Самостоятельная работа для учащихся 9 класса
тест по биологии (9 класс)

Богачева Инна Валерьевна

Тест для текущего контроля знаний учащихся 9 класса, тема "Вид. Критерии вида"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vid._kriterii_vida.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс,   «Вид. Критерии вида»  Самостоятельная работа

1 вариант

1. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК

А. личинка живет в воде

Б. тело уплощено

В. по образу жизни — паразит

Г. имеет две присоски

Д. пищеварительная система имеет ротовое отверстие

КРИТЕРИЙ ВИДА

1. морфологический

2. экологический

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида сосны обыкновенной. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1)Сосна обыкновенная – светолюбивое растение. (2)Она имеет высокий стройный ствол, крона формируется только вблизи верхушки. (3)Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. (4)У неё хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. (5)На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. (6)Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.

3.  Известно, что крот обыкновенный — почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г.

2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.

3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.

4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.

5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу — до типичных степей.

6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.

4. Известно, что пшеница — травянистое однолетнее растение — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 1) Однолетнее травянистое растение 30-150 см высотой.

2) Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °С.

3) По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза — 177,4 млн га, на третьем рис — 163,2 млн га).

4) Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.

5) Соцветие пшеницы — сложный колос.

6) Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.

5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания генетического критерия вида волка европейского. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 (1) Волк европейский распространён в Прибалтике, России, Белоруссии и других странах. (2) Кариотип волка представлен 78 хромосомами. (3) Европейский волк — хищник, достигающий 1,6 м в длину и 90 см в высоту. (4) Ведёт стайный образ жизни. (5) Гибриды волков и немецких овчарок плодовиты. (6) При скрещивании волка, например, с американским волком (койотом) рождается бесплодное потомство.

9 класс,   «Вид. Критерии вида»  Самостоятельная работа

2 вариант

1. Установите соответствие между признаком медоносной пчелы и критерием вида, к которому он относится. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

А. общественный образ жизни

Б. различие в размерах самцов и самок

В. развитие личинок в сотах

Г. наличие волосков на теле

Д. питание нектаром и пыльцой цветков

Е. глаза фасеточные

КРИТЕРИЙ ВИДА    

1. морфологический      

2. экологический

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны морфологические признаки современного человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 (1) Современный человек во многом похож на своих предков — человекообразных приматов. (2) Его относительно крупный мозг в несколько раз превосходит мозг шимпанзе. (3) У человека и шимпанзе насчитывается не меньше 90 % сходных генов. (4) Эволюция человека сопровождалась развитием речи и появлением новых форм поведения. (5) Возникновению прямохождения способствовали появление сводчатой стопы, S-образного позвоночника с шейным и поясничным изгибами, расширенного таза. (6) Благодаря отчетливому противопоставлению большого пальца остальным постепенно совершенствовалась рука, как орган труда.

3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 (1) Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2) Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3) Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4) Пузырчатка цветёт с июня по сентябрь. (5) Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5−10 на цветоносе. (6) Пузырчатка обыкновенная — насекомоядное растение.

4. Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 1) Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными.

2) Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах.

3) Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы.

4) Листья шиповника непарноперистые, с 5−7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают.

5) Корневая система проникает на глубину до 5 м.

6) Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.

5. Известно, что обыкновенный (речной) бобр — полуводное млекопитающее из отряда грызунов, питающееся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 1) Длина тела бобра 100−130 см, а масса до 30 кг.

2) Бобры могут жить поодиночке, семьями и колониями.

3) Бобр валит деревья, подгрызая их стволы острыми и крупными резцами.

4) На дне запруды бобр запасает корм на зиму: молодые ветки.

5) Строит «хатки» и плотины из веток, стволов и земли на мелких речках и ручьях.

6) К началу XX века бобры были почти истреблены, но сейчас их численность восстанавливается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа для учащихся 7-го класса по теме:"Средства сатирического изображения"

Самостоятельная работа построена как анализ отрывков  из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"  с примерами  на все средства сатири...

Самостоятельная работа для учащихся 5 класса с углубленным изучением английского языка. Учебник О.В. Афанасьева, И.В. Михеева

Данная работа состоит из заданий по следующим темам:1) Конструкции Neither/ nor;2)Разница во временных форм глагола  Past Progressive/Past Simple;3) разница в употреблении лексических единиц high...

Самостоятельная работа для учащихся второго класса (негимназических классов)Учебник "Enjoy English-2" Биболетова М.З.

В данной работе содержится материал, направленный на:1) разницу употребления форм has got/ have got2) глагол to be (am, is, are)3) лексику по пройденным урокам: прилагательные, животные, цвета.4) повт...

Самостоятельная работа для учащихся первого класса (с углубленным изучением английского языка)

Работа содержит задания по фонетике, лексике, а также по правилам чтения....

Самостоятельная работа для учащихся 6 класса с углубленным изучением английского языка. Учебник Афанасьева О.В., Михеева И.В.

Данная работа содержит материал на разницу  употребления "such/so", а также материал по построению восклицательных предложений....

Самостоятельная работа для учащихся 8 класса. Education, personal qualities and adjectives

Данная работа составлена к учебнику Activate! B1+ (Unit 3) и проверяет сформированность лексических навыков по теме....

Самостоятельная работа для учащихся 7 класса. Education

Данная работа составлена к учебнику Activate! B1 (Unit 2) и проверяет сформированность лексических навыков по теме....