| Преимущества технологии в преподавании предмета биологии в условиях реализации ФГОС |
1)Информационно – коммуникационная технология | На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не сможет заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию учащихся к изучению биологии. Передовые технологии видеосъемки и применение специально разработанной компьютерной графики позволяют проследить за работой организмов как бы «изнутри», открыть их особенности и загадки. Что вызывает большой эмоциональный подъем и повышает уровень усвоения материала, стимулирует инициативу и творческое мышление. Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по биологии, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации является не только учитель, но и сам ученик.
|
2)Технология развития критического мышления | Мною замечено, что отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им самим целей, подразумевая, что эти цели будут приняты учащимися как собственные. ТКМ предусматривает необходимость дать возможность самому ученику поставить цели обучения. Что мы усваиваем лучше всего, ту информацию, о которой мы что-то знаем. Когда легче принять решение, когда мы делаем то, что согласуется с имеющимся опытом. На стадии вызова важно: 1. свободное высказывание своей точки зрения без боязни ошибиться и быть исправленным учителем; 2. фиксация всех высказываний; 3. сочетание индивидуальной и групповой работы для актуализации собственных знаний и знакомства с альтернативными (некоторым учащимся легче озвучить свои мысли в группе, чем сразу учителю). Роль учителя на стадии вызова заключается в том, чтобы стимулировать учащихся к актуализации того, что они уже знают по изучаемой теме, фиксации и систематизации информации. При успешной реализации стадии вызова у учащихся должен возникнуть стимул для работы на этапе получения новой информации. На стадии осмысления содержания учащиеся вступают в контакт с новой информацией. В процессе реализации этой стадии главная задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес учащихся в продвижении от «старого» знания к «новому». Для осмысления содержания можно зачитывать наиболее сложные места параграфа, отмечать важное, больше использовать приемы стимулирования внимания (проблемные вопросы, интересные факты, иллюстрации, схемы). В процессе индивидуальной работы учащиеся производят отбор наиболее значимой информации, выражают ее своими словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. На стадии рефлексии та информация, которая была новой, становится собственным знанием, побудителем для расширения информационного поля, выработки собственной позиции, оценки.
|
3) Проектная технология | Технология проекта – это целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя. Учитель создаёт положительный эмоциональный настрой всех учащихся в ходе работы над проектом и организует равноправное партнерское доверительное общение. Суть этой технологии – стимулировать интерес детей к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Этот проект рассчитан на индивидуальную работу, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Используя технологию проектов в практике преподавания биологии, я нахожу в ней много положительного. Во-первых, существует много типов проектов (информационный, исследовательский, творческий и т.д.). Это позволяет на разных этапах обучения подобрать для учащихся наиболее приемлемый вид деятельности. |
4) Технология развивающего обучения | Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и ученика на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром. Экскурсии, лабораторные работы, эксперименты - способствуют развитию исследовательских навыков, которые помогают самостоятельно приобретать новые знания, сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы. Основную сложность у ребят при выполнении этих работ вызывает написание вывода, т.к. часто они не понимают цели работы Включение в урок оригинальных материалов значительно оживляют процесс изучения предмета, учат ребенка пользоваться уже полученными знаниями, развивают их биологическую память, дают учителю и ученикам возможность творческого сотрудничества, дружеского заинтересованного общения на уроках.
|
5) Технология проблемного обучения | Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.Организация уроков биологии с элементами проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций, выступающих как средство развития познавательной мотивации школьников.
|
6) Игровые технологии | Развитию познавательного интереса учащихся способствуют нестандартные игровые уроки. Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка. Игровой метод обучения учащихся является интересным и продуктивным, поэтому часто используется на уроках биологии. Данный метод сделает обучение более увлекательным и творческим. Играя вместе с учениками, можно получить настоящее удовольствие от общения с ними. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку. В тоже время в ходе игры у школьников активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний. Особое место в обучении и воспитании детей занимают ролевые игры. Это своеобразная форма совместной жизни детей и взрослых, в которой дети моделируют деятельность взрослых – ее смысл, задачи, нормы отношений |