"Коллекция игр по ботанике"
материал по биологии

Абайдуллина Альфия Валерчановна

Игры для использования на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_biologii.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по ботанике

Игра – «АБВГДей – кА»

Как хорошо уметь писать! А еще лучше уметь писать грамотно. Вставьте пропущенные буквы в следующих биологических терминах.

  1. Г…н…ративные.

10. Ст…лоны.

2. Р…пр…дуктивные.

11. Хл…мид…м….нада.

3.Яйце…клетка.

12.Хр….м….тофор.

4. Сперм…й.

13. Сапр…фит.

5.Г…меты.

14.Сем…..доля.

6. З…гота.

7. Пыльц…вход.

8. Сем…з…чаток.

9. Энд…сперм.

Игра  -  «Угадай-ка»

Надо назвать анаграммы, назвать зашифрованное слово или слова.

1.Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной,

Если «К» сочтете лишним,

Смысл получится иной.

Стану белым и пушистым,

Полотенце, простыня могут выйти из меня

(Клен-лен)

2.Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь, поставь меня в вазу,

Но с буквою «К» в огород я пойду,

Капусте достанется сразу

(Роза- коза)

3.Чтобы отгадать – имей терпенье,

С «Л» часть лица, а с «Б» растение

(Лоб- боб)

4.Междометие , предлог

Меж них фамилия поэта,

А целое – известный плод

Что зреет на исходе лета

( Я-Блок-о)

5.Первое- нота, второе тоже

А в целом на горох похожа

(Фа-соль)

6.Три простеньких слова-

Нота, круг, союз.

Дают нам вместе овощ,

Приятный всем на вкус

(Ре-диск-а)

Царь зверей, предлог, междометье

В цветке душистом встретил я.

Найти цветок поторопись

И ароматом насладись.

(Лев-к-ой)

Первый слог-песня весенней капели,

Второй – губы.

Все – растение, про которое сложена загадка:

«Был ребенок, не знал пеленок,

Стар стал, пеленаться стал»

(кап-уста)

Река в Италии течет,

За ней две ноты, еще буква,

А в целом – вышел вкусный плод,

Но только не арбуз, не тыква, а…

(по-ми-до-р)

Личное местоимение – первый слог.

Пение лягушки – слог второй.

Все- растение, у которого  плод – ягода.

(ты-ква)

Первый слог – орган растения для питания,

Второй – соединительная буква,

Третий – найдешь в танцах,

Целое – явление в жизни растения.

(лист-о-па-д)

Буква шипящая, гласная буква, нота,

Назойливое двухкрылое насекомое,

 Все- дерево с белоснежными пахучими цветами

И вяжущими плодами.

(че-ре-му-ха)

Игра  -  «РЕШИ АНАГРАММУ»

В  непонятных словах переставьте буквы так, чтобы получить название растения. С каждым непонятным словом рядом напишите свой правильный ответ (название) растения.

1). С Е Я Н Ь

2). Р Е З А Б Е

3). А Н С И О

4). Д Ы Ш Л А Н

5). Н А С О С

6). А П И Л

7). Ш А Н А К Т

8). Ч У К А В О Н Д И

9). П А Р И К В А

10). К О П И Ж О Р Д О Н

11). Р О Н О С А М И Д

12). Г А Ч А Р А К

13). Ё В А С И К Л

14). Н И Б Я Р А

15). Х О Д Н У П О С Л

16). К У Б

17). М А Х З А Н Т Е Р И

 Ответ: "РЕШИ АНАГРАММУ"

1). СЕЯНЬ (ЯСЕНЬ); 2). РЕЗАБЁ (БЕРЁЗА); 3). АНСИО (ОСИНА); 4). ДЫШЛАН (ЛАНДЫШ); 5). НАСОС (СОСНА); 6). АПИЛ (ЛИПА);7). ШАНАКТ (КАШТАН); 8). ЧУКАВОНДИ (ОДУВАНЧИК); 9). ПАРИКВА (КРАПИВА); 10). КОПИЖОРДОН (ПОДОРОЖНИК); 11). РОНОСАМИД (СМОРОДИНА); 12). ГАЧАРАК (КАРАГАЧ); 13). ЁВАСИКЛ (ВАСИЛЁК); 14). НИБЯРА (РЯБИНА); 15). ХОДНУПОСЛ (ПОДСОЛНУХ); 16). КУБ (БУК); 17). МАХЗАНТЕРИ (ХРИЗАНТЕМА).

Игра  - «УЧИСЬ РАЗЛИЧАТЬ ЗАПАХИ»

Для этой игры нужно подобрать листочки полыни, мяты, лимона, лавра,  или душистые плоды ягодных растений. Желательно добавить веточку сосны, свежий гриб, лук и другие растения. Каждый образец положить в баночку с крышкой. Затем играющие должны по запаху определить, что это за растение.
Выигрывает тот, кто дал больше правильных ответов.

Игра – «ПОСТАВЬ НА СВОЕ МЕСТО»

Цель игры – проверить, как играющие различают плодовые, овощные, декоративные и сорные растения. Для этого делается несколько однотипных карточек, куда заносятся названия растений в произвольном порядке.

Например:  сурепка, яблоня, помидор, хризантема, цинния, огурец, ярутка, слива, пырей, абрикос, кольраби, магнолия, патиссон, камелия, лебеда, айва, осот, алыча, перец, флокс, гладиолус, амброзия, черешня, лук.
Играющие, получив такие карточки, должны сгруппировать названия растений в четыре колонки, заполнив графы.
Плодовые: Яблоня, Слива,  Абрикос,  Айва,  Алыча,  Черешня. 
Сорные: Сурепка, Ярутка,  Пырей,  Лебеда,  Осот, Амброзия.

Декоративные:  Хризантема, Цинния, Магнолия. Камелия, Флокс. Гладиолус.

Овощные:  Помидор, Огурец. Кольраби. Патиссон. Перец. Лук.


Игра  - «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Учащиеся разбиваются на 2 команды. Одна команда (каждый игрок) получает листки с изображением растений, другая команда – листки с названиями этих растений. По команде нужно быстро найти подходящий листок у другого игрока. Выигрывает пара, безошибочно сделавшая это раньше других.

Игра - «ЗАПОЛНИ ПРОБЕЛЫ»

Предлагается текст-рассказ, в котором упоминаются различные растения. После названия растения в скобках указано задание-вопрос, на который необходимо ответить. Текст может быть записан на доске или на карточке (плакате).  Вопросы  к тексту могут задаваться вразброс разным ученикам, по цепочке, по очереди командам, отдельному ученику, или же все учащиеся отвечают на них письменно, а затем правильные ответы объявляются вслух и обсуждаются.
Пример текста: 
«Наступил август – последний летний месяц. Кое-где уже заметно дыхание осени.  Отцветают ромашки (семейство?) и колокольчики (способ опыления?), у многих растений созревают семена. На пустырях и некосях жухнут пижмы (вид соцветия?), луговые васильки (семейство?) и донники (семейство?). Рядом кое-где достаивают великолепные нивяники (виды цветков в соцветии?), называемые в быту большими ромашками. Насыпи все еще покрыты разноцветным вьюнком (форма побега?). На березах (способ распространения семян?), липах (форма листовой пластинки?) и дубах (жилкование листьев?) замелькали уже желтые листья, на лугах голубыми бантиками украсился цикорий (из какой части растения приготовляют кофе?). Поспевают поздние ягоды – толокнянка, брусника (жизненная форма?).

ЗАГАДКИ НА УРОКАХ

Работа с загадками помогает развивать наблюдательность, сообразительность и находчивость. Для того чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, программы, читать дополнительную литературу. Загадки могут быть использованы практически в любой теме курса ботаники при закреплении нового материала, опросе учащихся, на обобщающих уроках, в качестве домашнего задания. При этом, помимо отгадывания загадки, к ней могут быть предложены соответствующие вопросы по теме.

Семейство «Крестоцветные»

Семейство «Розоцветные»

На грядке за амбаром 
Разросся стебель шаром.
       (Капуста кольраби)

Сидит на палочке,

В красной рубашечке,

Брюшко сыто —

Камнями набито.

(Шиповник)

На плечах Игнашки
Сорок три рубашки –
Все из ткани отбеленной,
А поверх - пиджак зеленый.
      (Кочан капусты)

Я капелька лета на тоненькой ножке, Плетут для меня кузовки и лукошки Кто любит меня, тот и рад поклониться, А имя для мне родная земля.

(земляника)

Был ребенком – 
Не знал пеленок, 
А стал стариком –
Сто пеленок на нем.
      (Развитие капусты, образование кочана)

У мамы дочки –
На шнурочке.
           (Усы земляники)

Не жил в ягоде жучек,
И не кушал червячок, 
А сорвал ее с куста – 
Глядь - середка вся пуста.
       (Плод малины)

Хоть прячется Алена
За веточкой зеленой,
Но красная щека
Видна издалека.
             (Яблоко)

Корень, стебель, лист, плоды –
Все негодно для еды,
А засажен огород!…
Что же мы
Положим в рот?
             (Соцветие цветной капусты)

Царицей цветов я зовусь, 
На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай, 
Почувствуешь, как я сильна.
              (Роза)


Игра «ДОГОДАЙСЯ»

В зашифрованном здесь предложении все слова стоят на своих местах, а вот буквы в них переставлены. Поставьте перепутанные буквы на свои места.

 Котцев -  воздымниейни урокчонейны пегбо.
                                                                       (цветок – видоизмененный укороченный побег)

Игра «ТРИ НОТЫ»

С помощью трех нот здесь зашифровано биологическое понятие. Расшифруйте.

Цветодокре – ормиган седоменреномиго раздомнорежеминия.


(цветок – орган семенного размножения)

Игра  «НАЙДИТЕ РОДСТВЕННИКОВ»

Распределите  растения по сходным признакам цветов: кукуруза, ива, огурец, тополь, тыква.

Головоломка «НАДО ПОДУМАТЬ»

 В клетки вставьте название частей цветка, которые оканчиваются на букву «К»

  1. Околоцветник
  2. Чашелистик
  3. Лепесток
  4. Столбик
  5. Пыльник
  6. Пестик
  7. Венчик
  8. Листочек
  9. Семязачаток

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ботаника - наука о растениях

Данная презентация  предусмотрена для проведения первого урока в 6 классе по УМК Пономарева И.Н. В ресурсе рассмотрены вопросы  наук, изучающих растения, многообразие и значение растительных...

Подготовка к ЕГЭ Тесты по курсу "Ботаника"

При подготовке к ЕГЭ по данному разделу тесты смогут смогут выявить пробелы и закрепить материал...

Презентация к уроку ботаники в 6м классе

Данная презентация подготовлена к уроку биологии 6 класса по теме "Голосеменные растения"...

Коллекция рисунков для создания презентаций по физике

Создание презентаций для уроков требует много времени. Особенно, если требуются качественные и конкретные картинки. Надеюсь, что данная подборка материала поможет моим коллегам....

Презентация к уроку ботаники в 6м классе

Презентация к уроку на тему "Мхи"...

Использование комнатных растений при изучении школьного курса ботаники и общей биологии

В данной методической разработке показан пример использования комнатных растений как средств наглядности на уроках биологии....

Аттестационная работа(Научно-эксперементальная) по теме:Сравнительный анализ учебников:курса ботаника 6 класс под руководством проф.И.Н.Пономаревой и курса ботаники 6 класс под руководством проф.Т.И.Серебряковой.

Рассматривается важный вопрос школьного курса биологии - качество учебников,используемых в образовательном процессе.Анализируются советские учебники,послужившие биологическому образованию не один деся...


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Спасибо! Кое-какие находки возьму на вооружение.