Урок-игра по теме: «Класс Рыбы»
материал по биологии (7 класс)

Ильченко Татьяна Николаевна

Урок -игра: "Рыбы" обобщает, систематизирует и расширяет знания учащихся. Активизирует познавательный интерес к природе и её изучению.                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-konkurs_po_teme_ryby.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Ильченко Татьяна Николаевна

 Учитель биологии

РС(Я) г. Ленск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа  №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска»

Урок-игра по теме: «Класс Рыбы»

Цель:                                                                                                                                                                                            -проверить успешность усвоения учащимися знаний, умений, навыков при изучении темы «Класс Рыбы»;                                                                                                         ----------обобщить и углубить знания о рыбах;                                                                                         -развить интерес и познавательную активность учащихся.

Оборудование: таблицы, рисунки, открытки, муляжи, карточки с заданиями.                                                                                                                                             Условия игры: в игре принимают участие 2 команды. Каждый конкурс оценивается определённым количеством баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ход урока:

   Здравствуйте, ребята. Вы закончили изучение темы «Класс Рыбы». И сегодня мы с вами проведём урок – игру, в котором будут участвовать две команды.

Команда №1 - «Акулы»,      команда №2 – «Телескопы».

  Я думаю, что все вы покажете хорошие знания, смекалку, сплочённость. Желаю вам успеха!

  Команды обмениваются приветствиями и садятся на свои места.

 Конкурс №1 «Отгадай загадку».

За каждый правильный ответ -1 балл. Общая сумма - 3 балла.

Загадки команде «Акулы»

  1. У маленькой скотинки сто серебряных монет  на спинке (Рыба). 
  2. Он в самом омуте живёт,

Хозяин глубины,

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны (Сом).

  1. Драчун и забияка,

Живёт в воде.

Когти на спине,

И щука не проглотит (Ёрш).

     

Загадки команде «Телескопы»

  1. У неё во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котёл попала (Щука).

  1. С зубастой трёхметровой рыбкой

Знакомство было бы ошибкой (Акула). 

      3 . Не человек, не зверь, а с усами (Сом).

Конкурс №2 «Эрудиты»

За каждый правильный ответ -1 балл. Общая сумма - 8 баллов.

Вопросы команде «Акулы»

  1. Какая небольшая, очень подвижная рыбка с вытянутым червеобразным телом и мелкой чешуёй называется так же, как называют вертлявого человека? (Вьюн)
  2. Какая морская рыба по форме напоминает шахматную фигуру? (Морской конёк)

3. Какая аквариумная рыбка называется так же, как астрономический прибор?  (Телескоп)

     4. Каким словом одинаково названы рыбы и продолговатый пшеничный хлебец?

         (Сайка)

5.  Какие рыбы носят название холодного оружия? (Рыба-меч, Рыба – сабля).

     6.   Какая рыба называется так же как и инструмент плотника? (Рыба-пила)

     7. Отнимите от названия паукообразного одну букву и получится название рыбы.    

        (Клещ-лещ)    

8. Какие части жабр рыбы называются так же, как и части цветка?  (Жаберные

   лепестки и тычинки)  

Вопросы команде «Телескопы»

  1. Крупная, хищная рыба с плоским телом и острым хвостом называется так же, как и пологий спуск и автомобильная шина? (Скат)

2.   Название какой рыбы звучит так же, как ласковое имя мальчика? (Колюшка)

3.   Какая рыба называется так же как орган растения? (Рыба-лист)

4.   Какая хрящевая рыба носит то же  название, что и инструмент кузнеца? (Акула-молот)

5.   Какая рыба называется так же, как и щётка для мытья бутылок? (Ёрш)

  1. Какая рыба называется так же, как и птица, которая служит нам «живым будильником»? (Морской петух)
  1. Какая рыба называется так же, как и вид лошадей, и размётка на дороге,  

      обозначающая пешеходный переход? (Рыба-зебра)

  1. Уберите три последние буквы и горы в Европе превратятся в рыбу.  (Карпаты-карп)

                                                                                                                                                       Конкурс № 3 «Логические цепочки»

В задании две цепочки, за каждую правильную цепочку - 2 балла. В сумме за задание получаете 4 балла.

Задание: найдите лишних в ряду рыб

Вопросы команде «Акулы»

  1. Щука, линь, налим, окунь – все эти рыбы нерестятся в тёплое время года (Налим нерестится зимой.)
  2. Белая акула, китовая акула, акула-молот, катран, или колючая акула, -  все эти акулы пользуются дурной репутацией страшных хищников (китовые акулы самые мирные, несмотря на свои размеры питаются рачками и другими планктонными организмами).

Вопросы команде «Телескопы»

  1. Сом, ёрш, акула, щука, - представители класса костных рыб (Акула относится к классу хрящевых рыб).
  2. Жерех, краснопёрка, пескарь, сазан- все эти рыбы- вегетарианцы  (Жерех – хищная рыба.)

Конкурс № 4 «Разгадай шифровку»

Задание: из «странных слов» в которых перепутаны буквы переставьте их так,  чтобы получились названия рыб о которых вы делали сообщения на уроках.

Максимальное количество – 3 балла.

Задание команде «Акулы»

 р ф ь л е о – форель

 т а м н и й – минтай

 у б о р га ш – горбуша

 

Задание  команде «Телескопы»

а к с т р е – треска

а з н с а – сазан

м е г а с – семга

Конкурс № 5 «Кто больше знает»

За каждый правильный ответ -1 балл. Общая сумма – 5 баллов

Задание: закончите предложения

Вопросы команде «Акулы»

  1. Микроскопические железы стенок желудка выделяют… (желудочный сок)
  2. Органы дыхания рыбы… (жабры)
  3. Сосуды отходящие от сердца … (артерии)
  4.  Сердце рыб состоит из…  (предсердия и желудочка)
  5. Плавательный пузырь обеспечивает рыбе… (плавучесть)

Вопросы команде «Телескопы»

1.  Желчь у рыбы накапливается… (в желчном пузыре)

2.  Жабры рыб снаружи прикрыты… (жаберными крышками)

      3.  Сосуды приносящие кровь к сердцу… (вены)

4.  Органы выделения рыб… (почки)

5.  Орган воспринимающий направление и силу движения воды… (боковая линия)

Конкурс № 6 «В гостях у «Поля чудес»

Задание: на доске нарисовано семь клеток. Каждая клетка соответствует букве. Отгадайте название рыбы по описанию. Можно называть по букве или отгадать всё слово сразу.

За каждую отгаданную букву – 1 балл.

Эти рыбки очень мелких размеров (4-9 см), вооружены на спине острыми колючками, которые защищают их даже от прожорливой щуки. Самец строит из травы и водорослей настоящее гнездо, склеивая его при помощи слизи, а затем загоняет туда готовую к откладке яиц самку. (Колюшка)

Конкурс № 7 « Конкурс капитанов»

Задание капитану команде «Акулы»:

Назвать последовательно отделы пищеварительной системы.

Задание капитану команды «Телескопы»:

Назвать плавники рыбы, при этом отметить парный плавник или не парный.

Конкурс № 8  Домашнее задание «Конкурс рыбацких пословиц»

Команды называют пословицы по очереди, если одна из команд не успеет ответить, то разрешается говорить другой команде.  Пословицы не повторять.

Примеры пословиц, которые можно использовать в этом конкурсе:  

1.Рыба рыбака не ждёт.  

2. Не всяк рыбак, кто раз рыбку поймал.  

3. Без труда не вытянешь рыбку из пруда.

4. На безрыбье и рак рыба.

5. Рыба мелка, да уха сладка.

6. В чужой прудок не кидай неводок.

7. Рыбак рыбака видит издалека.

8. На лице улыбка, когда ловится рыбка.

9. На зорьке не встал- рыбку потерял.

10. Ёрш окуню не товарищ.

                                                                                                                                                              Конкурс №9 «Зоошутка - фантастическая рыба»

За каждый правильный ответ- 1 балл.

Раздаю учащимся рисунок с фантастической рыбой.

Таких рыб в природе не существует. Просто авторы решили пофантазировать и в одном животном соединили части тела самых разных рыб. Вам осталось ответить на вопрос: каких?

Ответ: у этой рыбы голова щуки, тело- леща, хвост-вуалехвоста, спина и анальный плавник – ерша, грудные и брюшные плавники- рыбы-ласточки.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Класс Рыбы"

В данной работе предлагается выбор одного правильного ответа и ответы в произвольной форме....

Итоговый урок по теме "Класс Рыбы" 7 класс

Итоговый урок по теме "Класс Рыбы" 7класс...

Презентация к уроку на тему: "Класс рыбы: Хрящевые и костные"

Презентация является приложением к уроку в 7 классе по программе И.Н. Пономарёвой....

Презентация к уроку на тему "Класс рыбы"

Классы:Хрящевые РыбыКостные Рыбы....

презентация по теме: класс рыбы

презентация к уроку по теме: Класс рыбы. особенности строения и жизнедеятельности....

Урок по теме Класс Рыбы

Урок по теме Класс Рыбы 7 классЗадачи: познакомить учащихся с многообразием рыб, общей характеристикой классов хрящевых и костных рыб; изучить особенности внешнего строения рыб в связи с водной средой...