Открытый урок по биологии на тему: "Экологические факторы среды"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blaginina_ve_tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 67 КБ |
instruktsii.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ОУ | МАОУ СОШ №1 |
Учитель | Благинина Вероника Евгеньевна |
Предмет | Биология |
Класс | 5 Б |
Тема | Экологические факторы среды |
Тип урока | урок открытия новых знаний |
Форма урока | Групповая работа |
Цель урока | Изучение влияния экологических факторов на живых существ. |
Задачи урока |
|
Планируемые результаты | Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Личностные результаты обучения: умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала. Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию. Предметные результатыобучения: освоение знаний по теме и основным понятиям. |
Термины и понятия | Экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные |
Межпредметные связи | Экология, русский язык |
Учебно-методическое обеспечение | И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Под редакцией. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017 г. |
Оборудование и дидактический материал | Ноутбук, проектор, экран, презентация «Экологические факторы среды», инструкции с заданиями, листы, раздаточный материал |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в группе. |
Основная часть
Технологическая карта урока биологии в 5 классе
Этапы занятия, цели | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I этап Мотивационный этап Цель: активизация учащихся; создание условий для возникновения у ребят внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствует и настраивает учащихся на работу. Организует внимание, проверяет готовность к уроку. Создаёт ситуацию значимости каждого ученика. Предлагает поприветствовать друг друга улыбкой, поделиться хорошим настроением. (Слайд 1) | Подготовка к уроку. Приветствие друг друга. Самоконтроль готовности. | Развивать умение настроиться на работу (Личностные). Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные). Уметь планировать свою деятельность (Регулятивные). |
II этап Актуализация опорных знаний Цель: проверка уровня имеющихся знаний о средах жизни; подготовка учащихся к восприятию новой информации. | Задаёт вопросы. Корректирует ответы учащихся. Организует проверку и фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Создаёт проблемные ситуации. Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. (слайд 2, 3) | Отвечают на вопросы. Решают проблемные задачи. Соотносят картинки со средами жизни. Выстраивают устные высказывания. Участвуют в обсуждении. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные). Принимать и сохранять учебную задачу Регулятивные). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свою точку зрения (Коммуникативные). Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные). |
III этап Самоопределение к учебной деятельности Цель: создание условий для повышения уровня учебной мотивации; определение (уточнение) темы и цели урока. | Организует подготовку к работе в группах с соблюдением «закона тишины». Предлагает выполнить задание №1 «работа с текстом». Организует ситуацию для определения (уточнения) темы, цели урока (беседа). | Выполняют задание №1. Работают с текстом, отвечают на поставленные учителем вопросы, определяют явления, влияющие на живой объект. Формулируют тему, цель, задачи. Дополняют схему на доске. | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстником (Коммуникативные). Принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока (Регулятивные). Уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта (Познавательные). |
IV этап Открытие нового знания, решение проблемы Цель: создание условий, помогающих решить поставленные перед учащимися учебные задачи (проблемы). | Организует выполнение заданий из инструкций в группах. Консультирует учащихся при работе в группах. Предлагает сделать вывод по итогу выполнения заданий по распознаванию экологических факторов. | Знакомятся с инструкцией и заданием №2 «Определите принадлежность признака к определённому экологическому фактору». Распределяют признаки, вклеивают в рабочий лист и вносят в схему на доске. Отвечают на вопросы учителя. | Развивать конструктивные способы взаимодействия в группе (Коммуникативные). Уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания (Познавательные). Принимать учебную задачу, анализировать проблемную ситуацию, планировать действия при поиске решения (Регулятивные). Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его (Коммуникативные). |
V этап Физкультминутка Цель: снятие физической и эмоциональной усталости. | Организует физкультминутку. . | Выполняют упражнения, предложенные учителем. | Уметь снять или предупредить физическую и эмоциональную усталость (Личностные). |
VI этап Закрепление новых знаний Цель: организация ролевой групповой игры для закрепления новых знаний. | Проверяет готовность учащихся к продолжению работы в группе. Объясняет задание №3 и №4. Консультирует участников групп. | Знакомятся с заданием №3 «Определите принадлежность рисунков к определённому экологическому фактору». Распределяют рисунки, вклеивают в рабочий лист и вносят в схему на доске. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание №4 (фронтально). Внимательно слушают загадки и после обсуждения в группе, выбирают карточку с ответом. | Уметь ориентироваться в понятиях биотические, абиотические , антропогенные факторы; (Познавательные). Принимать учебную задачу, анализировать проблемную ситуацию, планировать действия при поиске решения; участвовать в оценке и обсуждении полученного результата (Регулятивные). Развивать конструктивные способы взаимодействия в группе (Коммуникативные). Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач (Личностные). |
VII этап Домашнее задание Цель: создание условий для понимания значения полученных знаний и необходимости их закрепления при выполнении домашнего задания. | Формулирует и объясняет домашнее задание. Обеспечивает понимание детьми цели, содержания и способов его выполнения. | Восприятие и осмысление информации. Домашнее задание (на выбор): 1.Напишите сочинение от имени любого живого существа (растения, животного, гриба) на одну из следующих тем: «Жалобная книга планеты Земля»» «Как человек влияет на природу» 2. Придумайте знаки поведения в природе. 3. Индивидуальное задание | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой (Регулятивные). Развивать познавательный интерес, желание расширить свой кругозор по изученной теме (Познавательные). |
VIII этап Подведение итогов, рефлексия Цель: фиксация нового содержания урока; оценивание своей деятельности; создание ситуации для осмысления всей работы на уроке. | Комментирует задание №5 «Знаки поведения в природе». Подводит итоги. Проводит рефлексию. | Выполняют задание №5. Дают название знакам поведения в природе. Подводят итоги урока (фронтально). Подводят итог проделанной на уроке работы (рефлексия). Оценивают себя. | Уметь формулировать выводы (Познавательные). Уметь осуществлять контроль по результату (Регулятивные). Умение отвечать на вопросы, строить законченное смысловое высказывание (Коммуникативные). Понимать значения полученных знаний в жизни человека; испытывать гордость и удовлетворение от выполненной работы (Личностные). |
Предварительный просмотр:
Инструкция для работы на уроке (Группа №1)
Задание 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: что влияет на жизнь окуня?
Окунь живет в пресных водоемах. В зимний период, когда температура воды падает, а водоем покрывается льдом, окунь опускается на дно и ведет малоподвижный образ жизни. С повышением температуры окунь начинает активно расти и размножаться. При недостатке кислорода в водоеме окунь погибает.
Задание 2. Определите принадлежность признака к фактору живой природы. Возьмите рабочий лист с названием фактора «Живая природа» и наклейте на него подходящие признаки (слова или словосочетания).
Задание 3. Найдите картинки, относящиеся к антропогенным факторам среды. Наклейте картинки на рабочий лист с название «Антропогенные факторы».
Задание 4. Слушаем загадки и определяем, о каких взаимоотношениях между живыми организмами идет речь. Обсудив в группе в течение 10-15 секунд, один член команды поднимает карточку с ответом.
Задание 5. Дать название знаку, находящемуся на парте. Объяснить, почему так нельзя делать.
Инструкция для работы на уроке (Группа №2)
Задание 1. Прочитайте текст . Ответьте на вопрос: что влияет на жизнь окуня?
Окунь – небольшая рыбка, достигающая в размерах до 30 см в длину. Но, несмотря на это является хищной рыбой, любит полакомиться колюшками, плотвой, ершами. Летом окуни образуют небольшие до 10 рыб стаи.
Задание 2. Определите принадлежность признака к фактору, определяющему влияние деятельности человека на природу. Возьмите рабочий лист с названием фактора «Человек» и наклейте на него подходящие признаки (слова или словосочетания).
Задание 3. Найдите картинки, относящиеся к абиотическим факторам среды. Наклейте картинки на рабочий лист с название «Абиотические факторы».
Задание 4. Слушаем загадки и определяем, о каких взаимоотношениях между живыми организмами идет речь. Обсудив в группе в течение 10-15 секунд, один член команды поднимает карточку с ответом.
Задание 5. Дать название знаку, находящемуся на парте. Обьяснить почему так нельзя делать.
Инструкция для работы на уроке (Группа №3)
Задание 1. Прочитайте текст . Ответьте на вопрос: что влияет на жизнь окуня?
Окунь – популярный объект любительского рыболовства, имеет важное промысловое значение. В ХМАО люди ежегодно вылавливает около 5715 тонн рыбы. Окунь очень чувствителен к загрязнению водоемов отходами промышленного производства.
Задание 2. Определите принадлежность признака к фактору неживой природы. Возьмите рабочий лист с названием фактора «Неживая природа» и наклейте на него подходящие признаки (слова или словосочетания).
Задание 3. Найдите картинки, относящиеся к биотическим факторам среды. Наклейте картинки на рабочий лист с название «Биотические факторы».
Задание 4. Слушаем загадки и определяем, о каких взаимоотношениях между живыми организмами идет речь. Обсудив в группе в течение 10-15 секунд, один член команды поднимает карточку с ответом.
Задание 5. Дать название знаку, находящемуся на парте. Объяснить, почему так нельзя делать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация урока по биологии по теме "Экологические факторы"
Данную презинтацию предлагается использовать на уроках биологии в 11 классе....
Урок биологии на тему "Экологические факторы и их значение" (10 кл.)
Урок проводится с компьютерной поддержкой и с использованием опорных схем....
Презентация по биологии на тему "Абиотические факторы среды. Влажность" для 11 класса
Данная презентация содержит информацию о влиянии влажности на живые организмы, о группах организмов по их отношению к воде. Эту презентацию можно использовать как дополнительный материал к уроку по да...
Презентация по биологии на тему "Взаимодействие факторов среды" для 11 класса
Данная презентация содержит информацию о взаимодействии факторов среды, законе оптимума. Эта презентация является дополнением к уроку по данной теме и используется в профильном (биологическом) классе,...
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....
Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."
Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."...
Тест по биологии на тему "Экологические факторы среды"(11 класс)
Данные тесты предназначены для обучающихся 11 класса. Тестирование проводится после изучения экологических факторов.Экологические факторы - это определенные условия и элементы среды, которые оказывают...