Практическая работа по биологии для 6 класса по теме: "Особенности питания животных"
учебно-методический материал по биологии (6 класс)

Чувашова Ольга Владимировна

Данная практическая работа выполнена в 2 варианта и предназначена для работы над темой "Особенности питания животных" по курсу биологии 6 класса по программе Пасечника. Содержит текст и вопросы, которые позволят учащимся отработать навыки осмысленного чтения и формровать функциональную грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_pitanie_zhivotnyh.docx375.19 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 6 класс

Практическая работа «Особенности питания животных»

Вариант 1.

Задание

1. Внимательно прочитайте текст и изучите иллюстрации.Картинки по запросу жвачные животные рисунок

2. Ответьте на вопросы, поставленные к тексту.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЖВАЧНЫХ

Основным пищевым продуктом для оленей как жвачных парнокопытных млекопитающих служат, прежде всего, молодые побеги. Корм этот очень объёмный и малопитательный. В нём много воды, плохо переваримой клетчатки и очень мало белка (1,7%, в то время как в мясе его 22%, в 13 раз больше). Поэтому олени поедают огромное количество корма.

Олени срывают растительность губами, резцами и похожими на них клыками нижней челюсти. На верхней челюсти резцов и клыков нет. Когда проглоченная пища по пищеводу поступает в многокамерный желудок, она прежде всего попадает в самый объёмный отдел желудка – рубец, в котором начинается переваривание клетчатки под влиянием слюны и обитающих здесь бактерий и простейших. Затем пища попадает из рубца в сетку (название связано с ячеистым строением стенок этого отдела), откуда порциями отрыгивается по пищеводу в ротовую полость.

Наблюдая за оленем, можно видеть, что он всё время жует (отсюда и название всех парнокопытных, кроме свиней и бегемотов, – жвачные). Коренные зубы жвачных имеют широкие плоские поверхности, ими животное перетирает отрыгнутую грубую пищу до состояния жидкой кашицы, после чего снова её заглатывает. На этот раз пища попадает в третий отдел – книжку. Стенки этого отдела имеют многочисленные складки, похожие на листы книги. Здесь заканчивается переваривание клетчатки. Таким образом, для переваривания клетчатки необходимо, чтобы пища последовательно прошла через рубец, сетку и книжку.

Из книжки пищевые массы попадают в последний отдел желудка – сычуг. Это и есть настоящий желудок, предназначенный для переваривания белков корма. Его стенки имеют пищеварительные железы, выделяющие желудочный сок, переваривающий белки пищи. Однако, если бы трава сразу же поступала в сычуг, она не переваривалась бы совершенно.

Вопросы:Картинки по запросу жвачные животные рисунок

2) Каковы особенности пищи жвачных животных? Как они влияют на образ жизни животных?

2) Каковы особенности зубов жвачных животных?

3) Какие отделы образуют желудок жвачного животного? Для чего они предназначены?

4) Объясните, почему возникла необходимость в таком сложном устройстве желудка у жвачных парнокопытных?

5) Какие симбиотические организмы помогают жвачным животным осуществлять процесс пищеварения?

6) Назовите двух представителей жвачных животных, имеющих такой же тип желудка.

Биология 6 класс

Практическая работа «Особенности питания животных»

Вариант 2.

Задание

1. Внимательно прочитайте текст и изучите иллюстрации.

2. Ответьте на вопросы, поставленные к тексту

ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ ЧЕРВИ

Плоские черви – древняя группа животных. Среди них встречаются как свободноживущие, так и паразитические формы. К свободноживущим относятся планария, а к паразитическим – сосальщики и цепни. У свободноживущих червей есть органы чувств – светочувствительные глазки, органы равновесия и осязания. У паразитических специализированные органы чувств отсутствуют. Однако они имеют характерные приспособления для своего образа жизни – крючки, присоски, развитие со сменой хозяев.Картинки по запросу белая планария

Среди паразитических червей наиболее распространены печёночный сосальщик и бычий цепень. Печёночный сосальщик относится к классу Сосальщики. В своём развитии он проходит несколько стадий. Из яиц, попавших в воду, развиваются личинки с ресничками. Они попадают в организм улитки – малого прудовика, которая является промежуточным хозяином червя. Там происходит их превращение в хвостатые личинки. Хвостатые личинки прикрепляются к растениям и превращаются в цисты. Овцы, козы, коровы проглатывают цисты сосальщика и становятся окончательными хозяевами паразита, в организме которых развиваются и размножаются взрослые черви.

 Бычий цепень относится к классу Ленточные черви. Паразитирует цепень в кишечнике человека, который является его окончательным хозяином. Червь состоит из множества члеников, заполненных яйцами с развивающимися зародышами. Яйца попадают во внешнюю среду, а оттуда в организмы коров, пасущихся на лугах. Корова – промежуточный хозяин бычьего цепня. В её организме из яиц развиваются шестикрючные личинки, которые с током крови проникают в мышцы, где превращаются в финны. Употребляя в пищу плохо прожаренное мясо, человек заражается бычьим цепнем. В его кишечнике из финны развивается червь, через некоторое время вырастающий в длину до нескольких метров и способный к размножению.Картинки по запросу бычий цепень

Вопросы:

1) К какому классу животных относят печёночного сосальщика?

2) Приведите доказательства того, что свободноживущие плоские черви более сложноорганизованные организмы, чем паразитические.

3) Кто является окончательным хозяином бычьего цепня?

4) Кто является промежуточным хозяином печёночного сосальщика?

5) Какие особенности строения паразитических плоских червей названы в тексте.7

6) Какие правила нужно соблюдать для профилактики заражения паразитическими плоскими червями? Приведите не менее двух правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные и практические работы по биологии 11 класс

Представлена тематика и подробная инструкция к выполнению  лабораторных и практических работ в 11 классе по биологии, которые соответствуют Федеральному компоненту образовательного стандарт...

Лабораторные и практические работы по биологии 10 класс

Представлена тематика и подробная инструкция к выполнению  лабораторных и практических работ в 10 классе по биологии, которые соответствуют Федеральному компоненту образовательного стандарт...

Лабораторная и практическая работа по биологии 8 класс

Лабораторная и практическая работа по биологии 8 класс...

Практические работы по биологии 8 класс.

Разработки практических  работ по биологии для 8класса по программе Сонина....

Практическая работа по биологии. 11 класс

Практическая работа по биологии. 11 классПрактическая работа "Анализ и оценка последствий деятельности человека в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения" прово...

Практическая работа по биологии 10 класса "Взаимоотношения организмов в биогеоценозе"

Практическая работа по биологии для обучающихся 10 клааса по программе Пономарёвой "Взаимоотношения организмов в биогеоценозе" презставлена в виде презентации...