Рабочие программы
рабочая программа по биологии (5 класс)

Семенская Светлана Вячеславовна

Рабочая программа по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_5_a.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ /С.В.Семенская /

«29» сентября  2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о.директора МБОУ «СОШ №3»

_____________ /О.А. Агольцова /

             «29» сентября  2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
5 «А» класс

 

Составитель: учитель биологии

МБОУ «СОШ №3»

Семенская Светлана Вячеславовна

2019-2020 учебный год                                                     

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Биология» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. С изменениями на 31 декабря 2015 г. №1577
  3. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  4. Основная образовательная программа основного общего образования «МБОУ «СОШ №3»

Рабочая программа составлена по концентрическому УМК «Алгоритм успеха»

(системно-структурный подход) под редакцией профессора И.Н.Пономаревой.

Программа реализуется через учебно-методический комплект

Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. / Под ред. Пономарёвой

            И.Н.  Биология.5 класс - М: «Вентана-Граф», 2016.

Учебным планом МБОУ «СОШ №3» на изучение Биологии в 5 классе предусмотрено

34 учебные недели из расчёта 1 час в неделю, что предполагает 34 часа в учебном году.  

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- знание основных принципов  и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

- осознание себя, как члена общества на глобальном, региональном  локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;

Метапредметные

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять ее цели и задачи;

-выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты;

Предметные УУД:

- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

- приводить примеры практического использования биологических знаний в различных областях деятельности человека;

- приводить примеры, показывать роль биологической науки в решении социально-экономических, биологических проблем человечества;

 Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернетапри выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

По курсу биологии к концу 5 класса обучающийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлятьпримерыи раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

обучающийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактерияхв научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
  •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

2. Содержание учебного предмета, курсас указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Раздел 1. Введение. Биология - наука о живом мире

Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Различия в строении растительной и животной клеток. Ткань - группа клеток. Ткани растений и животных. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества:белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений»

Раздел 2. Многообразие живых организмов.

Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Лишайники. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий.Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека. Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточныеорганизмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза) Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения»

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных»

Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Экологические факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные. Приспособленность организмов к условиям существования. Природные сообщества. Природные зоны России: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Жизнь в морях и океанах. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Раздел 4. Человек на планете Земля.

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека:дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины

исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире.Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видови природных сообществ.Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Экскурсии:

«Весенние явления в природе, многообразие живого мира»

При изучении курса Биологии применяются такие формы, как фронтальная, индивидуальная и групповая. Также виды учебно-познавательной деятельности: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, составление таблиц, схем, тестирование, составление кроссвордов, сравнение и анализ с формированием выводов, экскурсии и лабораторные занятия.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Биология – наука о живой природе

8

2.

Многообразие живых организмов

11

3.

Жизнь организмов на планете Земля.

7

4.

Человек на планете Земля

6

5.

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса.

1

6.

Повторение материала курса.

1

Итого:

34 ч

 Приложение №1

к рабочей программе по биологии

на 2019-2020 уч. год

Календарно-тематическое планирование по биологии

 5 «А» класса

Дата проведения

        Тема      урока

  План

  Факт

1

04.09.2019

Наука о живой природе

2

11.09.2019

Свойства живого

3

18.09.2019

Методы изучения природы

4

25.09.2019

Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1

«Изучение устройства увеличительных приборов»

5

02.10.2019

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

6

09.10.2019

Химический состав клетки

7

16.10.2019

Процессы жизнедеятельности клетки

8

23.10.2019

Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология — наука о живом мире»

9

06.11.2019

Царства живой природы.

10

13.11.2019

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

11

20.11.2019

Значение бактерий в природе и для человека.

12

27.11.2019

Растения. Флора Подмосковья.

13

04.12.2019

Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением побегов растения»

14

11.12.2019

Животные. Фауна Подмосковья.

15

18.12.2019

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных»

16

25.12.2019

Грибы

17

15.01.2020

Многообразие и значение грибов

18

22.01.2020

Лишайники

19

29.01.2020

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

20

05.02.2020

Среды жизни планеты Земля

21

12.02.2020

Экологические факторы среды. Экология родного края.

22

19.02.2020

Приспособления организмов к жизни в природе

23

26.02.2020

Природные сообщества

24

04.03.2020

Природные зоны России

25

11.03.2020

Жизнь организмов на разных материках.

26

18.03.2020

Жизнь организмов в морях и океанах. Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

27

01.04.2020

Как появился человек на Земле

28

08.04.2020

Как человек изменял природу

29

15.04.2020

Важность охраны живого мира планеты. Заповедники Подмосковья

30

22.04.2020

Сохраним богатство живого мира. Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»

31

29.04.2020

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса.

32

06.05.2020

Экскурсия «Многообразие живого мира»

33

13.05.2020

Повторение материала курса

34

20.05.2020

Подведение итогов года

Итого

34 часа

Рассмотрено

На заседании методического совета

«  28   » августа 2019г.

протокол №1

______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...