Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, в соответствии с программой «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. И.Я Колесникова - Москва: Просвещение, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_rabochaya_programma_5_klass.docx | 82.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Мирнинское районное управление образования»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№5» п.Айхал, Мирниского района, республики Саха (Якутия)
Рассмотрено на Согласовано Утверждаю
заседании МО
протокол № ___ Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ№5»
«___»_________2018 г. _____/____________________/ ___________Н.А. Плотникова
«____»______________ 2018 г. Приказ № __от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Березенцевой Ольги Дмитриевны
по БИОЛОГИИ, 5 класс
(предмет, класс, направление деятельности, название программы)
Срок реализации данной программы: 2018 - 2019 учебный год
2018 – 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, в соответствии с программой «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. И.Я Колесникова - Москва: Просвещение, 2013.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Целью биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.
Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии – эволюции и системной организации живой природы – на стадии их формирования.
Основные задачи курса:
- усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;
- реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами;
- отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;
- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы;
- связи мира живой и неживой природы;
- изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»
3. Сан Пин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный номер 19993)
4.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта. Биология 5-9 классы;
5. Приказ №253 от 31.03.14. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федеральных рекомендуемых перечней учебников к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
6.Учебный план МБОУ «СОШ№5»
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа учебного курса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»); на основе программы авторского коллектива под руководством Л.Н Сухоруковой рассчитанной на70 часов (по 2 урока в неделю 5- 6 класс); в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Биология. Живой организм. 5-6 классы Москва «Просвещение» 2013 год
Обоснование выбора примерной программы:
Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта по биологии (Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»), примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям МБОУ «СОШ№5» п. Айхал и является логическим продолжением изучения предмета «Окружающий мир» в 4 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Данный учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Биология. Живой организм. 5-6 классы Москва «Просвещение» 2013 г. открывает линию учебно – методических комплексов «Сферы» по биологии. Издание подготовлено в соответствии С ФГОС основного общего образования и освещает вопросы разделов биологии 5-6 классов. Содержание учебника направлено на формирование первоначальных представлений о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии живых организмов и их взаимосвязи, а также на раскрытии эстетического, познавательного и практического значения живых организмов. Главное преимущество использования учебников линии «Сферы» – это возможность достижения высокой степени индивидуализации обучения на основе работы в новой информационно–образовательной среде направленной на реализацию требований ФГОС по формированию универсальных учебных действий, необходимых для продолжения образования и активной адаптации к социальной и природной среде.
Отличительные особенности УМК «Сферы»:
- Соответствие всем компонентам образовательного стандарта.
- Наличие полного пакета пособий, обеспечивающего комплексность и преемственность всех уровней школьного образования.
- Единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников.
- Наличие «навигационной» системы, позволяющей применить единую технологию обучения.
- Подача материала с использованием современных информационных технологий. Наличие электронного приложения к учебнику.
Определение места и роли учебного курса:
Рабочая программа линии УМК «Биология - Сферы» (5 класс) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения — 272, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе. Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования. Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.
Информация о количестве учебных часов:
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых контрольных и лабораторных работ. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения биологии в 5-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.
Практическая часть рабочей программы
Перечень экскурсий, лабораторных и контрольных работ
Наименование раздела или темы | Всего часов | Из них количество | ||
лабораторных работ | контрольных работ | экскурсий | ||
5 класс. Живой организм. |
|
|
|
|
Введение | 3 |
| 1 | |
Разнообразие живых организмов. Среды жизни. | 12 | 2 | 1 |
|
Клеточное строение живых организмов | 10 | 4 | 1 |
|
Ткани живых организмов | 10 | 4 | 1 | 1 |
ИТОГО | 35 | 10 | 3 | 2 |
Лабораторные работы
№ | Номер урока | Тема урока, название лабораторной работы |
1 | 5 | Деление царств на группы. Лабораторная работа №1 «Разнообразие отделов растений» |
2 | 8 | Наземно-воздушная среда жизни. Лабораторная работа№2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде» |
3 | 17 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа№3 «Устройство увеличительных приборов. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» |
4 | 18 | Состав и строение клеток. Лабораторная работа №4 «Состав клеток растений» |
5 | 22 | Строение клетки. Лабораторная работа№5 «Строение клетки листа элодеи» |
6 | 24 | Одноклеточные растения, животные и грибы. Лабораторная работа №6 «Строение животной клетки» |
7 | 27 | Строение покровной ткани листа. Лабораторная работа №7 «Строение покровной ткани растений» |
8 | 29 | Основные и образовательные ткани растений. Лабораторная работа №8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений» |
9 | 31 | Соединительные ткани животных. Лабораторная работа №9 «Строение соединительных тканей животных» |
10 | 32 | Мышечная и нервная ткани животных. Лабораторная работа№10 «Строение мышечной и нервной ткани животных» |
Экскурсии
№ | Номер урока | Тема урока, название экскурсии |
1 | 3 | Экскурсия «Осенние явления в жизни растений родного края» |
2 | 34 | Экскурсия «Весенние явления в жизни растений родного края» |
Формы организации образовательного процесса:
Формы обучения позволяют раскрыть разделы, темы курса, применить взаимосвязанные учебные умения и навыки на практике. Они позволяют сформировать у обучающихся системные знания и личностные качества, мировоззрение. Система форм обучения включает в себя коллективные, групповые и индивидуальные занятия, в ходе которых организована коллективная и индивидуальная деятельность учащихся. Реализация учебной программы планируется в ходе проведения таких типов урока, как: урок изучения нового материала, комбинированный, контрольнообобщающий урок, урок- практикум.
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, лабораторная работа, урок контроля.
Групповые формы: групповая работа на уроке, работа в парах, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение лабораторных работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)
Виды и формы контроля:
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Биология. Живые организмы.
Тема 1
Введение – 3 часа
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Условия необходимые для жизни организма.
Тема 2
Разнообразие живых организмов. Среды жизни. – 12 часов
Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Деление царств на группы. Среда обитания. Экологические факторы. Водная, наземно-воздушная , почвенная, организменная среды обитания. Сообщество живых организмов. Взаимоотношения организмов в сообществе.
Тема 3
Клеточное строение живых организмов – 10 ч.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Тема 4
Ткани живых организмов – 10 ч.
Ткани. Покровные ткани растений и животных. Образовательные, основные, проводящие, механические ткани растений. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани животных.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
Биология. Живой организм. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко. Проект «Сферы» — один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.
Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.
В поурочном тематическом планировании даны ссылки на ресурсы УМК, соответствующие теме каждого урока.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
Учебник Биология. Живой организм 5 - 6 классы.
Автор: Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова
35 часов ( 1 час в неделю)
№ урока | Дата урока (по плану) | Дата урока (по факту) | Тема урока | Тип урока | Содержание урока, формируемые понятия. | Образовательные результаты, деятельность учащихся | Формы диагностики и контроля | Домашнее задание | |
Предметные умения | Метапредметные УУД | ||||||||
Введение – 3 часа | |||||||||
1 | Биология — наука о живых организмах. | Урок ознакомления с новым материалом | Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов. | Определять предмет изучения биологии. Описывать основные направления биологии и пути её развития. Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека | Личностные УУД – Самоопределение; бережное отношение к природе; формирование познавательных интересов, интеллектуальных умений. Регулятивные УУД – давать определения, работа в группах Коммуникативные УУД - формировать компетентности в общении; работать в группах, анализ и обсуждение результатов наблюдения | Самооценка | №1 | ||
2 | Условия жизни организмов | Комбинированный урок | Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека | Называть условия, необходимые для жизни организмов. Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека. Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере. | Устная работа | №2 | |||
3 | Экскурсия Осенние явления в жизни растений родного края. | Урок -экскурсия | Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. Разнообразие растений родного Мирнинского района. Листопадные и вечнозеленые. Начало и конец листопада, его значение. Приспособленность растений к условиям среды обитания. | Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада. Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края». Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Наблюдение | Отчёт по экскурсии, стр. 12 вопросы для обсуждения | |||
Разнообразие живых организмов Среды жизни – 12 часов | |||||||||
4 | Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы. Бактерии | Урок ознакомления с новым материалом | Признаки живых организмов. Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере. | Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы. Описывать роль представителей разных царств в биосфере. | Личностные УУД – Самоопределение; готовность к самообразованию; интерес к учению; уважение к партнёру; бережное отношение к природе; формирование познавательных интересов, интеллектуальных умений; овладение исследовательской деятельностью Регулятивные УУД – давать определения, называть отделы растений; называть, сравнивать среды обитания; приводить примеры действия факторов на организм; выделять особенности организмов живущих в разных средах; называть абиотические факторы; выдвигать версии о приспособленности к окружающей среде; выявлять связь между урожайностью и плодородием почв; применять информационные ресурсы для подготовки сообщений; прогнозировать последствия нарушений взаимоотношений между растениями и животными, последствия конкуренции, нарушения взаимосвязей; работа в группах; вести диалог с учителем; Коммуникативные УУД – самостоятельный анализ, умение слушать другого; организовывать работу в парах; в группе; формировать компетентности в общении;, анализ и обсуждение результатов наблюдения; формирование позитивной самооценки; оценки действия партнёров. | Самооценка | №3 | ||
5 | Деление царств на группы. Лабораторная работа№1 «Разнообразие отделов растений» | Урок-практикум (лабораторная работа) | Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Называть типы животных, отделы растений. Приводить примеры представителей разных отделов и типов. Сравнивать представителей разных групп растений и животных | Лабораторная работа | №4 | |||
6 | Среда обитания. Экологические факторы. | Урок ознакомления с новым материалом | Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности. | Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы | Самостоятельная работа | №5 | |||
7 | Вода как среда жизни. | Комбинированный урок | Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Называть основные абиотические факторы водной среды обитания. Приводить примеры обитателей водной среды. Наблюдать за водными организмами. Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений). | Работа с понятийным аппаратом | №6 | |||
8 | Наземно – воздушная среда. Лабораторная работа№2 «экологические группы наземных растений по отношению к воде» | Урок-практикум (лабораторная работа) | Особенности наземно-воздушной среда. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде. Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды. Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды. Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги. | Лабораторная работа | №7 | |||
9 | Свет в жизни растений и животных. | Урок обобщения и систематизации знаний | Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика. | Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений. Устанавливать продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям. | Проверочная работа | №7 | |||
10 | Почва как среда жизни. | Комбинированный урок | Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв. | Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве. Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова. Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв | Устная работа | №8 | |||
11 | Организменная среда. | Комбинированный урок | Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов. | Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий. Выделять существенные особенности организменной среды. Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания. Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания. | Самооценка | №9 | |||
12 | Сообщество живых организмов. | Комбинированный урок | Роль растений в сообществе. Взаимосвязь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные животные. Животные - падальщики. Природные сообщества республика Саха (Якутия). | Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания. Объяснять ведущую роль растений в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных. | Защита творческих работ | №10 | |||
13 | Роль грибов и бактерий. | Урок обобщения и систематизации знаний | Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях. | Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей. Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях. Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере | Самостоятельная работа | №11 | |||
14 | Типы взаимоотношений видов в сообществе | Комбинированный урок | Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества. | Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе. Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями. Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития общества. | Самооценка | №12 повт. 3-11 | |||
15 | Контрольная работа по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды обитания.» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы. Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни. Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе. | Контрольная работа в тестовой форме | Повторить понятия темы | |||
Клеточное строение живых организмов – 10 ч. | |||||||||
16 | Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. | Урок ознакомления с новым материалом | Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) доказательство родства и единства живой природы. | Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов. Формулировать положения клеточной теории | Личностные УУД – Воспитание толерантности; самоопределение; готовность к самообразованию; интерес к учению; уважение к партнёру; бережное отношение к природе; формирование познавательных интересов, интеллектуальных умений; овладение исследовательской деятельностью Регулятивные УУД – давать определения,; работа в группах; вести диалог с учителем; анализировать информацию о клеточном строении организмов; формулировка целей; выполнение лабораторных работ, фиксирование результатов наблюдений, соблюдений Т\Б; устанавливать взаимосвязи между жизнедеятельностью бактерий и их ролью в природе; делать выводы о причинах сходства и различий; обосновывать биологическое значение процесса деления; применять практические умения в процессе л.р. Коммуникативные УУД – самостоятельный анализ, умение слушать другого; организовывать работу в парах; в группе; формировать компетентности в общении;, анализ и обсуждение результатов наблюдения; формирование позитивной самооценки; оценки действия партнёров; определение цели; | Работа с понятийным аппаратом | №13 | ||
17 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №3. «Устройство увеличительных приборов. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | Урок-практикум (лабораторная работа) | Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Называть части лупы и микроскопа. Описывать этапы и правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Применять практические навыки в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении | Лабораторная работа | №14 | |||
18 | Состав и строение клеток. Лабораторная работа №4 «Состав строения клеток». | Урок-практикум (лабораторная работа) | Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма. Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | Лабораторная работа | №15 | |||
19 | Строение бактериальной клетки. | Урок ознакомления с новым материалом | Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе. | Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра. Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека | Устная работа | №16 | |||
20 | Строение растительной, животной и грибной клеток. Вирусы. | Комбинированный урок | Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток. Вирусы – неклеточные формы жизни. | Называть органоиды клеток эукариот. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы | Самооценка | №17 | |||
21 | Строение клеток. | Урок обобщения и систематизации знаний | Особенности строения клеток животных. Отличия от растительных и грибных клеток. | Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. | Мини-тест | Повторение №15-17 | |||
22 | Строение клеток. Лабораторная работа №5 «Строение клетки листа элодеи» | Урок-практикум (лабораторная работа) | Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Лабораторная работа | Повторение №15-17 | |||
23 | Образование новых клеток. | Комбинированный урок | Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма. | Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма | Самооценка | №18 | |||
24 | Одноклеточные растения, животные и грибы. Лабораторная работа №6 «Строение животной клетки» | Урок-практикум (лабораторная работа) | Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Определять общие черты одноклеточных организмов. Приводить примеры одноклеточных организмов. Применять практические умения в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Лабораторная работа | №19,20 повт. №13-18 | |||
25 | Контрольная работа по теме: «Клеточное строение живых организмов» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Обобщение и систематизация знаний по теме «Клеточное строение живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток. Определять части клеток на рисунках, других источниках информации. Классифицировать клетки растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями | Контрольная работа в тестовой форме | Повторить понятия темы | |||
Ткани живых организмов – 10 ч. | |||||||||
26 | Ткани растений и животных. | Урок ознакомления с новым материалом | Ткани. Виды тканей растений и животных. Значение тканей в жизни живых организмов. | Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных | Личностные УУД – Воспитание толерантности; самоопределение; готовность к самообразованию; интерес к учению; уважение к партнёру; бережное отношение к природе; формирование познавательных интересов, интеллектуальных умений; овладение исследовательской деятельностью Регулятивные УУД – давать определения,; работа в группах; вести диалог с учителем; применять практические умения в процессе л.р.; прогнозировать последствия повреждения покровных тканей; делать выводы о причинах сходства и различия; устанавливать взаимосвязи между строением и функциями тканей; делать выводы о причинах сходства и различия клеток с их функциями; выдвигать гипотезы о последствиях деятельности человека; устанавливать взаимосвязи между организмами. Коммуникативные УУД – самостоятельный анализ, умение слушать другого; организовывать работу в парах; в группе; формировать компетентности в общении;, анализ и обсуждение результатов наблюдения; формирование позитивной самооценки; оценки действия партнёров; определение цели; | Работа с понятийным аппаратом | №21 | ||
27 | Строение покровной ткани. Лабораторная работа№7 «Строение покровной ткани растений». | Урок-практикум (лабораторная работа) | Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями. Применять умения работать с микроскопом. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Лабораторная работа | №21 | |||
28 | Механические и проводящие ткани | Комбинированный урок | Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции | Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями | Самоанализ | №22 | |||
29 | Основные и образовательные ткани. Лабораторная работа № 8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений» | Урок-практикум (лабораторная работа) | Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Лабораторная работа | №23 | |||
30 | Эпителиальные ткани животных. | Комбинированный урок | Общие признаки эпителиальной ткани животных. Виды эпителиальных тканей животных. Особенности строения и выполняемой функции эпителиальной ткани. | Называть и описывать эпителиальные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. | Мини - тест | №21 | |||
31 | Соединительные ткани животных. Лабораторная работа №9. «Строение соединительной ткани животных» | Урок-практикум (лабораторная работа) | Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Определять разные виды тканей на микропрепаратах. Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма. Проводить лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Лабораторная работа | №24 | |||
32 | Мышечные и нервные ткани животных. Лабораторная работа №10 «Строение мышечной и нервной ткани животных» | Урок-практикум (лабораторная работа) | Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани. Цели и задачи, организация лабораторной работы | Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Лабораторная работа | №25 повт. №21 -24 | |||
33 | Контрольная работа по теме: «Ткани живых организмов» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Обобщение и систематизация знаний по теме «Ткани живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Сравнивать разные типы тканей растений и животных. Делать выводы о причинах сходства и различия тканей. Определять ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. | Контрольная работа в тестовой форме | Повторить понятия темы | |||
34 | Экскурсия Весенние явления в жизни растений родного края. | Урок -экскурсия | Растения природного сообщества (леса, луга, болота). Жизнь природного сообщества весной. Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества. | Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности. Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы. Приводить примеры воздействия человека на природу. Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ. Оформлять результаты наблюдений. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием | Наблюдение | Отчёт по экскурсии | |||
35 | Резервный урок |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Литература:
1. Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, И.Я Колесникова Биология Живой организм 5-6,Москва « Просвящение» 2012
2. Тетрадь –тренажер Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
3. Тетрадь-практикум Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
4. Тетрадь-экзаменатор Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
5. Поурочные методические рекомендации УМК Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко
Программное обеспечение:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, М.Просвещение, 2011г.
2.Рабочие программы Предметная линия учебников «Сферы» Москва « Просвещение» 2011 Л.Н Сухоруков
В.С. Кучменко
Информационно-компьютерная поддержка:
Медиаресурсы: Образовательные диски серии «1С» 5 класс
Электронные ресурсы:
1. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/
2. www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/
3. school-collection.edu.ru/.
4. nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.
5. www.uroki.net/docxim/docxim32.htm
Дидактический материал:
Таблицы: Среды обитания, Сообщества живых организмов, Строение микроскопа, Бактерии, Грибы, Вирусы, Строение клеток, Ткани растительных и животных организмов.
Раздаточное пособие.
Оборудования и приборы:
Микроскопы и лабораторное оборудование
Микропрепараты растительных и животных тканей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...