботанические-иллюстрации-954831259771/
  5. Использование онлайн - тестов для проверки знаний по биологии после изучения темы, главы, раздела. (http://onlinetestpad.com/ru-ru/section/biology-8/default.aspx)

   При проведении уроков биологии я использую цифровые образовательные ресурсы, созданные для Единой образовательной коллекции (http://school-collection.edu.ru/), ресурсы, размещенные на  сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/), ресурсы, размещенные на сайте «Открытый колледж» (http://college.ru/), ресурсы сайта «Оригинальная, развлекательная, интерактивная биология в учебной деятельности» (http://www.biologyinmotion.com/), материалы, расположенные на личных сайтах учителей биологии (http://www.biodom-kta.com/видео-и-флеш-анимации/).

   Главное, при использовании интернет - ресурсов – соблюдать  санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером и не увлекаться чрезмерным использованием компьютера на уроке во вред здоровью ребенка.

   Компьютер желательно применять через 5-10 мин после начала урока. Важное значение имеет и дозировка уроков с применением компьютерной техники. В течение недели количество таких уроков для учащихся средних классов не должно превышать 4-6.

   Однозначно, что большой объем информации и ее эмоциональная окрашенность увеличивают напряжение, ускоряют темп работы (дети практически не отвлекаются), но в результате возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому не следует злоупотреблять использованием компьютерной техники, необходимо чередовать различные методы и приемы работы. Информационные ресурсы должны использоваться как элементы на уроке. И далеко не все уроки целесообразно проводить с использованием интернет-ресурсов.

 Список использованной литературы:

  1. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в информационной  среде. //Школьные технологии. — 2000. №6.
  2. Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Школьные технологии. 2004. — №3.
  3. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». — М., 2003.
  4. Золочевская М.В., Рыкова Л.Л. Роль и место компьютера в учебно – воспитательном процессе. — Киев, 2002.
  5. Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера // Биология в школе. 1995. №6.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

Правдина Наталия Аликовна,

с. Нижняя Быковка,

ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка,

учитель географии и биологии,

prav.1972@mail.ru

   Повышение компьютерной грамотности учащихся раскрывает новые возможности для совершенствования образовательного процесса и познавательного потенциала учащихся. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг  и становится составной частью современного образования. В ходе занятий могут использоваться различные формы контроля знаний с помощью компьютера – применение интернет -ресурсов.  В своей практике я применяю интернет - ресурсы на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока.

   Уроки с использованием интернет - ресурсов вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. В учебном процессе компьютер может выполнять сразу несколько функций: 

  • информационную – служит источником информации;
  • коммуникативную – является средством общения;
  • развивающую – развивает мыслительную деятельность;
  • образовательную – источник знаний;
  • контролирующую – контроль и самоконтроль знаний.

  На последней функции – контролирующей, я хочу подробнее остановиться.

  Для контроля качества знаний на уроках биологии можно применить следующие методические приемы:

  1. Использование Flash-анимации. Flash-анимация – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала. При проведении урока в компьютерном классе анимации используют для выполнения индивидуальных заданий разной степени сложности:  описать процесс или явление, ответить на вопросы к анимации, составить собственные вопросы или опорные конспекты просматриваемой анимации.(http://www.biodom-kta.com/видео-и-флеш-анимации/)
  2. Использование  интерактивных рисунков. Они имеют два режима работы: демонстрационный и тестовый. В демонстрационном режиме интерактивный рисунок можно использовать для контроля знаний как при фронтальной работе с классом, так и при самостоятельной работе учащихся с компьютером. Тестовый режим работы с интерактивным рисунком удобен для индивидуального контроля знаний каждого учащегося. После выполнения задания проводится автоматическая проверка теста. (http://sindeeva.ucoz.ru/load/municipalnyj_uroven/stroenie_shljapochnogo_griba/34-1-0-217 )
  3. Использование  учебных видеофильмов. Учебные видеофильмы дают большие возможности проверки и закрепления знаний. Если перед демонстрацией  видеофильма задать  учащимися вопросы, на которые они должны будут  ответить после его просмотра, то это придаст целенаправленность и возбудит интерес учащихся к  теме урока.  Кинофрагмент по теме «Водоросли» (http://biology-online.ru/video/rubrics/1-vodorosli.html )
  4. Использование иллюстраций. На этапе контроля знаний используются рисунки или фотографии без подписей или с частично убранными подписями, чтобы учащиеся восстановили недостающие подписи или прокомментировали тот или иной рисунок, провели сравнение нескольких объектов изучения. (https://ru.pinterest.com/explore/ботанические-иллюстрации-954831259771/)  
  5. Использование онлайн - тестов для проверки знаний по биологии после изучения темы, главы, раздела. (http://onlinetestpad.com/ru-ru/section/biology-8/default.aspx)

   При проведении уроков биологии я использую цифровые образовательные ресурсы, созданные для Единой образовательной коллекции (http://school-collection.edu.ru/), ресурсы, размещенные на  сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/), ресурсы, размещенные на сайте «Открытый колледж» (http://college.ru/), ресурсы сайта «Оригинальная, развлекательная, интерактивная биология в учебной деятельности» (http://www.biologyinmotion.com/), материалы, расположенные на личных сайтах учителей биологии (http://www.biodom-kta.com/видео-и-флеш-анимации/).

   Главное, при использовании интернет - ресурсов – соблюдать  санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером и не увлекаться чрезмерным использованием компьютера на уроке во вред здоровью ребенка.

   Компьютер желательно применять через 5-10 мин после начала урока. Важное значение имеет и дозировка уроков с применением компьютерной техники. В течение недели количество таких уроков для учащихся средних классов не должно превышать 4-6. 

   Однозначно, что большой объем информации и ее эмоциональная окрашенность увеличивают напряжение, ускоряют темп работы (дети практически не отвлекаются), но в результате возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому не следует злоупотреблять использованием компьютерной техники, необходимо чередовать различные методы и приемы работы. Информационные ресурсы должны использоваться как элементы на уроке. И далеко не все уроки целесообразно проводить с использованием интернет-ресурсов.

 Список использованной литературы:

  1. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в информационной  среде. //Школьные технологии.  2000. №6.
  2. Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Школьные технологии. 2004. — №3.
  3. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». — М., 2003.
  4. Золочевская М.В., Рыкова Л.Л. Роль и место компьютера в учебно – воспитательном процессе. — Киев, 2002.
  5. Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера // Биология в школе. 1995. №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интернет-ресурсов и интернет-технологий во внеурочной деятельности.

В век всеобщей информатизации и компьютеризации работа с интернет-ресурсами и интернет-технологиями получает большое развитие и значение в работе современного учителя. В статье кратко изложены вариант...

Применение тестов при обучении математике для контроля знаний, умений и навыков обучающихся

Тест - небольшие стандартизированные задания (вопросы и задачи), с помощью которых проводится психологическое исследование.Существенные признаки тестов и их функции нашли отражение в современных слова...

Применение интернет-ресурсов на уроках русского языка с целью повышения качества знаний учащихся

Современный мир немыслим без новейших цифровых технологий и Интернета, который проник во все сферы нашей жизни, включая образование. Стремление к формированию информационной культуры у будущих выпускн...

Видеоролик фрагмента урока «Контроль знаний обучающихся с применением интернет-ресурса onlinetestpad.com»

Городской конкурс "Лучший видеоурок". Номинация "Методические находки". Обучающий видеоролик, по работе с интернет-ресурсом onlinetestpad.comhttps://drive.google.com/file/d/1q...

Использование Интернет-ресурсов для повышения качества обучения французскому языку.

Список интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении французскому языку....

Доклад «Применение интернет-ресурсов на уроках с целью повышения качества знаний обучающихся»

Информационная эпоха ускоряет темп, и уже, наверное, нет ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы применение. Дидактические свойства Интернета позволяют...

Примерные вопросы для проведения устного контроля знаний обучающихся по дисциплине "Биология"

Примерные вопросы по учебной дисциплине "Биология" для осуществления устного контроля знаний обучающихся...