Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа для курса биологии 6 класса разработана в
Скачать:
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение курса «Биология» в 6 классе обеспечивает следующие результаты:
Личностные:
- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасносго образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
Метапредметные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные
- определять роль растений в природе и жизни человека;
- объяснять роль растений в круговороте веществ;
- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;
- перечислять отличительные свойства растений;
- различать основные группы растений;
- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;
- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений;
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые растения.
Содержание учебного предмета
Наука о растениях – ботаника. (5 ч)
Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Экскурсия
«Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений».
Органы растений. (9 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений
Побег. Развитие побега из зародышевойпочечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Лабораторные работы
«Строение семени фасоли»
«Строение вегетативных и генеративных почек»
«Внешнее строение листьев»
«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»
«Изучение строения соцветий»
Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 ч).
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Практические работы
«Черенкование комнатных растений»
«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами»
Многообразие и развитие растительного мира. (9 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторные работы
«Изучение внешнего строения мхов»
Природные сообщества. (5 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Экскурсия
«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе».
Тематическое планирование
Класс 6
Учитель: Михин Александр Алексеевич
Количество часов по учебному плану: 35 (1 час в неделю)
Плановых лабораторных работ: 6. Практических работ – 1.
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 с изменениями)
- примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения),
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Козловская СОШ
- учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2018-2019 уч. год
- положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ Козловская СОШ;
- авторской программы И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с.
- перечня учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2018-2019 уч. год;
- программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учебно-методическое обеспечение:
литература для учителя:
- Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.проф. И.Н.Понаморёвой. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- -Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: 6 класс: Методическое пособие.Автор:Пономарева И.Н. Издательство: Вентана-Граф
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
Автор Калинова Г. С. Издательство «Интеллект-центр», 2005
- Беркинблит М.Б., Чуб В.В. "Биология - 6 кл." (экспериментальный учебник) М., изд. "Вентана-Граф", 1993 г.
- Генкель П.А. "Физиология растений", М., "Просвещение", 1985 г.
- Медников Б.М. "Биология: формы и уровни жизни", М., "Просвещение", 1997г.
- Розенштейн А.М "Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения", М., «Просвещение», 1988г.
- Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. "Биологический эксперимент в школе" (М., "Просвещение", 1990 г.)
- Петров В.В "Растительный мир нашей родины" (М., "Просвещение", 1991 г.)
- Демьяненков Е.Н. "Биология в вопросах и ответах" (М., "Просвещение", 1996г.)
- Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. "Занимательная ботаника" (М., "АСТ-Пресс", 1999 г.)
- Боброва Н.Г "Эта увлекательная ботаника" (Самара, 1994 г.)
литература для учащихся:
1.Учебник: 1. Биология. 6 класс (авт. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.); (М., "Вентана-Граф", 2015г.).
2. Рабочая тетрадь по биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники
(в двух частях). Пономарева И.Н. и др. - М., изд. центр "Вентана-Граф", 2010 г.
"Книга для чтения по ботанике" (сост. Д.И. Трайтак") М., "Просвещение", 1985 г.
3. Экология растений Учебное пособие 6 класс. Автор: Былова А.М., Шорина Н.И.
4. Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;
5. Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с.;
6. Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994. - с. 92-684;
7. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с.;
8. Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с.;
9. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с.;
10. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -М.: 1996. - 556с.;
11. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с.: ил.;
12. Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.: ил.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты (УУД) | Характеристика деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата | |||||||||||||||
личностные | метапредметные | предметные | |||||||||||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||||||||
Тема 1. Наука о растениях – ботаника. (5 часов) | |||||||||||||||||||||
1. | Царство Растения. Общая характеристика растений. | 1 | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение | Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства Растения. Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком. Умение слушать и вступать в диалог | Знать правила работы в кабинете биологии, технику безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием. Царства живой природы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». | П. 1, с.6 | ||||||||||||||
2. | Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. | 1 | Ориента- ция в межлично-стных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение | Характеризовать внешнее строение растений. Умение слушать и вступать в диалог. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком | Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Семенные и споровые растения. Представление о жизненных формах растений, примеры. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав | Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. | П.2, с.14 | ||||||||||||||
3. | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Различать и называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. | Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки | Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня | П.3, с. 17 | ||||||||||||||
4. | Ткани растений | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы | Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и функции тканей растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. | Распознают и описывают строение и функции тканей растений. Дают определение термину «ткань» | Самостоятельная работа по теме П.4, с.21, с. 26 (вопросы) | ||||||||||||||
5. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Наука о растениях - ботаника» | 1 | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания | Дают развёрнутые ответы на вопросына поставленные вопросы, выполняют задания. | |||||||||||||||||
Тема 2. Органы растений. (9 часов) | |||||||||||||||||||||
6. | Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли». ИТБ | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать выводы). | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта. | Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур | Объясняют роль семян в природе. Дают определение терминам двудольные и однодольные растения. Распознают и описывают по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений. Сравнивают по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений Используют информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. Проводят наблюдения, фиксируют их результаты во время выполнения лабораторной работы | П.5, с.28 П. 6, с.34 | ||||||||||||||
7. | Корень, его строение и значение | 1 | Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта. | Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. | Распознают и описывают: виды корней; зоны корня. Устанавливают соответствие между видоизменениями корня и его функциями. Различают корневые системы однодольных и двудольных растений. Устанавливают взаимосвязь строения и функций частей корня. Проводят наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста, фиксируют их результаты во время выполнения лабораторной работы | П. 7, с.37 | ||||||||||||||
8. | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 2 «Строение вегетативных и генеративных почек». ИТБ | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. | Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. | Рассматривают и описывают на животных объектах строение: побега, почки. Доказывают, что почка-видоизменённый побег. Отличают вегетативную почку от генеративной. Соблюдают правила работы в кабинете биологии с лабораторным оборудованием во время работы. | П. 8, с. 43 | ||||||||||||||
9. | Лист, его строение и значение. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение листьев». ИТБ | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации. | Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев растений. | Распознают и описывают по рисунку или на живых объектах строение листа. Различают простые и сложные листья. Рассматривают на готовых микропрепаратах и описывают клеточное строение листа. Устанавливают взаимосвязь строения и функции листа. Выделяют условия жизни, влияющие на видоизменения листьев. Соблюдают правила работы в кабинете биологии с лабораторным оборудованием во время работы. | П. 9, с.48 | ||||||||||||||
10. | Стебель, его строение и значение. Биологический диктант | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации | Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. | Описывают внешнее строение стебля, приводят примеры различных типов стеблей. Называют функции стебля. Устанавливают соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию. Изучают и описывают строение подземных побегов, отмечают их различия. Фиксируют результаты исследований. Соблюдают правила работы в кабинете биологии с лабораторным оборудованием во время работы. | П. 10, с.54 | ||||||||||||||
11. | Лабораторная работа № 4.«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». ИТБ | 1 | овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта | Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Приводят примеры растений, имеющих видоизменённые побеги. Распознают и описывают на живых объектах видоизменения побегов Доказывают, что корневище, клубень, луковица-видоизменённые побеги | П.10 | ||||||||||||||
12. | Цветок, его строение и значение. Соцветия. Лабораторная работа № 5 «Изучение строения соцветий». ИТБ. | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта | Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. | Распознают и описывают по рисункам: строение цветка ветроопыляемых растений и насекомопыляемых растений, типы соцветий. Объясняют взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Выявляют приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий. | П.11, с. 66 | ||||||||||||||
13. | Плод. Разнообразие и значение плодов | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, ресурсы Интернета) | Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека. | Дают определение термину покрытосеменные. Распознают и описывают по рисункам, коллекциям строение плодов. Приводят примеры растений с различными типами плодов. Выделяют приспособления для распространения плодов. | П. 12, с.66 | ||||||||||||||
14. | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений». Тестовый контроль | 1 | Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы) | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания | Дают развёрнутые ответы на вопросы на поставленные вопросы, выполняют задания. | С.71 | |||||||||||||||
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 часов) | |||||||||||||||||||||
15. | Минеральное питание растений | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. | Называют этапы водообмена. Распознают и описывают растения различных экологических групп | П.13, с.74 | ||||||||||||||
16. | Воздушное питание растений — фотосинтез | 1 | Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете | Описывают механизм фотосинтеза, передвижение органических веществ. Определяют роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Объясняют космическую роль зелёных растений. | П. 14, с.78 | ||||||||||||||
17. | Дыхание и обмен веществ у растений | 1 | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии | Характеризовать сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. | Описывают опыты, подтверждающие дыхание растений. Выделяют приспособления растений для дыхания. Сравнивают по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания. | П. 15, с. 82 | ||||||||||||||
18. | Размножение растений: половое и бесполое | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия. Называть основные особенности оплод-ния у цветковых растений. | Описывают процессы опыления и оплодотворения цветковых растений. Выделяют отличительные особенности полового и бесполого размножений. Отличают оплодотворение от опыления. | П.16 с. 86 | ||||||||||||||
19. | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Практическая работа «Черенкование комнатных растений» | 1 | Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе | Осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы | Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. | Приводят примеры растений, размножающихся вегетативно. Называют способы вегетативного размножения. Распознают и описывают способы вегетативного размножения. Наблюдают за развитием растения при вегетативном размножении. | П. 17, с. 91 | ||||||||||||||
20. | Рост и развитие растений. Тестовый контроль | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. | Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. | Распознают и описывают по рисунку стадия развития растения и их последовательность. Выделяют различия между процессами роста и развития. Приводят примеры гибели растений от влияния условий среды | П.18, с. 96, с.101 | ||||||||||||||
21 | Обобщение знаний по теме. | 1 | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания | Дают развёрнутые ответы на вопросы на поставленные вопросы, выполняют задания. | |||||||||||||||||
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира. (9 ч) | |||||||||||||||||||||
22. | Систематика растений, её значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Объяснять значение систематики растений для ботаники. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии. Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и жизни человека | Называют признаки царства Растения Распознают отделы растений Различают и описывают низшие и высшие растения. Дают определение термину «низшие растения». Распознают водоросли различных отделов и описываютстроение водорослей. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Сравнивают по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли. | П. 19, 20, с. 104 | ||||||||||||||
23. | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения мхов». ИТБ | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть существенные признаки мхов. Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям. | Дают определение термину «высшие растения». Распознают и описывают: строение мхов, растения отдела Мохообразные. Выявляют приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объясняют происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зелёных водорослей | П. 21, с. 113 | ||||||||||||||
24. | Плауны. Хвощи, папоротники | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротникообразных. Обосновывать необходимость охраны исчезающих видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе. | Дают определение термину «высшие растения». Распознают и описывают: строение папоротников; растения отдела папоротникообразные | П. 22, с. 113 | ||||||||||||||
25. | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России | Дают определение термину «голосеменные» растения. Распознают растения отдела Голосеменные. Описывают процесс размножения сосны. Распознают и описывают строение хвои и шишек наиболее распространённых представителей голосеменных | П. 23, с. 122 | ||||||||||||||
26. | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными. Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Применять приёмы работы с определителем растений. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений | Дают определение термину «покрытосеменные растения». Распознают растения отдела Покрытосеменные. Распознают и описывают строение цветковых растений. Сравнивают по заданным критериям, используя данные информационной таблицы: покрытосеменные и голосеменные растения; однодольные и двудольные растения | П. 24, с. 126 | ||||||||||||||
27. | Семейства класса Двудольные. | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств Двудольных. Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Применять приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека | Распознают и описывают наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные. Определяют принадлежность растений к классу Двудольные | П. 25, с. 132 | ||||||||||||||
28. | Семейства класса Однодольные | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Выделять признаки класса Однодольные. Применять приёмы работы с определителем растений. | Распознают растения семейств: Лилейные, Злаки | П. 26, с. 138 | ||||||||||||||
29. | Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений. | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений. Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова. | Называют основные этапы эволюции растительного мира. Выявляют основные признаки, необходимые для существования растений на суше. Объясняют процессы жизнедеятельности основных отделов растений. | П. 27, 28, с. 143 | ||||||||||||||
30. | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира» | 1 | Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы) | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы | Дают развёрнутые ответы на вопросы на поставленные вопросы, выполняют задания. | П. 29, с. 150, с. 155 | ||||||||||||||
Тема 5. Природные сообщества. (5 часов) | |||||||||||||||||||||
31. | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России | Называют основные типы природных сообществ. Приводят примеры естественных сообществ. Описывают видовой состав природных сообществ. | П. 30, с.159 | ||||||||||||||
32. | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Экскурсия«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)». ИТБ. | 1 | Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни | Овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы | Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе. Соблюдать правила поведения в природе | Объясняют, почему растения считаются основой круговорота веществ. | П. 31, с. 163, составить проект – отчет об экскурсии | ||||||||||||||
33. | Смена природных сообществ и её причины | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией | Объяснять причины смены природных сообществ. Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами. Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам. | Объясняют причины смены природных сообществ. | П. 32, с.171 | ||||||||||||||
34. | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества» | 1 | Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы) | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы | Называют основные царства органического мира, определяют систематическое положение растений | Повт. тему 5 | ||||||||||||||
35. | Летние задания | 1 | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией | Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира. Выбирать задание на лето, анализировать его содержание | Записывают задания в тетрадь, что нужно будет сделать на летних каникулах. | С.174 | ||||||||||||||
Итого | 35ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...