урок "Клетка"
план-конспект урока по биологии (10 класс)
конспект урока "Клетка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktivnaya_karta.docx | 14.3 КБ |
kletka.docx | 41.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструктивная карта.
ФИ уч-ся ______________________________________________
- Заполните таблицу.
органоид | Кем и когда открыт | Наличие мембран | функции |
1. | |||
2. | |||
3 | |||
4. | |||
5. |
- Запишите отличия клеток эукариот
Клетки растений | Клетки грибов | Клетки животных |
- Допишите предложение.
Вакуолярная система – это
4. Тест
1. Какой органоид связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт веществ,
участвует в синтезе белков, жиров, сложных углеводов?
а)наружная клеточная мембрана б)эндоплазматическая сеть в)комплекс Гольджи
2. Какую функцию выполняют рибосомы?
а)фотосинтез б)синтез АТФ в)синтез белков г)транспортная функция
3. Где происходит синтез АТФ?
а)митохондрии б)комплекс Гольджи в)клеточный центр
4. Какие органоиды характерны только для растительных клеток?
а)рибосомы б)митохондрии в)пластиды г)эндоплазматическая сеть
4. К немембранным органоидам относится : а) лизосомы; б) митохондрии; в) рибосомы;
г) Аппарат Гольджи.
4. Ответьте на вопросы.
1. Почему митохондрии способны размножаться самостоятельно?
- Могут ли быть одинаковыми митохондрии у тренированных военных людей и нетренированных гражданских?
- Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках (поджелудочная железа, слюнные железы). Объясните этот факт с точки зрения функции, выполняемой органоидом.
- Почему митохондрии называют «силовыми станциями» клетки?
- Как выдумаете, зачем человек изучает строение клеток?
Предварительный просмотр:
Тема: Клетка.
Цель урока: сравнить растительную и животную клетки, охарактеризовав строение и функции их органоидов.
Задачи урока:
- Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении животной и растительной клеток.
- Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.
- Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям, широкому образованию.
Ход урока:
Орг момент .Здравствуйте!
- Актуализация урока. Видео в мир клетки.
Нет ничего удивительного в том, что мы восхищаемся окружающей нас природой. Тихий шелест листвы деревьев, пение соловья, стрекотание кузнечиков, мурлыкание кошки… Но все это видимая красота ощущаемая, осязаемая. И сегодня мы попробуем заглянуть вовнутрь этой красоты, и может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше, и даст нам возможность узнать чуть больше об этой стороне живой природы. (Слайд) Это слово произошло от английского слова cell и означает «маленькая комната» или «камера» и дало начало целой науке. Что за слово? И какой ученый впервые применил его?
Учитель. В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук опубликовал книгу «Микрофотография, или Некоторые физиологические описания мельчайших тел, сделанных посредством увеличительных стекол», где были помещены рисунки того, что он увидел под усовершенствованным им микроскопом (клик). В их числе был и срез древесной коры, при увеличении напоминающий пчелиные соты (клик). Описывая увиденное, Гук использовал
слово «Сеll», что по – английски, означает «ячейка», «камера», «келья». Этот термин закрепился в науке. В русском языке при переводе «Cell» получил другое название. Оно, произнесенное по-гречески, означает «вместилище». Это греческое слово дало название целой науке. О какой науке идет речь? Ведь все живые существа на Земле построены из клеток. С 6-го класса мы знаем, что цитология – это наука о клетке, а клетка – это структурная и функциональная единица жизни на Земле.
Итак, уже на первых уроках мы с вами познакомились с определением живого и выделили основные уровни его организации.
? Работая со схемой уровней организации жизни, проведите линию жизни. Где она будет проходить? Эту линию надо провести между уровнями «клетка» и «органоиды».
? Что означает эта линия?
• Эта линия говорит о том, что клетки являются живыми, и свойства жизни будут проявляться уже на уровне клетки .
? Почему клетку называют нижним уровнем организации жизни?
• Наверное потому, что на более нижних уровнях свойства жизни уже проявляться не будут
Я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие в самую маленькую ячейку жизни – клетку. Запишите тему урока. Вспомним свойства жизни. (ответ уч-ся).
Мы с вами знаем, что любой живой организм есть биосистема, у него есть специализированные органы и системы органов, выполняющие функции питания, дыхания, выделения, размножения. Клетка является саморегулирующей биосистемой. Значит, для клетки характерны все эти свойства жизни. В своем путешествии мы должны доказать, что клетка – саморегулирующая биосистема.
Итак, наше путешествие начинается. На вашем столе лежит карта-путеводитель, на которой часть данных отсутствует, именно, название клеточных структур и его изображение. Анализируют микрофотографии органоидов и получают их характеристику Ваша задача по мере нашего путешествия заполнить эти пробелы: найти название органоида, найти нужную информацию, проанализировать и рассказать нам. (5 мин)
Каждая группа работает по своей структуре – 7 мин. 1гр- Аппарат Гольджи, 2гр- ЭПС, 3 гр – лизосомы, 4гр – рибосома, 5гр – митохондрии.
Мы с вами знаем, что одним из методов в изучении биологии является моделирование. И мы попробуем промоделировать клетку. На доске даны контуры клетки (мембрана и цитоплазма), на столе разложены органоиды клетки, вырезанные из бумаги. Вы должны приклеить свои органоиды на контуры клетки.
Органоиды | Функции |
Плазматическая мембрана | Барьерная (отгораживает внутреннюю среду клетки от внешней), питательная (поглощает питательные вещества в виде капель (пиноцитоз), частиц (фагоцитоз) или путем диффузии) |
Цитоплазма | Обеспечивает деятельность клетки как единой системы |
Эндоплазматическая сеть | Синтез липидов и углеводов, их хранение и транспорт. На поверхности шероховатой ЭС расположены рибосомы, на которых синтезируется белок |
Рибосомы | Синтез белка |
Митохондрии | Синтез АТФ при дыхании, способны к самостоятельному делению |
Аппарат Гольджи | Синтез жиров и полисахаридов, транспорт веществ и их секреция, образование лизосом |
Лизосомы | Переваривание поступающих в клетку питательных веществ, саморазрушение отмирающих клеток |
Ядро | Хранение генетической информации и синтез РНК |
1 группа: Аппарат Гольджи (по имени итальянского ученого Камило Гольджи. Открыт им в 1898 году. Относится к одномембраным органоидам. АГ – система дисков, от краев которых ответвляются многочисленные трубочки, отделяющие мелкие пузырьки, заполненные различными веществами. АГ обеспечивает синтез жиров и полисахаридов, накопление синтезируемых веществ и продуктов распада, удаление веществ из клетки, участвует в построении клеточной стенки в растительных клетках.
2 группа:ЭПС эндоплазматическая сеть. Открыт Кейтом Робертом Портером в1945 году. Относится к одномембранным органоидам. Это замкнутая система многочисленных канальцев и цистерн, пронизывающих всю цитоплазму. Вся сеть объединена в единое целое с наружной мембраной ядра и наружной клеточной мембраной. Различают гранулярную ЭПС(несет рибосомы) и гладкую ЭПС (не несет рибосомы). Функции – Синтез липидов и углеводов( например гликогена в животных клетках),синтез белков только гранулярная ЭПС, их хранение и транспорт веществ как внутри клетки, так и между соседними клетками.
Учитель. В отличие от гранулярной ЭПС на мембранах гладкой сети нет рибосом. Эта сеть участвует в транспорте липидов и углеводов (гликогена) (клик), а также обезвреживает ядовитые для организма вещества. Так при некоторых отравлениях в клетках печени появляются обширные зоны, заполненные гладкими мембранами ЭПС. Учитель Этот органоид может быть утилизатором погибших клеток, органоидов и даже целых органов. По сути, является пузырьком. Назовите его?
3 группа - лизосомы открыты бельгийским цитологом Кристиан Рене де Дюв в 1949г. – одномембранные органоиды. Мембранные пузырьки животных клеток ,заполненные пищеварительными ферментами. В многоклеточном организме они выделяются в полость только той системы, в которой происходит расщепление сложных органических веществ. Лизосомы от греч. – растворяю. Ферменты лизосом обеспечивают расщепление поступающих в клетку органических веществ белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот. Лизосомы называют «орудиями самоубийства клетки», их роль значительна, особенно в условиях пищевого и кислородного голодания.
ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли образуют взаимосвязанную систему, которую называют вакуолярной. Это определение записывается в тетрадь, так как его нет в учебнике. эти органоиды связаны между собой через систему пузырьков, которые отделяются от одних органоидов и встраиваются в другие.
4гр рибосомы (открыты в 1955г. американским ученым ДЖ.Паладе).– рибо от РНК и греч. сома – тело. –Рибосомы относятся к немембранным органоидам эукариотной клетки, т. е. не имеют собственной замкнутой мембраны. Очень мелкие органоиды грибовидной формы, состоящие из РНК и белка. Находятся в цитоплазме на мембранах ЭПС, содержатся в митохондриях и хлоропластах. Входят в состав прокариотных и эукариотных клеток. Рибосомы обеспечивают синтез молекулы белка.
5 группа митохондрии от греч митос – нить, хондрион –зерно, гранула. (открыт 1894г. Р.Альтманом). Относится к двумембранным органоидам. Это крупные органоиды всех клеток, содержащие молекулы ДНК и способные к делению и биосинтезу белка. Покрыты двумя мембранами ,внутренняя образует множество складок – крист. Пространство внутри митохондрии заполнено полужидким содержимым, куда входят ферменты, белки,липиды, витамины. Митохондрии называют энергетическими станциями, так как на поверхности крист расположены ферменты, катализирующие синтез АТФ. Так же их называют дыхательными центрами клетки – здесь усваивается кислород и выделяется углекислый газ.
Учитель- митохондрии, если у них есть своя ДНК и рибосомы?
• Митохондрии могут производить свои белки .
Учитель. Белок является основным строительным материалам клетки, а это значит, что митохондрия может достроить свое тело после процесса деления.
Она умеет делиться, и ее называют полуавтономным органоидом клетки.
Учитель: 1. Почему митохондрии способны размножаться самостоятельно?
- Могут ли быть одинаковыми митохондрии у тренированных военных людей и нетренированных гражданских?
- Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках (поджелудочная железа, слюнные железы). Объясните этот факт с точки зрения функции, выполняемой органоидом.
- Какова связь между рибосомами и эндоплазматической сетью?
- Почему митохондрии называют «силовыми станциями» клетки?
- Как выдумаете, зачем человек изучает строение клеток?
ВЫВОД: состояние наших клеток полностью зависит от нас самих (от нашего отношения к собственному здоровью).
Что мы узнали сегодня на уроке?
Завершая наше путешествие в мир клетки, давайте обобщим полученные на уроке знания и разобьем представленные органоиды на три группы:
1. немембранные органоиды;
2. одномембранные органоиды;
3. двухмембранные органоиды.
Наше путешествие завершено, скажите мне, пожалуйста, могут ли знания о клетке иметь практическое значение в обычной, повседневной деятельности человека?
• Да, могут. Мы нашли в интернете удивительный по красоте кинофрагмент и смогли разобраться в том, что в нем происходит. И теперь мы понимаем, что без учета биологического поведения клетки и взаимодействия ее частей нельзя понять живое.Сообщение Учитель: По строению различные эукариотические клетки сходны. Но наряду со сходством между клетками организмов различных царств живой природы имеются заметные различия. Они касаются как структурных, так и биохимических особенностей.
Ученик: Для растительной клетки характерно наличие различных пластид, крупной центральной вакуоли, которая иногда отодвигает ядро к периферии, а также расположенной снаружи плазматической мембраны клеточной стенки, состоящей из целлюлозы. В клетках высших растений в клеточном центре отсутствует центриоль, встречающаяся только у водорослей. Резервным питательным углеводом в клетках растений является крахмал.
Ученик: В клетках представителей царства грибов клеточная стенка обычно состоит из хитина – полисахарида, из которого также построен скелет членистоногих животных. Имеется центральная вакуоль, отсутствуют пластиды. Только у некоторых грибов в клеточном центре встречается центриоль. Запасным углеводом в клетках грибов является гликоген.
Ученик: В клетках животных отсутствует плотная клеточная стенка, нет пластид, нет и центральной вакуоли. Для клеточного центра характерна центриоль. Резервным углеводом в клетках животных также является гликоген.
Примерный текст. Ознакомившись с этой анимацией, мы еще раз убедились, что без понятия «вакуолярная система клетки» обойтись нельзя, т.к. все герои этого кинофрагмента, выполняя свои функции, работают совместно. Рядом с ядром мы видим каналы шероховатой ЭПС, на ее мембранах находятся рибосомы, синтезирующие белок. Он попадает в каналы ЭПС. Покинуть ЭПС белок |
может, только упакованным в пузырек. В каналах ЭПС происходит сборка белков с участием рибосом. Затем белок должен созреть. Этот процесс происходит в цистернах аппарата Гольджи. Путешествие белка от цистерны к цистерне происходит в составе пузырьков. Когда белок созреет, он может покинуть клетку. Для этого секреторный пузырек сольется с мембраной клетки.
Контроль и взаимопроверка (Тест)
1. Какой органоид связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт веществ,
участвует в синтезе белков, жиров, сложных углеводов?
а)наружная клеточная мембрана б)эндоплазматическая сеть в)комплекс Гольджи
2. Какую функцию выполняют рибосомы?
а)фотосинтез б)синтез АТФ в)синтез белков г)транспортная функция
3. Где происходит синтез АТФ?
а)митохондрии б)комплекс Гольджи в)клеточный центр
4. Какие органоиды характерны только для растительных клеток?
а)рибосомы б)митохондрии в)пластиды г)эндоплазматическая сеть
5. Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл?
а)лейкопласты б)хлоропласты в)хромопласты
6. Какие из пластид выполняют следующие функции:
- фотосинтез
а)лейкопласты б)хлоропласты в)хромопласты
- накопление запасного крахмала
Вот и заканчивается путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который присутствует в каждом из нас. Вы сегодня хорошо поработали. (Выставление оценок)
Д/з:
- Изучить тему по учебнику (параграф ) и проанализировать презентацию.
- Изготовить модель клетки.
- Сообщение -Какие проблемы медицины связаны с клеточными включениями