Программа спецкурса
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа дополнительных платных образовательных услуг по курсу «Экология и здоровье» составлена для учащихся 9 классов.
Программа направлена на развитие у школьников компетенции в области биологии, осознание величайшей ценности жизни и ценности биологического разнообразия, становления экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_i_zdorove_9_dpou_2018-2019.doc | 771.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ «БИОЛОГИЯ. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ» 9 класс | Страница из 9 |
Муниципальное бюджетное нетиповое
общеобразовательное учреждение «Гимназия №62»
РАССМОТРЕНО Кафедрой (протокол № 1 от 30.08.2019) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБ НОУ «Гимназия №62» (протокол № 1 от 30.08. 2019) | УТВЕРЖДЕНО Директором МБ НОУ «Гимназия № 62» ______________О.В. Заниной (приказ №167 от 31.08.2019) | |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ «БИОЛОГИЯ. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ»
9 класс
Составитель:
Кудрина Е.С.,
учитель биологии
Новокузнецк, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительных платных образовательных услуг по курсу «Экология и здоровье» составлена для учащихся 9 классов.
Программа направлена на развитие у школьников компетенции в области биологии, осознание величайшей ценности жизни и ценности биологического разнообразия, становления экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе.
Программа курса биологии для 9 класса рассчитана на 30 часов учебного времени (1 час в неделю).
Направленность: общеинтеллектуальная.
Цель курса: способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой, овладение знаниями о здоровье.
Задачи:
- гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
- формирование экологической грамотности учащихся, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, с живым как с главной ценностью на Земле;
- отражение гуманистической значимости природы и ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания учащихся;
- развитие творческой личности учащихся, натуралистического интереса, стремления к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, экологии, рационального природопользования и охраны природы.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Здоровье и факторы его определяющие | 1 |
2 | Здоровье и наследственность | 2 |
3 | Природная среда и здоровье человека | 10 |
4 | Здоровье человека в городской и сельской среде | 8 |
5 | Экология жилища | 5 |
6 | Биологические загрязнения и болезни человека | 2 |
7 | Здоровье – профессиональная забота врача и эколога | 2 |
Итого | 30 |
Содержание курса
Тема 1. Здоровье и факторы его определяющие (1 час)
Виды здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.
Тема 2. Здоровье и наследственность (2 часа)
Наследственность – важный фактор здоровья. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний. Практическая работа по теме «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной».
Тема 3. Природная среда и здоровье человека (10 часов)
Факторы природы, влияющие на здоровье человека. Природная среда как источник заболеваний. Действие экологических факторов в разные периоды жизни человека. Механизмы адаптации человеческого организма к природным факторам. Стресс и здоровье человека. Адаптация человека в экстремальных природных условиях. Эндемические и природноочаговые заболевания. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. Адаптивные типы людей: полярный (арктический), тропический, аридный, высокогорный. Практическая работа по теме «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения».
Тема 4. Здоровье человека в городской и сельской среде (8 часов)
Город как среда жизни человека. Село как среда жизни человека. Состояние окружающей среды в условиях города. Состояние окружающей среды в условиях села. Изучение загрязнения воздуха автотранспортом. Защита организма от химических загрязнителей. Шум и здоровье человека. Радиация и здоровье человека. Демографическая структура.
Тема 5. Экология жилища (5 часов)
Жилище как среда обитания. Основные компоненты микроклимата квартиры (температура, влажность, освещенность, подвижность воздуха). Влияние электромагнитных полей и радиоволн на организм человека. Влияние электроприборов (микроволновой печи, кондиционера, компьютера, сотового телефона) на здоровье человека. Экологические аспекты применения химических моющих средств. Аллергия и другие осложнения применения синтетических моющих средств. Бытовая пыль и ее влияние на здоровье человека. Бытовые отходы. Способы утилизации бытового мусора: мусороперерабатывающие заводы, полигоны, свалки. Вторичная переработка сырья.
Тема 6. Биологические загрязнения и болезни человека (2 часа)
Общие сведения о патогенных (болезнетворных) микроорганизмах, вирусах, гельминтах, простейших, вызывающих у человека различные заболевания. Источники заражения и пути передачи инфекций. Средства и методы защиты. Профилактика заболеваний.
Тема 7. Здоровье – профессиональная забота врача и эколога (2 часа)
Профессия врача. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна. Профессия эколога. Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Выдающиеся медики и экологи.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- виды здоровья и факторы, влияющие на здоровье;
- значение наследственности как важного фактора здоровья;
- влияние природной и социальной среды на здоровье;
- эндемические и природноочаговые заболевания;
- биологические ритмы;
- приспособительную изменчивость человеческих популяций, адаптивные типы людей, о изменении природной среды под влиянием деятельности человека;
- санитарно-гигиенические требования к состоянию школьного помещения;
- научное и социальное содержание врачебной деятельности, профессиональной ответственности;
- выдающихся медиков и экологов;
уметь:
- составлять родословную;
- прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;
- определять причины изменения природной среды;
- оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения;
- давать оценку качества окружающей среды своей местности.
использовать приобретенные знания и умения практической деятельности и повседневной жизни для:
- формирования картины мира;
- для гуманного, этического поведения в природе;
- в деле охраны природы, редких и исчезающих видов;
- для доказательства уникальной ценности жизни и сохранения своего здоровья.
Список литературы
Литература для учителя
- Ватти Н.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике. – М.: Просвещение, 2010
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: Т. 1-3. – М.: Мир, 2009
- Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 2008
Литература для учащихся
- Величковский Б.Т., Кирпичев В.Н., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 2007.
- Кузьмин А.М. Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы земли. – М., Наука, 1991.
- Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 2000.
- Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды/ Сост. Н.Н. Марфенин. М.,1998.
Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема урока | Основные понятия и термины | Предметные умения и навыки |
Тема 1. Здоровье и факторы его определяющие (1 час) | ||||
02.10 | 1 | Здоровье и факторы его определяющие | Здоровье, факторы здоровья | Работа с дополнительной литературой – сообщения |
Тема 2. Здоровье и наследственность (2 часа) | ||||
09.10 | 2 | Наследственность – важный фактор здоровья | Наследственность | Умение составлять конспект лекции |
16.10 | 3 | Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной | Родословная | Получение навыков составления родословной |
Тема 3. Природная среда и здоровье человека (10 часов) | ||||
23.10 | 4 | Факторы природы, влияющие на здоровье человека | Экологические факторы: биотические, абиотические антропогенные | Умение объяснять необходимость соблюдения правил поведения в окружающей среде |
30.10 | 5 | Природная среда как источник заболеваний | Негативное влияние окружающей среды на здоровье | Умение составлять конспект лекции |
13.11 | 6 | Действие экологических факторов в разные периоды жизни человека | Характер действия экологических факторов | Умение находить взаимосвязь между кластерами информации |
20.11 | 7 | Механизмы адаптации человеческого организма к природным факторам | Адаптация, механизмы адаптации | Понимание сути процесса адаптации |
27.11 | 8 | Стресс и здоровье человека | Стресс, виды стресса, влияние стресса на здоровье | Получение навыков нивелирования последствий стрессовых ситуаций |
04.12 | 9 | Адаптация человека в экстремальных природных условиях | Экстремальные условия, их влияние на здоровье | Умение применять навыки поведения в экстремальных условиях |
11.12 | 10 | Эндемические и природноочаговые заболевания | Эндемические заболевания | Умение применять полученные навыки на практике |
18.12 | 11 | Космические факторы здоровья. Биологические ритмы, их устойчивость | Биологические ритмы | Умение применять полученные навыки на практике |
25.12 | 12 | Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах | Приспособленность | Умение применять полученные навыки на практике |
15.01 | 13 | Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения | Санитарно-гигиеническое состояние | Получение навыков оценки санитарно-гигиенического состояния школьного помещения |
Тема 4. Здоровье человека в городской и сельской среде (8 часов) | ||||
22.01 | 14 | Город как среда жизни человека | Урбанизация | Умение применять полученные навыки на практике |
29.01 | 15 | Село как среда жизни человека | Сравнение условий жизни в селе и городе | Формирование умений доказывать/отстаивать точку зрения |
12.02 | 16 | Состояние окружающей среды в условиях города | Городская среда | Работа с дополнительным справочным материалом |
19.02 | 17 | Состояние окружающей среды в условиях села | Сельская среда | Работа с дополнительным справочным материалом |
26.02 | 18 | Изучение загрязнения воздуха автотранспортом | Загрязнение атмосферы | Умение применять полученные навыки на практике |
05.03 | 19 | Защита организма от химических загрязнителей | Типы химических загрязнений | Умение применять полученные навыки на практике |
12.03 | 20 | Шум и здоровье человека | Шумовое загрязнение | Умение анализировать, сопоставлять, объяснять биологические явления |
19.03 | 21 | Демографическая структура | Демографические волны, демографический взрыв | Умение применять полученные навыки на практике |
Тема 5. Экология жилища (5 часов) | ||||
02.04 | 22 | Основные компоненты микроклимата квартиры | Микроклимат | Умение составлять конспект лекции |
09.04 | 23 | Влияние электромагнитных полей и радиоволн на организм человека | Электромагнитные поля и радиоволны | Умение применять полученные навыки на практике |
16.04 | 24 | Экологические аспекты применения химических моющих средств | Химические моющие средства | Умение применять полученные навыки на практике |
23.04 | 25 | Бытовая пыль и ее влияние на здоровье человека | Бытовая пыль | Умение применять полученные навыки на практике |
30.04 | 26 | Бытовые отходы. Способы утилизации бытового мусора | Бытовые отходы | Получение навыков утилизации бытового мусора |
Тема 6. Биологические загрязнения и болезни человека (2 часа) | ||||
07.05 | 27 | Общие сведения о патогенных микроорганизмах, вирусах, гельминтах, простейших, вызывающих у человека заболевания | Патогенные микроорганизмы | Работа с дополнительной литературой – сообщения |
14.05 | 28 | Источники заражения и пути передачи инфекций. Средства и методы защиты | Пути передачи инфекций | Умение анализировать, сопоставлять, объяснять биологические явления |
Тема 7. Здоровье – профессиональная забота врача и эколога (2 часа) | ||||
21.05 | 29 | Социально-психологический портрет врача | Врач | Работа с дополнительной литературой – сообщения |
21.05 | 30 | Социально-психологический портрет эколога | Эколог | Работа с дополнительной литературой – сообщения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"
Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...
Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...
Программа спецкурса по русскому языку 6 класс
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...
Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...
Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 класса
Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 классавключает в себя:· пояснительную записку с определением целей и задач курса; ·...
Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"
Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...
Программа спецкурса по организации исследовательской деятельности
Школа юных исследователей «Эдир шэнжэлэгшэ»Школа юных исследователей «Эдир шэнжэлэгшэ» создана на базе фольклорной группы «Ульгэр» в 2007 году. В работе данной школы принимают участие члены фольклорно...