Рабочие программы
рабочая программа по биологии
Рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс | 180.5 КБ |
пояснительная записка к КТП | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по УМК Н.И.Сонина «Живой организм» 6 класс (1час в неделю).
№ п/п | Тема урока Тип урока | Основные предметные знания | Планируемые результаты | Виды деятельности, форма работы | Формы контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||
Предметные умения: | Метапредметные универсальные действия (УУД): | По плану | По факту | ||||||
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11ч) Тема 1.1. Строение растительной и живой клеток (4 ч) | |||||||||
1 | Введение. Основные свойства живых организмов | Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражение рост, развитие, воспроизводство, движение. | научатся называть основные признаки живых организмов. | познавательные: общеучебные- использовать приёмы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации. Систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему; формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; регулятивные: осуществление учебных действий: отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Выделяют основные признаки живых организмов; работают с учебником. Беседа, составление таблицы, решение проблемных задач. | Фронтальный опрос по теме. | С. 3-4 (читать). Повторить строение растительной и животной клетки. | ||
2 | Строение растительной и животной клетки. | Клетка – элементарная частица живого. Строение прокариотической и эукариотической клеток. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Особенности строения растительной и животной клетки. | научатся называть клеточные структуры клеток и их значение, функции органоидов клетки, отличительные признаки растительной клетки от животной; характеризовать понятия: хлорофилл, хлоропласты, органоиды; | Выделяют основные составляющие клетки, называют особенности растительной клетки, ее отличия от животной. | Индивидуальный опрос. Работа по карточкам | Пар. 1, с. 6-10 вопросы с. 12 № 1-11 (устно), 12-13-письмено. | |||
3 | Лабораторная работа № 1: «Строение клеток живых организмов» | Строение растительной и животной клетки. | знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы; научатся пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; распознавать и описывать клеточные структуры. | познавательные: общеучебные - демонстрировать приемы работы с информацией, систематизировать информацию; логические- подводить итоги работы, делать вывод; коммуникативные: уметь корректно вести диалог; регулятивные: составлять план работы, планировать алгоритм действия, выполнять работу согласно поставленной цели. Личностные умения: осуществлять оценку изучаемого материала. | Выполнение лабораторной работы: рассматривание микропрепаратов, распознавание и описание частей и органоидов клетки. | Письменный отчет о проделанной работе. | Пар. 1, с. 10, вопросы с. 12 № 14,15 (устно). | ||
4 | Деление клеток. Митоз. | Жизненный цикл клетки. Рост, развитие, деление клетки (митоз, мейоз). | научатся распознать и описывать: стадии деления клетки; характеризовать следующие понятия: митоз, хроматиды, называть структуры клетки, участвующие в делении, роль хромосом; мейоз, биологическая роль мейоза. | познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию. Находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, контроль, коррекция, оценка, поиск информации в предложенных источниках Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | Распознавать и описывать стадии деления клеток, работают с картинками учебника. | Индивидуальный опрос | Пар. 2, вопросы с. 16 (устно). | ||
Тема 1.2. Ткани растений и животных (2 ч) | |||||||||
5 | Ткани растений | Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие значение, особенности строения. | давать определение «ткань»; называть основные группы тканей растений и животных; устанавливать соответствие между строением ткани и выполняемыми функциями | познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные Личностные умения: смыслообразование: понимать значение знаний, образования в жизни человека, проявлять желание и стремление учится, делать правильный выбор для себя. | Работа с информационными ресурсами, работа с таблицей, учебником: распознают описывают строение и функции тканей сравнивают разные группы тканей | Индивидуальный опрос | Пар. 3, с. 17-19, вопросы с. 22 № 1-6 (устно) | ||
6 | Ткани животных | Особенности строения и жизнедеятельности тканей животных | Лабораторная работа № 2 «Ткани животных» | Письменный отчет о проделанной работе. | Пар. 3, с. 20-22, вопросы с. 23 № 8-16, № 7, 15,16- письменно | ||||
Тема 1.3. Органы и системы органов (5 ч) | |||||||||
7 | Органы цветковых растений. Корень. | Особенности строения и жизнедеятельности органов, организма. Взаимосвязь клеток, тканей, органов – основа целостности растительного организма. Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений. | научатся, что орган – это обособленная часть организма, выполняющая определенную работу (функцию); типы корней главный, придаточные, боковые; типы корневых систем: мочковатая и стержневая; дыхательные корни, корни подпорки корни прицепки; строение и функции и виды корневой системы; строение и функции корневых волосков; распознать и описывать зоны корня и его функции; сравнивать по заданным критериям типы корневых систем; различать корневые системы однодольных и двудольных | познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы Личностные умения: самоопределение - ориентироваться на качественное получение образования | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами, работа с таблицей, учебником, гербарием, решение проблемных задач | Фронтальный опрос. | Пар. 4, с. 24-26, вопросы с. 36, № 1-6 (устно). | ||
8 | Органы цветковых растений. Побег. | Особенности строения и жизнедеятельности органов, организма. Взаимосвязь клеток, тканей, органов – основа целостности растительного организма | научатся что вегетативными органами высокоразвитого растения являются корень и побег; строение листа; простые и сложные листья; стебель-осевой орган побега; почка-зачаточный побег; листовые и цветочные почки; | Работа с информационными ресурсами, работа с таблицей, учебником: называют части побега, описывают внутреннее строение побега. | Индивидуальный опрос. | Пар. 4, с. 28-31, вопросы с. 37 № 7-8 (устно). | |||
9 | Органы цветковых растений. Цветок и плод | Особенности строения и жизнедеятельности органов, организма. Взаимосвязь клеток, тканей, органов – основа целостности растительного организма | научатся называть органы растительного организма на примере покрытосеменных растений; что цветок – орган полового размножения покрытосеменных растений; строение цветка и его главные части; давать определение понятиям: репродуктивные органы; органы цветкового растения, их роль в жизни растения; многообразие соцветий. | Называют органы цветкового растения. Сравнивают по определенным критериям двудольные и однодольные растения. Составление сравнительной таблицы. | Работа с карточками, рисунками. | Пар. 4, с. 33-36, вопросы с.37 № 9-15, № 15-письменно | |||
10 | Органы и системы органов животных | Особенности строения и жизнедеятельности органов, систем органов животных, их взаимосвязь как основа целостности организма | Научатся- называть системы органов животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции; распознавать и описывать по рисункам строение органов и систем органов насекомых, членистоногих, червей, хордовых; устанавливать соответствие между функциями органов и систем органов, выполняющих данную функцию; объяснить взаимосвязь деятельности дыхательной и кровеносной систем | познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы Личностные умения: самоопределение - ориентироваться на качественное получение образования | Обзорная презентационная лекция, Работа с информационными ресурсами, работа с таблицей, учебником: называют основные органы и системы органов животных, объясняют функции систем органов животных. | Тест. | Пар. 5, вопросы с. 44 (устно) | ||
11 | Организм как единое целое Лабораторная работа №3 «Распознавание органов у растений и животных» | Особенности строения и жизнедеятельности клеток, органов, систем и прочих органов растений и животных, их взаимосвязь как основа целостности организма | должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научат пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснить значение и роль биологических знаний в повседневной жизни и для развития наук; давать определение понятиям «ткань», «орган».; называть особенности строения и функции многоклеточного организма признаки взаимосвязи органов; распознать и описать на таблицах органы и системы органов: Растения и животные – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и среда | познавательные: общеучебные- демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; логические-подводить итог работы, формулировать выводы; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями, опытом межличностной коммуникации;. Уметь корректно вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу Личностные умения: самоопределение- правильно инфицировать себя с позиции школьника; проявлять интеллектуальные и творческие способности | Выполнение лабораторной работы. Работа с информационными ресурсами, таблицами, учебником. | Письменный отчет по проделанной работе | Пар. 6, термины с. 46. | ||
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (23 ч) Тема 2.1. Питание и пищеварение (3 ч) | |||||||||
12 | Особенность питания растительных организмов. Почвенное и воздушное. Фотосинтез. | Понятие «питание». Питание растений: минеральное (почвенное) и воздушное (фотосинтез) | Научатся описывать механизм почвенного питания, механизм фотосинтеза; давать определение «фотосинтез»и образование в его результате углеводов и кислорода. | познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание-осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | Обзорная презентационная лекция, работа с учебником: описывают особенности питания растений, процесс фотосинтеза. | Биологический диктант. | Пар. 7, с. 48-49, вопросы с. 58 № 1-5, № 6-письменно | ||
13 | Питание животных. | Различие организмов по способу питания: травоядные, хищники, трупоядные, симбиониты, паразиты. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение | Научатся понимать, что животные не способны к процессу фотосинтеза и органические вещества получают вместе с пищей; понятия «продуценты», «редуценты», «консументы», «растительноядное животное», «хищник», «паразит», «пищеварение»;. что для всех организмов необходимо поступление энергии из окружающей среды; что источником энергии для жизнедеятельности животного является дыхание. | познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание-осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | Определяют типы питания животных. Называют основные отделы пищеварительной системы. Обосновывает взаимосвязь органов пищеварительной системы. | Фронтальный опрос. | Пар. 7, с. 50-55, вопросы с. 58 № 7-9 (письменно). | ||
14 | Пищеварение и его значение | Пищеварение и его значение. Эволюция пищеварительной системы. | Научатся объяснять различия между понятиями «питание» и «пищеварение», давать определение этим понятиям; выделять сущность сущность биологических процессов: питание животных, пищеварение; процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения. | Называют основные отделы пищеварительных систем животных. | Устный опрос. | Пар. 7, с. 56-57, повторить тему «Питание и пищеварение». | |||
Тема 2.2. Дыхание (2 ч) | |||||||||
15 | Сущность дыхания. Дыхание у животных. | Жизнедеятельность животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания. | Научатся: давать определение понятию «дыхание»; сущности биологических процессов: дыхания. Характеризовать: особенности дыхания у животных; роль дыхания в жизни животных; называть типы дыхания у животных. | познавательные: Общеучебные: организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе; формулировать ответы на вопросы учителя; применять знания при решении биологических задач; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию регулятивные: осуществление учебных действий-отвечать на поставленные вопросы; работать с текстом параграфа и его компонентам; целеполагание - выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Личностные умения: самоопределение - проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала. | Обзорная презентационная лекция. Работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником: определяют сущность процесса дыхания; сравнивают процессы дыхания и фотосинтеза; называют органы растения, участвующие в дыхании растений. Называют типы дыхания животных, органы, участвующие в дыхании животных. | Фронтальный опрос. | Пар. 8, с. 59-62, вопросы с. 63. | ||
16 | Дыхание растений. | Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. | Научатся характеризовать особенности дыхания у растений; описать опыты, подтверждающие дыхание растений, выделять приспособления растений для дыхания; сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания | Тестирование. | Пар. 8, повторить тему «дыхание» | ||||
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 ч) | |||||||||
17 | Передвижение веществ в организме. Передвижение веществ в растениях. | Сосуды, ситовидные трубки, корневые волоски, древесина, луб, сердцевина, корневое давление. | Предметные умения: Научатся называть этапы водообмена у растений; распознавать и описывать растения различных экологических групп; использовать приобретенные знания и умения для выращивания комнатных растений, ухода за ними; описывать сущность и значение процесса переноса веществ в растении | познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание: формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно. Личностные умения: демонстрировать интеллектуальные и творческие способности; самоопределение - осуществлять адекватную позитивную самооценку | Практическая работа № 1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | Фронтальный опрос. Составление отчета о проделанной работе. | Пар. 9, с. 64-65, вопросы с. 69 № 1, 6-9 (устно) | ||
18 | Передвижение веществ в организме животного. | Особенности переноса веществ в организме животного. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа. Кровь, ее составные части. | научатся: характеризовать понятие кровь плазма гемоглобин, гемо лимфа, типы кровеносной системы, вены, артерии, капилляры предсердие желудочек; описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного его значение ; называть органы кровеносной системы ; описывать функции органов кровеносной системы
| Описывают кровообращение млекопитающих, устанавливают связь кровеносной и дыхательной систем. Характеризуют особенности транспорта веществ животных. | Индивидуальный опрос, работа по карточкам. | Пар. 9, с.66-68, вопросы с. 69 № 2-4, № 5 письменно | |||
Тема 2.4. Выделение (2 ч) | |||||||||
19 | Выделение как физиологический процесс живых организмов. | Роль выделения в процессе жизнедеятельности. Продукты выделения у растений. Выделение у животных. | Научатся характеризовать сущность процесса выделения, его значение; особенности процесса выделения у растений и животных Различать органы выделения различных животных и узнавать их на таблицах; находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у животных. | познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно Личностные умения: демонстрировать интеллектуальные и творческие способности; самоопределение - осуществлять адекватную позитивную самооценку | Обзорная презентационная лекция, работа с информационными ресурсами: определяют существенные признаки процесса выделения, определяют его значение в жизнедеятельности живого организма. | Фронтальный опрос. | Пар. 10, вопросы с. 76 (устно). | ||
20 | Обмен веществ в живом организме. | Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ в растительном и животном организме. | Научатся: характеризовать понятие «обмен веществ», сущность процесса обмена веществ у растений и животных, его значение. | Обзорная презентационная лекция, работа с учебником: доказывают, что обмен веществ – важнейший признак живого. | Устный опрос | Пар. 11, вопросы с. 81-82 (устно). | |||
Тема 2.5. Опорные системы (2 ч) | |||||||||
21 | Опорная система растений | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений | Предметные умения: научатся называть значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных; характеризовать понятия кости связки сухожилия, строение кости | познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: ответственное отношение к природе, осознавать необходимости защиты окружающей среды; демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | Обзорная презентационная лекция. Называют и описывают строение опорных систем растений. | Тестирование. | Пар. 12 , читать, вопросы с. 88 № 1,3,4,5 (устно). | ||
22 | Опорные системы животных. | Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно – двигательная система позвоночных | Научатся: называть значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных; характеризовать понятия кости связки сухожилия, строение кости: скелет наружный, внутренний; скелет позвоночных может состоять из кости и хряща; что такое сухожилие; постоянная форма теле поддерживается скелетом; что части скелета могут быть соединены друг с другом подвижно; что наружный скелет – это не только опора, но и защита. | Лабораторная работа № 4: «Разнообразие опорных систем животных». | Письменный отчет по проделанной работе | Пар. 12, вопросы с. 88 № 7-10 (устно), № 2-письмено. | |||
Тема 2.6. Движение (2 ч) | |||||||||
23 | Движение. Значение двигательной активности. | Движение одноклеточных и растительных организмов. Двигательные реакции растений: тропизмы, настии. | Научатся: объяснять роль движений в жизни живых организмов; характеризовать понятие «движение», реснички, жгутик; дать определение понятиям тропизм, настия; принципы устройства жгутиков, ресничек; как движутся одноклеточные животные. | познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу целеполагание - осуществлять постановку учебную задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно. Личностные умения: самоопределение –осознавать значение ответственного отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды | Работа с информационными ресурсами, учебником, терминологией, решение биологических задач. | Фронтальный опрос. | Пар. 13, вопросы с. 99 № 1,2 (устно). | ||
24 | Движение животных в водной и наземной среде | Движение, реснички, жгутик, реактивное движение, хвостовой плавник, плавательные перепонки, крыло. перья, опахало, очин, грудные мышцы | Научатся: объяснять, как движутся одноклеточные и многоклеточные животные, населяющие разные среды обитания; что такое реактивное движение и его способы. Должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научатся пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы. | Лабораторная работа № 5: « Движение инфузории туфельки», «Перемещение дождевого червя». | Письменный отчет по проделанной работе | Пар. 13, вопросы с. 99 № 3-14 (устно). | |||
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч) | |||||||||
25 | Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов | Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. | научатся давать определение понятиям: «раздражимость», «нервная и эндокринная системы»; распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы; называть основные отделы и органы нервной системы; системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; принципы работы нервной системы; типы нервных систем у животных. | познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Сравнивать разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Отстаивать свою позицию; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы; Личностные умения: смыслообразование-понимать значение знаний, образования в жизни человека, проявлять желание и стремление учится, делать правильный выбор для себя: как надо учиться и чему | Работа с информационными ресурсами. Называют и определяют части регуляторных систем. | Устный опрос. | Пар. 14, с. 100-103, вопросы с. 12 № 1-5 (устно). | ||
26 | Координация и регуляция процессов жизнедеятельности позвоночных животных и растений. | Передний мозг, мозжечок, средний мозг, задний мозг, большие и малые полушария головного мозга. | Давать определение раздражимость, нервная и эндокринная системы, строение головного мозга; передний мозг мозжечок; средний мозг; задний мозг; большие и малые полушария головного мозга; распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы | Обзорная презентационная лекция, работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником, терминологией, решение биологических задач. | Фронтальный опрос. | Пар. 14, с.104-105, вопросы с. 12 № 6-8 (устно). | |||
27 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности животных. Ростовые гормоны. | Эндокринная система, железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. | научаться называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; принцип работы эндокринной системы, сравнивать нервную и эндокринную системы и объяснять роль гормонов в процессах регуляции жизнедеятельности организма. | Работа с учебником. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельнеости. | Устный опрос. | Пар. 14, с. 106-109, вопросы с. 12 № 9-14, № 10, 14- письменно | |||
Тема 2.8. Размножение (3 ч) | |||||||||
28 | Размножение и его виды. Бесполое размножение. | Органы размножения. Типы размножения. Половые клетки. Виды бесполого размножения: спорами, прямое деление, вегетативное деление растений. | научаться: давать понятие «размножение», выделять различные типы размножения, отличительные особенности полового и бесполого размножения; отличать опыление от оплодотворения; приводить примеры бесполого размножения растений, размножающихся вегетативно; называть и описывать способы вегетативного размножения. | познавательные: общеучебные: демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы регулятивные: осуществлять учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы; Личностные умения: демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека самоопределение - правильно идентифицировать себя с позиции школьника проявлять интеллектуальные и творческие способности | Практическая работа № 2: «Вегетативное размножение комнатных растений». | Фронтальный опрос. Письменный отчет по проделанной работе | Пар. 15, вопросы с. 118, № 6,9,10-письменно | ||
29 | Половое размножение животных. | Особенности полового размножения животных. Органы полового размножения животных. Оплодотворение. Сперматозоид, яйцеклетка, гаметы. яичники, семенники, гермафродит | научатся различать изученные объекты в природе на таблицах; давать определения понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота; органы полового размножения животных; женские и мужские половые клетки; объяснять преимущества полового размножения по сравнению с бесполым | Обзорная презентационная лекция, работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником, терминологией. Определяют преимущество полового размножения в процессе приспособления живого организма. | Фронтальный опрос. | Пар. 16, вопросы с. 124 (устно). | |||
30 | Половое размножение растений. | Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян | научатся суть чередования бесполого и полового размножения у растений, особенности полового размножения низших и высших растений; давать: определения понятиям: размножение, самоопыление, оплодотворение, спора, заросток, голосеменные и покрытосеменные растения: характеризовать способы опыления и их значение, достоинства и недостатки. Уметь: приводить примеры голосеменных и покрытосеменных растений: называть: значение полового размножения, органы полового размножения растений: описывать: строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения у растений - двойное оплодотворение: использовать: полученные знания для выращивания культурных растений, уход за ними | Называют и описывают части цветка в размножении растений. Делают выводы о биологическом значении цветка, плода, семени. | Устный опрос, работа с карточками. | Пар. 17, вопросы с. 130 (устно). | |||
Тема 2.9. Рост и развитие (3 ч) | |||||||||
31 | Рост и развитие растений. | Рост и развитее растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. | научатся различать изученные объекты в природе на таблицах; давать определения понятиям: индивидуальное развитие; зигота, зародыш; семя, основные способы распространения плодов и семян; распознавать и описывать: на таблицах части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов. Называть: роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян; условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян. Наблюдать: за ростом и развитием растений. Использовать: полученные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними | Познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; логические: осуществлять поиск информации дополняющей и расширяющей представления о цветковых растениях коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы Личностные умения проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала. | Обзорная презентационная лекция, работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником, терминологией. Объясняют особенности роста и развития растений. | Тестирование. | Пар. 18, вопросы с. 135 (устно). | ||
32 | Особенности индивидуального развития животных. | Особенности развития животных. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитее животных. Прямое и непрямое развитие. | научатся различать изученные объекты в природе на таблицах; давать определения понятиям: зигота, бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, прямое и непрямое развитие, этапы развития животных, сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. типы постэмбрионального развития животных, | Практическая работа № 3: « Прямое и непрямое развитие насекомых» | Устный опрос. Письменный отчет по проделанной работе | Пар. 19, вопросы с. 140, № 13-письменно | |||
33 | Организм как единое целое. | Клетка, ткань, орган, система органов, рост, развитие, размножение, жизнедеятельность организмов. | Научаться объяснять сущность взаимосвязи клеток, тканей и органов в организме; устанавливать связи между биологическими процессами, различать изученные объекты | познавательные общеучебные: использовать приемы работы с информцией, выполнять поиск и отбор необходимой информации, систематизировать ее, формулировать проблему; логические: осуществлять поиск информации, расширяющей представления о жизнедеятельности живых организмов; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество. | Называют единицы строения живых организмов. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения органов живого организма и функциями, который он выполняет. | Фронтальный опрос. | Пар. 20, вопросы с. 143. Подготовиться к итоговой контрольной работе. | ||
34 | Итоговая контрольная работа по курсу «Живой организм» | Питание, пищеварение, дыхание, кровообращение, выделение, обмен веществ, нервная система, эндокринная система, ткань, орган. | научаться применять полученные знания в самостоятельной работе, объяснять роль растений и животных в жизни человека. | познавательные: владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу, планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи. Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности, понимать необходимость учения, осознавать свои возможности. | Итоговая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида: - с выбором одного правильного ответа - на соответствие -на заполнение сравнительных таблиц - на нахождение ошибок в приведенном тексте - выполнение задания с развернутым ответом | Пар. 21, повторить термины с. 145. | |||
35 | Обобщение и повторение по теме: «Строение и свойства живых организмов» | Живые организмы, их строение, свойства. Жизнедеятельность живых организмов. | должны уметь различать изученные объекты живой природы, ткани, органы, системы органов; описывать основные процессы жизнедеятельности. | познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: отбор, систематизацию, обобщение; логические – устанавливать причинно-следственые связи; коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий; регулятивные – ориентироваться в содержании и заданиях учебника, тетради. Личностные: владеть способами самоорганизации учебной деятельности, умение ставить цель, планировать учебную деятельность, проводить самооценку. | Объясняют сущность взаимосвязи органов живого организма, принципы его регуляции, а так же взаимосвязь организма с окружающей средой. | Беседа. | Повторить пройденные темы. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 135 с углубленным изучением отдельных предметов» Кировского района г. Казани
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО
БИОЛОГИИ
по УМК Н.И.Сонина «Живой организм» (линейный курс).
с опорой на материал учебника и требованиям ФГОС
6
____________ КЛАСС
35 1
______ час___ в год (____ час___ в неделю)
Программу составила: Анисимова Марина Владимировна, учитель биологии и химии.
Казань
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа биологи 6 класса составлена на основе:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ 17.12.2010 № 1897 (5-8 классы);
- федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных организациях;
За основу рабочей программы взята авторская программа курса биологии под руководством Н.И. Сонина, сборник: «Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г. М. Палядьева. – М.: Дрофа, 2013»
Согласно учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (35 часов в год). Рабочая программа предназначена для изучения биологии по учебнику: Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2013.
Данный курс имеет линейную структуру.
Изучение биологии на базовом уровне на ступени основного общего образования в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе проведения ими наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Планируемые результаты
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
1. Понятия и термины: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «системы органов животного организма», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система».
2. Основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных.
3. Основные черты различия в строении растительной и животной клеток.
4. Что лежит в основе строения всех живых организмов.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
6. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. 5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Содержание программы Биология. Живой организм. 6 класс (35 ч в неделю)
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (9ч)
Тема 1.1. Строение растительной и живой клеток. Клетка — живая система (2 ч)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Деление клеток (1 ч)
Деление — важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление — основа размножения организмов.
Тема 1.2. Ткани растений и животных (2 ч)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторные и практические работы
Ткани живых организмов.
Тема 1.3. Органы и системы органов (4 ч)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.
Лабораторные и практические работы
Распознание органов у растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— понятия и термины: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «системы органов животного организма», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система»;
— основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
— основные черты различия в строении растительной и животной клеток;
— что лежит в основе строения всех живых организмов.
Учащиеся должны уметь:
— показывать на таблицах и определять органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
— исследовать строение основных органов растения;
— показывать составные части побега, основные органы животных;
— описывать строение частей побега, основных органов животных, указывать их значение;
— устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
— исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
— обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выделять в тексте главное;
— ставить вопросы к тексту;
— давать определения;
— формировать первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях;
— работать с биологическими объектами;
— работать с различными источниками информации;
— участвовать в совместной деятельности;
— выявлять причинно-следственные связи.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (23 ч)
Тема 2.1. Питание и пищеварение (3 ч)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация
Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал. Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений.
Тема 2.2. Дыхание (2 ч)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация
Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 ч)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови).
Демонстрация
Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Тема 2.4. Выделение (2 ч)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5. Опорные системы (2 ч)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Демонстрация
Скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы
Разнообразие опорных систем животных.
Тема 2.6. Движение (2 ч)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Лабораторные и практические работы
Движение инфузории, туфельки.
Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)
Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Тема 2.8. Размножение (3 ч)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Демонстрация
Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.
Лабораторные и практические работы
Вегетативное размножение комнатных растений.
Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).
Тема 2.9. Рост и развитие (3 ч)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Демонстрация
Способы распространения плодов и семян; прорастания семян.
Лабораторные и практические работы
Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).
Тема 2.10. Организм как единое целое (1 ч)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Функционирование организма как единого целого, организм — биологическая система.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— понятия и термины: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие».
Учащиеся должны уметь:
— описывать органы и системы, составляющие организмы растений и животных, определять их, показывать на таблицах;
— называть основные процессы жизнедеятельности организмов и объяснять их сущность;
— обосновывать связь процессов жизнедеятельности между собой;
— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
— наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
— исследовать строение отдельных органов организмов, фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— организовывать свою учебную деятельность;
— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
— составлять план работы;
— участвовать в групповой работе (класс, малые группы);
— использовать дополнительную информацию, в том числе ресурсы Интернета;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— составлять план ответа;
— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах;
— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
— формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета;
— развитие навыков обучения;
— формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
— формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
— формирование сознания ценности здорового и безопасного образа жизни;
— осознание значения семьи в жизни человека, уважительного отношения к старшим и младшим товарищам.
Тематическое планирование.
Биология. Живой организм. 6 класс (34ч, 1ч в неделю)
Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности учащихся | Лабораторные работы | Практические работы | ||||||
Раздел 1. Строение живых организмов (11 ч) | ||||||||||
Клетка — живая система | Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток | Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки. Описывают функции основных органоидов клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки. Обосновывают биологическое значение процесса деления клетки | 1 | |||||||
Ткани растений и животных | Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции | Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Называют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей | 1 | |||||||
Органы и системы органов | Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная | Называют части побега. Описывают и сравнивают части побега. Устанавливают связь между строениями и функциями органов. Описывают внутреннее строение частей побега и их функции. Называют основные органы и их системы у животных. Объясняют роль систем органов животных. Обосновывают важность взаимосвязи систем органов организма | 1 | |||||||
Раздел 2. Жизнедеятельность организма (23ч) | ||||||||||
Питание и пищеварение | Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды симбионты, паразиты | Описывают особенности питания растений. Определяют сущность воздушного и почвенного питания. Обосновывают биологическую роль зелёных растений. Определяют тип питания животных. Называют основные отделы пищеварительной системы животных. Обосновывают связь системы органов между собой | ||||||||
Дыхание | Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ с и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов | Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания. Называют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания | ||||||||
Транспорт веществ в организме | Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающие процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови) | Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Устанавливают роль кровеносной системы у животных организмов. Описывают кровообращение млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной и органами кровообращения | 1 | |||||||
Выделение и обмен веществ | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделения у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ | Определяют существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь систем органов организма в процессе обмена веществ. Доказывают, что обмен веществ — важнейший признак живого | ||||||||
Опорные системы | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных | Называют и описывают строение опорных систем растений и животных. Объясняют роль опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывают на взаимосвязь их строения и функций | 1 | |||||||
Движение | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений | Называют и описывают способы движения животных, приводить примеры. Объясняют роль движений в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства двигательной активности растений | 1 | |||||||
Регуляция процессов жизнедеятельности | Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений | Называют и определяют части регуляторных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Описывают реакции растений на изменения в окружающей среде | ||||||||
Размножение | Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян | Определяют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветка, плода и семян | 1 | |||||||
Рост и развитие | Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие | Объясняют особенности роста и развития растений. Описывают этапы индивидуального развития растений. Объясняют особенности развития животных. Сравнивают непрямое и прямое развитие животных организмов. Проводят наблюдение за ростом и развитием организмов | 1 | |||||||
Организм как единое целое | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда | Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения и функциями. Устанавливают взаимосвязь между работой органов и систем органов организма |
Критерии оценки знаний учащихся
УСТНЫЙ ОТВЕТ | ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА | |
«5» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов | 91-100% | Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради. |
«4» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров. | 71-90% | Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради. |
«3» | При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя. | 50-70% | Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное. |
«2» | Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал. | Менее 50% | Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное. |
«1» | Отказ от ответа. | Отказ от выполнения теста. | Отказ от выполнения работы. |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (линейный курс). М.: Дрофа, 2013.
- Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь (линейный курс). М.: Дрофа, 2013.
- Электронное приложение к учебнику: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс (концентрический курс).
Интернет ресурсы:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, http://bio.1september.ru/, http://www.uchportal.ru, http://www.uroki.net, http://kozlenkoa.narod.ru/, http://www.it-n.ru, http://www.rusedu.info, http://festival.1september.ru/, http://www.pedsovet.ru, http://www.alleng.ru/
2. Интернетуроки: http://interneturok.ru/ru, http://www.youtube.com/watch?v=nsF3FzNNP-4, http://videouroki.net/index.php?subj_id=8 http://www.dvduroki.ru/view_urok_podkat.php?idurok=551, http://onlinebiology.ru/
http://www.virtulab.net/- виртуальные лабораторные работы
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Таблицы:
|
|
Мультимедийный материал:
1. Уроки биологии КиМ. Растения,бактерии,грибы. 6 класс.- виртуальная школа Кирилла и Мефодия.-М.,2004.
2. Электронное приложение к учебнику: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс (концентрический курс). М.: Дрофа.2014.
Используемая литература.
1. Биология. 6 класс: рабочая программа по учебнику Н. И. Сонина, В. И. Сониной. УМК «Живой организм»/ авт.-сост. И. В. Константинова.-Волгоград: Учитель, 2014.-51 с.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С.Савинов.-М.:Просвещение, 2011.-342 с.- (Стандарты второго поколения)
3. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Г. М. Палядьева.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2013.-383
Интернет-сайты:
2. http://www.uchportal.ru/load/77-1-0-53959
3. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98684820
4. http://infourok.ru/rabochaya_programma_po_biologii_6_klass-317992.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...