Биология 7 класс. Сохранение редких видов животных
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Серьезная задача, которая стоит сегодня перед людьми - это сохранить биологическое разнообразие и остановить исчезновение редких видов животных. Предлагаемый урок помогает дать детям представление о важности биологического разнообразия, угрозах его снижения из-за деятельности людей, способах его сохранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_7_klass.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 7 класс. «Сохранение редких видов животных»
Серьезная задача, которая стоит сегодня перед людьми, — это сохранить биологическое
разнообразие и остановить исчезновение редких видов животных и растений. Осуществ-
лять эту задачу необходимо разными способами и на всех уровнях, от общегосударствен-
ного до каждого отдельного человека.
Предлагаемый урок помогает дать детям представление о важности биологического разнообразия, угрозах его снижения из-за деятельности людей, способах его сохранения и мотивирует их на участие в сохранении природы.
ЦЕЛЬ:
Дать представление о важности биологического разнообразия в поддержании устойчиво-
сти экосистемы и роли редких видов животных и растений как индикаторов благополучия
природных систем.
ЗАДАЧИ:
1.Познакомить детей с такими понятиями, как: трофические цепи, биоразнообразие, Крас-
ная книга.
2.Дать учащимся представление о том, какие существуют типы воздействия человека на природу, в чем выражаются и к каким последствиям приводят.
3.Обсудить со школьниками, почему важно сохранять естественные экосистемы.
4. Выявить угрозы снижения биоразнообразия из-за деятельности человека.
5.Рассказать об отдельных видах животных и растений, которые сегодня находятся под угрозой исчезновения.
6.Продемонстрировать, как можно помогать на разных уровнях — от личного до государ-
ственного — в сохранении растений и животных.
7.Выявить возможные способы решения проблемы снижения биоразнообразия, доступные
каждому человеку, включая школьников.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Список приложений к методическому гиду, необходимых для подготовки и проведения урока:
1. Анимированная презентация (необходимо показывать в режиме
2.Макет карманной книжечки для складывания учениками в конце урока.
3.Проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации
3–5 пар ножниц для изготовления карманных книжечек в конце урока;
ХОД УРОКА:
Учитель: Здравствуйте, сегодня мы с вами поговорим о важности сохранения диких видов животных и растений! Именно о важности сохранения.
В какой уголок планеты мы ни переместимся, везде обнаружим многочисленные пробле-
мы — количество видов и животных, и растений сокращается. На этом слайде вы видите
некоторых животных, которые навсегда исчезли с лица Земли: странствующий голубь,
зебра квагга, карибский тюлень-монах, сумчатый волк, дронт, стеллерова корова, тур.
С 1600-го по 1975 год, по данным Международного союза охраны природы (МСОП), с лица
Земли исчезло 74 вида и 86 подвидов птиц и 63 вида и 44 подвида млекопитающих.
Почему животные исчезают, и что мы, люди, можем сделать, чтобы сохранить их?
Учитель демонстрирует интерактивную презентацию, сопровождая ее рассказом и вопро-
сами к ученикам. Также в данном блоке учащиеся выполняют два задания.
Первое задание выполняется индивидуально: на экране появляются схемы пищевых цепочек, и дети должны выбрать из предложенных вариантов животных и растений те, которые являются пропущенными звеньями.
После выполнения задания учитель в ходе беседы проверяет правильность ответов. Второе задание выполняется в малых группах.
Учащиеся за ограниченный промежуток времени (1 минута) составляют список того, что получает человек благодаря природе. По истечению минуты получившийся список передается в следующую группу, и снова засекается время. В итоге каждый из трех изначальных списков дорабатывается всеми учащимися и возвращается в исходную группу. После этого ведущий проводит общее обсуждение и делает выводы, используя презентацию и подстрочный гид.
Общее время на выполнение данного блока — 20 минут.
Изучение нового материала
Итак, мы с вами будем говорить о важности сохранения редких видов животных.
На этом слайде представлены виды животных, которых помогает сохранить Всемирный
фонд дикой природы.
Амурский тигр. Это самый крупный подвид тигра из существующих на планете, и единственный, освоивший жизнь в снегах. Учет этих животных, проведенный в 2015 году, показал, что в дальневосточной тайге обитает всего около 540 амурских тигров.
Белый медведь. Самый крупный вид медведя. Живет он в Арктике, постоянное место обитания — береговые льды, где он охотится на морских млекопитающих: нерпу, моржа. Интересно, что в сезон, когда льда нет и медведи вынуждены находиться на суше, они голодают и живут за счет подкожного жира. Это может продлиться 4 месяца и дольше. Сейчас из-за изменения климата льды стаивают в Арктике раньше, а намерзают позднее, поэтому белым медведям приходится все труднее.
Зубр. Уже в эпоху последнего ледникового периода зубры были объектом охоты со сторо-
ны человека. Их изображения нередко встречаются среди наскальных рисунков. Послед-
ний дикий зубр был застрелен в 1919 году в Беловежской пуще, и потребовалось около
70 лет, чтобы эти животные снова появились в дикой природе. Для этого зубров разводили в зоопарках и питомниках, а потом выпускали в природу.
Про каждое животное из перечисленных выше можно многое рассказать. К сожалению,
у всех непростая судьба, и сейчас они находятся под угрозой исчезновения.
Обратите внимание: все названные животные крупные, и их сравнительно легко наблюдать в природе. Интересно, что изучая их и наблюдая за ростом или, наоборот, сокращением числа особей, ученые могут делать выводы о благополучии всей природной территории,на которой обитают эти животные. Почему? Давайте попробуем ответить на этот вопрос,рассмотрев схему.
Учитель: Кроме того, все редкие и исчезающие виды заносят в Красную книгу страны,
на территории которой они встречаются. Красная книга является основным документом,
в котором обобщены все данные о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Внесение вида в Красную книгу автоматически означает, что отныне он охраняется государством.
Почему книга красная? Красный цвет означает сигнал тревоги, опасности. То есть людям необходимо обратить внимание на то, какие виды попали в книгу, и не допустить их исчезновения. В зависимости от того, как редко встречается тот или иной вид, ему присваивается определенный статус редкости. Для удобства каждой категории присвоен свой статус от 0 до 5:
Учитель:
0. Вероятно исчезнувшие.
1. Находящиеся под угрозой исчезновения.
2. Сокращающиеся в численности.
3. Редкие.
4. Неопределенные по статусу.
5. Восстанавливаемые и восстанавливающиеся.
3. ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА
Учитель вместе с учащимися собирает карманную книжечку с информацией о том, какие
действия может предпринимать каждый человек, чтобы сохранить редкие виды животных
и растений.
Общее время на данный блок — 5 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по экологии "Исчезнувшие виды животных. Редкие и исчезающие виды животных Приморского края"
Внеклассное мероприятие по экологии "Исчезнувшие виды животных. Редкие и исчезающие виды животных Приморского края" содержит информацию о редких, исчезнувших и исчезающих видах животных, занимательную...
Презентация к уроку географии в 7 классе школы VIII вида "Животный мир тундры"
Презентация к уроку географии в 7 классе школы VIII вида "Животный мир тундры"...
Сохранение редких видов. Экоурок
Экологический урок . Сохранение редких видов...
Урок "Сохранение редких видов животных"
Урок проводится в старших классах...
Урок: "Сохранение редких видов животных"
Материал для 5-9 классов...
Проведение Всероссийского экологического урока " Сохранение редких видов животных"
Целью проведения экологического урока было привлечение учащихся к бережному отношению к природе. Для проведения урока у нас было много наглядности( карты, ролики,презентация, раздаточный материал для ...
Презентация к уроку английского языка в 10 классе по теме "Виды животных, находящихся на грани исчезновения"
Презентация иллюстрирует этапы проведения урока по данной теме...