Урок биологии "Тип Моллюски. Класс Двустворчатые" (для учащихся 7 класса)
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Номоконова Анна Александровна

Урок рекомедован для учащихся 7 класса. К технологической карте урока прилагается рабочий лист для самостоятельной работы при изучении нового материала и лист оцениваня  работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologi_-7_-dvustvorchatye.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме «Тип Моллюски. Класс Двустворчатые»

Задачи:

  1. Выявить особенности организации строения и жизнедеятельности, изучить особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности, показать значение их в биоценозах;
  2. Развивать умение работать с таблицами, развивать речь, критическое мышление;
  3. Воспитывать толерантные отношения в классе.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся смогут называть представителей класса Двустворчатые моллюски, знать отличительные черты их внешнего строения, особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего ответа в коммуникации, учет разных мнений.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, построение речевых высказываний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно- познавательный процесс, адекватное понимание причин успеха или неудач в учебной деятельности.

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

предметные

УУД

1.Организационный этап.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие, проверка готовности к уроку, запись Д.З. в дневники:

Параграф 22, знать определения, подготовить мини сообщение об одном представителе класса Головоногие моллюски (кальмар, каракатица, осьминог)

Приветствие учителя

Внутренняя позиция учащихся

2.Постановка цели и задач урока.

Цель: формулирование темы урока

Ребята, давайте вспомним представителей класса брюхоногие моллюски. Каковы отличительные особенности внешнего строения и симметрии моллюсков? (Слушает ответы учащихся на поставленные вопросы)

Отвечают на вопросы.

Знать изученный материал

Мотивационная основа учебной деятельности; обобщение. формулирование и аргументация своего ответа

3.Актуализация знаний

Цель: открытие новых знаний

Учитель выдает учащимся рабочие листы (см. Приложение)

Ребята, вам предстоит решить кроссворд, благодаря которому мы сможем узнать о каких моллюсках сегодня на уроке пойдет речь.

Выполняют задание № 1 рабочего листа.

Озвучивают тему урока и записывают в рабочем листе – задание №2.

Оцениваю выполнение двух заданий  при помощи листа оценки (см. Приложение 4)

Уметь думать и размышлять

Постановка и формулирование темы

4.Первичное усвоение новых знаний

Цель: познакомиться с внешним и внутренним строением. Уметь сравнивать

Заполните таблицу «Сравнение класса брюхоногие моллюски и класса двустворчатые моллюски»

Признак для сравнения

Класс Брюхоногие моллюски

Класс Двустворчатые моллюски

Внешнее строение

Пищеварительная система

Органы дыхания

Кровеносная система

Выделительная система

Нервная система

Органы чувств

Размножение

Заполняют таблицу, работая с параграфами 21, 22 учебника и при помощи  Приложения 2.

 И проверяют с образцом, исправляют ошибки, оцениваю при помощи –Приложения 4.

Уметь определять информацию. Самоконтроль.

Самостоятельная деятельность, познавательная инициатива

5.Первичное закрепление.

Цель: включение нового знания в систему изученного материала

Работа по вопросам на странице 107

Отвечают на вопросы

Уметь применять изученное

Извлечение необходимой информации

6.Рефлексия (подведение итогов урока)

 А теперь постараемся оценить вашу работу.

Оценивают работу , согласно листу оценивания (Приложение 4) Выставление оценок в дневник

Адекватное понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности.

Рабочий лист учащегося по биологии

Выполнил:

Класс:

 Задание № 1 : Решите кроссворд (см. Приложение 1)

Задание № 2: Запишите тему урока

Тема : Тип                                           Класс

Задание № 3: Выполните таблицу

Класс Двустворчатые ( 20 тыс.видов)

Среда

обитания

Представители

Раковина

состоит из

Новый термин

Биссус – это прочные белковые нити, с помощью которых моллюск створки раковин среплены между собой

Задание № 4: Выполните таблицу «Сравнительная характеристика брюхоногих и двустворчатых моллюсков» (используйте учебник и Приложение 2)

Сравниваемые признаки

Классы

Брюхоногие

Двустворчатые

Симметрия тела

Ассиметричны

Части тела

Голова, нога, туловище

Раковина

Спирально закрученная

Пищеварительная система

Рот, глотка, радула, пищевод, желудок, печень, слюнные железы, кишка, анальное отверстие.

Органы дыхания

Лёгкие

Кровеносная система

Незамкнутая, 1 предсердие, 1 желудочек.

Выделительная система

Левая почка

Нервная система

Разбросанно-узлового типа. Перекрёст между нервными узлами.

Размножение

Гермафродиты. Личинка парусник. Оплодотворение внутреннее, перекрёстное.

Оценивание работы: См. Приложение 4

Кол-во баллов:                                             Отметка:

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕМУ ЛИСТУ УЧАЩИХСЯ

Приложение 1

КРОССВОРД

1 п

д

к

2 л

в

я

3  у

к

и

4  п

о

л

о

с

т

ь

5  т

а

6 р

в

н

а

7 н

о

а

8 п

а

р

у

с

н

и

к

9 т

р

у

б

а

ч

10м

а

н

т

и

я

11п

е

р

л

а

м

у

т

р

12ж

ы

13г

е

д

и

т

ы

  1. Представитель класса Брюхоногие
  2. Какая почка у прудовика и слизня
  3. Как еще называют класс Брюхоногие моллюски
  4. Мантийная ……
  5. Радула с роговыми зубчиками
  6. «Домик» моллюска
  7. Мускулистый непарный вырост тела
  8. Личинка моллюска
  9. Представитель морских брюхоногих моллюсков, который служит объектом промысла
  10. Особая складка кожи
  11. Внутренний блестящий слой раковины
  12. Орган дыхания
  13. По размножению прудовик …

Приложение 2

1.Пищеварительная система: т. к. отсутствует голова, то исчезают слюнные железы, радула, глотка.

Отделы пищеварительной системы: ротовое отверстие, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие. Двустворчатые моллюски питаются, как губки, профильтровывая через мантийную полость воду. Эпителий стенок мантийной полости и жабр слагается ресничными клетками. Согласованные удары ресничек создают ток воды. Свежая вода с пищевыми частицами вроде микроскопических водорослей поступает через вводной сифон, образованный лепестками мантии, совершает по мантийной полости круг и выводится через выводной сифон.

 Сифоны – это трубки на заднем конце тела моллюска, образованные мантией.

В это время она отдает кислород, насыщается углекислым газом, а пищевые частицы, предварительно склеенные слизью, поступают, захваченные ротовыми лопастями, в ротовое отверстие. Устрица средних размеров пропускает за 1 ч через свою мантийную полость до 10 л воды. Размножаясь во множестве, ракушки становятся мощным фактором очистки водоемов.

2.Дыхательная система: пластинчатые жабры, снабжённые капиллярами.

3.Кровеносная система: также как и у брюхоногих незамкнутая. У нее любопытная особенность: сердце, состоящее из желудочка и двух предсердий, как бы наложено на кишечник.

4.Органы выделения: парные почки

5.Нервная систематри пары ганглиев (нервных узлов)

6.Органы чувств: химические органы чувств, органы равновесия, глаза, органы осязания.

7.Размножение: раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее – в мантийной полости.

Приложение 3

Таблица «Сравнительная характеристика брюхоногих и двустворчатых моллюсков»

(данное приложение выдается учащимся только после выполнения задания  № 4, чтобы сравнили, выявили ошибки и оценили полученный  результат, согласно листу оценивания см Приложение 4)

Сравниваемые признаки

Классы

Брюхоногие

Двустворчатые

Симметрия тела

Ассиметричны

Двусторонне-симметричны

Части тела

Голова, нога, туловище

Туловище, нога

Раковина

Спирально закрученная

Две створки

Пищеварительная система

Рот, глотка, радула, пищевод, желудок, печень, слюнные железы, кишка, анальное отверстие.

Рот, пищевод, желудок, печень, кишка, анальное отверстие.

Органы дыхания

Лёгкие

Пластинчатые жабры

Кровеносная система

Незамкнутая, 1 предсердие, 1 желудочек.

Незамкнутая, 2 предсердия, 1 желудочек.

Выделительная система

Левая почка

Парные почки

Нервная система

Разбросанно-узлового типа. Перекрёст между нервными узлами.

3 пары нервных узлов - ганглиев

Рассказ

Рассказ

Рассказ

Размножение

Гермафродиты. Личинка парусник. Оплодотворение внутреннее, перекрёстное.

Раздельнополые. Личинка парусник. Оплодотворение внутренне- в мантийной полости

Приложение № 4

Оценивание заданий рабочего листа

Задание

 (№)

Одна

 ошибка

Две

ошибки

Три

 ошибки

Четыре

ошибки

Ошибки

 отсутствуют

Количество баллов

№ 1

(13 вопросов)

13

10

8

6

13

№ 2

1

0

-

-

2

№ 3

4

3

2

1

5

№ 4

10

8

6

4

10

Кол-во баллов

28

21

16

11

30

Отметка

5

4

3

2

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

рабочая программа по геометрии 10-11 класс 136 часов (10 класс-68 часов,11 класс-68 часов) УМК Л.С. Атанасян

1.Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по геометрии для средней (полной) общеобразовательной школы 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Сборник тестов "История 5-11 класс География 5-11 класс Обществознание 6-11 классы»

Сборник тестов "История 5-11 класс География 5-11 класс Обществознание 6-11 классы», в который включены тесты по географическому краеведению Оренбургской области....

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики

1.Рабочая прграмма  "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...

Интегрированный урок химии и английского языка в 8 классе по теме "Основные классы неорганических веществ"

Ведущими технологиями на уроке были интегрированное обучение,  исследовательская и самостоятельная работа.Для реализации технологии интегрированного обучения в данной теме урока за основу было вз...