Проект "Родной любимый старый парк"
проект по биологии (9 класс)

Пряхина Елена Александровна

Работа на конкурс "Земля родная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_lyubimyy_staryy_park.docx311.02 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 2 р.п.Пачелма

Областной конкурс исследовательских работ учащихся-участников туристско-

краеведческого движения пензенских школьников «Земля родная»

Программа «Летопись родного края»

 «Родной любимый старый парк»

F:\DCIM\107_PANA\P1070523.JPG

Подготовила:

Акимова Валентина Евгеньевна

учащаяся 9 класса

МОУ СОШ № 2 р.п.Пачелма

442100 ул.Железнодорожная, д.21

442100 ул.Свободы, д.5

89374054637

valyusha.akimova@yandex.ru

Руководитель:

Пряхина Елена Александровна

учитель химии и биологии

МОУ СОШ № 2 р.п.Пачелма

442100 ул.Железнодорожная, д.21

89085332121

pryakhina-1982@mail.ru

р.п.Пачелма

2019 г

Оглавление        страницы

1.Введение                                                                                         3        

2.История парка              4

3.Значение парка                                                                                5

4.Исследование

4.1. Определение возраста представителей основного вида нашего парка – дуба черешчатого                                                                                        6

4.2. Изучение реакционной нагрузки на парк         6

5.Выводы         7

6.Литература         7

Приложения          8

1.Введение

Пачелма

Все долги старинные оплачены 

Но душа на месте не сидит,

Я куплю билет, поеду в Пачелму,

Что в полях зеленая стоит.

Сяду в летнем парке на скамеечке,

В шелесте дубравы поброжу,

Чтоб не закурить, достану семечки,

И оврагу правду расскажу.

Посмотрю, как мост над ним качается,

Как шумит в сторонке детвора,

В Пачелме все только начинается,

Кто сказал, что Пачелма стара?

Встречу там людей простых, доверчивых,

О судьбе страны поговорю,

Столько в нашей жизни наворочено,

Стыдно станет даже фонарю.

(В. Подельский)

(приложение 1)

Такие замечательные строки написал наш земляк, увлекающийся литературным творчеством. В масштабах страны Пачелма лишь малая частица, уголок великой России. Пачелмцы знают, что возникновение поселка было связано со строительством Моршанско-Сызранской железной дороги в 1874г. В районе нет алмазных россыпей, но есть запасы строительных материалов, лесные и водные ресурсы. Но главное богатство нашей малой родины - это люди, которые достигли больших успехов в разных видах трудовой деятельности. Наша школа – когда-то самая крупная в районе, построена она была для детей железнодорожников, находится между железнодорожной линией и парком «Дубки». Это уникальный парк – любимое место отдыха пачелмцев, рядом построен ФОК,  есть также в поселке бассейн «Дельфин», большое внимание в последнее время уделяется благоустройству поселка.

     Нашему уникальному парку я и хотела бы посвятить свою небольшую исследовательскую работу.

Моя цель: изучить историю парка «Дубки»

Мои задачи:

  1. Познакомиться с историческими материалами, которые касаются парка
  2. Опросить местных жителей нашего поселка
  3. Изучить состояние парка сегодня
  4. Определить возраст дубов

 2. История парка.

По словам старожилов нашего поселка, раньше на месте парка был лес. В войну около парка был немецкий госпиталь и поселок, где жили немецкие военнопленные. Недалеко было кладбище, где и хоронили этих пленных.

Немецкие военнопленные жили в нашем поселке и работали на его благо. Был в те времена рядом с парком сад, где росли яблони, груши, туя и даже два дерева маньчжурского ореха. Также немцы здесь работали в теплице. Выращивали цветы, которые украшали железнодорожные станции от Куйбышева (ныне Самара) до станции Моршанск.

Рядом с парком у нас есть пруд. Раньше его называли «Ермаков пруд». В нем была чистая вода, водились караси, карпы. Здесь можно было кататься на лодках. Теперь мы его называем просто – «Пачелмский». Сейчас здесь тоже водится рыба и мужское население поселка от мальчишек до взрослых мужчин сюда ходят порыбачить и в летнее время, и в зимнее.

 Были в те времена и два малых пруда-отстойника на территории парка. Сейчас они высохли.

На территории парка раньше работала танцплощадка, куда ходила местная молодежь, работал фонтан. Сейчас он тоже есть, но простаивает в нерабочем состоянии.

 Я вместе со своими одноклассницами и нашим учителем биологии Пряхиной Еленой Александровной ходила в Пачелмский архив. Здесь мы искали информацию о нашем парке. Просмотрели очень много документов. Но данных сохранилось слишком мало. Совершенно нет никакой информации за период с 1938 по 1947 года. Вероятно это связано с тем, что  это было неспокойное военное время, а также послевоенное, когда нужно было поднимать страну, а не парками заниматься. Но некоторую информацию все же удалось найти.

Протокол №2 от 6 января 1948 года – передача парка райсовету. Но в ранних протоколах ничего не было найдено о существовании парка вообще. Поэтому датой образования парка «Дубки» считается 1948 год.

Протокол № 13 от 22 июля 1949 года – выделение средств бюджета на благоустройство парка и на содержание сторожа.

Протокол № 10 от 18 мая 1950 года – об устройстве канавы вокруг парка, выделении на это средств.

Протокол № 23 от 24 августа 1950 года – выделение большой суммы по тем временам на строительство мостов и благоустройство парка. Видимо в это время и был построен подвесной мост через овраг в парке.

Протокол № 11 от 24 марта 1951 года – о запрете раздачи земли под строительство усадеб. До этого времени участки парка раздавали жителям под строительство домов. Деревья частично вырубались, территория парка уменьшалась.(приложение 2)

3. Значение парка

Парк имеет большое эстетическое значение. Парк весьма живописен в любое время года: рано весной - от появления молодой ажурной листвы; летом - от зелёного наряда деревьев и кустарников; осенью - от золотистой и багряной окраски листвы. Растения парка, поглощая углекислый газ, выделяют необходимый человеку кислород. Известно что, дерево средней  величины может обеспечить дыхание трёх человек. Насаждения зеленого уголка природы способны очищать воздух, тем самым, выполняя роль живых фильтров. Листья деревьев поглощают  огромное количество токсичных газов, а часть их накапливается в побегах и корнях. Также все растения можно назвать своеобразными пылесосами, так как они очень эффективно очищают воздух от пыли, особенно летом. Запылённость в парке под деревьями значительно меньше, чем  на  открытой площади.

Растительность парка способствует повышению ионизации воздуха - явлению, благотворному для человека. Наибольшим эффектом  в ионизации воздуха отличается, например, рябина обыкновенная.

Как известно, шум оказывает неблагоприятное влияние на здоровье человека, вызывая сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства. Он нарушает обмен веществ, негативно воздействует на органы слуха и повышает артериальное давление. Одним из способов снижения шума является посадка деревьев. Противошумовой эффект парка зависит от  возраста, плотности, конструкции посадок и различных видов деревьев и возраста, плотности,  кустарников. Надо отметить, что хорошо защищают от шума только правильно посаженные деревья и кустарники. Хорошо поглощает шум в  парке вертикальное озеленение. Такое озеленение уменьшает поверхность отражения звука, увеличивая тем самым звукопоглощение стены в шесть - семь раз.

Зелёные насаждения оказывают благоприятное влияние и на температурные условия рабочего посёлка. Растения понижают температуру,  увеличивают скорость движения воздуха. Это благоприятно действует на организм человека, особенно в условиях жаркого лета. В парке лучше снижают температуру деревья с крупными листьями: клён остролистный,  дуб черешчатый. Посадки деревьев улучшают проветривания всей населённой территории и её отдельных частей. Также защищают от  неблагоприятных ветров, регулируют движение воздуха, ослабляют или   увеличивают скорость его перемещения и меняют направление ветра.(3)

Очень важную роль играет наш парк, а точнее его растительность, в защите от разрушения почв. На территории парка пролегает большой овраг. Но в течение довольно длительного времени он практически не меняется в размерах. Это мы знаем со слов местных жителей, которые помнят и знают его уже давно (приложение 3).

Овраги являются результатом водной и почвенной эрозии. Как остановить разрастания оврагов и что нужно делать, чтобы уберечь почву от их образования? Чтобы овраг не увеличивался в размерах используют различные насаждения кустарников и деревьев. Очень хорошо в этом помогает дуб черешчатый – преобладающий вид нашего парка, а также клен остролистный.

4. Исследование

4.1.Определение возраста представителей основного вида нашего парка – дуба черешчатого.

На территории парка есть недавно спиленные деревья, которые были повреждены паразитами. По их спилам и подсчитали количество годовых колец. Оказалось, что возраст дубов колеблется от 110 до 114 лет. Этот факт  подтвердил рассказ старожилов о том, что изначально здесь была дубрава, так как возраст самого парка немного более семидесяти лет.

4.2. Изучение реакционной нагрузки на парк

В результате исследования изучили рекреационную нагрузку на парк-

Провели учет посещаемости парка

 Дата, день недели

Количество, людей посещающих парк в день (с 9.00 до 21.00)

20.05.19 понедельник

 317 человек

21.05.19 вторник

322 человек

22.05.19 среда

319 человек

23.05.19 четверг

320 человек

24.05.19 пятница

323 человека

25.05.19 суббота

205 человек

26.05.19 воскресенье

156 человек

По таблице видно, что рекреационная нагрузка на парк довольно большая, поэтому на некоторых участках наблюдается изменение почвы в результате вытаптывания.

Происходит её уплотнение, почва изменяется по механическому составу, уменьшается её водопроницаемость, нарушается воздушный режим почвы, усиливается испарение почвенной влаги.

Также парка страдает от мусора. Так как через него ходят в школу и обратно дети, на работу и с работы взрослые, и далеко не все воспитаны, хотя работа в этом направлении ведется, то бумажки, фантики, бутылки очень сильно портят картину. Но учащимися нашей школы и учителями регулярно проводится экологический десант. Мы по пятницам выходим на помощь парку и собираем этот мусор.

5.Выводы

  По результатам моего небольшого исследования и изучения ботанической литературы я  могу сделать следующие выводы:

  1. Парк р.п. Пачелма - ботанический объект. Здесь встречается разнообразный видовой состав растительности. Из деревьев преобладают дубы. Вековые  дубы - ценность данного объекта природы.

  2. Парк испытывает достаточно сильную антропогенную нагрузку, поэтому его территория загрязнена бытовым мусором.

  3. Парк испытывает высокую рекреационную нагрузку,  поэтому происходит вытаптывание территории.

  4. Санитарное состояние парка удовлетворительное, так как выпас скота не ведётся, не осуществляется рубка древесно-кустарниковой растительности, частично ведётся сенокошение.

 5. Парк имеет не только рекреационно-оздоровительное, но и историко-мемориальное  назначение.

  6. Необходимо усилить практическую работу учащихся на территории  парка, направленную на обеспечения улучшения его  экологического состояния.

6. Литература

1.   Баканина Ф. M. «Экологические тропы»

2.   Журнал « Биология в школе» № 1, 1996 г. Москва «Школа - Пресс»

3.     Журнал «Биология в школе» № 5, 1995 г. Москва «Школа - Пресс»

4.http://fb.ru/article/306905/kak-ostanovit-razrastaniya-ovragov-chtobyi-sohranit-prirodnyie-svoystva-pochvyi

5.http://pachelma1.ucoz.ru/docyments/dinastii_pachelma.pdf

6. Данные Архива Администрации Пачелмского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Старая, старая сказка..."

Сценарий новогоднего праздника...

"Старая,старая сказка"-новогоднее представление.

Сценарий Новогоднего праздника для 5-9 классов...

Парки Лондона - Гайд парк, Риджен Парк

Презентации учащихся к урокам в 5 классе по учебнику М.З.Биболетовой,Н.Н.Трубаневой...

Внеклассное мероприятие "22 апреля - День заповедников и национальных парков (Марш парков)"

Внеклассное мероприятие, посвященное особо охраняемым природным территориям. В ходе занятия раскрывается понятие ООПТ, рассматриваются катеогрии охраняемых земель. Показаны примеры ООПТ на территории ...

Статья: «Детский парк – наш любимый коллектив»

25 мая 2014 г. В Солнечном зале Дворца пионеров и школьников детское объединение эстрадно – джазового вокала "Детский парк", руководитель Меркулова Л.Д., представило на суд родителей, друзей и знакомы...

"Путешествие в Сказочный парк"(Английский парк в Петергофе)

Интегрированный урок-путешествие для 7 класса (литература,история,музыка,изо,английский язык) с презентацией. Знакомство с удивительным парком Петергофа-Английским,  с его историей,прошлым и наст...