Урок-игра по теме: «Класс Рыбы»
материал по биологии (7 класс)
Урок -игра: "Рыбы" обобщает, систематизирует и расширяет знания учащихся. Активизирует познавательный интерес к природе и её изучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-konkurs_po_teme_ryby.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильченко Татьяна Николаевна
Учитель биологии
РС(Я) г. Ленск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска»
Урок-игра по теме: «Класс Рыбы»
Цель: -проверить успешность усвоения учащимися знаний, умений, навыков при изучении темы «Класс Рыбы»; ----------обобщить и углубить знания о рыбах; -развить интерес и познавательную активность учащихся.
Оборудование: таблицы, рисунки, открытки, муляжи, карточки с заданиями. Условия игры: в игре принимают участие 2 команды. Каждый конкурс оценивается определённым количеством баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Вы закончили изучение темы «Класс Рыбы». И сегодня мы с вами проведём урок – игру, в котором будут участвовать две команды.
Команда №1 - «Акулы», команда №2 – «Телескопы».
Я думаю, что все вы покажете хорошие знания, смекалку, сплочённость. Желаю вам успеха!
Команды обмениваются приветствиями и садятся на свои места.
Конкурс №1 «Отгадай загадку».
За каждый правильный ответ -1 балл. Общая сумма - 3 балла.
Загадки команде «Акулы»
- У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке (Рыба).
- Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины,
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны (Сом).
- Драчун и забияка,
Живёт в воде.
Когти на спине,
И щука не проглотит (Ёрш).
Загадки команде «Телескопы»
- У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала (Щука).
- С зубастой трёхметровой рыбкой
Знакомство было бы ошибкой (Акула).
3 . Не человек, не зверь, а с усами (Сом).
Конкурс №2 «Эрудиты»
За каждый правильный ответ -1 балл. Общая сумма - 8 баллов.
Вопросы команде «Акулы»
- Какая небольшая, очень подвижная рыбка с вытянутым червеобразным телом и мелкой чешуёй называется так же, как называют вертлявого человека? (Вьюн)
- Какая морская рыба по форме напоминает шахматную фигуру? (Морской конёк)
3. Какая аквариумная рыбка называется так же, как астрономический прибор? (Телескоп)
4. Каким словом одинаково названы рыбы и продолговатый пшеничный хлебец?
(Сайка)
5. Какие рыбы носят название холодного оружия? (Рыба-меч, Рыба – сабля).
6. Какая рыба называется так же как и инструмент плотника? (Рыба-пила)
7. Отнимите от названия паукообразного одну букву и получится название рыбы.
(Клещ-лещ)
8. Какие части жабр рыбы называются так же, как и части цветка? (Жаберные
лепестки и тычинки)
Вопросы команде «Телескопы»
- Крупная, хищная рыба с плоским телом и острым хвостом называется так же, как и пологий спуск и автомобильная шина? (Скат)
2. Название какой рыбы звучит так же, как ласковое имя мальчика? (Колюшка)
3. Какая рыба называется так же как орган растения? (Рыба-лист)
4. Какая хрящевая рыба носит то же название, что и инструмент кузнеца? (Акула-молот)
5. Какая рыба называется так же, как и щётка для мытья бутылок? (Ёрш)
- Какая рыба называется так же, как и птица, которая служит нам «живым будильником»? (Морской петух)
- Какая рыба называется так же, как и вид лошадей, и размётка на дороге,
обозначающая пешеходный переход? (Рыба-зебра)
- Уберите три последние буквы и горы в Европе превратятся в рыбу. (Карпаты-карп)
Конкурс № 3 «Логические цепочки»
В задании две цепочки, за каждую правильную цепочку - 2 балла. В сумме за задание получаете 4 балла.
Задание: найдите лишних в ряду рыб
Вопросы команде «Акулы»
- Щука, линь, налим, окунь – все эти рыбы нерестятся в тёплое время года (Налим нерестится зимой.)
- Белая акула, китовая акула, акула-молот, катран, или колючая акула, - все эти акулы пользуются дурной репутацией страшных хищников (китовые акулы самые мирные, несмотря на свои размеры питаются рачками и другими планктонными организмами).
Вопросы команде «Телескопы»
- Сом, ёрш, акула, щука, - представители класса костных рыб (Акула относится к классу хрящевых рыб).
- Жерех, краснопёрка, пескарь, сазан- все эти рыбы- вегетарианцы (Жерех – хищная рыба.)
Конкурс № 4 «Разгадай шифровку»
Задание: из «странных слов» в которых перепутаны буквы переставьте их так, чтобы получились названия рыб о которых вы делали сообщения на уроках.
Максимальное количество – 3 балла.
Задание команде «Акулы»
р ф ь л е о – форель
т а м н и й – минтай
у б о р га ш – горбуша
Задание команде «Телескопы»
а к с т р е – треска
а з н с а – сазан
м е г а с – семга
Конкурс № 5 «Кто больше знает»
За каждый правильный ответ -1 балл. Общая сумма – 5 баллов
Задание: закончите предложения
Вопросы команде «Акулы»
- Микроскопические железы стенок желудка выделяют… (желудочный сок)
- Органы дыхания рыбы… (жабры)
- Сосуды отходящие от сердца … (артерии)
- Сердце рыб состоит из… (предсердия и желудочка)
- Плавательный пузырь обеспечивает рыбе… (плавучесть)
Вопросы команде «Телескопы»
1. Желчь у рыбы накапливается… (в желчном пузыре)
2. Жабры рыб снаружи прикрыты… (жаберными крышками)
3. Сосуды приносящие кровь к сердцу… (вены)
4. Органы выделения рыб… (почки)
5. Орган воспринимающий направление и силу движения воды… (боковая линия)
Конкурс № 6 «В гостях у «Поля чудес»
Задание: на доске нарисовано семь клеток. Каждая клетка соответствует букве. Отгадайте название рыбы по описанию. Можно называть по букве или отгадать всё слово сразу.
За каждую отгаданную букву – 1 балл.
Эти рыбки очень мелких размеров (4-9 см), вооружены на спине острыми колючками, которые защищают их даже от прожорливой щуки. Самец строит из травы и водорослей настоящее гнездо, склеивая его при помощи слизи, а затем загоняет туда готовую к откладке яиц самку. (Колюшка)
Конкурс № 7 « Конкурс капитанов»
Задание капитану команде «Акулы»:
Назвать последовательно отделы пищеварительной системы.
Задание капитану команды «Телескопы»:
Назвать плавники рыбы, при этом отметить парный плавник или не парный.
Конкурс № 8 Домашнее задание «Конкурс рыбацких пословиц»
Команды называют пословицы по очереди, если одна из команд не успеет ответить, то разрешается говорить другой команде. Пословицы не повторять.
Примеры пословиц, которые можно использовать в этом конкурсе:
1.Рыба рыбака не ждёт.
2. Не всяк рыбак, кто раз рыбку поймал.
3. Без труда не вытянешь рыбку из пруда.
4. На безрыбье и рак рыба.
5. Рыба мелка, да уха сладка.
6. В чужой прудок не кидай неводок.
7. Рыбак рыбака видит издалека.
8. На лице улыбка, когда ловится рыбка.
9. На зорьке не встал- рыбку потерял.
10. Ёрш окуню не товарищ.
Конкурс №9 «Зоошутка - фантастическая рыба»
За каждый правильный ответ- 1 балл.
Раздаю учащимся рисунок с фантастической рыбой.
Таких рыб в природе не существует. Просто авторы решили пофантазировать и в одном животном соединили части тела самых разных рыб. Вам осталось ответить на вопрос: каких?
Ответ: у этой рыбы голова щуки, тело- леща, хвост-вуалехвоста, спина и анальный плавник – ерша, грудные и брюшные плавники- рыбы-ласточки.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Класс Рыбы"
В данной работе предлагается выбор одного правильного ответа и ответы в произвольной форме....
Итоговый урок по теме "Класс Рыбы" 7 класс
Итоговый урок по теме "Класс Рыбы" 7класс...
Презентация к уроку на тему: "Класс рыбы: Хрящевые и костные"
Презентация является приложением к уроку в 7 классе по программе И.Н. Пономарёвой....
Презентация к уроку на тему "Класс рыбы"
Классы:Хрящевые РыбыКостные Рыбы....
Контрольный тест по теме "Классы Рыбы"
Классы Рыбы...
презентация по теме: класс рыбы
презентация к уроку по теме: Класс рыбы. особенности строения и жизнедеятельности....
Урок по теме Класс Рыбы
Урок по теме Класс Рыбы 7 классЗадачи: познакомить учащихся с многообразием рыб, общей характеристикой классов хрящевых и костных рыб; изучить особенности внешнего строения рыб в связи с водной средой...