Тема Лишайники
методическая разработка по биологии (5 класс)

Гаязова Гузель Наилевна

Разработка урока в 5 классе по теме .лишайники. Автор УМК: В.В. Пасечник. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lishayniki.docx60.47 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: биология,  «Лишайники»

Класс: 5 класс

Автор УМК: В.В. Пасечник

Тип урока: изучение нового материала

План урока

Цели: строение лишайников в царстве растений

Образовательные: продолжить развитие представлений о многообразии живых организмов на Земле, формирование знаний об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников, рассмотреть роль лишайников в природе и хозяйственной жизни человека;

Развивающие: развитие умений и навыков анализировать, сравнивать, выделять главное;

Воспитательные: создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

  • выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли;
  • различать типы лишайников на рисунке учебника и гербарных экземпляров;
  • анализировать изображение внутреннего строения лишайника;
  • характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные:

регулятивные:

  • определять цели и задачи урока;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные:

  • слушать одноклассников и обосновывать свое мнение;
  • выражать свои мысли и идеи.
  • познавательные:
  • работать с таблицей;
  • находить отличия;
  • составлять схемы-опоры;
  • работать с информационными текстами, интерактивные объекты – иллюстрации, анимациями, слай-шоу, видео, аудиo;
  • объяснять значения новых слов;
  • уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

  • осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  • оценивать собственный вклад в работу группы.

Тип урока:  комбинированный урок.

Оборудование: таблицы «Лишайники», «Водоросли», мультимедийная установка, диск Биология 6 класс, гербарий «Лишайники».

Метод -  наглядно – демонстративный; частично – поисковый (учим детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения под руководством учителя).

Форма работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах

Этап урока

содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Приветствие и проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.

Взаимодействия и отношения (мотивация учеников фразами, подчёркивающими насколько вы цените усилия учеников

Приветствия учащихся

Повторение понятий

Фронтальный опрос учащихся по следующим вопросам:

Где обитают водоросли?

Каковы особенности их строения?

Особенности строения и представители Зелёных водорослей?

Таймд ПЭА ШЭА ученики партнеры по плечу по очереди делятся устными ответами, на определённое время. Затем начинает тот, у которого светлее волосы. Задания дается по столам.

 Характеристика Зелёных многоклеточных водорослей?

Характеристика Красных водорослей?

Характеристика Бурых водорослей?

Ожидание наводящие вопросы, чтобы ученики смогли демонстрировать, раскрытия сущности темы - тип мышления

Время для выявления предыдущих тем.

Работают в парах, отвечают на поставленные вопросы учителем.

Мотивация и целеполагание

Изучение новых знаний и способов деятельности

СИ-ФИНК-УАНДЭ - мыслительный приём.

На доске  висят таблицы с рисунками.

 -Что вы видите?

-Что вы думаете об этом?

- О чём вас это заставляет вас задуматься, какой вы можете задать вопрос?

Тема нашего урока лишайники.

”. Мы изучим виды, строение, питание, размножение и значение лишайников.

В конце урока дайте ответ на вопрос “Почему лишайники существуют во всех природных зонах?”

 Лишайники — это группа симбиотических организмов, насчитывающая свыше 20 тыс. видов. Они приспособились к обитанию в различных условиях в любых климатических зонах. Могут поселяться на скалах, камнях, почве и стволах деревьев.

- Все растения в зависимости от строения, на какие две большие группы делятся?   (низшие и высшие). А Лишайники к какой группе  относятся? Почему к низшей?  Тело лишайника – слоевище.

Структура ЗУМ ИН. Ребята просмотрим фильм и ответьте на такой вопрос: Какое строение имеют лишайники и что такое симбиоз? (). Водоросли снабжают гриб органическими  веществами, которые они образуют в процессе фотосинтеза. Гриб снабжает водоросли водой с растворёнными в ней минеральными веществами, тем самым защищая их от высыхания. Таким образом, между грибом и водорослью существует тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Это явление называется симбиоз. 

Симбио́з — форма взаимоотношений, при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу из другого).

Водоросль, входящая в организм лишайника, отделенная от гриба, как правило, может существовать самостоятельно. Гриб отдельно от водоросли жить не может.

Окраска лишайников разнообразна: белая, серая, жёлтая, коричневая и светло-зелёная.

Ребята,  а сейчас заполним таблицу. Для каждого стола разное задание (работа в группах). Каждый стол пользуясь текстом учебника и таблицами учащиеся определяют особенности строения и приводят примеры каждой формы лишайников, одновременно заполняют таблицу.

Типы лишайников

Особенности строения

примеры

Накипные лишайники

похожи на плесень, корочку, застывшую пену, плотно сросшейся с субстратом, толщиной до 5 мм. Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях

Бацидия леканора, плакодиум.

Листовые лишайники

Более организованные. Имеют округлую форму, часто с изрезанными краями или рассечённы на мелкие лопасти. Диаметр до 20 см. Прикрепляются к субстрату пучками грибных гиф

Ксантория, пармелия

Кустистые лишайники

Наиболее высокоорганизованные. Слоевище по внешнему виду напоминает кустарничек. Размер до 50 см. Повисающие лишайники могут достигать длины 8 метров.

Кладония (ягель), цетрария,

Лишайники – пионеры растительности. Они первыми поселяются на бесплодных местах.

Растут лишайники очень медленно – всего несколько миллиметров в год, живут от 50 до 100 лет.

ЗУМ ИН  Как же размножаются лишайники?

(Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.) Отвечает ученик

Лишайники очень неприхотливы. Всей поверхностью тела они впитывают влагу дождей, росы и туманов. Это позволяет им поселяться на голых, бесплодных скалах, на камнях, в пустынях, на крышах, даже на поверхности стекла.

Какое же имеют значение лишайники?

Ожидание.

Умение проявлять интерес и задавать вопросы.

Просит выдвинуть предложение о теме предстоящего урока. Ставит цель урока и вопрос на который необходимо ответить в конце урока.

Определение главной мысли и формулирование выводов.

Тщательное наблюдение и описание наблюдаемого. Организует деятельность обучающихся с работой

.

По рисунку 41 определите по внешнему виду таллом лишайников какими могут быть? (накипным (или корковым), листоватым и кустистым). У вас на столах лежат гербарии, определите к какому виду они относятся? На каких рисунках и таблицах находятся эти виды лишайников? Покажите пожалуйста

Организует работу в группах. Комментирует задание каждой группе

Комментирует задание.

Организует беседу. Задает вопрос к обучающимся. Контролирует правильность ответов. Координирует деятельность обучающихся.

Тщательное наблюдение и описание наблюдаемого

образцы лишайников и определите вид лишайников из предложенных гербарных экземпляров.

Цель: Изучить строение и размножение лишайников. Выполнить лабораторную работу “Строение лишайника”

Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат “Лишайник”, тетрадь, ручка,

Ход работы:

1.Прочитай текст учебника на странице 104 “Строение и питание лишайников”;

Рассмотри микропрепарат под микроскопом;

Зарисуй рисунок в тетрадь с микропрепарата, а строение к нему возьми из учебника;

Сделай вывод о проделанной работе. (Ответь на вопросы: из чего состоит тело лишайника? Какой тип питания у гриба и водоросли?)

Используя текст учебника, узнай, как размножаются лишайники.

Используя ЭФУ учебника, изучите текст значение лишайников и слайд-шоу.

Начертите в тетради схему “Значение лишайников”.

Ответить устно на вопрос “Какое влияние оказывает деятельности человека лишайники”

Отвечают что видят на картинках и на слайде презентации

Что это за растения?

Записывают тему урока

лишайники образованы переплетающимися нитями грибницы гриба, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли

Записывают понятия – симбиоз лихенология, симбиоз

Отвечают на вопросы

По ходу выполнения задания

Заполняют таблицу.

Заслушивают докладчиков каждой группы. Воспринимают и анализируют информацию. Сравнивают. Рассматривают гербарий

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки строения и питания. Использую текст бумажного учебника изучают размножение лишайника.

смотрит слайд-шоу. Анализируют и оценивают информацию, составляют схему “Значение лишайников” Устанавливают причинно-следственные связи влияние человека на природу.

Физкультминутка.

Физкультминутка.

Окружающая среда.

Подача материала

Обобщение и систематизация

Вопрос к классу “Почему лишайники существуют во всех природных зонах?” Обусловлено это разнообразие видами, способностью противостоять неблагоприятным условиям, легкостью вегетативного размножения, дальностью и высокой скорость переноса отдельных частей слоевища.

Задает вопрос к обучающимся. Побуждает обучающихся высказывать собственное мнение.

Координирует деятельность обучающихся. Организует работу по анализу содержания.

Отвечают на поставленные вопросы учителем. Устанавливают причинно-следственные связи. Учатся формулировать собственное мнение. Анализируют информацию.

Домашнее задание.

Параграф 13. Ответить на вопросы. Подумайте, какой способ питания характерен для лишайников?

IV. Закрепление изученного материала.

Выполняется структура ТОКИН МЭТ с перевода на листочках пишете слова фразы по изученной теме. Затем связываете. И презентуете свою работу

 

 Подводятся итоги выставляются оценки.

Ожидание. Время. Взаимодействия отношения.

Построение объяснение и интерпретаций

Изложение.

Обобщение и систематизация

Этап рефлексии.

Организует самоконтроль

Анализирует и обобщает ответы

Побуждает высказывать свое мнение

Лист самоконтроля ученика …………..

1. Главный отличительный признак лишайников - симбиоз двух организмов: гетеротрофного…….. автотрофной……… (2 балла)

2. Какие типы лишайников вы знаете: ……(3 балла)

3. Строение лишайников: (2 балла)

Описание: http://festival.1september.ru/articles/662320/Image1709.jpg

Выберите правильные суждения.

1. Лишайники могут поселяться только на коре деревьев.

2. Растут лишайники очень быстро.

3. Лишайники относятся к высшим растениям.

4. Лишайник впитывает воду дождей, росы и туманов. (1 балл)

5. Размножаются лишайники кусочками слоевища. (1 балл)

7.В присутствии дыма и ядовитых газов лишайники хорошо растут.

8. Существует три вида лишайников. (1 балл)

Самооценка.

10 баллов ------------- отлично ( с работой полностью справился сам?)

9-7 баллов ---------------хорошо (какие незначительные ошибки допустил?)

6-5 баллов ---------------удовлетворительно ( какие трудности возникли?)

4 и меньше баллов------ не удовлетворительно ( в чем ваши затруднения?)

Закончите предложения:

1. Сегодня на уроке мне понравилось...

2. Я знал...

3.Я узнал ...

4. Мне не понравилось...

5.Достигли ли мы поставленных задач?

6. Настроение в ходе урока у меня (выбрать изображение, которое отражает ваше настроение).

Выполняют задания с самооценкой на карточках.

Подсчитайте все свои баллы за урок.

Осуществляют самоконтроль. Рефлексия своих действий и уровня восприятия изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Лишайники"

Презентация по биологии на тему "Лишайники"для 6 класса к учебнику И. Н. Пономаревой....

Урок-путешествие по теме «Лишайники». 6 класс.

Урок - путешествие по теме: "Лишайники" 6 класс.Цели урока:Познакомить учащихся со строением, питанием и размножением лишайников, как симбиотических организмов; их экологическим и практическим значени...

Конспект урока с аспектным анализом по теме "Лишайники" 6 класс

Конспект урока с аспектным анализом.«Конспект урока по теме: «Первичное усвоение знаний» по теме: «Лишайники» в 6-класс»Цели урока:Образовательные:Создать условия для приобретения учащимися новы...

Урок по теме "Лишайники" 7 класс

Урок в технологии СДО тема "Лишайники" 7 класс...

Использование технологии модульногот обучения при изучении темы "лишайники"

Модульное обучение предусматривает самостоятельную работу ученика по составленному модулю.Урок разбивается на учебные эелементы( УЭ). Каждый учебный элемент -это определенный вид работы. УЭ1- это повт...

Презентация по теме: "Лишайники"

Данная презентация подготовлена для урока биологии по теме "Лишайники". Презентация содержит иллюстративный материал, который поможет детям ознакомиться с некоторыми видами лишайников, распространненн...

урок по теме: Лишайники

Конспект урока по теме: Лишайники. На первом этапе урока актуализация знаний по темам "Водоросли" и "Грибы". Затем изучение нового материала по станциям : историческая, географическая, биологическая, ...