Рабочие программы
рабочая программа по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ /С.В.Семенская / «29» сентября 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о.директора МБОУ «СОШ №3» _____________ /О.А. Агольцова / «29» сентября 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
6 «А» класс
Составитель: учитель биологии
МБОУ «СОШ №3»
Семенская Светлана Вячеславовна
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Биология» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. С изменениями на 31 декабря 2015 г. №1577
- Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Основная образовательная программа основного общего образования «МБОУ «СОШ №3»
Рабочая программа составлена по концентрическому УМК «Алгоритм успеха» (системно-структурный подход) под редакцией профессора И.Н. Пономаревой.
Программа реализуется через учебно-методический комплект
Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. / Под ред. Пономарёвой И.Н.
Биология.6 класс - М: «Вентана-Граф», 2016.
Учебным планом МБОУ «СОШ №3» на изучение Биологии в 6 классе предусмотрено
34 учебные недели из расчёта 1 час в неделю, что предполагает 34 часа в учебном году.
- Результаты освоения курса биологии в 6 классе
Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала 6 класса являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения биологии в 6 классе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
- классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли растительных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, классов Покрытосеменных; наиболее распространенных; съедобных, ядовитых, сорных, лекарственных растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений растений к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере.
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности.
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, простудных заболеваниях, травмах;
- рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием растительного организма.
В эстетической сфере.
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
По курсу биологии к концу 6 класса обучающийся научится:
- выделять существенные признаки растений и процессов, характерных для растительных организмов;
- осуществлять классификацию растений, на основе определения их принадлежности к
определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
обучающийся получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
2. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Лабораторные работы:
№ 1. «Изучение строения семени двудольных растений».
№ 2 «Строение корня у проростка».
№ 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».
№ 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
№ 5 «Черенкование комнатных растений».
№ 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»
Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы»
Приложение №1
к рабочей программе по биологии
на 2019-2020 уч. год
Календарно-тематическое планирование по биологии
6 «А» класса
№ | Дата проведения | Тема урока | |
План | Факт | ||
1 | 04.09.2019 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | |
2 | 11.09.2019 | Многообразие жизненных форм растений. | |
3 | 18.09.2019 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | |
4 | 25.09.2019 | Ткани растений. | |
5 | 02.10.2019 | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1 " Строение семени фасоли". | |
6 | 09.10.2019 | Условия прорастания семян | |
7 | 16.10.2019 | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа №2 "Строение корня проростка". | |
8 | 23.10.2019 | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа №3 "Строение вегетативных и генеративных почек" | |
9 | 06.11.2019 | Лист, его строение и значение. | |
10 | 13.11.2019 | Стебель,его строение и значение. Лабораторная работа №4 " Внешнее строение корневища, клубня и луковицы" | |
11 | 20.11.2019 | Цветок, его строение и значение. | |
12 | 27.11.2019 | Плод. Разнообразие и значение плодов. | |
13 | 04.12.2019 | Минеральное питание растений и значение воды. | |
14 | 11.12.2019 | Воздушное питание растений - фотосинтез. | |
15 | 18.12.2019 | Дыхание и обмен веществ у растений. | |
16 | 25.12.2019 | Размножение и оплодотворение растений. | |
17 | 15.01.2020 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа №5 " Черенкование комнатных растений" | |
18 | 22.01.2020 | Рост и развитие растений. | |
19 | 29.01.2020 | Систематика растений, ее значение для ботаники. | |
20 | 05.02.2020 | Водоросли, их многообразие в природе. | |
21 | 12.02.2020 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» | |
22 | 19.02.2020 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. | |
23 | 26.02.2020 | Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение. | |
24 | 04.03.2020 | Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | |
25 | 11.03.2020 | Семейства класса Двудольные. | |
26 | 18.03.2020 | Семейства класса Однодольные. | |
27 | 01.04.2020 | Историческое развитие растительного мира. | |
28 | 08.04.2020 | Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света. | |
29 | 15.04.2020 | Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме. | |
30 | 22.04.2020 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. | |
31 | 29.04.2020 | Смена природных сообществ и ее причины. | |
32 | 06.05.2020 | Итоговый контроль знаний по курсу 6 класса. | |
33 | 13.05.2020 | Экскурсия | |
34 | 20.05.2020 | Подведение итогов года | |
Итого | 34 часа |
Рассмотрено
На заседании методического совета
« 28» августа 2019г.
протокол №1
______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...