Конспект урока "Мхи"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Материал позволяет ознакомить учащихся 5 класса с особенностями мхов, их строением, жизнедеятельностью, средой обитания, ролью в природе и жизни человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы
Тема | Мхи Тип урока: Изучение нового материала |
Цели | Образовательные: сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни человек; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения - Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений - Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации - Познавательные УУД: |
Планируемый результат | Предметные: выделения существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений; объяснение роли мхов в природе и жизни человека Знать: как устроены мхи, их образ жизни и значение в природе и жизни человека Уметь: сравнивать мхи с другими представителями царства растений Личностные: использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний Метапредметные: умение работать с источниками информации, выделять главное и делать краткие записи |
Основные понятия | Ризоиды, споры, болото, кукушкин лен, сфагнум, торф |
Межпредметные связи | Экология, литература, медицина, география |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебники, электронное приложение, гербарии мхов, дополнительная информация, компьютер, пульты для тестирования, рисунки мхов Рабочие листы, рассказ Николая Михайловича Верзилина «Склад перевязочных средств на болоте» |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Тема:_______________________________________
Я хочу узнать______________________________________________
_________________________________________________________ __________________________________
_________________________________________________________ ___________________________________
__________________________________________________________ ___________________________________
__________________________________
Черты сравнения | 1вариант | 2 вариант |
Стебли | не ветвистые ветвистые | Не ветвистые ветвистые |
Листья | Узкие Более широкие | Узкие Более широкие |
Наличие ризоидов | Есть Нет | Есть Нет |
Коробочка | Удлиненная Круглая | Удлиненная Круглая |
Наличие воздушных клеток | Нет Есть | Нет Есть |
Окраска растения | Ярко- зеленая Светло-зеленая | Ярко-зеленая Светло-зеленая |
Количество накапливаемой влаги | Небольшое Очень большое | Небольшое Очень большое |
Где растет | В лесу На болоте | В лесу На болоте |
Образует ли торф | Нет Да | Нет Да |
Оценка за тест:__________
Оцените свою работу на уроке
Оцените работу всего класса
Д\З:
Вокруг — болото без границы,
Пни, камни, кочек бугорки,
И между них седой пушицы
Торчат, качаясь, колоски.
Проф. Н. А. Холодковский
В 1919 году на севере нашей советской республики, в Олонецкой губернии, наступали белогвардейские банды и англо-американские интервенты. Раненых красноармейцев было много, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. На бинты рвали белье, старые бинты перестирывали, но ваты достать было негде. Вата особенно нужна была при гнойных ранах.
«Когда в полевой подвижной госпиталь нам уже почти совсем перестали отпускать перевязочный материал, пришлось призадуматься: чем же нам перевязывать своих раненых?» — вспоминает об этом времени врач С. А. Новотельнов.
Однажды в мрачном настроении он вышел из избы, где было невыносимо тяжело смотреть на раненых, которые ждали от него помощи.
Северная деревня в начале зимы имела унылый вид. Врач вышел за околицу. Здесь начиналось еще более унылое болото, только что покрытое снегом. С раздражением он топнул сапогом по кочке и вдруг замер: под ногой был белый чистый мох сфагнум (Sphagnum).
Он вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках замерзла вода. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. Но с таким же успехом он может впитывать кровь и гной.
На следующее утро, несмотря на мороз и выпавший глубокий снег, партия санитаров и сестер отправилась за сфагнумом. Разрывая снег, выдергивали мерзлые пласты мха. За два-три часа собрали триста килограммов мха, которых хватило госпиталю на всю зиму. Когда мох оттаял, его крепко выжали и разложили по простыням на полу в хорошо натопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты. Более того, сфагнум отчасти заменил и йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол — такое же дезинфицирующее средство, как карболовая кислота.
В толще торфа нередко находят кости давно вымерших животных, старинные лодки, целые хижины, трупы заблудившихся и погибших в болоте людей. В одном болоте был найден труп рыцаря в полном вооружении. Ботаники часто находят куски стволов деревьев, которые сохранялись в торфе в течение двухсот тысяч лет. Сохранность находок обеспечивали отсутствие воздуха, кислотность болота, а также и дезинфицирующее действие сфагнола.
Теперь вы знаете, что при ранениях, когда нет йода и ваты, их может заменить белый торфяной мох — сфагнум. Только не пересушивайте его, так как при этом он крошится и не впитывает влаги. Если очень сухой сфагнум бросить в стакан с водой, он будет долго плавать, как пробка. На рану накладывают мох, слегка смоченный и отжатый, — тогда он мягок и хорошо впитывает гной.
Начинающие ботаники считают все мхи торфяными и путают сфагнум с зеленым пушистым, как елочка, кукушкиным льном, имеющим одну коробочку на ножке — спорогон, и с мягким ярко-зеленым ветвистым мхом — гипнумом, имеющим несколько спорогонов.
Сфагнум во влажном состоянии в верхней части бледно-зеленый, снизу — белый. Среди розетки листьев три небольших круглых спорогончика.
Сфагнум сплошь покрывает торфяное болото, где обычно растет клюква и морошка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...