Урок биологии "Тип Моллюски. Класс Двустворчатые" (для учащихся 7 класса)
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Урок рекомедован для учащихся 7 класса. К технологической карте урока прилагается рабочий лист для самостоятельной работы при изучении нового материала и лист оцениваня работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologi_-7_-dvustvorchatye.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии по теме «Тип Моллюски. Класс Двустворчатые»
Задачи:
- Выявить особенности организации строения и жизнедеятельности, изучить особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности, показать значение их в биоценозах;
- Развивать умение работать с таблицами, развивать речь, критическое мышление;
- Воспитывать толерантные отношения в классе.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся смогут называть представителей класса Двустворчатые моллюски, знать отличительные черты их внешнего строения, особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего ответа в коммуникации, учет разных мнений.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, построение речевых высказываний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно- познавательный процесс, адекватное понимание причин успеха или неудач в учебной деятельности.
Ход урока
Рабочий лист учащегося по биологии
Выполнил:
Класс:
Задание № 1 : Решите кроссворд (см. Приложение 1)
Задание № 2: Запишите тему урока
Тема : Тип Класс
Задание № 3: Выполните таблицу
Класс Двустворчатые ( 20 тыс.видов) | |||
Среда обитания | Представители | Раковина состоит из | Новый термин |
Биссус – это прочные белковые нити, с помощью которых моллюск створки раковин среплены между собой |
Задание № 4: Выполните таблицу «Сравнительная характеристика брюхоногих и двустворчатых моллюсков» (используйте учебник и Приложение 2)
Сравниваемые признаки | Классы | |
Брюхоногие | Двустворчатые | |
Симметрия тела | Ассиметричны | |
Части тела | Голова, нога, туловище | |
Раковина | Спирально закрученная | |
Пищеварительная система | Рот, глотка, радула, пищевод, желудок, печень, слюнные железы, кишка, анальное отверстие. | |
Органы дыхания | Лёгкие | |
Кровеносная система | Незамкнутая, 1 предсердие, 1 желудочек. | |
Выделительная система | Левая почка | |
Нервная система | Разбросанно-узлового типа. Перекрёст между нервными узлами. | |
Размножение | Гермафродиты. Личинка парусник. Оплодотворение внутреннее, перекрёстное. |
Оценивание работы: См. Приложение 4
Кол-во баллов: Отметка:
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕМУ ЛИСТУ УЧАЩИХСЯ
Приложение 1
КРОССВОРД
1 п | д | к | |||||||||||||||
2 л | в | я | |||||||||||||||
3 у | к | и | |||||||||||||||
4 п | о | л | о | с | т | ь | |||||||||||
5 т | а | ||||||||||||||||
6 р | в | н | а | ||||||||||||||
7 н | о | а | |||||||||||||||
8 п | а | р | у | с | н | и | к | ||||||||||
9 т | р | у | б | а | ч | ||||||||||||
10м | а | н | т | и | я | ||||||||||||
11п | е | р | л | а | м | у | т | р | |||||||||
12ж | ы | ||||||||||||||||
13г | е | д | и | т | ы |
- Представитель класса Брюхоногие
- Какая почка у прудовика и слизня
- Как еще называют класс Брюхоногие моллюски
- Мантийная ……
- Радула с роговыми зубчиками
- «Домик» моллюска
- Мускулистый непарный вырост тела
- Личинка моллюска
- Представитель морских брюхоногих моллюсков, который служит объектом промысла
- Особая складка кожи
- Внутренний блестящий слой раковины
- Орган дыхания
- По размножению прудовик …
Приложение 2
1.Пищеварительная система: т. к. отсутствует голова, то исчезают слюнные железы, радула, глотка.
Отделы пищеварительной системы: ротовое отверстие, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие. Двустворчатые моллюски питаются, как губки, профильтровывая через мантийную полость воду. Эпителий стенок мантийной полости и жабр слагается ресничными клетками. Согласованные удары ресничек создают ток воды. Свежая вода с пищевыми частицами вроде микроскопических водорослей поступает через вводной сифон, образованный лепестками мантии, совершает по мантийной полости круг и выводится через выводной сифон.
Сифоны – это трубки на заднем конце тела моллюска, образованные мантией.
В это время она отдает кислород, насыщается углекислым газом, а пищевые частицы, предварительно склеенные слизью, поступают, захваченные ротовыми лопастями, в ротовое отверстие. Устрица средних размеров пропускает за 1 ч через свою мантийную полость до 10 л воды. Размножаясь во множестве, ракушки становятся мощным фактором очистки водоемов.
2.Дыхательная система: пластинчатые жабры, снабжённые капиллярами.
3.Кровеносная система: также как и у брюхоногих незамкнутая. У нее любопытная особенность: сердце, состоящее из желудочка и двух предсердий, как бы наложено на кишечник.
4.Органы выделения: парные почки
5.Нервная система: три пары ганглиев (нервных узлов)
6.Органы чувств: химические органы чувств, органы равновесия, глаза, органы осязания.
7.Размножение: раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее – в мантийной полости.
Приложение 3
Таблица «Сравнительная характеристика брюхоногих и двустворчатых моллюсков»
(данное приложение выдается учащимся только после выполнения задания № 4, чтобы сравнили, выявили ошибки и оценили полученный результат, согласно листу оценивания см Приложение 4)
Сравниваемые признаки | Классы | |
Брюхоногие | Двустворчатые | |
Симметрия тела | Ассиметричны | Двусторонне-симметричны |
Части тела | Голова, нога, туловище | Туловище, нога |
Раковина | Спирально закрученная | Две створки |
Пищеварительная система | Рот, глотка, радула, пищевод, желудок, печень, слюнные железы, кишка, анальное отверстие. | Рот, пищевод, желудок, печень, кишка, анальное отверстие. |
Органы дыхания | Лёгкие | Пластинчатые жабры |
Кровеносная система | Незамкнутая, 1 предсердие, 1 желудочек. | Незамкнутая, 2 предсердия, 1 желудочек. |
Выделительная система | Левая почка | Парные почки |
Нервная система | Разбросанно-узлового типа. Перекрёст между нервными узлами. | 3 пары нервных узлов - ганглиев |
Рассказ | Рассказ | Рассказ |
Размножение | Гермафродиты. Личинка парусник. Оплодотворение внутреннее, перекрёстное. | Раздельнополые. Личинка парусник. Оплодотворение внутренне- в мантийной полости |
Приложение № 4
Оценивание заданий рабочего листа
Задание (№) | Одна ошибка | Две ошибки | Три ошибки | Четыре ошибки | Ошибки отсутствуют |
Количество баллов | |||||
№ 1 (13 вопросов) | 13 | 10 | 8 | 6 | 13 |
№ 2 | 1 | 0 | - | - | 2 |
№ 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 5 |
№ 4 | 10 | 8 | 6 | 4 | 10 |
Кол-во баллов | 28 | 21 | 16 | 11 | 30 |
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы
Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....
рабочая программа по геометрии 10-11 класс 136 часов (10 класс-68 часов,11 класс-68 часов) УМК Л.С. Атанасян
1.Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по геометрии для средней (полной) общеобразовательной школы 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Сборник тестов "История 5-11 класс География 5-11 класс Обществознание 6-11 классы»
Сборник тестов "История 5-11 класс География 5-11 класс Обществознание 6-11 классы», в который включены тесты по географическому краеведению Оренбургской области....
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики
1.Рабочая прграмма "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...
Интегрированный урок химии и английского языка в 8 классе по теме "Основные классы неорганических веществ"
Ведущими технологиями на уроке были интегрированное обучение, исследовательская и самостоятельная работа.Для реализации технологии интегрированного обучения в данной теме урока за основу было вз...