Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по биологии (5 класс)

Березенцева Ольга Дмитриевна

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образо­вательной программы основного общего образования, Фундамен­тального ядра содержания общего образования, в соответствии с программой «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5 - 9 клас­сы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений»  Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. И.Я Колесникова - Москва: Просвещение, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_rabochaya_programma_5_klass.docx82.13 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Мирнинское  районное управление образования»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№5» п.Айхал, Мирниского района, республики Саха (Якутия)

Рассмотрено на                                                        Согласовано                                                        Утверждаю

заседании МО                                                

протокол № ___                                                        Заместитель директора по УВР                                Директор МБОУ «СОШ№5»

«___»_________2018 г.                                                _____/____________________/                                ___________Н.А. Плотникова

                                                                        «____»______________ 2018 г.                                Приказ № __от

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Березенцевой Ольги Дмитриевны 

по БИОЛОГИИ, 5 класс

(предмет, класс, направление деятельности, название программы)

Срок реализации данной программы:  2018   -  2019    учебный год

2018 – 2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, в соответствии с программой «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений»  Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. И.Я Колесникова - Москва: Просвещение, 2013.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Целью биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии – эволюции и системной организации живой природы – на стадии их формирования.

Основные задачи курса:

  • усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;
  •  реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами;
  • отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;
  •  воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы;
  • связи мира живой и неживой природы;
  • изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

 

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ  «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»

3. Сан Пин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный номер 19993)

4.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта. Биология 5-9 классы;

5. Приказ №253 от 31.03.14. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федеральных рекомендуемых перечней учебников к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

6.Учебный план МБОУ «СОШ№5»

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа учебного курса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ  «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»);  на основе программы авторского коллектива под руководством Л.Н Сухоруковой рассчитанной на70  часов (по 2   урока в неделю 5- 6 класс); в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Биология. Живой организм. 5-6 классы Москва «Просвещение» 2013 год


Обоснование выбора примерной программы:

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта по биологии (Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ  «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»), примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям МБОУ  «СОШ№5» п. Айхал и является логическим продолжением изучения предмета «Окружающий мир» в 4 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Данный учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Биология. Живой организм. 5-6 классы Москва «Просвещение» 2013 г. открывает линию учебно – методических комплексов «Сферы» по биологии. Издание подготовлено в соответствии С ФГОС основного общего образования и освещает вопросы разделов биологии 5-6 классов. Содержание учебника направлено на формирование первоначальных представлений о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии живых организмов и их взаимосвязи, а также на раскрытии эстетического, познавательного и практического значения живых организмов. Главное преимущество использования учебников линии «Сферы» – это возможность достижения высокой степени индивидуализации обучения на основе работы в новой информационно–образовательной среде направленной на реализацию требований ФГОС по формированию универсальных учебных действий, необходимых для продолжения образования и активной адаптации к социальной и природной среде.

Отличительные особенности УМК «Сферы»:

  • Соответствие всем компонентам образовательного стандарта.
  • Наличие полного пакета пособий, обеспечивающего комплексность и преемственность всех уровней школьного образования.
  • Единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников.
  • Наличие «навигационной» системы, позволяющей применить единую технологию обучения.
  • Подача материала с использованием современных информационных технологий. Наличие электронного приложения к учебнику.

    Определение места и роли учебного курса:

Рабочая программа линии УМК «Биология - Сферы» (5 класс) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения — 272, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе.  Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования. Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.

Информация о количестве учебных часов:

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых контрольных и лабораторных работ. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения биологии в 5-м классе основной школы из расчета 1 учебный  час в неделю.

Практическая часть рабочей программы

Перечень экскурсий, лабораторных и контрольных работ

 

Наименование раздела или темы

Всего часов

Из них количество

лабораторных работ

контрольных работ

экскурсий

5 класс. Живой организм.

 

 

 

 

Введение

3

 

1

Разнообразие живых организмов. Среды жизни.

12

2

1

 

Клеточное строение живых организмов

10

4

1

 

Ткани живых организмов

10

4

1

1

ИТОГО

35

10

3

2

Лабораторные работы

Номер урока

Тема урока, название лабораторной работы

1

5

Деление царств на группы. Лабораторная работа №1 «Разнообразие отделов растений»

2

8

Наземно-воздушная среда жизни. Лабораторная работа№2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде»

3

17

Устройство увеличительных приборов.   Лабораторная работа№3 «Устройство увеличительных приборов. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

4

18

Состав и строение клеток. Лабораторная работа №4 «Состав клеток растений»

5

22

Строение клетки. Лабораторная работа№5 «Строение клетки листа элодеи»

6

24

Одноклеточные растения, животные и грибы. Лабораторная работа №6 «Строение животной клетки»

7

27

Строение покровной ткани листа. Лабораторная работа №7 «Строение покровной ткани растений»

8

29

Основные и образовательные ткани растений. Лабораторная работа №8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений»

9

31

Соединительные ткани животных. Лабораторная работа №9 «Строение соединительных тканей животных»

10

32

Мышечная и нервная ткани животных. Лабораторная работа№10 «Строение мышечной и нервной ткани животных»

 

Экскурсии

Номер урока

Тема урока, название экскурсии

1

3

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений родного края»

2

34

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений родного края»

Формы организации образовательного процесса:

Формы обучения позволяют раскрыть разделы, темы курса, применить взаимосвязанные учебные умения и навыки на практике. Они позволяют сформировать у обучающихся системные знания и личностные качества, мировоззрение. Система форм обучения включает в себя коллективные, групповые и индивидуальные занятия, в ходе которых организована коллективная и индивидуальная деятельность учащихся. Реализация учебной программы планируется в ходе проведения таких типов урока, как: урок изучения нового материала, комбинированный, контрольнообобщающий урок, урок- практикум.

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, лабораторная работа, урок контроля.

Групповые формы: групповая работа на уроке, работа в парах, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение лабораторных  работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером. 

Технологии обучения:

Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)


Виды и формы контроля: 
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по  лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). 

        

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,

ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

5–6-й  классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

5–6-й  классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

5–6-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Биология. Живые организмы.

Тема 1

 Введение – 3 часа

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Условия необходимые для жизни организма.

Тема 2

Разнообразие живых организмов. Среды жизни. – 12 часов

Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Деление царств на группы. Среда обитания. Экологические факторы. Водная, наземно-воздушная , почвенная, организменная среды обитания. Сообщество живых организмов. Взаимоотношения организмов в сообществе.

Тема 3

Клеточное строение живых организмов – 10 ч.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Тема 4

Ткани живых организмов – 10 ч.

Ткани. Покровные ткани растений и животных. Образовательные, основные, проводящие, механические ткани растений. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани животных.

Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:

Биология. Живой организм. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко. Проект «Сферы» — один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.

Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.

В поурочном тематическом планировании даны ссылки на ресурсы УМК, соответствующие теме каждого урока.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

Учебник  Биология. Живой организм 5 - 6 классы.

Автор:  Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова

 35 часов ( 1 час в неделю)

№ урока

Дата урока (по плану)

Дата урока (по факту)

Тема урока

Тип урока

Содержание урока, формируемые понятия.

Образовательные  результаты, деятельность учащихся

Формы диагностики  и контроля

Домашнее задание

Предметные умения

Метапредметные  УУД

Введение – 3 часа

1

Биология — наука о живых организмах.

Урок ознакомления с новым материалом

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов.

Определять предмет изучения биологии.

Описывать основные направления биологии и пути её развития.

Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека

Личностные УУД – Самоопределение; бережное отношение к природе; формирование познавательных интересов, интеллектуальных умений.

Регулятивные УУД – давать определения, работа в группах

Коммуникативные УУД - формировать компетентности в общении; работать в группах, анализ и обсуждение результатов наблюдения

Самооценка

№1

2

Условия жизни организмов

Комбинированный урок

Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека

Называть условия, необходимые для жизни организмов.

Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека.

Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы

Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере.

Устная работа

№2

3

 Экскурсия  Осенние явления в жизни растений родного края.

Урок -экскурсия

Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. Разнообразие растений родного Мирнинского района. Листопадные и вечнозеленые. Начало и конец листопада, его значение. Приспособленность растений к условиям среды обитания.

Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период.

Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада.

Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края».

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Наблюдение

Отчёт по экскурсии, стр. 12 вопросы для обсуждения

Разнообразие живых организмов Среды жизни – 12 часов

4

Царства живой природы:

Растения, Животные, Грибы. Бактерии

Урок ознакомления с новым материалом

Признаки живых организмов.

Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере.

Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.

Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.

Описывать роль представителей разных царств

 в биосфере.

Личностные

УУД – Самоопределение; готовность к самообразованию; интерес к учению; уважение к партнёру; бережное отношение к природе; формирование познавательных интересов, интеллектуальных умений; овладение исследовательской деятельностью

Регулятивные УУД – давать определения, называть отделы растений; называть, сравнивать среды обитания; приводить примеры действия факторов на организм; выделять особенности организмов живущих в разных средах; называть абиотические факторы; выдвигать версии о приспособленности к окружающей среде; выявлять связь между урожайностью и плодородием почв; применять информационные ресурсы для подготовки сообщений; прогнозировать последствия нарушений взаимоотношений между растениями и животными, последствия конкуренции, нарушения взаимосвязей; работа в группах; вести диалог с учителем;

Коммуникативные УУД – самостоятельный анализ, умение слушать другого; организовывать работу в парах; в группе; формировать компетентности в общении;, анализ и обсуждение результатов наблюдения; формирование позитивной самооценки; оценки действия партнёров.

Самооценка

№3

5

Деление царств на группы. Лабораторная работа№1 «Разнообразие отделов растений»

Урок-практикум (лабораторная работа)

Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика.

Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть типы животных, отделы растений.

Приводить примеры представителей разных отделов и типов.

 Сравнивать представителей разных групп растений и животных

Лабораторная работа

№4

6

Среда обитания. Экологические факторы.

Урок ознакомления с новым материалом

Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности.

Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни.

Характеризовать виды экологических факторов.

Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы

Самостоятельная работа

№5

7

Вода как среда жизни.

Комбинированный урок

Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде.

Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть основные абиотические факторы водной среды обитания.

Приводить примеры обитателей водной среды.

Наблюдать за водными организмами.

Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений).

Работа с понятийным аппаратом

№6

8

Наземно – воздушная среда. Лабораторная работа№2 «экологические группы наземных растений по отношению к воде»

Урок-практикум (лабораторная работа)

Особенности наземно-воздушной среда. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные.

Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде.

Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды.

Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды.

Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги.

Лабораторная работа

№7

9

Свет в жизни растений и животных.

Урок обобщения и систематизации знаний

Свет важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика.

Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму.

Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений.

Устанавливать продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям.

Проверочная работа

№7

10

Почва как среда жизни.

Комбинированный урок

Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв.

Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве.

Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия.

Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова.

Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв

Устная работа

№8

11

Организменная среда.

Комбинированный урок

Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов.

Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий.

Выделять существенные особенности организменной среды.

Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания.

Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания.

Самооценка

№9

12

Сообщество живых организмов.

Комбинированный урок

Роль растений в сообществе. Взаимосвязь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные животные.

 Животные - падальщики. Природные сообщества республика Саха (Якутия).

Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания.

Объяснять ведущую роль растений в сообществе.

Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных.

Защита творческих работ

№10

13

Роль грибов и бактерий.

Урок обобщения и систематизации знаний

Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях.

Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей.

Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях.

Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере

Самостоятельная работа

№11

14

Типы взаимоотношений видов в сообществе

Комбинированный урок

Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества.

Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.

Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.

Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития общества.

Самооценка

№12

повт. 3-11

15

Контрольная работа по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды обитания.»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы.

Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни.

Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе.

Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе.

Контрольная работа в тестовой форме

Повторить понятия темы

Клеточное строение живых организмов – 10 ч.

16

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

Урок ознакомления с новым материалом

Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) доказательство родства и единства живой природы.

Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения.

Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов.

Формулировать положения клеточной теории

Личностные

УУД – Воспитание толерантности; самоопределение; готовность к самообразованию; интерес к учению; уважение к партнёру; бережное отношение к природе; формирование познавательных интересов, интеллектуальных умений; овладение исследовательской деятельностью

Регулятивные УУД – давать определения,; работа в группах; вести диалог с учителем; анализировать информацию о клеточном строении организмов; формулировка целей; выполнение лабораторных работ, фиксирование результатов наблюдений, соблюдений Т\Б; устанавливать взаимосвязи между жизнедеятельностью бактерий и их ролью в природе; делать выводы о причинах сходства и различий; обосновывать биологическое значение процесса деления; применять практические умения в процессе л.р.

Коммуникативные УУД – самостоятельный анализ, умение слушать другого; организовывать работу в парах; в группе; формировать компетентности в общении;, анализ и обсуждение результатов наблюдения; формирование позитивной самооценки; оценки действия партнёров; определение цели;

Работа с понятийным аппаратом

№13

17

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №3. «Устройство увеличительных приборов. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

Урок-практикум (лабораторная работа)

Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом.

Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть части лупы и микроскопа.

Описывать этапы и правила работы с микроскопом.

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

 Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении

Лабораторная работа

№14

18

Состав и строение клеток. Лабораторная работа №4 «Состав строения клеток».

Урок-практикум (лабораторная работа)

Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток.

Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки.

Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки.

Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма.

Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

 Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Лабораторная работа

№15

19

Строение бактериальной клетки.

Урок ознакомления с новым материалом

Бактерии древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе.

Называть компоненты бактериальной клетки.

Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека

Устная работа

№16

20

Строение растительной, животной и грибной клеток. Вирусы.

Комбинированный урок

Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток.

Вирусы – неклеточные формы жизни.

Называть органоиды клеток эукариот.

Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы

Самооценка

№17

21

Строение клеток.

Урок обобщения и систематизации знаний

Особенности строения клеток животных. Отличия от растительных и грибных клеток.

Сравнивать клетки растений, животных, грибов.

Делать выводы о причинах сходства и различия.

Мини-тест

Повторение

№15-17

22

Строение клеток. Лабораторная работа №5 «Строение клетки листа элодеи»

Урок-практикум (лабораторная работа)

Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений.

Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в  природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Лабораторная работа

Повторение

№15-17

23

Образование новых клеток.

Комбинированный урок

Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма.

Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления.

Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма

Самооценка

№18

24

Одноклеточные растения, животные и грибы. Лабораторная работа №6 «Строение животной клетки»

Урок-практикум (лабораторная работа)

Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности.

Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Определять общие черты одноклеточных организмов.

Приводить примеры одноклеточных организмов.

Применять практические умения в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Лабораторная работа

№19,20 повт. №13-18

25

Контрольная работа по теме: «Клеточное строение живых организмов»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Обобщение и систематизация знаний по теме «Клеточное строение живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот.

Делать выводы о причинах сходства и различия клеток.

Определять части клеток на рисунках, других источниках информации.

Классифицировать клетки растений и животных.

Устанавливать взаимосвязь строения клеток  с их функциями

Контрольная работа в тестовой форме

Повторить понятия темы

Ткани живых организмов – 10 ч.

26

Ткани растений и животных.

Урок ознакомления с новым материалом

Ткани. Виды тканей растений и животных. Значение тканей в жизни живых организмов.

Распознавать покровные ткани растений и животных.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.

Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.

Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных

Личностные

УУД – Воспитание толерантности; самоопределение; готовность к самообразованию; интерес к учению; уважение к партнёру; бережное отношение к природе; формирование познавательных интересов, интеллектуальных умений; овладение исследовательской деятельностью

Регулятивные УУД – давать определения,; работа в группах; вести диалог с учителем; применять практические умения в процессе л.р.; прогнозировать последствия повреждения покровных тканей; делать выводы о причинах сходства и различия; устанавливать взаимосвязи между строением и функциями тканей; делать выводы о причинах сходства и различия клеток с их функциями; выдвигать  гипотезы о последствиях деятельности человека; устанавливать взаимосвязи между организмами.

Коммуникативные УУД – самостоятельный анализ, умение слушать другого; организовывать работу в парах; в группе; формировать компетентности в общении;, анализ и обсуждение результатов наблюдения; формирование позитивной самооценки; оценки действия партнёров; определение цели;

Работа с понятийным аппаратом

№21

27

Строение покровной ткани. Лабораторная работа№7 «Строение покровной ткани растений».

Урок-практикум (лабораторная работа)

Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями.

 Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица).

Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями.

Применять умения работать с микроскопом.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Лабораторная работа

№21

28

Механические и проводящие ткани

Комбинированный урок

Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции

Приводить примеры механических и проводящих тканей растений.

Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями

Самоанализ

№22

29

Основные и образовательные ткани. Лабораторная работа № 8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений»

Урок-практикум (лабораторная работа)

Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции.

 Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры.

Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями.

Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Лабораторная работа

№23

30

Эпителиальные ткани животных.

Комбинированный урок

Общие признаки эпителиальной ткани животных. Виды эпителиальных тканей животных. Особенности строения и выполняемой функции эпителиальной ткани.

Называть и описывать эпителиальные ткани животных.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.

Мини - тест

№21

31

Соединительные ткани животных. Лабораторная работа №9. «Строение соединительной ткани животных»

Урок-практикум (лабораторная работа)

Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови.

 Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть и описывать соединительные ткани животных.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.

Определять разные виды тканей на микропрепаратах.

Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма.

 Проводить лабораторную работу.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Лабораторная работа

№24

32

Мышечные и нервные ткани животных. Лабораторная работа №10 «Строение мышечной и нервной ткани животных»

Урок-практикум (лабораторная работа)

Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани.

Цели и задачи, организация лабораторной работы

Описывать и сравнивать строение мышечных тканей.

Определять особенности строения клеток нервной ткани.

 Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями.

Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Лабораторная работа

№25  повт. №21 -24

33

Контрольная работа по теме: «Ткани живых организмов»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Обобщение и систематизация знаний по теме «Ткани живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Сравнивать разные типы тканей растений и животных.

Делать выводы о причинах сходства и различия тканей.

Определять ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации.

Классифицировать ткани растений и животных.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.

Контрольная работа в тестовой форме

Повторить понятия темы

34

 Экскурсия  Весенние явления в жизни растений родного края.

Урок -экскурсия

Растения природного сообщества (леса, луга, болота). Жизнь природного сообщества весной. Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества.

Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности.

Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы.

Приводить примеры воздействия человека на природу.

Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ.

 Оформлять результаты наблюдений.

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием

Наблюдение

Отчёт по экскурсии

35

Резервный урок

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Литература:

1. Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, И.Я Колесникова Биология Живой организм 5-6,Москва « Просвящение» 2012

2. Тетрадь –тренажер Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

3. Тетрадь-практикум Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

4. Тетрадь-экзаменатор Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

5. Поурочные методические рекомендации УМК Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко

Программное обеспечение:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, М.Просвещение, 2011г.

2.Рабочие программы Предметная линия учебников «Сферы» Москва « Просвещение» 2011 Л.Н Сухоруков

В.С. Кучменко

Информационно-компьютерная поддержка:

Медиаресурсы: Образовательные диски серии «1С» 5 класс

Электронные ресурсы:

1. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/

2. www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/

3. school-collection.edu.ru/.

4. nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.

5. www.uroki.net/docxim/docxim32.htm

Дидактический материал:

Таблицы: Среды обитания, Сообщества живых организмов, Строение микроскопа, Бактерии, Грибы, Вирусы, Строение клеток, Ткани растительных и животных организмов.

Раздаточное пособие.

Оборудования и приборы:

Микроскопы и лабораторное оборудование

Микропрепараты растительных и животных тканей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...