Элективный курс по биологии "Я и мое здоровье"
рабочая программа по биологии (9 класс)

Багрянова Екатерина Сергеевна

Элективный курс  «Я  и  мое здоровье»  предназначен для  предпрофильного  обучения для  учащихся 9-х  классов общеобразовательных средних школ (по выбору),  рассчитан на 17 часов. Данная программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Человек рассматривается с позиций биологических и социальных как биосоциальное существо. Данный элективный курс позволит не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развить умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению и  раскрыть проблемы влияния окружающей среды на деятельность органов и систем, а также способы защиты организма от влияния неблагоприятных факторов. В процессе обучения учащиеся приобретут умения участвовать в дискуссиях, собирать и анализировать данные для проектов, обоснованно характеризовать влияние неблагоприятных воздействий и вредных привычек на здоровье отдельных органов и систем в целом, объяснять с биологических позиций необходимость бережного отношения к природе. Представленная программа содержит лабораторный практикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов. Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видиофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. Устанавливаются межпредметные связи медициной, химией, ОБЖ, физикой. Отметки, полученные учащимися по всем видам деятельности, выставляются в журнал элективного курса по пятибалльной шкале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО  БИОЛОГИИ

«Я и мое здоровье»

Составитель: учитель биологии

Багрянова Екатерина Сергеевна

Cтупень обучения (возраст) – 9 класс

Срок реализации программы –2 четверть

                                    Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа элективного курса по биологии для 9 класса составлена на основании следующих документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.
  2. Федеральный компонент государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г.№1089);
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н  РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2018/19 учебный год, утвержденным приказом  МО и Н РФ  №581 от 31.03.2014 года.

Элективный курс  «Человек и  его здоровье»  предназначен для  предпрофильного  обучения для  учащихся 9-х  классов общеобразовательных средних школ (по выбору),  рассчитан на 17 часов. Данная программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Человек рассматривается с позиций биологических и социальных как биосоциальное существо. Данный элективный курс позволит не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развить умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению и  раскрыть проблемы влияния окружающей среды на деятельность органов и систем, а также способы защиты организма от влияния неблагоприятных факторов. В процессе обучения учащиеся приобретут умения участвовать в дискуссиях, собирать и анализировать данные для проектов, обоснованно характеризовать влияние неблагоприятных воздействий и вредных привычек на здоровье отдельных органов и систем в целом, объяснять с биологических позиций необходимость бережного отношения к природе. Представленная программа содержит лабораторный практикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов. Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видиофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. Устанавливаются межпредметные связи медициной, химией, ОБЖ, физикой. Отметки, полученные учащимися по всем видам деятельности, выставляются в журнал элективного курса по пятибалльной шкале.

Цель курса: углубить и расширить знания учащихся по анатомии и физиологии человека, обеспечив системное их усвоение и переработку в направлении формирования здоровья; сформировать у учащихся целостное представление о своем здоровье и путях формирования модели здорового образа жизни.

Задачи курса:

  • повторение, закрепление и углубление знаний по курсу анатомии физиологии человека;
  • развивать умения анализа, систематизации и сравнения, полученных ранее знаний в области биологии человека и животных;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • приобретение навыков исследовательской деятельности через работу с литературой, освоение лабораторного оборудования и работу с микроскопом;
  • формирование на основе изучения психических процессов эффективных коммуникативных навыков и социальных функций;
  • развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.

Формы проведения занятий: лекции, беседы, практическая работа, работа в парах и группах, видеопросмотры, проектная исследовательская деятельность, использование сети Интернет.

Формы отчётности:

1.Тестовый контроль.

2 Рефераты, сообщения, презентации по здоровому образу жизни.

3. Отчеты по практическим и творческим работам.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов, 1 час в неделю в 9 классе.

Результаты освоения курса

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • 6умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
  •  формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.5

Предметные:

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха.

Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности

Список литературы

Печатные пособия для учителя:

  1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.
  2. Батуев А.С. Биология: Словарь – справочник к учебнику «Биология. Человек. 9 класс». / М.: Дрофа, 2002.
  3. Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичекое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 20014.
  4. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология: Человек. 8 класс М.: Дрофа,  2016.
  5. Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005Петросова Р.А. Биология. 9 класс.
  6. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2013.
  7. Пасечник. В.В. Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. И: Дрофа, 2016
  8. Тематические тестовые задания / Р.А. Петросова, Н.А. Богданов. – М.: Дрофа, 2011.
  9. Биология 8 класс. Поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д.Маш. Часть I, II / Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
  10. Справочник по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи/ Изд. «Феникс», 1995, 1,2 том.
  11. Энциклопедия домашней медицины./ Под ред. Б.В. Агафонова.- М.: «Сирин», 1993.

Печатные пособия для учащихся:

  1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. М.: Дрофа, 2016.
  2. Захарова В. Б., Мамонтов С. Г., Сонина Н. И. «Общие закономерности». М.: Дрофа, 2016.
  3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9кл. Сред. Шк.- 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989
  4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. «Человек». 9  класс. М.: Дрофа, 2016.
  5. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология: Человек. 8 класс М.: Дрофа,  2016.
  6. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2013.
  7. Пасечник. В.В. Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. И: Дрофа, 2016

Цифровые и электронные  учебные пособия:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  2. Единая коллекция ЦОР.
  3. Полный интерактивный курс биологии «Физикон».
  4. Презентации к урокам. (автор Пименов А.В.)
  5. Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.
  6. Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
  7. Учебное электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.
  8. Электронное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека» («Просвещение»).

Экранно-звуковые пособия:

Видеофильмы  студии «Кварт».

  1. Общее знакомство с организмом человека.
  2. Нервная система.
  3. Опора и движение.
  4. Кровь.
  5. Кровообращение.
  6. Дыхание.
  7. Пищеварение.
  8. Размножение и развитие.
  9. Кожа.
  10. Выделение.
  11. Сенсорные системы.
  12. Поведение (высшая нервная деятельность)

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

  1. Ноутбук.
  2.  Мультимедийное оборудование.
  3. Таблицы.
  4. Видеофильмы.
  5. Микроскопы.
  6. Муляжи, препараты.
  7. Секундомер, тонометр, спирометр.

Содержание курса (17 часов)

Раздел № 1. Человек и его здоровье. (14 часов).

          Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны.

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

Дыхание. Система дыхания.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа. тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

Покровы тела и их функции.

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни ,их причины и предупреждение.

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

Органы чувств, их роль в жизни человека.

Психология и поведение человека.  Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление, особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска. Инфекционные заболевания. Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика.

Раздел № 2. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. (3 часа)

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

Биосфера - глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Человек и его здоровье"

Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения. Курс рас...

Элективный курс по биологии "Наше здоровье в наших руках или как воспитать в себе здоровьесбергающую компетенцию

Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Человек, как высшая ступень развития биолог...

Элективный курс по биологии "Твое здоровье в твоих руках"

Предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 12 часов. В последние годы отмечается устойчивая негативная тенденция по ухудшению экологической ситуации ...

Элективный курс по биологии "Кожа - зеркало здоровья"

Программы элективного курса «Кожа – зеркало здоровья» предназначено для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов.Программа предусматривает формирования интереса к науке косметологии, изучения п...

Программа элективного курса по биологии « Как быть здоровым »

  Краткосрочная образовательная программа « Как быть здоровым» предназначена для того, чтобы помочь ученику сориентироваться в выборе профиля обучения в старшей школе, дать возможность ученику проявит...

Авторская программа элективного курса по биологии "Здоровье"

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, поэтому тема  программы элективного курса         «Здо...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Факторы среды обитания и здоровье человека" для учащихся 9 класса

В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитани...