№ учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ-0 | Цели урока: в результате работы над модулем вы получите представление о деление клетки, митотическом делении, бесполом и половом размножение; продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы | Внимательно прочитайте цель урока |
- Оргмомент.
| - Актуализация знаний: - Назовите самое важное свойство живых организмов?
- (Размножение или воспроизведение себе подобных)
- Какие живые организмы способны размножаться? ( Все без исключения, от бактерий до млекопитающих) - Способы размножения различных организмов могут сильно отличаться друг от друга. Назовите какие способы размножения вы знаете? (Половое и бесполое) - Что лежит в основе любого типа размножения? (Деление клетки) - Зачем клетка делится? ( У одноклеточных - происходит размножение путем деления клеток, у многоклеточных за счет деления клеток организм растет, развивается, при ранениях организма восстанавливаются поврежденные ткани и органы) Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? (Деление клетки. Митоз.) |
|
УЭ-1 | Подготовка к работе 1. Обсудите и подготовьте устные ответы на вопросы: - Почему живая клетка является основной единицей строения, жизнедеятельности и развития организмов?
- Имеются ли принципиальные различия в строения между клетками прокариот и эукариот?
- Какие вещества обуславливают индивидуальное развитие организмов?
- Какие задачи стоят перед клеточной и генной инженерией?
- Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов?
| Работайте в группе |
2. Обсудите результаты выполнения заданий. 3. Оцените свою работу. Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5. | Вместе с классом. Ваша оценка__ |
УЭ-2 | Цель: получить представление о деление клетки, митоз. 1. Лекция “Деление клетки. Митоз”. План лекции - Деление клеток у одноклеточных организмов. Деление клеток многоклеточных организмов.
- Подготовка к делению.
- Фазы митоза.
2. Оцените качество записи лекции по пятибалльной шкале | Внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины. Ваша оценка__ |
УЭ-3 | Цель: изучить бесполое и половое размножение. 1. Размножение организмов – основа существования вида и в целом жизни на Земле. (Беседа). 2. Формы размножения организмов (Рассказ с одновременной зарисовкой схемы с соответствующим названием). ![img1](https://lh3.googleusercontent.com/tDormJf-jyboM7x_B32LSv5p15I4D_El0mgyBPKF2ngKw9J601fnDSQ9Jhc5LjMY0kKdT2oX5A0OKKL9pcK6fzU1kKwynxC9pTNdhtB-ryGlQg_vxlb3Hu4TdYk0EM9t6_t8lEW2BsajmZDDfQ)
(Самостоятельная работа с учебниками Биология 6 кл., Биология 7-8 кл., Общая биология 10-11 кл.(под ред. Беляева) и выбор примеров к способам размножения организмов). 3. Сравнение бесполого и полового размножения по следующим характеристикам: - Число особей, участвующих в размножении;
- Образуются ли гаметы?
- У какого способа отсутствует мейоз?
- На кого похожи потомки?
- Для каких организмов характерны?
- Где быстрее происходит увеличение численности?
(Беседа по вопросам с записью ответов) | Работа самостоятельно с учебником и запись в тетрадь. Самостоятельно с учебниками, запись схемы в тетради. Самостоятельно составляют характеристику |
4. Строение и функция половых клеток. Сравниваемые признаки | Женские гаметы | Мужские гаметы | 1. Форма и размеры | | | 2. Особенности строения | | | 3. Функции | | |
| Заполните самостоятельно таблицу |
Обсудите результаты работы. Оцените свою работу по пятибалльной шкале | Вместе с классом. Ваши оценки ___ |
УЭ-4 | Интеллектуально-познавательная деятельность. Работа с микроскопом и микропрепаратами «Митоз в клетках корешка лука» Задание: рассмотрите микропрепарат и постарайтесь определить фазы митоза и объясните, почему так думаете. ![C:\Users\Admin\Desktop\ЛЕКТОРИУМ\митоз в клетках корешка лука.jpg](https://lh6.googleusercontent.com/9etlw9fPk2drHmYbR1WYzDSnyHm1ktbYkJLqeGvKG48qpyQhBDgpjkO7qEwPhKzfGYDREUsd06bPDRl5y9yQBFOdNjpS2Xr9-6CbJgD3AjTIC4810MFoT3BPue6PDqinKHrG1MdHHJsrPiewwg)
| Сделайте рисунок в тетрадях «Фазы митоза» |
УЭ-5 | Цель: определить качество знаний по изученной теме. 1. Ответьте на вопросы и выполните задания. 2. Почему размножение считается важнейшим и необходимым атрибутом живого? 3. Каковы основные формы размножения? Объясните их. 4. Выберите правильный ответ. Клеточным центром называется: а) Период жизни клетки в течение интерфазы. б) Период от профазы до телофазы. в) Период от деления до деления. г) Период от появления клетки до ее смерти. Какой из процессов предшествует митозу? а) Исчезновение ядерной оболочки. б) Удвоение хромосом. в) Образование веретена деления. г) Расхождение хромосом к полюсам клетки. Сколько хроматид содержит пара гомологичных хромосом в метафазе митоза? а) Четыре. б) Две. г) Восемь. Наиболее продолжительна: а) Метафаза. б) Профаза. г) Интерфаза. д) Телофаза. У каких из названных организмов преобладает бесполое размножение? а) Горох. б) Акула. в) Майский жук. г) Амеба. | Самостоятельно дайте ответы на вопросы. Выберите правильный ответ |
5. Установите последовательность стадии митоза. ![img2](https://lh6.googleusercontent.com/SiPpjXOe78yfzmkRF59FU8oUppq51RRdwhau66bDWEJtokJam-9_CaxF3D3BEiDedMpdcl4XD7vUw9oZgaH3jJVziQ2k-xF9fJ6rS0hQEMocoI4ss6Oo2p00vGc35wi_l0ZOAEvg5VZTWL4wrw)
Овет:_________________________________ | Запишите в строчку “ответ” |
6. Распределите события в соответствии с фазами клеточного цикла. События | Фазы митоза | 1. Синтез белков и удвоение хромосом | а) Профаза | 2. Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления | б) Метафаза | 3. Образование новых ядер | в) Анафаза | 4. Расхождение хромосом к полюсам | г) Телофаза | Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны | д) Интерфаза |
Проверьте свою работы. Правильные ответы: - 4 – в, б, а, а, г;
- 5 – 2, 1, 4, 3;
- 6 – 1-д, 2-б, 3-г, 4-в, 5-а.
Оцените свою работу. Все четыре выполнены правильно – “5”. Три задания выполнено правильно – “4”. Два задания выполнено правильно – “3”. Одно или все задания выполнены неправильно – “2” | Вместе с классом. Самостоятельно. Ваша оценка______ |
УЭ-6 | Подведите итоги урока. 1. Прочитайте цель урока. 2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? 3. Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”. 4. Сдайте тетради на проверку учителю. 5. Если по итогам урока вы получили “5”, то вы освобождаетесь от домашнего задания. Если вы испытывали затруднения, допустили много ошибок, поработайте с учебником: параграф 20-21 на стр.75-80. (Беляев.) | Индивидуально. Вместе с классом. Подчеркните нужное слово. За помощью обращайтесь к учителю |