Дидактический материал 9 класс
учебно-методический материал по биологии (9 класс)
Дидактический материал 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass._abioticheskie_faktory.docx | 19.69 КБ |
9_klass._dlya_kruzhka.doc | 31 КБ |
9_klass._zachet.stroenie_kletki.doc | 35 КБ |
9kl._kriterii.docx | 15.73 КБ |
biologiya_1.docx | 362.19 КБ |
biologiya_2.docx | 478.19 КБ |
bioticheskie_faktory_sredy_9_klass.docx | 14.8 КБ |
otnosheniya._9klass.docx | 13.75 КБ |
sravneie_bespologo_i_polovogo_razmnozheniya.docx | 15.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Абиотические факторы
1 вариант
- Какой из факторов – абиотический?
1-вырубка лесов
2-конкуренция между видами
3-особенности рельефа
- Какой фактор ограничивает распространение растений в пустыне
1-высокая температура воздуха
2-недостаток влаги
3-недостаток опылителей
- Какой из факторов абиотический
1-выпас скота человеком
2-симбиоз у организмов
3-температура воздуха
- Какое приспособление к низкой температуре воздуха имеется у растений, обитающих в тундре
1-высокий рост
2-длинные корни
3-подушкообразная форма
- Какое приспособление к низкой температуре воздуха зимой имеется у животных умеренных широт
1-изменение окраски
2-рождение детенышей
3-спячка
- Какой абиотический фактор ограничивает рост травянистых растений в еловом лесу
1-высокая численность зайцев
2-вытаптывание растений туристами
3-недостаточная освещенность
- Какое приспособление к недостатку воды имеется у пресмыкающихся, обитающих в пустыне
1-кожа, покрытая слизью
2-плотные роговые покровы
3-способность к быстрому бегу
- Какое приспособление к недостатку воды имеется у верблюда
1-гостой волосяной покров
2-накопление жира
3-плотные роговые покровы тела
- Какое приспособление к поглощению воды имеется у растений засушливых мест обитаний
1-большие листья
2-восковой налет на листьях
3-глубоко уходящие в почву корни
- Какое приспособление к высокой температуре воздуха имеется у растений пустынь
1-длинные корни
2-опушение листьев
3-толстые стебли
- Какой абиотический фактор ограничивает возможности распространение деревьев в степной зоне
1-выжигание растений человеком
2-выпас скота
3-высокая температура воздуха
- Какое приспособление к низкой температуре воздуха имеется у ряда птиц умеренных широт
1-кочевки
2-строительство гнезд
3-уменьшение интенсивности обмена веществ
- Какой абиотический фактор ограничивает рост травянистых растений в еловом лесу
1-высокая численность зайцев
2-вытаптывание растений туристами
3-недостаточная освещенность
- Какое приспособление к уменьшению испарения воды имеется у растений засушливых мест обитания
1-восковой налет на листьях
2-глубоко уходящие в почву корни
3-толстые стебли
- Какое приспособление к низкой температуре воздуха зимой имеется у растений умеренных широт
1-образование жировой клетчатки
2-повышение интенсивности обмена веществ
3-состояние зимнего покоя
- Какой абиотический фактор ограничивает численность популяций лосей в лесу
1-мощный снежный покров зимой
2-обилие растений
3-отстрел лосей
- Какой абиотический фактор влияет на численность популяции окуней в водоеме
1-отлов рыбы человеком
2-образование ледяного покрова
3-численность растительноядных рыб.
- Какой абиотический фактор ограничивает численность дубов в смешанном лесу
1-рубка леса
2-сильные морозы зимой
3-численность грызунов, питающихся желудями
- Какой фактор ограничивает распространение деревьев на склонах высоких гор
1-высокая температура воздуха
2-недостаток углекислого газа
3-отсутствие почвы
- Какой фактор служит для птиц главным сигналом о наступлении осени и приближении зимы
1-изменение длины дня
2-изменение количества осадков
3-изменение погоды
- У крота, обитающего в почве, недоразвиты глаза, так как
1-не нужно искать пищу 3-нет хищников
2-нет света
Абиотические факторы
2 вариант
- Какое приспособление к низкой температуре воздуха зимой имеется у растений умеренных широт
1-образование жировой клетчатки
2-повышение интенсивности обмена веществ
3-состояние зимнего покоя
- Какой абиотический фактор ограничивает численность популяций лосей в лесу
1-мощный снежный покров зимой
2-обилие растений
3-отстрел лосей
- Какой абиотический фактор влияет на численность популяции окуней в водоеме
1-отлов рыбы человеком
2-образование ледяного покрова
3-численность растительноядных рыб.
- Какое приспособление к недостатку воды имеется у пресмыкающихся, обитающих в пустыне
1-кожа, покрытая слизью
2-плотные роговые покровы
3-способность к быстрому бегу
- Какое приспособление к недостатку воды имеется у верблюда
1-гостой волосяной покров
2-накопление жира
3-плотные роговые покровы тела
- Какое приспособление к поглощению воды имеется у растений засушливых мест обитаний
1-большие листья
2-восковой налет на листьях
3-глубоко уходящие в почву корни
- Какое приспособление к высокой температуре воздуха имеется у растений пустынь
1-длинные корни
2-опушение листьев
3-толстые стебли
- Какое приспособление к низкой температуре воздуха имеется у растений, обитающих в тундре
1-высокий рост
2-длинные корни
3-подушкообразная форма
- Какое приспособление к низкой температуре воздуха зимой имеется у животных умеренных широт
1-изменение окраски
2-рождение детенышей
3-спячка
- Какой абиотический фактор ограничивает рост травянистых растений в еловом лесу
1-высокая численность зайцев
2-вытаптывание растений туристами
3-недостаточная освещенность
- Какой из факторов – абиотический?
1-вырубка лесов
2-конкуренция между видами
3-особенности рельефа
- Какой фактор ограничивает распространение растений в пустыне
1-высокая температура воздуха
2-недостаток влаги
3-недостаток опылителей
- Какой из факторов абиотический
1-выпас скота человеком
2-симбиоз у организмов
3-температура воздуха
- Какой абиотический фактор ограничивает возможности распространение деревьев в степной зоне
1-выжигание растений человеком
2-выпас скота
3-высокая температура воздуха
- Какое приспособление к низкой температуре воздуха имеется у ряда птиц умеренных широт
1-кочевки
2-строительство гнезд
3-уменьшение интенсивности обмена веществ
- Какой абиотический фактор ограничивает рост травянистых растений в еловом лесу
1-высокая численность зайцев
2-вытаптывание растений туристами
3-недостаточная освещенность
- Какое приспособление к уменьшению испарения воды имеется у растений засушливых мест обитания
1-восковой налет на листьях
2-глубоко уходящие в почву корни
3-толстые стебли
- Какой абиотический фактор ограничивает численность дубов в смешанном лесу
1-рубка леса
2-сильные морозы зимой
3-численность грызунов, питающихся желудями
- Какой фактор ограничивает распространение деревьев на склонах высоких гор
1-высокая температура воздуха
2-недостаток углекислого газа
3-отсутствие почвы
- Какой фактор служит для птиц главным сигналом о наступлении осени и приближении зимы
1-изменение длины дня
2-изменение количества осадков
3-изменение погоды
- У крота, обитающего в почве, недоразвиты глаза, так как
1-не нужно искать пищу
2-нет света
3-нет хищников
Предварительный просмотр:
Строение клетки
1. Неклеточная форма жизни
1- вирусы
2- бактерии
3- грибы
2. Имеется у всех клеток
1- ядро
2- клеточная мембрана
3- ядро
3. Обеспечивает взаимодействие между всеми органоидами клетки
1- рибосомы
2- митохондрии
3- цитоплазма
4. Питательные вещества откладываются про запас
1- в лизосомах
2- в аппарате Гольджи
3- в цитоплазме
5. Обладает избирательной полупроницаемостью
1- лизосома
2- клеточная мембрана
3- митохондрии
6. Сложная система мембран, пронизывающая цитоплазму
1- клеточная мембрана
2- ядро
3- эндоплазматическая сеть
7. Осуществляет синтез и транспортировку веществ
1- эндоплазматическая сеть
2- лизосомы
3- митохондрии
8. Осуществляет поступление в клетку веществ путем пиноцитоза и фагоцитоза
1- клеточная мембрана
2- аппарат Гольджи
3- ядро
9. Органоид имеет в строении две разновидности: гладкая и шероховатая
1- клеточная мембрана
2- эндоплазматическая сеть
3- аппарат Гольджи
10. Располагаются свободно в цитоплазме или на мембране эндоплазматической сети
1- митохондрии
2- рибосомы
3- лизосомы
1- митохондрии
2- рибосомы
3- лизосомы
Строение клетки
2 вариант
1. Состоит из двух маленьких телец цилиндрической формы
1- пластиды
2- вакуоли
3- центриоли
2. Регуляция процессов обмена веществ, протекающих в клетке
1- ядро
2- митохондрии
3- аппарат Гольджи
3. Хранение и воспроизведение генетической информации
1- ядро
2- митохондрии
3- аппарат Гольджи
4. Пластиды, включающие различные пигменты каротиноидов
1- лейкопласты
2- хромопласты
3- хлоропласты
5. Содержат в растворенном виде белки, углеводы, витамины, соли
1- пластиды
2- вакуоли
3- клеточный центр
6. Основная функция органоида – синтез АТФ
1- митохондрии
2- рибосомы
3- лизосомы
7. Органоид только растительных клеток
1- ядро
2- пластиды
3- митохондрии
8. Неклеточная форма жизни
1- вирусы
2- бактерии
3- грибы
9. Имеется у всех клеток
1- ядро
2- клеточная мембрана
3- ядро
10. Обеспечивает взаимодействие между всеми органоидами клетки
1- рибосомы
2- митохондрии
3- цитоплазма
11. Органоид, заполненный пищеварительными ферментами
1- митохондрии
2- рибосомы
3- лизосомы
12. Стенка органоида образована 2 мембранами: наружной и внутренней, образующей кристы
1- митохондрии
2- рибосомы
3- пластиды
13. Осуществляет синтез белка
1- митохондрии
2- рибосомы
3- лизосомы
14. Вещества синтеза конденсируются и «упаковываются» в виде секрета
1- в клеточной мембране
2- в аппарате Гольджи
3- в ядре
15. Питательные вещества откладываются про запас
1- в лизосомах
2- в аппарате Гольджи
3- в цитоплазме
16. Обладает избирательной полупроницаемостью
1- лизосома
2- клеточная мембрана
3- митохондрии
17. Органоид имеет в строении две разновидности: гладкая и шероховатая
1- клеточная мембрана
2- эндоплазматическая сеть
3- аппарат Гольджи
18. Располагаются свободно в цитоплазме или на мембране эндоплазматической сети
1- митохондрии
2- рибосомы
3- лизосомы
19. Сложная система мембран, пронизывающая цитоплазму
1- клеточная мембрана
2- ядро
3- эндоплазматическая сеть
20. Осуществляет синтез и транспортировку веществ
1- эндоплазматическая сеть
2- лизосомы
3- митохондрии
21. Осуществляет поступление в клетку веществ путем пиноцитоза и фагоцитоза
1- клеточная мембрана
2- аппарат Гольджи
3- ядро
Митотический цикл клетки.
Характеристика метафазы митоза, анафазы и телофазы.
Предварительный просмотр:
Строение клетки
1 ВАРИАНТ
1. Неклеточная форма жизни
1- вирусы
2- бактерии
3- грибы
2. Имеется у всех клеток
1- ядро
2- клеточная мембрана
3- ядро
3. Обеспечивает взаимодействие между всеми органоидами клетки
1- рибосомы
2- митохондрии
3- цитоплазма
4. Питательные вещества откладываются про запас
1- в лизосомах
2- в аппарате Гольджи
3- в цитоплазме
5. Обладает избирательной полупроницаемостью
1- лизосома
2- клеточная мембрана
3- митохондрии
6. Сложная система мембран, пронизывающая цитоплазму
1- клеточная мембрана
2- ядро
3- эндоплазматическая сеть
7. Осуществляет синтез и транспортировку веществ
1- эндоплазматическая сеть
2- лизосомы
3- митохондрии
8. Осуществляет поступление в клетку веществ путем пиноцитоза и фагоцитоза
1- клеточная мембрана
2- аппарат Гольджи
3- ядро
9. Органоид имеет в строении две разновидности: гладкая и шероховатая
1- клеточная мембрана
2- эндоплазматическая сеть
3- аппарат Гольджи
10. Располагаются свободно в цитоплазме или на мембране эндоплазматической сети
1- митохондрии
2- рибосомы
3- лизосомы
11. Осуществляет синтез белка
1- митохондрии
2- рибосомы
3- лизосомы
12. Вещества синтеза конденсируются и «упаковываются» в виде секрета
1- в клеточной мембране
2- в аппарате Гольджи
3- в ядре
13. Органоид, заполненный пищеварительными ферментами
1- митохондрии
2- рибосомы
3- лизосомы
14. Стенка органоида образована 2 мембранами: наружной и внутренней, образующей кристы
1- митохондрии
2- рибосомы
3- пластиды
15. Основная функция органоида – синтез АТФ
1- митохондрии
2- рибосомы
3- лизосомы
16. Органоид только растительных клеток
1- ядро
2- пластиды
3- митохондрии
17. Пластиды, включающие различные пигменты каротиноидов
1- лейкопласты
2- хромопласты
3- хлоропласты
18. Содержат в растворенном виде белки, углеводы, витамины, соли
1- пластиды
2- вакуоли
3- клеточный центр
19. Состоит из двух маленьких телец цилиндрической формы
1- пластиды
2- вакуоли
3- центриоли
20. Хранение и воспроизведение генетической информации
1- ядро
2- митохондрии
3- аппарат Гольджи
21. Регуляция процессов обмена веществ, протекающих в клетке
1- ядро
2- митохондрии
3- аппарат Гольджи
Митотический цикл клетки.
Характеристика интерфазы, профазы митоза, метафазы.
Строение клетки
2 вариант
1. Состоит из двух маленьких телец цилиндрической формы
1- пластиды
2- вакуоли
3- центриоли
2. Регуляция процессов обмена веществ, протекающих в клетке
1- ядро
2- митохондрии
3- аппарат Гольджи
3. Хранение и воспроизведение генетической информации
1- ядро
2- митохондрии
3- аппарат Гольджи
4. Пластиды, включающие различные пигменты каротиноидов
1- лейкопласты
2- хромопласты
3- хлоропласты
5. Содержат в растворенном виде белки, углеводы, витамины, соли
1- пластиды
2- вакуоли
3- клеточный центр
6. Основная функция органоида – синтез АТФ
1- митохондрии
2- рибосомы
3- лизосомы
7. Органоид только растительных клеток
1- ядро
2- пластиды
3- митохондрии
8. Неклеточная форма жизни
1- вирусы
2- бактерии
3- грибы
9. Имеется у всех клеток
1- ядро
2- клеточная мембрана
3- ядро
10. Обеспечивает взаимодействие между всеми органоидами клетки
1- рибосомы
2- митохондрии
3- цитоплазма
11. Органоид, заполненный пищеварительными ферментами
1- митохондрии
2- рибосомы
3- лизосомы
12. Стенка органоида образована 2 мембранами: наружной и внутренней, образующей кристы
1- митохондрии
2- рибосомы
3- пластиды
13. Осуществляет синтез белка
1- митохондрии
2- рибосомы
3- лизосомы
14. Вещества синтеза конденсируются и «упаковываются» в виде секрета
1- в клеточной мембране
2- в аппарате Гольджи
3- в ядре
15. Питательные вещества откладываются про запас
1- в лизосомах
2- в аппарате Гольджи
3- в цитоплазме
16. Обладает избирательной полупроницаемостью
1- лизосома
2- клеточная мембрана
3- митохондрии
17. Органоид имеет в строении две разновидности: гладкая и шероховатая
1- клеточная мембрана
2- эндоплазматическая сеть
3- аппарат Гольджи
18. Располагаются свободно в цитоплазме или на мембране эндоплазматической сети
1- митохондрии
2- рибосомы
3- лизосомы
19. Сложная система мембран, пронизывающая цитоплазму
1- клеточная мембрана
2- ядро
3- эндоплазматическая сеть
20. Осуществляет синтез и транспортировку веществ
1- эндоплазматическая сеть
2- лизосомы
3- митохондрии
21. Осуществляет поступление в клетку веществ путем пиноцитоза и фагоцитоза
1- клеточная мембрана
2- аппарат Гольджи
3- ядро
Митотический цикл клетки.
Характеристика метафазы митоза, анафазы и телофазы.
Предварительный просмотр:
Критерии вида
1 вариант
- Основан на установлении различий во внешнем строении особей
1 – морфологический
2 – географический
3 – генетический
- Каждый вид занимает определенный ареал, где распространен
1 – морфологический
2 – географический
3 – генетический
- Ареал распадается на несколько разобщенных территорий
1 – морфологический
2 – географический
3 – генетический
- Различаются набором хромосом и особенностями их строения
1 – генетический
2 – экологический
3 – биохимический
- Особи близких видов различаются пищевыми связями
1 - экологический
2 – биохимический
3 – физиологический
- Обитают в разных экологических условиях
1 - экологический
2 – биохимический
3 – физиологический
- Имеют сходный набор нуклеиновых кислот, белков и других соединений
1 – генетический
2 – экологический
3 – биохимический
- Имеют сходно протекающий процесс полового размножения
1 - экологический
2 – биохимический
3 – физиологический
- Относят стереотип видового поведения в период спаривания
1 – этологический
2 – экологический
3 – биохимический
- Ярко проявляются у разных видов различия в звуковых сигналах
1 – этологический
2 – экологический
3 – биохимический
Критерии вида
2 вариант
- Имеют сходный набор нуклеиновых кислот, белков и других соединений
1 – генетический
2 – экологический
3 – биохимический
- Имеют сходно протекающий процесс полового размножения
1 - экологический
2 – биохимический
3 – физиологический
- Относят стереотип видового поведения в период спаривания
1 – этологический
2 – экологический
3 – биохимический
- Ярко проявляются у разных видов различия в звуковых сигналах
1 – этологический
2 – экологический
3 – биохимический
- Особи близких видов различаются пищевыми связями
1 - экологический
2 – биохимический
3 – физиологический
- Обитают в разных экологических условиях
1 - экологический
2 – биохимический
3 – физиологический
- Ареал распадается на несколько разобщенных территорий
1 – морфологический
2 – географический
3 – генетический
- Различаются набором хромосом и особенностями их строения
1 – генетический
2 – экологический
3 – биохимический
- Основан на установлении различий во внешнем строении особей
1 – морфологический
2 – географический
3 – генетический
- Каждый вид занимает определенный ареал, где распространен
1 – морфологический
2 – географический
3 – генетический
Предварительный просмотр:
Основная школа.
Проверочная работа по биологии.
Вариант №1
Часть А.
Инструкция для выполнения заданий №1-20
Прочитайте вопрос. Выберите букву, соответствующую правильному ответу, и запишите ее бланк ответов. |
- К вегетативным органам растения относят:
А) побег и корень;
Б) стебель, цветок, корень;
В) побег и плод;
Г) цветок, плод, листья.
2.Беспозвоночных животных, у которых в процессе эволюции впервые появилась кровеносная система, относят к типу:
А) круглых червей;
Б) кольчатых червей;
В) моллюсков;
Г) членистоногих.
3. Обмен жиров в организме человека происходит по следующей схеме:
А) жиры пищи ―глюкоза― жиры организма― мочевина и вода;
Б) жиры пищи ― аминокислоты ― гликоген ― жиры организма ― углекислый газ и воды;
В) жиры пищи ― гликоген ― аминокислоты ― жиры организма;
Г) жиры пищи ― гликоген и жирные кислоты ― жиры организма ― углекислый газ и вода.
4. У самок птиц имеется только один яичник. Это приспособление:
А) для оплодотворения;
Б) для уменьшения массы тела;
В) для увеличения массы тела;
Г) для воспроизведения потомства.
5. Большой ущерб посадкам картофеля наносит:
А) капустная белянка;
Б) рыжий муравей;
В) колорадский жук;
Г) земляной шмель.
6. Для жизни большинства бактерий необходимы следующие условия:
А) низкая температура, минеральные вещества;
Б) высокая температура, низкая влажность;
В) высокая влажность, углекислый газ;
Г) тепло, влага, органические вещества.
7. Табун антилоп представляет собой пример организации живой материи на уровне:
А) органа;
Б) организма;
В) популяции;
Г) сообщества.
8. Искусственное сообщество – это:
А) озеро;
Б) пруд;
В) река;
Г) болото.
9. У человека в половых клетках хромосом:
А) 46;
Б) 23;
В) 48;
Г) зависит от возраста.
10. Автором теории происхождения видов путем естественного отбора является:
А) Жан БатистЛамарк;
Б) Карл Линней;
В) Чарльз Дарвин;
Г) М.В. Ломоносов.
11. Кровь человека может быть резус – положительный или резус – отрицательный. Резус – отрицательную кровь можно переливать людям с резус – положительный кровью, а наоборот – нельзя. Резус – фактор представляет собой:
А) особые клетки крови;
Б) чужеродные вещества, попавшие в кровь;
В) особый белок крови;
Г) инфекционное заболевание.
12. Приспособлением к водному образу у ластоногих являются:
А) волосяной покров;
Б) торпедообразная форма тела;
В) наличие молочных желез;
Г) легочное дыхание.
13. У человека в результате анализа крови и мочи обнаружили заболевание ― сахарный диабет. С нарушением деятельности какой железы связано это заболевание:
А) щитовидная;
Б) гипофиз;
В) надпочечники;
Г) поджелудочная.
14.Катя спросила отца – врача «Что необходимо сделать при переломе ребер?» Отец ей ответил, что при переломе ребер необходимо:
А) наложить тугую повязку во время выдоха;
Б) уложить больного на сломанное ребро, ограничив его движение при дыхании;
В) наложить тугую повязку во время вдоха;
Г) не подходить к больному до приезда врачей.
15.Большой вклад в учение о высшей нервной деятельности внес:
А) И.И.Мечников;
Б) И.П.Павлов;
В) Луи Пастер;
Г) Н.А.Семашко.
16. Какую ткань характеризует следующее описание: «Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало; выделяют пот»:
А) кровь;
Б) эпителий;
В) нервную;
Г) железистый эпителий.
17. Процесс поступления веществ из внешней среды в организм, их использование и удаление продуктов жизнедеятельности называется:
А) выделением;
Б) всасыванием;
В) питанием;
Г) обменом веществ.
18. В собственно коже отсутствуют:
А) потовые железы;
Б) сальные железы;
В) ороговевшие клетки;
Г) волосяные луковицы.
19. Фотосинтез в растительных клетках осуществляются:
А) в хлоропластах;
Б) в рибосомах;
В) в хромосомах;
Г) в митохондриях.
20. При пересадке у растений удаляют часть листьев, чтобы:
А) уменьшить вес растений;
Б) уменьшить испарений воды;
В) замедлить процесс фотосинтеза;
Г) улучшить минеральное питание растений.
Инструкция по выполнению задания № 21.
Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2 . Выберите букву, соответствующую верной последовательности в столбце 1, и запишите ее в бланк ответов. |
21. Для каждого органа ( структуры) организма человека из столбца 1 укажите соответствующую функцию из столбца2.
Столбец 1 1. Легкие 2. Поджелудочная железа 3. Желудок 4.Капиллярная сеть | Столбец 2 а) расщепление белков пищи; б) выработка гормона тироксина ,регулирующего обмен веществ в организме; в) ферментативное расщепление жиров, белков, углеводов; выработка гормона инсулина, регулирующего углеводный обмен; г) перемещение крови в направлении: от сердца к органам и тканям организма; д) транспорт кислорода, углекислого газа и питательных веществ ко всем тканям организма; е) осуществление газообмена между внутренней средой организма и окружающей средой. |
А) б, а, в, г;
В) е, в, а, д;
Г) а, д, в, е.
Часть Б.
Инструкция по выполнению заданий № 1 – 3.
Выполните задание. Полученный результат запишите в соответствующую строчку бланка ответов. |
1.Используя перечень организмов:
цапля, насекомые, лягушка, растения
составьте цепь питания, характерную для экологической системы болота; стрелками ( →) обозначьте направление перехода энергии с одного пищевого уровня к другому.
2.Удетей, которые не получают с пищей витамин…, развивается рахит.
Такие дети плохо растут, становятся восприимчивы к болезням, у них искривляются кости грудной клетки и ног.
Опираясь на представленный на схемах материал, назовите ДВА продукта питания, богатые витамином, о котором идет речь в условии задания.
3.Описание опыта. В 1771 году английский ученый Джозеф Пристли проделал следующий опыт. В закрытый сосуд, в котором прогорела свеча, он поместил живую веточку мяты. Через 10 дней Пристли обнаружил, что другая свеча снова могла гореть в том же сосуде. Ученый сделал вывод, что « растения произрастают не напрасно, они исправляют испорченный воздух»
Назовите причину возобновления горения свечи в закрытой колбе.
Предварительный просмотр:
Основная школа.
Проверочная работа по биологии.
Вариант № 2
Часть А.
Инструкция для выполнения заданий №1-20
Прочитайте вопрос. Выберите букву, соответствующую правильному ответу, и запишите ее бланк ответов. |
- Двойное оплодотворение характерно только для :
А) покрытосеменных;
Б) голосеменных;
В) папоротников;
Г) мхов.
2.Животные, для которых характерны следующие признаки: хитиновый скелет, 4 пары ног, тело разделено на головогрудь и брюшко (у большинства видов), органы дыхания- легкие и трахеи, усиков нет, являются:
А) насекомыми;
Б) моллюсками;
В) ракообразными;
Г) паукообразными.
3. Обмен углеводов в организме человека может происходить по следующей схеме:
А) углеводы пищи ― глицерин ― крахмал ― вода и мочевина;
Б) углеводы пищи ― глюкоза ― гликоген ― глюкоза ― вода и углекислый газ;
В) углеводы пищи ― жирные кислоты ― гликоген ― вода и углекислый газ;
Г) углеводы пищи ― аминокислоты ― жирные кислоты ― гликоген.
4. Главный признак, по которому млекопитающих можно отличить от других животных:
А) теплокровность;
Б) наличие полового размножения;
В) наличие нервной и опорно - двигательной системы;
Г) наличие млечных желез и вскармливание детенышей молоком.
5. Роль медведки в природе и жизни человека:
А регулирует численность других насекомых;
Б) переносит заболевания;
В) является вредителем сельскохозяйственных растений;
Г) является паразитом человека.
6. Бактерии легко переносят жару и мороз, так как они:
А) быстро размножаются;
Б) не дышат, не растут;
В) могут не питаться;
Г) образуют споры.
7. Лист березы представляет собой пример организации живой материи на уровне:
А) органа;
Б) организма;
В) популяции;
Г) сообщества.
8. Естественное природное сообщество – это:
А) сад;
Б) клумба;
В) огород;
Г) бор.
9. Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов, - это:
А) биотехнология;
Б) генетика;
В) селекция;
Г) экология.
10. Уничтожение в процессе эволюции менее приспособленных видов, выживание и преимущественное размножение более приспособленных видов Ч.Дарвин назвал:
А) естественным отбором;
Б) внутривидовой борьбой за существование;
В) межвидовой борьбой за существование;
Г) борьбой с неблагоприятными условиями.
11. Функция эритроцитов:
А) фагоцитоз;
Б) свертывание крови;
В) перенос кислорода и углекислого газа;
Г) восстановление сосудов.
12. Приспособление к подземному образу жизни у крота выражено:
А) в одинаковом строении зубов;
Б) в активном образе жизни;
В) в особенностях строения его волосяного покрова;
Г) в строении лопатообразных конечностей.
13. Приводит к кретинизму недостаток гормонов, вырабатываемых …
А) гипофизом;
Б) надпочечниками;
В) поджелудочной железой;
Г) щитовидной железой.
14. Петр и Иван пошли в поход. Петр во время приготовления обеда порезал руку. Кровотечение – несильное. Для того чтобы остановить кровь, нужно:
А) наложить на рану жгут;
Б) наложить давящую повязку и забинтовать рану;
В) руку опустить в ведро с водой;
Г) поднять руку вверх.
15. К высшей нервной деятельности относят:
А) мыслительную, речевую деятельность и память;
Б) группу ориентировочных рефлексов;
В) инстинкты;
Г) рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жадно и др.).
16. Сколько типов тканей выделяют у человека:
А) 2;
Б) 3;
В) 4;
Г) 6.
17.В организме происходит процесс превращения:
А) белков в жиры и углеводы;
Б) жиров в белки;
В) глюкозы в белки;
Г) гликогена в белки.
18. Кожа НЕ обладает следующей функцией:
А) терморегуляционной;
Б) выделительной;
В) чувствительной;
Г) дыхательной.
19. Голосеменные считаются более высокоорганизованными растениями, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились:
А) семена;
Б) семена и плоды;
В) цветки и плоды;
Г) листья в форме иголок (хвоинок).
20. Внесение удобрений перед посевом ржи:
А) улучшает минеральное питание растений;
Б) улучшает поглощение лучей солнца его листьями;
В) усиливает дыхание корней;
Г) повышает испарение воды.
Инструкция по выполнению задания №21.
Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. Выберите букву, соответствующую верной последовательности в столбце 1, и запишите ее в бланк ответов. |
21. Для каждого органа (структуры) организма человека из столбца 1 укажите соответствующую функцию из столбца 2.
Столбец 1
| Столбец 2 а) образование клеток крови; б) выработка гормона тироксина, регулирующего обмен веществ в организме; в) передвижение зрелой яйцеклетки при помощи реснитчатого эпителия; место, где происходит процесс оплодотворения яйцеклетки; г) перемещение крови в направлении: от сердца к органам и тканям организма; д) транспорт кислорода, углекислого газа и питательных веществ ко всем тканям организма; е) образование желчи, разбивающей в кишечнике крупные капли жира на очень мелкие. |
А) в, г, е, а;
Б) г, д , б, в;
В) б, в, а, е;
Г) а, е, в, б.
Часть Б.
Инструкция по выполнению заданий №1 -3.
Выполните задание. Получите результат запишите в соответствующую строчку бланка ответов. |
- Используя перечень организмов:
дождевой червь, растения, лиса, еж
составьте цепь питания, характерную для экологической системы
широколиственного леса; стрелкам (→) обозначьте направление перехода
энергий с одного пищевого уровня к другому.
- При дефиците в организме витамина … люди становятся восприимчивы к инфекционным заболеваниям, часто на коже появляются незаживающие гнойнички, наблюдается снижение остроты зрения, особенно в сумеречное время (заболевание куриной слепотой).
Опираясь на представленный на схемах материал, ДВА продукта, богатые витамином, о котором идет речь в условии задания.
- Описание опыта. Веточку водного растения элодеи закрыли воронкой и поместили в сосуд с водой, обогащенной углекислым газом (СО2). Сверху на трубку воронки поместили пробирку, доверху наполненную водой. Сосуд с элодеей помещают на свет, через некоторое время в пробирке появляются пузырьки и газ вытесняет из нее воду. В темноте этого не происходит. В пробирку с газом помещают тлеющую лучину, которая ярко загорается.
Предварительный просмотр:
Биотические факторы среды
1 вариант
1. Взаимоотношения, когда одни ловят, умерщвляют и поедают добычу
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
2. совместное существование видов, когда оба организма извлекают пользу
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
3. Отношения, где один из видов использует другого, не допуская быстрой гибели
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
4. Отношения, при которых организмы соревнуются за одни и те же ресурсы
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
5. Организмы уничтожают в первую очередь больных или ослабленных особей
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
6. Имеют приспособления, которые отличают их от свободноживущих особей
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
7. Клубеньковые бактерии позволяют селиться бобовым на почвах, бедных азотом
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
8. Одни виды могут постепенно вытеснять другие
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
9. Отношения могут возникать между особями одного вида и разных видов
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
10. Взаимоотношения встречаются во всех таксонометрических группах
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
11. Отношения можно рассматривать как форму борьбы за существование
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
12. Снижается жизнедеятельность хозяина, не вызывая его быстрой гибели
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
13. Способны переключаться с одной добычи на другую
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
14. Опыление растений происходит представителями животного царства
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
15. Вырабатывается сложное согласованное поведение на охоте
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
16. Происходит совершенствование средств защиты и избегание хищников
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
17. Возникновение каннибализма
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
18. Роль бактерий, обитающих в желудочно-кишечном тракте растительноядных
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
19. Представители данного фактора подразделяются на наружных и внутренних
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
Биотические факторы среды
2 вариант
1. Возникновение каннибализма
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
2. Роль бактерий, обитающих в желудочно-кишечном тракте растительноядных
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
3. Представители данного фактора подразделяются на наружных и внутренних
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
4. Опыление растений происходит представителями животного царства
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
5. Вырабатывается сложное согласованное поведение на охоте
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
6. Происходит совершенствование средств защиты и избегание хищников
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
7. Снижается жизнедеятельность хозяина, не вызывая его быстрой гибели
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
8. Способны переключаться с одной добычи на другую
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
9. Взаимоотношения встречаются во всех таксонометрических группах
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
10. Отношения можно рассматривать как форму борьбы за существование
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
11. Одни виды могут постепенно вытеснять другие
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
12. Отношения могут возникать между особями одного вида и разных видов
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
13. Организмы уничтожают в первую очередь больных или ослабленных особей
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
14. Имеют приспособления, которые отличают их от свободноживущих особей
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
15. Клубеньковые бактерии позволяют селиться бобовым на почвах, бедных азотом
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
16. Взаимоотношения, когда одни ловят, умерщвляют и поедают добычу
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
17. совместное существование видов, когда оба организма извлекают пользу
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
18. Отношения, где один из видов использует другого, не допуская быстрой гибели
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
19. Отношения, при которых организмы соревнуются за одни и те же ресурсы
1 – хищничество
2 - паразитизм
3 – конкуренция
4 – симбиоз
Предварительный просмотр:
Отношения между организмами
1 вариант
- нейтрализм 6. хищничество
- симбиоз 7. каннибализм
- антибиоз 8. паразитизм
- нахлебничество 9. конкуренция
- квартиранство
- Отношения между видами сходных потребностей.
- Поедание особей своего вида.
- Использование мелкими животными тела животных других видов или мест их обитания.
- Отношения, при которых обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.
- Отношения, при которых организмы не влияют друг на друга.
- Использование одного вида другим не только как места обитания, но и как источник питания.
- Отношения между организмами связано с овладением сопротивляющейся и убегающей добычей
- Отношения, при которых один вид получает пользу, а другому это безразлично.
- Форма взаимоотношений, при которых оба партнера или хотя бы один из них извлекают пользу.
Отношения между организмами
- Вариант
- конкуренция 6. нахлебничество
- паразитизм. 7. симбиоз
- каннибализм 8. антибиоз
- хищничество 9. нейтрализм
- квартиранство
- Форма взаимоотношений, при которых оба партнера или хотя бы один из них извлекают пользу.
- Отношения, при которых один вид получает пользу, а другому это безразлично.
- Отношения между организмами связано с овладением сопротивляющейся и убегающей добычей.
- Использование одного вида другим не только как места обитания, но и как источник питания.
- Отношения, при которых организмы не влияют друг на друга.
- Отношения, при которых обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние
- Использование мелкими животными тела животных других видов или мест их обитания.
- Поедание особей своего вида.
- Отношения между видами сходных потребностей.
Предварительный просмотр:
Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения
1 вариант
№ | признаки | Беспол. | половое |
1 | Новый организм может возникнуть из одной неполовой клетки материнского организма | ||
2 | Вид размножения имеет эволюционное преимущество | ||
3 | Генотип новой особи принадлежит обоим родителям | ||
4 | Организм может возникнуть из нескольких соматических клеток материнского организма | ||
5 | Клетки нового дочернего организма возникают в результате митоза | ||
6 | Новые комбинации генов обеспечивают более успешное приспособление вида | ||
7 | Участвует только одна родительская особь | ||
8 | Некоторым организмам свойственно спорообразование | ||
9 | В новом организме объединяется наследственный материал двух родителей | ||
10 | Происходит развитие двух половых клеток | ||
11 | Один из способов размножения является почкование | ||
12 | Клетки особи проходят в развитии несколько стадий | ||
13 | Могут создаваться новые сочетания генов | ||
14 | Размножение может происходить частями тела | ||
15 | Образуются гаплоидные клетки |
Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения
2 вариант
№ | признаки | Беспол. | половое |
1 | Размножение может происходить частями тела | ||
2 | Образуются гаплоидные клетки | ||
3 | Могут создаваться новые сочетания генов | ||
4 | Происходит развитие двух половых клеток | ||
5 | Один из способов размножения является почкование | ||
6 | Клетки особи проходят в развитии несколько стадий | ||
7 | В новом организме объединяется наследственный материал двух родителей | ||
8 | Участвует только одна родительская особь | ||
9 | Некоторым организмам свойственно спорообразование | ||
10 | Клетки нового дочернего организма возникают в результате митоза | ||
11 | Новые комбинации генов обеспечивают более успешное приспособление вида | ||
12 | Генотип новой особи принадлежит обоим родителям | ||
13 | Организм может возникнуть из нескольких соматических клеток материнского организма | ||
14 | Новый организм может возникнуть из одной неполовой клетки материнского организма | ||
15 | Вид размножения имеет эволюционное преимущество |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА ДЛЯ 10 – 11 –Х КЛАССОВ
1) Решение показательных неравенств2) Упростите выражение3) Нахождение области определения функции Решение показательных неравенств№1. Решите неравенство ...
Дидактический материал по геометрии 9 класс
1.Скалярное произведение векторов.2.Простейшие задачи в координатах3. Геометрические задачи Скалярное произведение векторов. Вычислите скалярное произведение векторов...
Дидактический материал "Классы неорганических соединений"
Дидактический материал к уроку обобщения по теме "Классы неорганических соединений" 8 класс...
Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)
Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....
Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.
Презентацию можно использовать для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....
Электронный интерактивный дидактический материал к уроку химии в 8 классе по теме Классы неорганических соединений
Цель данного разработки : актуализация изученного материала по теме «Классы неорганических соединений».Предназначено для учеников 8 класса.Данная работа содержит следующий материал д...
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"...