Рабочие программы
рабочая программа по биологии
Рабочие программы по биологии 5 и 6 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._i_ktp_5_klass.doc | 223.5 КБ |
r.p._i_ktp_6_klass_s_datami.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Когалыма Тюменской области ХМАО-Югры
Утверждена приказом директора МАОУ СОШ № 7 г.Когалыма от «______»___________№ _________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет
БИОЛОГИЯ
Уровень реализации программы
Основное общее образование
5 класс
г.Когалым
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010г.), а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012г. по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012г.
Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.
Содержание программы
Биология. Введение в биологию. 5 класс.
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(8 часов)
Введение
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы:
- Устройство светового микроскопа и правила работы с ним (Л\р №1)
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы:
- Строение клеток живых организмов. (Л\р № 2)
- Определение свойств белков, жиров, углеводов.(Л\р №3)
Процессы жизнедеятельности организмов
Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.
Демонстрационные работы:
- Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
- Выделение зелеными листьями в процессе фотосинтеза кислорода.
Раздел 2. Многообразие организмов, их классификации (14 часов.)
Эволюция растений и животных
Как развивалась жизнь на Земле.
Разнообразие живого
Бактерии. Грибы
Царства живой природы: Бактерии, Грибы.
Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы:
- Строение шляпочных грибов. (Л\р № 4)
Демонстрации:
- Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.
Многообразие растительного мира
Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.
Демонстрации:
- Водоросли в аквариуме.
- Листья и споры папоротников.
- Хвоя и шишки голосеменных растений.
- Строение цветкового растения (органы).
Многообразие животного мира
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Раздел 3 .Среда обитания живых организмов (5часов)
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.
Лабораторные и практические работы:
- Особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. (Пр.раб. №1)
Раздел 4 . Человек на Земле (5часов)
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.
Лабораторные и практические работы:
- Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. (Пр.раб. № 2)
Промежуточная аттестация. Обобщение и повторение -3 часа
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.)
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Лабораторные и практические работы | Итоговые работы |
1 | Живой организм: строение и изучение | 8 | 3 | 1 |
2 | Многообразие живых организмов. | 14 | 1 | 1 |
3 | Среда обитания живых организмов. | 5 | 1 | 1 |
4 | Человек на Земле. | 5 | 1 | 1 |
5 | Повторение и закрепление | 3 | 1 | |
Итого | 35 | 6 | 5 |
Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Введение в биологию. 5 класс» (35 ч)
№ урока | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Целевая установка | Понятия | Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС) | Домашнее Задание | Дата проведения | |||||||||||||||
предметные | метапредметные | личностные | план | Факт | |||||||||||||||||||
5б,в,к | 5а | 5и | 5б,в,к | 5а | 5и | ||||||||||||||||||
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов. | |||||||||||||||||||||||
1. | Введение. Что такое живой организм. | 1 | Изучение нового материала | Изучение признаков отличия живого от неживого и основных признаков живого организма | Обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение. | Выделение отличительных признаков живых организмов. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Умение доказывать единство строения растительных и животных организмов. | П.1,ответить на вопросы устно | 3.09.2018 | 4.09.2018 | 7.09.2018 | 3.09.2018 | 4.09.2018 | 7.09.2018 | ||||||||
2. | Наука о живой природе. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология | Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Познавательный интерес к естественным наукам | П.2 Р.Т. | 10.09.18 | 11.09.18 | 14.09.18 | 10.09.18 | 11.09.18 | 14.09.18 | ||||||||
3. | Методы изучения природы. | 1 | Комбинированный | Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений | Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение | Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух | Понимание значимости научного исследования природы | П.3 Р.Т. | 17.09.18 | 18.09.18 | 21.09.18 | 17.09.18 | 18.09.18 | 21.09.18 | ||||||||
4. | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 по теме: «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним». | 1 | Изучение нового материала | Изучение устройств увеличительных приборов | Лупа, микроскоп | Освоение основных правил работы с микроскопом | Познавательные УУД: Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микрскопы). | П.4, Р.Т. | 24.09.18. | 25.09.18 | 28.09.18 | 24.09.18. | 25.09.18 | 28.09.18 | ||||||||
5. | Живые клетки. Лабораторная работа № 2 «Строение клеток живых организмов». | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма | Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточные. | Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов. | П.5 Р.Т. | 1.10.18 | 2.10.18 | 5.10.18 | 1.10.18 | 2.10.18 | 5.10.18 | ||||||||
6. | Химический состав клетки. Лабораторная работа № 3 «Определение свойств белков, жиров, углеводов» | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о химическом составе клеток | Неорганические и органические вещества. | Знание роли химических веществ в жизнедеятельности клетки. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Понимание единства происхождения всех живых организмов. | П.6 Р.Т. | 8.10.18 | 9.10.18 | 12.10.18 | 8.10.18 | 9.10.18 | 12.10.18 | ||||||||
7. | Великие естествоиспытатели. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии | Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский | Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе | П.8 Р.Т. | 15.10.18 | 16.10.18 | 19.10.18 | 15.10.18 | 16.10.18 | 19.10.18 | ||||||||
8. | Контрольная работа по теме: «Живой организм: строение и изучение». | 1 | Контроль знаний | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Живой организм: строение и изучение». | Биология, живые клетки тела, вещества. | Применение полученных знаний в практической работе. | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач. Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей. Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. | Познавательный интерес к естественным наукам | повторение материала | 22.10.18 | 23.10.18 | 26.1018 | 22.10.18 | 23.10.18 | 26.1018 | ||||||||
Раздел 2. Многообразие живых организмов. 14 часов | |||||||||||||||||||||||
9. | Как развивалась жизнь на Земле. | 1 | Изучение нового материала. | Формирование представлений о развитии жизни на Земле. | Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период динозавров. | Знание основных этапов развития жизни на Земле. | Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Понимание этапов формирования жизни на Земле, гипотез возникновения Земли. | П.9 Р.Т. | 12.11.18 | 6.11.18 | 9.11.18 | 12.11.18 | 6.11.18 | 9.11.18 | ||||||||
10. | Разнообразие живого. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения | Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классифи- кации: тип (отдел) – класс –отряд (поря док) – семейство – род – вид | Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Понимание научного значения классификации живых организмов | П.10 Р.Т. | 19.11.18 | 13.11.18 | 16.11.18 | 19.11.18 | 13.11.18 | 16.11.18 | ||||||||
11. | Бактерии. | 1 | Изучение нового материала. | Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы | Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы | Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий. | П.11 Р.Т. | 26.11.18 | 20.11.18 | 23.11.18 | 26.11.18 | 20.11.18 | 23.11.18 | ||||||||
12. | Грибы. Лабораторная работа № 4 «Строение шляпочных грибов» | 1 | Комби- ниро- ванный | Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных. | Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты | Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | П.12 Р.Т. | 3.12.18 | 27.11.18 | 30.11.18 | 3.12.18 | 27.11.18 | 30.11.18 | ||||||||
13. | Растения. Водоросли. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Формирование умений характеризовать основные группы водорослей. | Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые (Покрытосеменные). Водоросли, слоевище. | Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения. Знание строения водорослей. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Осознание важности растений в природе и жизни человека. Понимание роли представителей отдела Водоросли в природе и жизни человека | П.13 Р.Т. | 10.12.18 | 4.12.18 | 7.12.18 | 10.12.18 | 4.12.18 | 7.12.18 | ||||||||
14. | Мхи и папоротники – группа высших споровых растений. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений об особенностях высших споровых растений. | Ризоиды, сфагнум, торф, каменный уголь. | Знание строение мхов и папоротников. Знание признаков отличий мхов и папоротников. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Понимание роли представителей отдела Мхи и Папоротники в природе и жизни человека | П.14,15 Р.Т. | 17.12.18 | 11.12.18. | 14.12.18 | 17.12.18 | 11.12.18. | 14.12.18 | ||||||||
15. | Контрольная работа «Бактерии. Грибы. Водоросли» | 1 | Контроль знаний | Обобщение и систематизация знаний учащихся | Бактерии. Грибы. Растения | Применение полученных знаний в практической работе. | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач. Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей. Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. | Познавательный интерес к естественным наукам | Повторение материала | 24.12.18 | 18.12.18 | 21.12.18 | 24.12.18 | 18.12.18 | 21.12.18 | ||||||||
16. | Голосеменные и покрытосеменные растения - группа высших семенных растений. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений об особенностях высших семенных растений. | Голосеменные растения, пихта, лиственница, сибирская сосна Цветок. плод, семя, покрытосеменные растения | Знание особенностей строения голосеменных растений Знание особенностей строения покрытосеменных растений. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей отдела Голосеменные растения и Покрытосеменные растения в природе и жизни человека | П.17 Р.Т. | 14.01.19 | 25.12.18 | 11.01.19 | 25.12.18 | ||||||||||
17. | Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | Комбинированный. | Формирование представлений о значении растений в природе и хозяйственной деятельности человека | Биологическая защита урожая, сорта растений, лекарственные растения | Знание о существовании сортов культурных растений. Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека. | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека | П.18 Р.Т. | ||||||||||||||
18. | Признаки царства животные. Простейшие. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы | Животные. Простейшие (одноклеточные) животные. Многоклеточные животные. Типы: Кишечнополостные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые | Выделение существенных особенностей представителей царства Животные. Знание основных систематических единиц царства Животные | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека | П.19 Р.Т. | ||||||||||||||
19. | Беспозвоночные животные. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о многообразии беспозвоночных животных. | Многоклеточные, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие. | Знание о типах и представителях беспозвоночных животных. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Представление о видах беспозвоночных животных. | П.20 Р.Т. | ||||||||||||||
20. | Позвоночные животные. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о многообразии позвоночных животных. | Позвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. | Знание о типах и представителях позвоночных животных. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Представление о видах позвоночных животных. | П.21 Р.Т. | ||||||||||||||
21. | Значение животных в природе и жизни человека. | Формирование представлений о значении животных в природе и хозяйственной деятельности человека | Биологическая защита урожая, породы животных, сорта растений, лекарственные растения | Знание о существовании различных пород животных. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека | П.22 Р.Т. | ||||||||||||||||
22. | Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов». | 1 | Контроль знаний | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Многообразие живых организмов». | Систематика, вид, царство, бактерии, грибы, животные, растения. | Применение полученных знаний в практической работе. | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач. Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей. Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. | Познавательный интерес к естественным наукам | Повторение материала | ||||||||||||||
Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 5 часов. | |||||||||||||||||||||||
23. | Три среды обитания.
| 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений об особенностях вод ной, наземно – воздушной и почвенной среды и приспособленности организмов к обитанию в этих средах. | Компоненты природы. Водная, наземно - воздушная, почвенная среда обитания | Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | П.23 Р.Т. | ||||||||||||||
24. | Жизнь на разных материках. | 1 | Изучение нового материала | Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты. | Материки: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Природные условия. Растительный и животный мир материков | Знание матери- ков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о расти- тельном и животном мире каждого материка. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках. | П.24 Р.Т. | ||||||||||||||
25. | Природные зоны. | 1 | Изучение нового материала | Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире природных зон планеты. | Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, саванна, пустыня, влажный тропический лес. | Знание природных зон планеты и их основных природных особенностей. Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных природных зонах. | П.25 Р.Т. | ||||||||||||||
26. | Жизнь в морях и океанах. | 1 | Изучение нового | Формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана | Мировой океан. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин | Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах | П.26 Р.Т. | ||||||||||||||
27. | Контрольная работа по теме: «Среда обитания живых организмов». | 1 | Контроль знаний | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Среда обитания живых организмов». | Применение полученных знаний в практической работе. | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач. Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей. Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. | Познавательный интерес к естественным наукам | повторение материала | |||||||||||||||
Раздел 4. Человек на Земле. 5 часов. | |||||||||||||||||||||||
28. | Как человек появился на Земле. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития. | Антропогенез, эволюция, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец. | Знание основных этапов антропогенеза. Знание характерных особенностей предковых форм Человека разумного. | Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Осознание ответственности отношения к природе | П.28 Р.Т. | ||||||||||||||
29. | Как человек изменил Землю. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы | Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет | Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | Осознание влияния факторов среды на живые организмы | П.29 Р.Т. | ||||||||||||||
30. | Жизнь под угрозой. | 1 | Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны | Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки) | Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе | П.29 Р.Т. | |||||||||||||||
31. | Не станет ли Земля пустыней. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны | Опустынивание. | Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе. | П.30 Р.Т. | ||||||||||||||
32. | Здоровье человека и безопасность жизни. «Оказание первой медицинской помощи пострадавшему» (Пр.раб. № 2) | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья. | Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Первая доврачебная помощь пострадавшему | Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях | П.31 Р.Т. | ||||||||||||||
Раздел 5. Повторение и закрепление 3 часа | |||||||||||||||||||||||
33. | Промежуточная аттестация за курс 5 класса. | 1 | Контроль знаний | Обобщение и систематизация знаний учащихся | Биология, живой организм, признаки живого, клетка | Применение полученных знаний в практической работе. | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач. Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей. Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. | Познавательный интерес к естественным наукам | повторение материала | ||||||||||||||
34. | Мир биологии. Обобщение | 1 | Обобщения | Обобщение знаний за курс 5 класса. | Познавательный интерес к естественным наукам | повторение материала | |||||||||||||||||
35. | Обобщение и повторение изученного за год | 1 | Обобщение | Обобщение и систематизация знаний учащихся | Здоровый образ жизни, химические элементы, физические и химические явления. | повторение материала |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
7. Электронно-образовательные ресурсы:
|
|
|
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Когалыма Тюменской области ХМАО-Югры
Утверждена приказом директора МАОУ СОШ № 7 г.Когалыма от «______»___________№ _________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет
БИОЛОГИЯ
Уровень реализации программы
Основное общее образование
6 класс
г.Когалым
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании в РФ», действующим СанПиН, с учетом основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №7 города Когалыма, а также Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 6 классе, ориентирована на использование учебника:
«Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник /Н.И.Сонин, В.И.Сонина - М.: Дрофа, 2013
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.
Цели обучения:
- Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
Задачи обучения:
- Формирование целостной научной картины мира;
- Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
- Овладение научным подходом к решению различных задач;
- Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно- познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью с печатной основой:
Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2015.- 95с.
Характеристика учебного предмета
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса
В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
- развитие навыков обучения;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
- формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание значения семьи в жизни человека;
- уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- Понимать смысл биологических терминов;
- Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- Знать
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание программы
Биология. Живой организм. 6 класс
(1 час в неделю; всего 35 часов)
Раздел 1: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (12 часов)
Тема 1.1: Чем живое отличается от неживого
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2: Химический состав клеток
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные работы: 1.Определение состава семян растений.
Тема 1.3: Строение растительной и животной клеток
Клетка – элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторные работы: 2.Строение клеток живых организмов.
Тема 1 4: Деление клетки
Деление – важнейшее свойство клеток. Два основных типа деления – митоз и мейоз. Роль хромосом при делении клеток. Одинарный и двойной набор хромосом.
Тема 1.5: Ткани растений и животных
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторная работа: 3 Ткани живых организмов
Тема 1.6: Органы и системы органов
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторные работы: 4 «Строение органов цветковых растений»
Практическая работы № 1 «Органы и системы органов животных»
Тема 1.7. Организм как единое целое
Взаимосвязь клеток, тканей, органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (19 час)
Тема 2.1: Питание и пищеварение Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрации: Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал.
Тема 2.2: Дыхание
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрации: Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3: Передвижение веществ в организме
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови).
Лабораторные работы: 5.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.
Тема 2.4: Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5: Опорные системы
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Лабораторные работы: 6.Строение и свойства костей животных.
Тема 2.6: Движение
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Тема 2.7: Регуляция процессов жизнедеятельности
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Тема 2.8: Размножение
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Проект «Вегетативное размножение комнатных растений»
Тема 2.9: Рост и развитие
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные работы: 7. Прорастание семян.
Тема 2.10: Организм как единое целое
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Раздел 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА. (2часа)
Промежуточная аттестация. Повторение и обобщение. (2 часа)
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Лабораторные и практические работы | Итоговые работы |
1 | Строение и свойства живых организмов | 12 | 5 | 1 |
2 | Жизнедеятельность организма | 19 | 3 | 1 |
3 | Организм и среда | 2 | 1 | |
Итого | 35 | 8 | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ учебного материала по курсу биологии «Живой организм», 6 класс
(1 час в неделю)
№ п\п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Лабораторная работа, контрольная работа | Требования к уровню подготовки | |||||||
6 а | 6к,и | 6б | 6 а | 6к,и | 6б | Метапредметные | Предметные | Личностные | ||||
РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (12 часов) | ||||||||||||
1 | Чем живое отличается от неживого | 4.09.18 | 5.09.18 | 6.09.18 | 4.09.18 | 5.09.18 | 6.09.18 | — уметь работать в парах, самостоятельно исследовать материал учебника, учиться самоконтролю и самооценке. | — знать особенности строения живых и неживых объектов | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук. | ||
2 | Химический состав клетки | 11.09.18 | 12.09.18 | 13.09.18 | 11.09.18 | 12.09.18 | 13.09.18 |
| — уметь работать в парах, самостоятельно исследовать материал учебника, учиться самоконтролю и самооценке. | — знать особенности строения клеток животных. | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук. | |
3 | Органические вещества в растениях. Лабораторная работа №1 «Определение химического состава семян растений» | 18.09.18 | 19.09.18 | 20.09.18 | 18.09.18 | 19.09.18 | 20.09.18 | Лабораторная работа №1 «Определение химического состава семян растений» | — уметь находить информацию, показывать практические умения в ходе выполнения лабораторной работы. | — иметь представление о химическом составе клеток | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | |
4 | Строение растительной и животной клеток | 25.09.18 | 26.09.18 | 27.09.18 | 25.09.18 | 26.09.18 | 27.09.18 | — уметь планировать свою деятельность, добывать и преобразовывать информацию для получения результата. | — знать особенности строения клеток живых организмов | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук. | ||
5 | Клетка – живая система. Лабораторная работа №2 «Строение клеток живых организмов» | 02.10.18 | 03.10.18 | 04.10.18 | 02.10.18 | 03.10.18 | 04.10.18 | Лабораторная работа №2 «Строение клеток живых организмов» | — уметь работать с информацией (сравнение и анализ) для получения результата, научиться работать с микроскопом и микропрепаратами, показывать навыки владения общеучебными действиями. | — иметь представление о клетках расти- тельных тканей, особенностях их строения и функциях. | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук. | |
6 | Деление клетки | 09.10.18 | 10.10.18 | 11.10.18 | 09.10.18 | 10.10.18 | 11.10.18 | — уметь работать с различными источниками информации, работать с микроскопом и микропрепаратами, показывать навыки владения общеучебными действиями. | — иметь представление о делении клеток, особенностях их строения и функциях. | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | ||
7 | Ткани растений и животных. Лабораторная работа №3 «Ткани живых организмов» | 16.10.18 | 17.10.18 | 18.10.18 | 16.10.18 | 17.10.18 | 18.10.18 | Лабораторная работа №3 «Ткани живых организмов» | — уметь работать с информацией, работать с натуральными объектами, микроскопом и лупами, показывать навыки владения общеучебными действиями. | — определять ткани растений, знать их осовные типы | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | |
8 | Органы цветковых растений | 23.10.18 | 24.10.18 | 25.10.18 | 23.10.18 | 24.10.18 | 25.10.18 | — уметь самостоятельно устанавливать аналогии и причинно-следственные связи для получения результата, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям | — создать представление о сложных органах растений | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук. | ||
9 | Лабораторная работа № 4 «Строение органов цветковых растений» | 06.11.18 | 07.11.18 | 08.11.18 | 06.11.18 | 07.11.18 | 08.11.18 | Лабораторная работа № 4 «Строение органов цветковых растений» | ||||
10 | Органы и системы органов животных | 13.11.18 | 14.11.18 | 15.11.18 | 13.11.18 | 14.11.18 | 15.11.18 | — уметь находить необходимую информацию, структурировать знания, осуществлять действия с природными объектами согласно поставленной за- даче, взаимодействовать с товарищами в процессе работы. | — определять системы органов и составляющие их органы. | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук. | ||
11 | Практическая работа № 1 «Органы и системы органов животных» | 20.11.18 | 21.11.18 | 22.11.18 | 20.11.18 | 21.11.18 | 22.11.18 | Практическая работа № 1 «Органы и системы органов животных» | — уметь применять смысловое чтение для извлечения информации, показывать навыки владения логическими универсальными действиями. | — определять системы органов и составляющие их органы растений и животных | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | |
12 | Контрольная работа «Строение и свойства живых организмов» | 27.11.18 | 28.11.18 | 29.11.18 | 27.11.18 | 28.11.18 | 29.11.18 | Контрольная работа | — уметь применять смысловое чтение и иллюстрации для извлечения информации, показывать навыки владения логическими универсальными действиями. | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук. | ||
РАЗДЕЛ 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (19 часов) | ||||||||||||
13 | Питание растений | 04.12.18 | 05.12.18 | 06.12.18 | 04.12.18 | 05.12.18 | 06.12.18 | — уметь работать с текстом, иллюстрациями и материалами ЦОР, уметь структурировать знания, анализировать информацию, проводить сравнительный анализ объектов. | — характеризовать типы питания живых организмов, формулировать определения важнейших понятий: «автотрофы», «гетеротрофы», «хемотрофы». | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | ||
14 | Питание и пищеварения животных. | 11.12.18 | 12.12.18 | 13.12.18 | 11.12.18 | 12.12.18 | 13.12.18 | — уметь работать с текстом, иллюстрациями и материалами ЦОР, уметь структурировать знания, анализировать информацию, проводить сравнительный анализ объектов. | — характеризовать типы питания живых организмов, формулировать определения важнейших понятий: «автотрофы», «гетеротрофы», «хемотрофы». | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению биологии | ||
15 | Дыхание растений. | 18.12.18 | 19.12.18 | 20.12.18 | 18.12.18 | 19.12.18 | 20.12.18 | — уметь структурировать знания, показывать навыки владения логическими и коммуникативными универсальными учебными действиями. . | — определять системы и органы дыхания у растений и устанавливать их связь со средой обитания организмов | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | ||
16 | Дыхание животных | 25.12.18 | 26.12.18 | 27.12.18 | 25.12.18 | 26.12.18 | 27.12.18 | — уметь структурировать знания, показывать навыки владения логическими и коммуникативными универсальными учебными действиями. . | — определять системы и органы дыхания у животных и растений, устанавливать их связь со средой обитания организмов | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | ||
17 | Транспорт веществ в организме растений. | Лабораторная работа №5«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» (домашнее задание) | — уметь находить и преобразовывать информацию, выражать свои мысли, учиться само- контролю и самооценке. . | — знать особенности транспорта веществ в растениях | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | |||||||
18 | Транспорт веществ в организме животных | — уметь находить и преобразовывать информацию, выражать свои мысли, учиться само- контролю и самооценке. | — знать особенности транспорта веществ в животном организме | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | ||||||||
19 | Выделение | — показать умение работать с раз- личными источниками информации, научиться различать основную информации, устанавливать причинно-следственные связи. | — характеризовать системы и органы вы- деления растений | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | ||||||||
20 | Обмен веществ и энергии | — уметь организовывать свою деятельность, находить и использовать информацию, доносить свою позицию до других, учиться самоконтролю и самооценке. | — характеризовать свойства обмена веществ в организмах растений. | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | ||||||||
21 | Скелет – опора организма. | — уметь применять смысловое чтение для извлечения информации, показать навыки владения логическими универсальными действиями. | — определять опорные системы растительных организмов и знать особенности их строения. | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению знаний | ||||||||
22 | Лабораторные работы № 6. «Строение и свойства костей животных.» | Лабораторные работы № 6. «Строение и свойства костей животных.» | — проявить навыки работы по поиску и отбору информации, осуществлять смысловое чтение, анализировать объекты, выявлять существенные признаки | — знать и характеризовать особенности движения животных | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению знаний | |||||||
23 | Движение живых организмов. | — проявить навыки работы по поиску и отбору информации, осуществлять смысловое чтение, анализировать объекты, выявлять существенные признаки , определять цель работы на уроке, учиться само- контролю и самооценке. | — знать и характеризовать особенности движения животных. | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | ||||||||
24 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов | — уметь ориентироваться в системе своих знаний, осознавать необходимость получения но- вых знаний, учиться самоконтролю и самооценке. | — определять понятие «регуляция» | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | ||||||||
25 | Эндокринная система позвоночных. Ростовые вещества растений | — действовать по плану, находить информацию, взаимодействовать с товарищами и ува- жать их позицию, показывать навыки владения обще- учебными действиями. | — иметь представление о понятии эндокринная система | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению биологии | ||||||||
26 | Бесполое размножение. | Проект «Вегетативное размножение комнатных растений» | — уметь находить и преобразовы- вать информацию, работать с микроскопом и микропре- паратами, показывать навыки владения общеучебными действиями. | — знать биологический смысл бесполого размножения. | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | |||||||
27 | Половое размножение животных и растений | — объяснить значимость и хрупкость процесса полового размножения, учить осознавать ценность и уникальность каждого организма, уметь работать с текстом, иллюстрациями и материалами ЦОР, работать в парах | — характеризовать свойства полового размножения животных | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению биологии | ||||||||
28 | Рост и развитие растений | Лабораторные работы № 7. «Прорастание семян» (домашняя работа) | — уметь работать с различными источниками информации, учиться определять цель и зада- чи работы на уроке, учиться самоконтролю и самооценке. | —знать особенности роста и развития живых организмов | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению биологии | |||||||
29 | Рост и развитие животных. | — уметь находить и перерабатывать информацию, выполнять логические универсальные действия, учиться самоконтролю и самооценке. | — знать особенности роста и развития не- которых групп животных | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | ||||||||
30 | Что мы узнали о жизнедеятельности организмов | — уметь самостоятельно сопоставлять и отбирать информацию, владеть познавательными (логическими и знаково-символическими) действиями, учиться самоконтролю и самооценке. | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | |||||||||
31 | Промежуточная аттестация за курс 6 класса | Контрольная работа | — уметь самостоятельно сопоставлять и отбирать информацию, владеть познавательными | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | ||||||||
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА. (2Ч) | ||||||||||||
32 | Среда обитания. Экологические факторы | — уметь самостоятельно сопоставлять и отбирать информацию, владеть познавательными (логическими и знаково-символическими) действиями, учиться самоконтролю и самооценке. | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | |||||||||
33 | Природные сообщества. Цепи питания. | — уметь находить и преобразовы- вать информацию, работать с микроскопом и микропре- паратами, показывать навыки владения общеучебными действиями. | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний | |||||||||
34 | Обобщение и повторение | — уметь самостоятельно сопоставлять и отбирать информацию, владеть познавательными (логическими и знаково-символическими) действиями, учиться самоконтролю и самооценке. | — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Список учебно-методической литературы
Для учителя
- Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2004.- 174с.
- Учебник. Н. И. Сонин. «Биология. Живой организм». М.:: Дрофа 2011
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии. 6 класс - Программы Биология 5-11 программы для общеобразовательных учреждений М. Дрофа 2009 стр 21-29
Для контроля знаний:
- Дудкина О.П. Биология проверочные тесты Разноуровневые задания 6-11 кл. Волгоград 2010
- Лернер Г.И. Ботаника поурочные задания, тесты, контрольные работы М. Аквариум 2003
3. Лернер ГИ Биология животных тесты и задания М. Аквариум 2003
4. Трайтак Д.И. Трайтак Н.Д. Сборник задач и упражнений по биологии Растений, бактерий, грибов и лишайников пособие для учащихся 6-7 класс М. Мнемозина 2003
5. Алексашина И.Ю.. Лагутенко О.И. Орещенко Н.И Практические работы и их проведение М. Просвещение 2005
6. Дидактический материал по ботанике пособие для учителей и учащихся М. «Топикал» 2003
Литература для учащихся:
- Лернер Г.И. Справочник школьника по биологии 6-11 класс М. Аквариум 2004
- Сонин. Н. И. Учебник «Биология. Живой организм» 6 класс. М.:: Дрофа 2015 Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии.
- Сонин Н.И Рабочая тетрадь к учебнику Биология Живой организм М. Дрофа 2015
- Сонин Н.И. Учебник –навигатор Биология Живой организм 6 класс + диск М. Дрофа 2008
- Былова А.М. Шорина Н.И. Экология растений М. Вентана-Граф 2002
- Козлова Т.А Сивоглазов В.И. Темы школьного курса Голосеменные растения М. Дрофа 2004 к учебнику Сонина.
- Чернышева О Н Чумачёва Н М Флора и фауна города Н. «Книжица»2003
- Чернышева О Н Ердаков Л Н Растения и животные водоемов Н. Книжица»2003
- Алексеев В.Н.. Бабенко В.Г. Сивоглазов В.И Темы школьного курса Членистоногие Ракообразные Паукообразные М. Дрофа 2005 к учебнику Сонина 7 класс
MULTIMEDIA – поддержка курса:
- Интернет – ресурсы;
- CD-диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Бактерии. 6 класс
- CD-диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Животные 7 класс
- Биология 6-11 класс Лабораторный практикум
- Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина. «Биология. Живой организм».
- Уроки биологии с применением информационных технологий 6 класс.
- Диск мультимедиа приложение к учебнику – навигатору Биология Живой организм
Дополнительные СD - диски
- Видео в краеведении (материал по НСО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...