Рабочая программа по биологии 8 класс (ФГОС)
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа по биологии для 8 класса (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.docx | 85.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ № 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, Примерных программ основного общего образования, авторской программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных программ под редакцией В. В. Пасечника, г. Москва, издательство «Дрофа», 2016 г, УМК - Авторы: Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев "Биология. Человек"8 класс. изд - во Дрофа, М.: 2018 г.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Согласно действующему ФГОС, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Рабочая программа выполнена на основе нормативно - правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, ч. 2;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1 от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от 24.11.2015 № 81);
4. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, №629 от 07.07.2017г.);
5. Устав МБОУ « ООШ».
6. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Родионово – Несветайского района « Платово-Ивановская основная общеобразовательная школа» (5-9 класс).
7. Учебный план МБОУ « Платово-Ивановская ООШ» на 2019- 2020 учебный год;
8. Календарный учебный график на 2019-2020учебный год МБОУ «Платово-Ивановская ООШ»;
9. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Платово-Ивановская ООШ».
10. Авторские программы "Биология" 5 - 9 классы (УМК "Биология"под редакцией В. В. Пасечника) , изд - во Дрофа", 2016 г.
11. Сборник рабочей программы основного общего образования "Биология. 5 - 9 кл." под редакцией Г. М. Пальдяевой, Москва, изд - во Дрофа, 2016 г.
Рабочая программа реализуется на основе УМК: Колесов Д.В.., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек» Москва «Дрофа» 2016 год.
Основными задачами данного курса являются следующие:
1) Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития.
2) Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.
3) Раскрыть роль человека в природе.
4) Продолжить формировать представление о единстве живой природы
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
5.использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология. Человек» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разно уровневой организацией организма человека. Затем вводится понятие о нервной и эндокринной системах, на последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
В своей рабочей программе я изменила последовательность изучения тем. Изучение нервной и эндокринной системы я перенесла после темы «Строение организма», так как эти системы регулируют работу всех систем органов, поэтому считаю такую последовательность в
изучении более целесообразной. Примерная программа основного общего образования содержит лабораторных работ, все они включены в рабочую программу. Авторская программа под редакцией В. В Пасечника.
При изучении курса биологии в 8 классе прослеживается тесная связь со многими предметами школьного цикла: химия, физика, география, история, ОБЖ, физическая культура.
Рабочая программа рассчитана на 1 год.
Срок реализации программы: 2019 - 2020 учебный год
РАЗДЕЛ № 2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса.
Согласно действующему в школе учебному плану и ФГОС, данная рабочая программа 8 класса предусматривает классно-урочную систему обучения в объеме 2 часа в неделю (69 часов год) .
Срок реализации программы – 1 год.
Годовой календарный план МБОУ «Платово-Ивановская ООШ» на 2018-2019 учебный год с учетом выходных дней предусматривает 34,2 учебные недели, что соответствует 69 часов.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом каникулярных, выходных и дополнительных рабочих дней.
Класс | Количество часов в неделю | Всего часов за учебный год по программе |
5 | 1 | 34 |
6 | 1 | 30 |
7 | 1 | 36 |
8 | 2 | 69 |
9 | 2 | 67 |
Итого за 5 лет изучения курса "Биология" - 236 часов
РАЗДЕЛ № 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом. В 8 классе по биологии Выпускник научится: | |
•характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость; •применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; •использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека. Личностные УУД: • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: – с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; – учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. • Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. • Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать: – риск взаимоотношений человека и природы; – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни. Метапредметные: Регулятивные УУД: • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). • Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. • Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. • В ходе представления проекта давать оценку его результатам. • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»). Познавательные УУД: • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала. • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. Ученик получит возможность научиться: Коммуникативные УУД: • Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. • В дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). • Критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. • Понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Предметные УУД: • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными; • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов; • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку; • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты; • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха; • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; • описывать и использовать приемы оказания первой помощи; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. |
Система уроков ориентирована на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на УМК «Пасечника В. В.: учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2018 г. (Гриф:Рекомендовано МО РФ) ; Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2018 г.
РАЗДЕЛ № 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Биология. Человек
8 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация
Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.
Раздел 3. Строение организма (4 часа)
Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Демонстрация
Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные работы.
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Раздел 4. Нервная система (6 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Демонстрация
Модель головного мозга человека.
Лабораторные и практические работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Раздел 5. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (3 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация
Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.
Раздел 6. Опорно-двигательная система (8 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация
Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при травмах.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Раздел 8. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация
Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемы остановки кровотечений.
Лабораторные и практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку
Раздел 9. Дыхание (5 часов)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация
Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Определение частоты дыхания и жизненного объёма легких
Раздел 8. Пищеварение (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация
Торс человека.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (4 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Обнаружение и устойчивость витамина С.
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции.
Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.
Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация
Рельефная таблица «Строение кожи». Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация
Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств. (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация
Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.
Лабораторные и практические работы
«Изучение изменений работы зрачка»
«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением; обнаружение слепого пятна.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация
Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (1 час)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация
Тесты, определяющие тип темперамента.
Повторение (2 часа)
Формы организации познавательной деятельности
- Фронтальная;
- Групповая;
- Парная;
- Индивидуальная.
Методы и приемы обучения
- Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
- Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
- Поисковый метод;
- Проектный метод
- Игровой метод
- Метод проблемного обучения;
- Метод эвристической беседы;
- Анализ;
- Дискуссия;
- Диалогический метод;
- Практическая деятельность.
Формы контроля:
- тестирование;
- устный контроль;
- самоконтроль;
- выполненные задания в рабочей тетради;
- результаты лабораторных работ;
Содержание контроля:
- знание понятия, термины;
- умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
- умение использовать полученные знания на практике.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии
Оценка теоретических знаний учащихся:
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2»
- основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии или ответ на вопрос не дан.
Оценка практических умений учащихся
- Оценка умений ставить опыты
Отметка «5»:
- правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
- правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
- правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении или полное неумение заложить и оформить опыты.
2. Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
- правильность проведения;
- умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.
Отметка «5»:
- правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.
Отметка «4»:
- правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные признаки; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «3»:
- допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «2»:
- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка выполнения тестовых заданий:
Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 – 100%.
Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 90%.
Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.
Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 50%.
1. Оценка процесса проектной деятельности учащегося
Критерии оценки | Показатели |
2.1. Актуальность | Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата |
2.2. Проблемность | Наличие и характер проблемы в замысле |
2.3. Технологичность | Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность |
2.4. Соответствие объемам учебного времени | Качественное выполнение проекта в определенные сроки |
2.5. Экологичность | Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта |
2.6. Экономичность | Оптимальные затраты на материалы и изготовление |
2.7. Безопасность | Соблюдение правил ТБ |
2.8. Соответствие современному уровню научно-технического прогресса | Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт |
2.9. Содержательность | Информативность, смысловая емкость проекта |
2.10. Разработанность | Глубина проработки темы |
2.11. Завершенность | Законченность работы, доведение до логического окончания |
2.12. Наличие творческого компонента в процессе проектирования | Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д. |
2.13. Коммуникативность (в групповом проекте) | Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д. |
2.14. Самостоятельность | Степень самостоятельности учащихся определяется с помощью устных вопросов к докладчику. |
2. Оценка оформления проекта
Критерии оценки | Показатели |
3.1. Соответствие стандартам оформления | Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии |
3.2. Системность | Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда |
3.3. Лаконичность | Простота и ясность изложения |
3.4. Аналитичность | Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов |
3.5. Дизайн | Композиционная целостность текста, продуманная система выделения. Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков |
3-6. Наглядность | Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей |
3. Оценка защиты (презентации) проекта | |
Критерии оценки | Показатели |
4.1. Качество доклада | Системность, композиционная целостность Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы Краткость, четкость, ясность формулировок |
4.2. Ответы на вопросы | Понимание сущности вопроса и адекватность ответов. Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов Аргументированность, убедительность |
4.3. Личностные проявления докладчика | Уверенность, владение собой Настойчивость в отстаивании своей точки зрения Культура речи, поведения Удержание внимания аудитории Импровизационность, находчивость Эмоциональная окрашенность речи |
РАЗДЕЛ № 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Введение | 2 |
2. | Происхождение человека | 3 |
3. | Строение организма | 4 |
4. | Нервная система | 5 |
5. | Эндокринная система | 3 |
6. | Опорно - двигательная система | 8 |
7. | Внутренняя сред организма | 3 |
8. | Кровеносная и лимфатические системы | 7 |
9. | Дыхание | 5 |
10. | Пищеварение | 6 |
11. | Обмен веществ и энергии | 4 |
12. | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 5 |
13. | Анализаторы. Органы чувств. | 5 |
14. | Высшая нервная деятельность | 6 |
15. | Индивидуальное развитие организма | 1 |
Повторение | 2 |
Итого - 69 часов
Календарно - тематическое планирование по биологии 8 класс (69 часов)
№п\п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока (По плану) | Дата проведения урока ( По факту) | |||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Науки о человеке. Здоровье и его охрана | 1 | 03.09 | П. 1 | |||||||||||||||||||||||||||
2 | Становление наук о человеке | 1 | 06.09 | П. 2 | |||||||||||||||||||||||||||
Глава 2. Происхождение человека (3 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Систематическое положение человека | 1 | 10.09 | П.3 | |||||||||||||||||||||||||||
4 | Историческое прошлое людей | 1 | 13.09 | П. 4 | |||||||||||||||||||||||||||
5 | Расы человека. Среда обитания | 1 | 17.09 | П.5 | |||||||||||||||||||||||||||
Глава 3. Строение организма (4 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Общий обзор организма человека | 1 | 20.09 | П. 6 | |||||||||||||||||||||||||||
7 | Клеточное строение организма | 1 | 24.09 | П. 7 | |||||||||||||||||||||||||||
8 | Ткани Л. Р. №1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» | 1 | 27.09 | П. 7 повторить, п. 8 | |||||||||||||||||||||||||||
9 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция Л. Р №2. «Мигательный и коленный рефлекс» | 1 | 01.10 | Конспект, П. 9 | |||||||||||||||||||||||||||
Глава 4. Нервная система (5часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Значение нервной системы | 1 | 04.10 | П. 43 | |||||||||||||||||||||||||||
11 | Строение нервной системы. Спинной мозг | 1 | 08.10 | П. 44 | |||||||||||||||||||||||||||
12 | Строение головного мозга. Л. Р№ 3 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» | 1 | 11.10 | П. 45 | |||||||||||||||||||||||||||
13 | Функции переднего мозга | 1 | 15.10 | П. 46 | |||||||||||||||||||||||||||
14 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы | 1 | 18.10 | П. 47 | |||||||||||||||||||||||||||
Глава 5. Эндокринная система (3 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Роль эндокринной регуляции | 1 | 22.10 | П. 58 | |||||||||||||||||||||||||||
16 | Функция желез внутренней секреции | 1 | 25.10 | П.59 | |||||||||||||||||||||||||||
17 | Контрольная работа по темам: «Нервная и эндокринная системы» | 1 | 05.11 | Повторить П. 43 - 59 | |||||||||||||||||||||||||||
Глава 6. Опорно-двигательная система (8 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей Л. Р. № 4 «Микроскопическое строение кости» | 1 | 08.11 | П. 10 | |||||||||||||||||||||||||||
19 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей | 1 | 12.11 | П. 11 | |||||||||||||||||||||||||||
20 | Соединения костей | 1 | 15.11 | П.12 | |||||||||||||||||||||||||||
21 | Строение мышц. Обзор мышц человека Л.Р. №5«Мышцы человеческого тела» | 1 | 19.11 | П. 13 | |||||||||||||||||||||||||||
22 | Работа скелетных мышц и их регуляция Л. Р. № 6 «Выявление плоскостопия» | 1 | 22.11 | П. 14 | |||||||||||||||||||||||||||
23 | Нарушения опорно-двигательной системы Л. Р. № 7 «Выявление нарушений осанки» | 1 | 26.11 | П. 15 | |||||||||||||||||||||||||||
24 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | 1 | 29.11 | П. 16 | |||||||||||||||||||||||||||
25. | Контрольная работа теме: «Опорно-двигательная система» | 1 | 03.12 | Повторить конспекты | |||||||||||||||||||||||||||
Глав 7. Внутренняя среда организма (3 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма Л. Р. № 8 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» | 1 | 06.12 | П. 17 | |||||||||||||||||||||||||||
27 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | 1 | 10.12 | П. 18 | |||||||||||||||||||||||||||
28 | Иммунология на службе здоровья | 1 | 13.12 | П. 19 | |||||||||||||||||||||||||||
Глава 8. Кровеносная и лимфатические системы (7 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Транспортные системы организма | 1 | 17.12 | П. 20 | |||||||||||||||||||||||||||
30 | Круги кровообращения | 1 | 20.12 | П. 21 | |||||||||||||||||||||||||||
31 | Строение и работа сердца Л. Р. № 9 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». | 1 | 24.12 | П. 22 | |||||||||||||||||||||||||||
32 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения Л. Р. № 10 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке». | 1 | 27.12 | П. 23 | |||||||||||||||||||||||||||
33 | Гигиена . Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов Л.Р. № 11« Подсчет пульса и А\Д до и после нагрузки». | 1 | 10.01 | П. 25, 26 | |||||||||||||||||||||||||||
34 | Первая помощь при кровотечениях | 1 | 14.01 | П. 25 | |||||||||||||||||||||||||||
35. | Контрольная работа по теме: "Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система" | 1 | 17.01 | Повторить главу 5, 6 | |||||||||||||||||||||||||||
Глава 8. Дыхание (5 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. | 1 | 21.01 | П. 26 | |||||||||||||||||||||||||||
37 | Легкие. Легочное и тканевое дыхание | 1 | 24.01 | П.27 | |||||||||||||||||||||||||||
38 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | 1 | 28.01 | П. 28 | |||||||||||||||||||||||||||
39 | Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Л. Р. №12"Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха" | 1 | 31.01 | П. 29 | |||||||||||||||||||||||||||
40 | Контрольная работа по теме: "Дыхательная система" | 1 | 04.02 | Повторить конспекты | |||||||||||||||||||||||||||
Глава 9. Пищеварение (6 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Питание и пищеварение | 1 | 07.02 | П. 30 | |||||||||||||||||||||||||||
42. | Пищеварение в ротовой полости. Л. Р № 13 "Изучение действия ферментов слюны на крахмал" | 1 | 11.02 | П. 31 | |||||||||||||||||||||||||||
43. | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | 1 | 14.02 | П. 32 | |||||||||||||||||||||||||||
44. | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника | 1 | 18.02 | П. 33 | |||||||||||||||||||||||||||
45. | Регуляция пищеварения | 1 | 21.02 | П. 34 | |||||||||||||||||||||||||||
46. | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | 1 | 25.02 | П. 35 | |||||||||||||||||||||||||||
Глава 10. Обмен веществ и энергии ( 4 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||
47. | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ | 1 | 28.02 | П. 36 | |||||||||||||||||||||||||||
48. | Витамины | 1 | 03.03 | П. 37 | |||||||||||||||||||||||||||
49. | Энергозатраты человека и пищевой рацион Л. Р. № 14 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат» | 1 | 06.03 | П. 38 | |||||||||||||||||||||||||||
50. | Контрольная работа по темам: «Пищеварительная система. Обмен веществ». | 1 | 10.03 | Повторить конспекты | |||||||||||||||||||||||||||
Глава 11. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Выделение | 1 | 13.03 | П. 42 | |||||||||||||||||||||||||||
52. | Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган | 1 | 17.03 | П. 40 | |||||||||||||||||||||||||||
53 | Терморегуляция организма. Закаливание | 1 | 20.03 | П. 41 | |||||||||||||||||||||||||||
54 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | 1 | 31.03 | П. 42 | |||||||||||||||||||||||||||
55 | Контрольная работа по теме: «Выделение. Покровы тела. Терморегуляция» | 1 | 03.04 | Повторить конспекты | |||||||||||||||||||||||||||
Глава 12. Анализаторы. Органы чувств. (5 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Анализаторы | 1 | 07.04 | П. 48 | |||||||||||||||||||||||||||
57. | Зрительный анализатор Л. Р.№ 15«Изучение изменений работы зрачка» | 1 | 10.04 | П. 49 | |||||||||||||||||||||||||||
58 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 1 | 14.04 | П. 50 | |||||||||||||||||||||||||||
59 | Слуховой анализатор | 1 | 17.04 | П. 51 | |||||||||||||||||||||||||||
60 | Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус | 1 | 21.04 | П. 52 | |||||||||||||||||||||||||||
Глава 13. Высшая нервная деятельность (6 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||
61 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | 24.04 | П. 53 | |||||||||||||||||||||||||||
62 | Врожденные и приобретенные программы поведения Л. Р. № 16 «Выработка навыка зеркального письма» | 1 | 28.04 | П. 54 | |||||||||||||||||||||||||||
63 | Сон и сновидения | 1 | 08.05 | П. 55 | |||||||||||||||||||||||||||
64. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | 1 | 12.05 | П. 56 | |||||||||||||||||||||||||||
65. | Воля. Эмоции. Внимание Л. Р. № 17 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в разных условиях» | 1 | 15.05 | П. 57 | |||||||||||||||||||||||||||
66 | Контрольная работа по теме: «Анализаторы. Высшая нервная деятельность» | 1 | 19.05 | Повторить конспекты | |||||||||||||||||||||||||||
Глава 14. Индивидуальное развитие организма (1 час) | |||||||||||||||||||||||||||||||
67 | Жизненные циклы. Размножение и развитие ребенка. Интересы, склонности, способности | 1 | 22.05 | П. 60 - 64 | |||||||||||||||||||||||||||
Повторение (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Промежуточная контрольная работа по биологии за курс 8 класса | 1 | 26.05 | Повторить П. 60 - 64 | |||||||||||||||||||||||||||
69 | Урок обобщения по биологии за курс 8 класса | 1 | 29.05 |
Итого - 69 часов
РАЗДЕЛ № 6. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
1) ноутбук
2) экран
3) проектор
4) коллекция презентаций
5) коллекция видеоуроков
Методическое обеспечение
Учебно-методическая литература для учащихся
Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Дополнительная литература для учителя:
- Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
- «Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.
- «Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы». – М., Дрофа, 2006.
- «Биология. 8 класс. Книга для учителя». Составитель Спиридонова Н.Ю. - М., Дрофа, 2010.
- «Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.
- Уроки биологии по курсу «Биология. 8 класс. Человек». - М., Дрофа, 2009.
Дополнительная литература для учащихся:
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., Просвещение, 2010.
- Батуев А.С. Загадки и тайны психики. - М., Дрофа, 2010.
- Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М., Дрофа, 2006.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., Просвещение, 1983.
- Каменский А.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Карманный справочник. - М., Дрофа, 2010.
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы. - М., Дрофа, 2006.
- Тарасов В.В. Темы курса. Иммунитет. История открытий. - М., Дрофа, 2005.
Наглядные пособия:
.Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
- Модель головного мозга человека.
-Модель почек - Модели сердца
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...