Программа спецкурса
рабочая программа по биологии (9 класс)

Рабочая программа дополнительных платных образовательных услуг по курсу «Экология и здоровье» составлена для учащихся 9 классов.

            Программа направлена на развитие у школьников компетенции в области биологии, осознание величайшей ценности жизни и ценности биологического разнообразия, становления экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_i_zdorove_9_dpou_2018-2019.doc771.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

«БИОЛОГИЯ. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ»

                                9 класс

Страница  из 9

Муниципальное бюджетное нетиповое

общеобразовательное учреждение «Гимназия №62»

РАССМОТРЕНО

Кафедрой

(протокол № 1 от 30.08.2019)

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

МБ НОУ «Гимназия №62»

(протокол № 1 от 30.08. 2019)

УТВЕРЖДЕНО

Директором МБ НОУ

«Гимназия № 62»

______________О.В. Заниной

(приказ №167 от 31.08.2019)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ «БИОЛОГИЯ. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ»

9 класс

                                                                                              Составитель:

                                                                                                   Кудрина Е.С.,

                                                                                                       учитель биологии

Новокузнецк, 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительных платных образовательных услуг по курсу «Экология и здоровье» составлена для учащихся 9 классов.

            Программа направлена на развитие у школьников компетенции в области биологии, осознание величайшей ценности жизни и ценности биологического разнообразия, становления экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе.

            Программа курса биологии для 9 класса рассчитана на 30 часов учебного времени (1 час в неделю).

            Направленность: общеинтеллектуальная.

            Цель курса: способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой, овладение знаниями о здоровье.

            Задачи:

  • гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
  • формирование   экологической     грамотности      учащихся,       знающих  биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
  • установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, с живым как с главной ценностью на Земле;
  • отражение гуманистической значимости природы и ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания учащихся;
  • развитие творческой личности учащихся, натуралистического интереса, стремления к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, экологии, рационального природопользования и охраны природы.


Тематическое планирование

Название темы

Количество

часов

1

Здоровье и факторы его определяющие

1

2

Здоровье и наследственность

2

3

Природная среда и здоровье человека

10

4

Здоровье человека в городской и сельской среде

8

5

Экология жилища

5

6

Биологические загрязнения и болезни человека

2

7

Здоровье – профессиональная забота врача и эколога

2

Итого

30

Содержание курса

 Тема 1. Здоровье и факторы его определяющие (1 час)

            Виды здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.

Тема 2. Здоровье и наследственность (2 часа)

            Наследственность – важный фактор здоровья. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний. Практическая работа по теме «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной».

Тема 3. Природная среда и здоровье человека (10 часов)

            Факторы природы, влияющие на здоровье человека. Природная среда как источник заболеваний. Действие экологических факторов в разные периоды жизни человека. Механизмы адаптации человеческого организма к природным факторам. Стресс и здоровье человека. Адаптация человека  в экстремальных природных условиях. Эндемические и природноочаговые заболевания. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. Адаптивные типы людей: полярный (арктический), тропический, аридный, высокогорный. Практическая работа по теме «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения».

Тема 4. Здоровье человека в городской и сельской среде (8 часов)

            Город как среда жизни человека. Село как среда жизни человека. Состояние окружающей среды в условиях города. Состояние окружающей среды в условиях села. Изучение загрязнения воздуха автотранспортом. Защита организма от химических загрязнителей. Шум и здоровье человека. Радиация и здоровье человека. Демографическая  структура.

Тема 5. Экология жилища (5 часов)

            Жилище как среда обитания. Основные компоненты микроклимата квартиры (температура, влажность, освещенность, подвижность воздуха). Влияние электромагнитных полей и радиоволн на организм человека. Влияние электроприборов (микроволновой печи, кондиционера, компьютера, сотового телефона) на здоровье человека. Экологические аспекты применения химических моющих средств. Аллергия и другие осложнения применения синтетических моющих средств. Бытовая пыль и ее влияние на здоровье человека. Бытовые отходы. Способы утилизации бытового мусора: мусороперерабатывающие заводы, полигоны, свалки. Вторичная переработка сырья.

Тема 6. Биологические загрязнения и болезни человека (2 часа)

            Общие сведения о патогенных (болезнетворных) микроорганизмах, вирусах, гельминтах, простейших, вызывающих у человека различные заболевания. Источники заражения и пути передачи инфекций. Средства и методы защиты. Профилактика заболеваний.

Тема 7. Здоровье – профессиональная забота врача и эколога (2 часа)

            Профессия врача. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна. Профессия эколога. Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Выдающиеся медики и экологи.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии на  базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • виды здоровья и факторы, влияющие на здоровье;
  • значение наследственности как важного фактора здоровья;
  • влияние природной и социальной среды на здоровье;
  • эндемические и природноочаговые заболевания;
  • биологические ритмы;
  • приспособительную изменчивость человеческих популяций, адаптивные типы людей, о изменении природной среды под влиянием деятельности человека;
  • санитарно-гигиенические требования к состоянию школьного помещения;
  • научное и социальное содержание врачебной деятельности, профессиональной ответственности;
  • выдающихся медиков и экологов;

уметь:

  • составлять родословную;
  • прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;
  • определять причины изменения природной среды;
  • оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения;
  • давать оценку качества окружающей среды своей местности.

использовать приобретенные знания и умения практической деятельности и повседневной жизни для:

  • формирования картины мира;
  • для гуманного, этического поведения в природе;
  • в деле охраны природы, редких и исчезающих видов;
  • для доказательства уникальной ценности жизни  и сохранения своего здоровья.

Список литературы

Литература для учителя

  1. Ватти Н.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике. – М.: Просвещение, 2010
  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: Т. 1-3. – М.: Мир, 2009
  3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 2008

Литература для учащихся

  1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.Н., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 2007.
  2. Кузьмин А.М. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы земли. –  М., Наука, 1991.
  3. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 2000.
  4.  Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды/ Сост. Н.Н. Марфенин. М.,1998.

Календарно-тематическое планирование

Дата

№ п/п

Тема урока

Основные понятия и

термины

Предметные умения

и навыки

Тема 1. Здоровье и факторы его определяющие (1 час)

02.10

1

Здоровье и факторы его определяющие

Здоровье, факторы здоровья

Работа  с  дополнительной   литературой –             сообщения

Тема 2. Здоровье и наследственность (2 часа)

09.10

2

Наследственность – важный фактор здоровья

Наследственность

Умение составлять конспект лекции

16.10

3

Семейное   наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной

Родословная

Получение навыков составления родословной

Тема 3. Природная среда и здоровье человека (10 часов)

23.10

4

Факторы природы, влияющие на здоровье человека

Экологические факторы: биотические, абиотические антропогенные

Умение объяснять необходимость соблюдения правил поведения в окружающей среде

30.10

5

Природная среда как источник заболеваний

Негативное влияние окружающей среды на здоровье

Умение составлять конспект лекции

13.11

6

Действие экологических факторов в разные периоды жизни человека

Характер действия экологических факторов

Умение находить взаимосвязь между кластерами информации

20.11

7

 Механизмы адаптации человеческого организма к природным факторам

Адаптация, механизмы адаптации

Понимание сути процесса адаптации

27.11

8

Стресс и здоровье человека

Стресс, виды стресса, влияние стресса на здоровье

Получение навыков нивелирования последствий стрессовых ситуаций

04.12

9

Адаптация человека  в экстремальных природных условиях

Экстремальные условия, их влияние на здоровье

Умение применять навыки поведения в экстремальных условиях

11.12

10

Эндемические   и   природноочаговые   заболевания

Эндемические      заболевания

Умение применять полученные навыки на практике

18.12

11

Космические   факторы здоровья. Биологические ритмы,   их устойчивость

Биологические ритмы

Умение применять полученные навыки на практике

25.12

12

Приспособительная   изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических   зонах

Приспособленность

Умение применять полученные навыки на практике

15.01

13

Оценка   санитарно-гигиенического состояния школьного помещения

Санитарно-гигиеническое состояние

Получение навыков оценки   санитарно-гигиенического состояния школьного                      помещения

Тема 4. Здоровье человека в городской и сельской среде (8 часов)

22.01

14

Город как среда жизни человека

Урбанизация

Умение применять полученные навыки на     практике

29.01

15

Село как среда жизни человека

Сравнение условий жизни в селе и городе

Формирование   умений  доказывать/отстаивать точку зрения

12.02

16

Состояние окружающей среды в условиях города

Городская среда

Работа с дополнительным справочным                   материалом

19.02

17

Состояние окружающей среды в условиях села

Сельская среда

Работа с дополнительным справочным                  материалом

26.02

18

Изучение загрязнения воздуха автотранспортом

Загрязнение атмосферы

Умение применять полученные навыки на      практике

05.03

19

 Защита организма от химических загрязнителей

Типы химических загрязнений

Умение применять полученные навыки на      практике

12.03

20

Шум и здоровье человека

Шумовое загрязнение

Умение анализировать, сопоставлять, объяснять биологические явления

19.03

21

Демографическая структура

Демографические волны, демографический взрыв

Умение применять полученные навыки на   практике

Тема 5. Экология жилища (5 часов)

02.04

22

Основные компоненты микроклимата квартиры

Микроклимат

Умение составлять конспект лекции

09.04

23

Влияние электромагнитных полей и радиоволн на организм человека

Электромагнитные поля и радиоволны

Умение применять полученные навыки на  практике

16.04

24

Экологические аспекты применения химических моющих средств

Химические моющие средства

Умение применять полученные навыки на  практике

23.04

25

Бытовая пыль и ее влияние на здоровье человека

Бытовая пыль

Умение применять полученные навыки на  практике

30.04

26

Бытовые отходы. Способы утилизации бытового мусора

Бытовые отходы

Получение навыков утилизации бытового              мусора

Тема 6. Биологические загрязнения и болезни человека (2 часа)

07.05

27

Общие сведения о патогенных микроорганизмах, вирусах, гельминтах, простейших, вызывающих у человека заболевания

Патогенные микроорганизмы

Работа  с  дополнительной   литературой –              сообщения

14.05

28

Источники заражения и пути передачи инфекций. Средства и методы защиты

Пути передачи инфекций

Умение анализировать, сопоставлять, объяснять биологические явления

Тема 7. Здоровье – профессиональная забота врача и эколога (2 часа)

21.05

29

Социально-психологический портрет врача

Врач

Работа  с  дополнительной   литературой –               сообщения

21.05

30

Социально-психологический портрет эколога

Эколог

Работа  с  дополнительной   литературой –                   сообщения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"

Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...

Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...

Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 класса

Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 классавключает в себя:·        пояснительную записку с определением целей и задач курса; ·...

Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"

Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...

Программа спецкурса по организации исследовательской деятельности

Школа юных исследователей «Эдир шэнжэлэгшэ»Школа юных исследователей «Эдир шэнжэлэгшэ» создана на базе фольклорной группы «Ульгэр» в 2007 году. В работе данной школы принимают участие члены фольклорно...