Мастер - класс «Приемы работы с одаренными детьми»
материал
Цель проведения:
Познакомить коллег с приемами работы с одаренными детьми из собственной практики.
Мастер – класс рассчитывался на слушателей курсов повышения квалификации
Форма работы с аудиторией – интегрированная,
Форма проведения - с педагогами и для них без участия детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_ibatullinoy_n.n.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
«Приемы работы с одаренными детьми»
Провела учитель биологии МОБУ СОШ с.Нижнеулу-Елга муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан
Ибатуллина Наталья Николаевна
Цель проведения:
Познакомить коллег с приемами работы с одаренными детьми из собственной практики.
Мастер – класс рассчитывался на слушателей курсов повышения квалификации
Форма работы с аудиторией – интегрированная,
Форма проведения - с педагогами и для них без участия детей.
Этапы мастер класса | Действия педагога - мастера | Действия слушателей |
Вступление | Здравствуйте уважаемые коллеги! Вашему вниманию я предлагаю мастер – класс «Приемы работы с одаренными детьми». Давайте для начала наметим план нашей работы, и пусть он будет равноценен этапам работы с одаренными детьми. Вспомним 1 этап работы с одаренными (ответ от слушателей). Правильно, это выявление таких детей. Затем, 2 -конечно же, создаем условия, развиваем и 3- в итоге отслеживаем результативность. |
Называют этапы работы с одаренными детьми |
Работа по выявлению одаренных детей. Создание условий для всестороннего развития одаренных детей. Результативность работы | 1. Первые уроки биологии в 5 классе закладывают основы интереса к новому предмету. Поэтому стараюсь первые уроки сделать более интересными. Занимательные опыты, вопросы истории биологии, оригинальные задачи, ответы на которые требуют не просто воспроизведения знаний из учебников, а привычку думать и желание понять суть явлений – все это развивает познавательную деятельность учащихся. Проведение фрагмента вводного урока в 5 классе «Был ли Ной биологом?» В Библии говорится о праведнике Ное, которому Бог повелел построить ковчег для спасения от потопа: «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей (133,5 м); ширина его пятьдесят локтей (22,25 м), а высота его тридцать локтей (13,35 м). И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нём нижнее, второе и третье [жильё]» (Книга Бытия) [1] По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег свой с сыновьями своими и женой, и с жёнами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по паре, чтобы они остались в живых. И взять себе всякой пищи, какая необходима себе и для животных. После чего ковчег был затворён Богом. Наводнение продолжалось на земле сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землёю и плавал по поверхности вод. И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли, остались только Ной и те, кто были с ним в ковчеге. -Ребята! Какие вопросы у вас возникли? -Как вы думаете, почему важно было взять «каждой твари по паре»? -Все ваши предположения верны. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю… (Книга Бытия) [1] -А как вы считаете, смог ли Ной взять в ковчег всех-всех животных, живущих на Земле? Как же нам узнать ответ на этот вопрос? -Найдите глазами в начале § 1 «Биология – наука о живой природе» число видов, живущих на нашей планете. -Некоторые ученые говорят о десяти миллионах видов! Открытия новых видов продолжаются… - Чтобы ответить на вопрос: «Смог ли Ной взять в ковчег всех-всех животных, живущих на Земле?», воспользуемся текстом учебника. Откройте страницу 6, найдите слова: «Область распространения жизни…» прочтите текст до слов на странице 7: «Биология изучает строение…» - Живи Ной в наше время, наверное, он бы взял некоторых других животных. Чем это можно объяснить? Мы с вами – ученые люди. Попытаемся подойти к проблеме: кого взять в ковчег? с научной точки зрения. Возьмите Приложение № 1. «Заполни ковчег!», подпишите названия 8-10 организмов, которые вы «возьмёте» на свой ковчег. -Мы с вами возвращаемся к вопросу: «Был ли Ной биологом?» Как бы вы ответили на него? -Ученые предпринимают попытки выяснить, был ли в действительности Ноев ковчег, где он остановился. Не случайно, он изображен на государственном гербе Армении и гербе города Нахичевань Грузино-Имеретинской губернии (основанного, по легенде, Ноем). [1] -Знаете ли вы о современных ковчегах? Можете ли вы их назвать? Найдутся дети, которые подробнее захотят узнать о Ное, о животных, у которых появтся интерес к дальнейшей работе. Выявление одаренных детей проводится мной также на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Эти дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра. 2. А) Работа на уроках В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Требования к творческим заданиям: -задания должны вызывать интерес, поисковую активность и в то же время ответственность за качество их выполнения; -результаты выполнения каждого задания должны являться исходными данными для последующих; -задания должны быть комплексными, с учетом межпредметных связей; -задания должны предусматривать многовариантность решений. Мною разработаны развивающие задачи, которые предлагаю на уроках учащимся с нарастанием уровня сложности. Например, для класса прозвучит вопрос «Опишите путь крови по большому кругу кровообращения», а следом прозвучит вопрос для одаренного ребенка «Тебе сделали укол в левое предплечье, как лекарство достигнет икроножной мышцы?», и остальные с интересом послушают рассуждения. На всех этапах урока биологии я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными. Я стараюсь показать учащимся, что знание биологии необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты. Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи естественнонаучного содержания, доклады учащихся, практические работы, проектные работы, уроки-экскурсии на экологическую тропу в природу. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы: групповые формы работы, творческие задания, вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Б) Проведение индивидуальной работы с одаренными во внеурочное время. Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают: кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы система внеурочной исследовательской работы учащихся. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах. Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников. Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации. Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу. Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка. Работу по подготовке к олимпиадам школьного, муниципального, всероссийского, международного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты. Успехи и достижения учащиеся собирают в портфолио. Поощрение талантливых учащихся и их родителей: - освещение успехов на общешкольных линейках, информационных стендах; - благодарственные письма родителям; - поощрение родителей за успехи в воспитании талантливых детей на родительских собраниях. | Ответы слушателей Работа с тестами Знакомство со списком различных олимпиад, в которых участвовали мои учащиеся Знакомство с моими успехами по презентации |
Рефлексия Итог мастер- класса | Я очень попрошу Вас дополнить своими мыслями: - На мастер- классе я::. - Самым интересным для меня сегодня было: - В своей дальнейшей работе я: - Я пожелал бы: - Я бы хотела посоветовать:. Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу. Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе. | Заполняют листочки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Приемы педагогической техники"
Конспект мастер-класса и презентация "Приемы педагогической техники как способ формирования основных компонентов современного урока"...
Гармашова Н.Г. учитель музыки Мастер-класс на тему "Одаренные дети"
Гармашова Н.Г. учитель музыки Мастер-класс на тему "Одаренные дети"...
Гармашова Н.Г. учитель музыки презентация к Мастер-классу на тему "Одаренные дети"
Гармашова Н.Г. учитель музыки презентация к Мастер-классу на тему "Одаренные дети"...
Мастер-класс "Приемы педагогической техники" на примере урока в 6 классе по теме "Решение уравнений"
Сценарий методического мероприятия для учителей математики, направленного на освоение инновационного педагогического опыта, в форме мастер-класса "Приемы педагогической техники" на примере урока...
Мастер класс "Приемы быстрого счета"
Мастер класс "Приемы быстрого счета"...
Мастер-класс "Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания"
Представленный материал о работе педагога по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках и во вне урочной деятельности по истории и обществознанию...
Приемы работы одаренными детьми на уроках иностранного языка
Задачей развития и поддержки детей с признаками одаренности заключаются в том, чтобы обеспечить усвоение образовательных программ по разным предметам, а так же в том, чтобы продвинуть дете...
- Мне нравится (1)
Комментарии
С ковчегом это Вы интересно
С ковчегом это Вы интересно придумали. "Украду" в свой свою коллекцию. Уже появились мысли как дополнить, трансформировать под себя и использовать. Спасибо!