Рабочая программа
рабочая программа по биологии (5, 6 класс)
Рабочая программа учебного курса "Уроки здоровья" для 5-6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zdorove_-_56kl.doc_priroda.doc | 432 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Рабочая программа учебного курса
«Уроки здоровья»
Воронеж-2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Здоровье» составлена в соответствии с программой «Здоровье», разработанной авторами Н.П. Кузнецовым, Е.В. Мейснером, опубликованной в сборнике «Административное управление воспитательным процессом» - Волгоград, «Учитель»-2006.
Данный учебный предмет имеет своей целью всестороннее развитие личности:
- формирование у школьников системы представлений о здоровье и здоровом образе жизни ,а также опыта практического применения приобретенных знаний и умений в жизнедеятельности.,
- овладение умениями познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.
- развитие достаточной естественнонаучной подготовки для изучения биологии как самостоятельного предмета в VI – XI классах.
Место предмета в базисном учебном плане:
Данная рабочая программа рассчитана на 2 учебных года на изучение курса «Природа» выделено 34 часа в 5 классе (1 час в неделю) и 34 часа в 6 классе (1 час в неделю). В том числе на практические работы в 5 классе – 3 часа и 3 часа резервного времени, на практические работы в 6 классе – 1 час и 2 часа резервного времени.
Содержание программы носит теоретический характер. При проведении уроков используются: эвристические беседы, практикумы, работа в группах и в парах, организационно-дятельностные игры, деловые игры, нестандартные уроки.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Здоровье» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках.
Основные принципы обучения.
Научность;
Логичность;
Доступность;
Тесная связь с жизнью и практикой;
Мотивированность;
Дифференцированность;
Гуманизация;
Целостность.
Методы обучения.
Словесные;
Наглядные;
Практические;
Проблемные.
Технологии обучения.
Технология индивидуальных образовательных траекторий;
Элементы технологии критического мышления;
Компьютерные технологии;
Технология интегрированного обучения.
Технология личностного обучения;
Технология дифференцированного обучения.
Характеристики урока здоровья с обучением жизненным навыкам
Уроки здоровья должны:
• активно вовлекать учащийся в ход урока,
• помочь учащимся убедиться в необходимости хорошего здоровья,
• сформировать соответствующую мотивацию,
• создать эмпирическую почву для слушания, коммуникации и решения проблем,
• сформировать творческое отношение у учащихся, поощрять их к анализу собственных отношений, привычек, поведения,
• использовать широкий спектр учебных приемов,
• стимулировать критическое мышление и ответственное принятие решений.
Результаты обучения в курсе «Здоровье» в 5 классе:
Требования к уровню подготовки
В результате изучения данного предмета в 5 классе учащийся должен знать:
- Отличия телосложения женщин и мужчин,
- Принципы строения и работы основных систем органов человека,
- Понятие иммунитет, его виды, необходимость применения прививок и вакцинации населения,
- Основные признаки различных типов темпераментов,
- Способы преодоления психологических стрессов и кризисов,
- Многообразие способов разрешения конфликтов и реагирования на критику,
- Место и роль межличностных отношений в человеческом обществе.
Учащиеся должны уметь:
- определять частоту пульса,
- проводить тест на силу,
- определять типы темперамента и самооценки,
- самостоятельно объяснять явления живой и неживой природы,
- готовить проекты и презентации по заданным темам,
- ориентироваться в познавательной литературе, работать с рисунками, текстом, выделять главные мысли в содержании, находить ответы на вопросы.
Контроль уровня обученности:
Формы контроля (5-6 класс)
- Текущий контроль:
- устного опроса ;
- самостоятельная работа;
- тест-контроль.
- презентация проектов.
- Итоговая контрольная работа по разделу «Здоровье».
Учебно-тематический план («Здоровье» 5 класс)
Дата | № п/п | Тема урока | Основные понятия | Практические работы | Планируемый результат | Домашнее задание |
1 четверть 8.09 (четв.) | 1 (1) | Введение (2 часа) Здоровье человека | Здоровье, экология, биология, медицина | Формирование представлений о том, что такое здоровье человека, а также об основных направлениях биологии | Записи в тетр. | |
15.09 (четв.) | 1 (2) | Принципы сохранения здоровья человека | Иммунитет, прививка, вакцина | Формирование представлений об иммунитете, его видах, прививках и вакцинах | Записи в тетр. | |
22.09 (четв.) | 1 (3) | Т-I. «Знание своего тела» (10 ч.) Телосложение | Телосложение | Знать типы и особенности телосложения женщин и мужчин | Записи в тетр. | |
29.09 (четв.) | 2 (4) | Ткани, органы, системы органов | Клетки, ткани, органы, системы органов | Формирование представлений об основных тканях, органах и системах органов человека | Записи в тетр., докл | |
6.10 (четв.) | 3 (5) | Системы органов человека и их саморегуляция | Нервная,сердечно-сосудистая,опорно-двигательная,пищеварительная,сенсорная эндокринная и др.системы человека. | Формирование представлений основных системах органов человека и их гигиене | Записи в тетр. | |
13.10 (четв.) | 4 (6) | Нервная и сенсорные системы органов человека, принципы их строения и функции | Головной, спинной мозг, органы чувств, анализаторы. | Формирование представлений о нервной системе и органах чувств человека и их гигиене | Записи в тетр. | |
20.10 (чет.) | 5 (7) | Сердечно-сосудистая система органов человека, строение и функции | Сердце, сосуды-артерии, вены, капилляры, артериальное давление, пульс. Первая помощь при кровотечениях | П.Р.1 Измерение частоты пульса | Формирование представлений о сердечно-сосудистой системе человека и ее гигиене | Записи в тетр. |
Дата | № п/п | Тема урока | Основные понятия | Практические работы | Планируемый результат | Домашнее задание |
27.10 (четв.) | 6 (8) | Костно-мышечная (опорно-двигательная) система человека, строение и функции | Скелет человека, его отделы, мускулатура | П.Р.2. Тест на силу | Формирование знаний об отделах скелета человека, его мышечной системе и их гигиене | Записи в тетр |
2 четверть 10.10 (четв.) | 7 (9) | Пищеварительная система человека, строение и функции | Питание, органы пищеварения и их гигиена, пищеварительные железы. | Формирование знаний об органы пищеварения и их гигиене | Записи в тетр | |
17.10 (четв.) | 8 (10) | Эндокринная система человека, строение и функции | Эндокринные железы, гормоны, пол, половые структуры | Формирование представлений об эндокринных железах, гормонах, признаках пола | Записи в тетр | |
24.10 (четв.) | 9 (11) | Индивидуальные особенности строения и развития тела. | Онтогенез | Формирование знаний об индивидуальных особенности строения и развития тела. | Записи в тетр | |
1.11 (четв.) | 10 (12) | Обобщающий урок | Все вышеперечисленные понятия в пунктах1(3)-9(11) повторить | Повторить и закрепить основные понятия раздела | Записи в тетр,докл. | |
8.11 (четв.) | 11 (13) | Самостоятельная работа | Все вышеперечисленные понятия в пунктах1(3)-9(11) | Проверка знаний основных понятий раздела | Записи в тетр | |
15.11 (четв.) | 1 (14) | Т-II. «Самопознание через ощущение,чувство,образ» (8 ч.) Самопознание через ощущение,чувство,образ | Самопознание, ощущение, чувство, образ | Формирование понятий самопознание, ощущение, чувство,образ | Записи в тетр |
Дата | № п/п | Тема урока | Основные понятия | Практические работы | Планируемый результат | Домашнее задание |
22.11 (четв.) | 2 (15) | Самооценку | Темперамент, его типы, самооценка | П.Р.3.Определение типа темперамента и самооценки | Научиться определять тип темперамента и самооценки | Записи в тетр |
29.11 (четв.) | 3 (16) | Кризисы развития в период взросления | Кризисы идентичности и авторитетов, переживание отчуждения, дисморфобия | Формирование представлений о том, как научиться преодолевать психологические кризисы,в частности кризис взросления | Записи в тетр | |
3 четверть 12.01 (четв.) | 4 (17) | Стресс, его психологические и физиологические проявления | Стресс | Формирование представлений о том, как научиться преодолевать физиологический и психологический стресс | Записи в тетр | |
19.01 (четв.) | 5 (18) | Биологические основы поведения | Поведени и психика | Формирование представлений о том, как научиться контролировать свое поведение в обществе | Записи в тетр, докл. | |
26.01 (четв.) | 6 (19) | Взаимосвязь физическог и психического здоровья | Физическое и психологическое здоровье | Научиться понимать природу взаимосвязей физического и психологического здоровья | Записи в тетр | |
2.02 (четв.) | 7 (20) | Половые различия в поведении людей | Особенности мужской и женской психики | Записи в тетр | ||
9.02 (четв.) | 8 (21) | Обобщающий урок | Все вышеперечисленные понятия в пунктах1(14)-8(21) повторить | Повторить и закрепить основные понятия раздела | Записи в тетр, докл. | |
16.02 (четв.) | 9 (22) | Самостоятельная работа | Все вышеперечисленные понятия в пунктах1(14)-8(21) повторить | Проверка знаний основных понятий раздела | Записи в тетр |
Дата | № п/п | Тема урока | Основные понятия | Практические работы | Планируемый результат | Домашнее задание |
1.03 (четв.) | 1 (23) | Т-III. «Я и другие. Положение личночти в группе» Положение личности в группе, ролевые позиции в группе. | Личность | Формирование знаний о положение личности в группе, ее аспектах и ролевых позициях | Записи в тетр | |
15.03 (четв.) | 2 (24) | Базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушании. | Общения, внимание, слушание | Формирование знаний об общении, внимании, слушании | ||
22.03 (четв.) | 3 (25) | Вербальное и невербальное общении. | Общение вербальное и невербальное | Формирование знаний о базовых компонентах общения | Записи в тетр | |
4 четверть 5.04 (четв.) | 4 (26) | Критика и ее виды | Критика, виды критики | Формирование представлений о критике и ее видах | Записи в тетр, докл. | |
12.04 (четв.) | 5 (27) | Способы реагирования на критику | Критика, способы реагирования | Формирование представлений о правильном реагировании на критику | Записи в тетр | |
19.04 (четв.) | 6 (28) | Конфликты, способы их разрешения | Конфликты | Формирование представлений о способах разрешения конфликтов | Записи в тетр | |
26.04 (четв.) | 7 (29) | Отношения между мальчиками и девочками | Межличностные отношения полов | Формирование представлений о межличностных отношениях | Записи в тетр, презентация | |
3.05 (четв.) | 8 (30) | Заключение Обобщающий урок | Все вышеперечисленные понятия в пунктах1(23)-8(30) повторит | Повторение и закрепление пройденного иатериала | Повторить записи в тетр | |
17.05 (четв.) | 9 (31) | Заключение. Контрольная работа. | Повторить все понятия курса | Проверка знаний основных понятий курса «Здоровье» | Повторить записи в тетр | |
24, 31.05 (четв.) | 10-12 (32-34) | Резерв | Повторение и закрепление пройденного материала | Проверка уровня усвоения пройденного материала | Повторить записи в тетр. |
Содержание программы "Здоровье" (5 класс, 34 ч.)
Введение (2 часа).
• Здоровье человека;
• Принципы сохранения здоровья человека.
Т-I. «Знание своего тела» (10 ч.)
• Телосложение
• Ткани, органы, системы органов
• Системы органов человека и их
• Саморегуляция
• Нервная и сенсорные системы органов человека, принципы их строения
• Сердечно-сосудистая система органов человека, строение и функции
•Костно-мышечная(опорно-двигательная) система человека, строение и функции
• Пищеварительная система человека, строение и функции
• Эндокринная система человека, строение и функции
• Обобщающий урок
• Самостоятельная работа
Практические работы:
П.Р.1. Измерение частоты пульса
П.Р.2. Тест на силу.
Т-II. «Самопознание через ощущение,чувство,образ» (8 ч.)
•Самопознание через ощущение, чувство, образ
•Самооценку
•Кризисы развития в период взросления
•Стресс, его психологические и физиологические проявления
•Биологические основы поведения
•Взаимосвязь физического и психического здоровья
•Половые различия в поведении людей
•Обобщающий урок
•Самостоятельная работа
Практические работы:
П.Р.3.Определение типа темперамента и самооценки
Т-III. «Я и другие. Положение личности в группе» (9 ч. )
•Базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание
•Положение личности в группе, ролевые позиции в группе
•Вербальное и невербальное общении
•Критика и ее виды
•Способы реагирования на критику
•Конфликты, способы их разрешения
•Отношения между мальчиками и девочками
•Заключение Обобщающий урок
•Заключение. Контрольная работа.
Резерв (3 часа)
Учебно-тематический план («Здоровье» 6 класс)
Дата | № п/п | Тема урока | Основные понятия | Практические работы | Планируемый результат | Домашнее задание |
1 четверть 8.09 (четв.) | 1 (1) | Т-I. «Гигиена тела» (10 ч.) Гигиена-наука о сохранении здоровья | Гигиена | Формирование представлений о задачах гигиены и значении этой науки | Записи в тетр. | |
15.09 (четв.) | 1 (2) | Строение кожи человека и ее значение. | Кожа, эпителий, производные кожи. | Сформировать знания о строении кожи человека и ее производных | Записи в тетр. | |
22.09 (четв.) | 1 (3) | Индивидуальные и возрастные изменения кожи и ее производных. | Типы кожи. Типы волос, сальные железы, потовые железы | Формирование знаний о типах кожи и волос | Записи в тетр. | |
29.09 (четв.) | 1 (4) | Микрофлора кожных покровов | Бактерии, грибок | Сформировать знания о микрофлоре кожи и ее значение для здоровья | Записи в тетр., докл | |
6.10 (четв.) | 1 (5) | Уход за кожей лица, рук, ног | Правила ухода за кожей лица, рук, ног | Сформировать знания о правилах ухода за кожей лица, рук, ног | Записи в тетр. | |
13.10 (четв.) | 1 (6) | Уход за ногтями | Головной, спинной мозг, органы чувств, анализаторы. | Формирование знаний о строении ногтей и правилах ухода за ними | Записи в тетр. | |
20.10 (четв.) | 1 (7) | Уход за волосами | Сердце, сосуды-артерии, вены, капилляры, артериальное давление, пульс. Первая помощь при кровотечениях | Формирование знаний о типах волос и правилах ухода за ними | Записи в тетр. |
Дата | № п/п | Тема урока | Основные понятия | Практические работы | Планируемый результат | Домашнее задание |
27.10 (четв.) | 1 (8) | Заболевания кожи и ее производных | Скелет человека, его отделы, мускулатура | Формирование знаний о заболевания кожи и ее производных | Записи в тетр | |
2 четверть 10.11 (четв.) | 1 (9) | Правила личной гигиены подростков | Питание, органы пищеварения и их гигиена, пищеварительные железы. | Формирование знаний об основных правилах личной гигиены | Записи в тетр | |
17.11 (четв.) | 1 (10) | Правила ухода за кожей и ее производными. Обобщающий урок | Все вышеперечисленные понятия в пунктах1(14)-8(21) повторить | Обобщение знаний о коже и ее производных, и правилах личной гигиены | Записи в тетр | |
24.11 (четв.) | 1 (11) | Т-II. «Гигиена полости рта» (5 ч.) Общий план строения ротовой полости | Ротовая полость, вкусовые рецепторы, слюнные железы | Сформировать знания о строении ротовой полости | Записи в тетр | |
1.12 (четв.) | 2 (12) | Строение зубов | Молочные и коренные зубы, дифференциация зубов | Формирование знаний о строении зуба | Записи в тетр,докл. | |
8.12 (четв.) | 3 (13) | Средства гигиены полости рта | Зубная паста, эликсир | Формирование знаний о средствах гигиены полости рта | ||
15.12 (четв.) | 4 (14) | Причины заболевания полости рта и их профилактика | Стоматит, кариес, пульпит | Формирование знаний о средствах гигиены полости рта | Записи в тетр | |
22.12 (четв.) | 5 (15) | Питание и здоровье зубов | Правила гигиены полости рта | Формирование понятий о роли правильного питания и правилах гигиены полости рта | Записи в тетр |
Дата | № п/п | Тема урока | Основные понятия | Практические работы | Планируемый результат | Домашнее задание |
29.12 (четв.) | 1 (16) | Т-III. «Гигиена труда и отдыха» (5 ч.) Понятие биоритмов. Их характеристика. | Биоритм | Сформировать представления о типах биоритмов. | Записи в тетр | |
3 четверть 19.01 (четв.) | 2 (17) | Периоды работоспособности. Режим учебы, отдыха и сна | Работоспособность, режим дня | П.Р.1. Режим учебы, отдыха и сна. | Научиться распределять время на учебу, отдых, сон | Записи в тетр |
26.01 (четв.) | 3 (18) | Режим физических и умственных нагрузок | Физические и умственные нагрузки | Научиться чередовать физическую и умственную активность для снятия утомления | Записи в тетр | |
2.02 (четв.) | 4 (19) | Переутомление, его признаки. Методы снятия переутомления. | Переутомление, стресс | Сформировать представления о переутомлении и методах его снятия | Записи в тетр, докл. | |
9.02 (четв.) | 5 (20) | Микроклимат в классе и квартире | Микроклимат | Сформировать представления о микроклимате и способах его разрежения | Записи в тетр | |
16.02 (четв.) | 1 (21) | Т-IV. «Профилактика инфекционных заболеваний» (7 ч.) Причины возникновения инфекционных заболеваний. Источники возбудителей | Инфекция бактериальная, вирусная, грибковая | Сформировать представления о причинах возникновения инфекционных заболеваний | Записи в тетр |
Дата | № п/п | Тема урока | Основные понятия | Практические работы | Планируемый результат | Домашнее задание |
1.03 (четв.) | 2 (22) | Пути передачи инфекции | Эпидемия | Сформировать представления о причинах инфекционных заболеваний | Записи в тетр | |
15.03 (четв.) | 3 (23) | Иммунитет, способы его повышения | Активный иммунитет, пассивный иммунитет | Сформировать представления об иммунитет и способах его повышения | Записи в тетр | |
22.03 (четв.) | 4 (24) | Поведение при подозрении на инфекционное заболевание. | Меры профилактики инфекционных заболеваний | Сформировать четкое представление о поведении в условиях эпидемии | Записи в тетр, докл | |
5.04 (четв.) | 5 (25) | Инфекции, передаваемые половым путем | СПИД, сифилис | Формирование представлений о возможных путях передачи заболеваний, передаваемых половым путем | Записи в тетр, докл. | |
12.04 (четв.) | 6 (26) | Туберкулез и способы его предупреждения | Туберкулез, реакция на манту, прививки | Формирование представлений об опасности туберкулеза и способах его предупреждения | Записи в тетр | |
19.04 (четв.) | 7 (27) | Профилактика инфекционных заболеваний. Урок обобщения. | Все вышеперечисленные понятия в пунктах1(20)-7(27) повторить | Обобщение и осуществление промежуточного контроля | Записи в тетр | |
26.04 (четв.) | 1 (28) | Т-V. «Питание и здоровье» (5ч.) Питание-основа жизни. Основные группы пищевых продуктов | Неорганические и органические питательные вещества. Белки, жиры,углеводы | Формирование представлений о значении питания | Записи в тетр, презентация | |
3.05 | 2 (29) | Энергетическая ценность питания. Физиологическая норма продуктов. | Энергетическая ценность. Переедание. Ожирение. | Формирование представлений о рациональном питании | Повторить записи в тетр |
Дата | № п/п | Тема урока | Основные понятия | Практические работы | Планируемый результат | Домашнее задание |
17.05 (четв.) | 3 (30) | Правила хранения продуктов. Болезни, передаваемые через пищу | Ботулизм, дизентерия, сальмонеллез | Формирование представлений о правилах потребления пищи | Записи в тетр | |
24.05(четв.) | 4 (31) | Ядовитые грибы и растения | Ядовитые и съедобные грибы. Ядовитые растения. | Формирование представлений о ядовитые и съедобные грибы, а также ядовитых растениях и мерах осторожности в обращении с ними. | Записи в тетр | |
31.05(четв.) | 5 (32) | Питание и здоровье. Обобщающий урок. | Все вышеперечисленные понятия в пунктах1(28)-5(32) повторить | Записи в тетр | ||
6-7 (33-34) | Резерв | Повторение и закрепление пройденного материала | Проверка уровня усвоения пройденного материала | Повторить записи в тетр |
Содержание программы "Здоровье" (6 класс, 34 ч.)
Т-I. «Гигиена тела» (10 ч.)
• Гигиена-наука о сохранении здоровья
• Строение кожи человека и ее значение.
• Индивидуальные и возрастные изменения кожи и ее производных.
• Микрофлора кожных покровов
• Уход за кожей лица, рук, ног
• Уход за ногтями
• Уход за ногтями
• Заболевания кожи и ее производных
• Правила личной гигиены подростков
• Правила ухода за кожей и ее производными. Обобщающий урок.
Т-II. «Гигиена полости рта» (5 ч.)
• Общий план строения ротовой полости
• Строение зубов
• Средства гигиены полости рта
• Причины заболевания полости рта и их профилактика
• Питание и здоровье зубов
Т-III. «Гигиена труда и отдыха» (5 ч.)
• Понятие биоритмов. Их характеристика.
• Периоды работоспособности. Режим учебы, отдыха и сна.
• Режим физических и умственных нагрузок.
• Переутомление, его признаки. Методы снятия переутомления.
• Микроклимат в классе и квартире
Практические работы:
П.Р.1. Режим учебы, отдыха и сна.
Т-IV. «Профилактика инфекционных заболеваний» (7 ч.)
• Причины возникновения инфекционных заболеваний. Источники возбудителей.
• Пути передачи инфекции
• Иммунитет, способы его повышения
• Поведение при подозрении на инфекционное заболевание.
• Инфекции, передаваемые половым путем
• Туберкулез и способы его предупреждения
• Профилактика инфекционных заболеваний. Урок обобщения.
Т-V. «Питание и здоровье» (5ч.)
• Питание-основа жизни. Основные группы пищевых продуктов
• Энергетическая ценность питания. Физиологическая норма продуктов.
• Правила хранения продуктов. Болезни, передаваемые через пищу
• Ядовитые грибы и растения
• Питание и здоровье. Обобщающий урок.
Резерв (2 часа)
Учебно-методическая литература
- В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природа: неживая и живая. 5 класс, М., «Дрофа», 2002.
- Энциклопедия для детей. Биология. М., «Аванта+», 1998.
МБОУ СОШ №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Рабочая программа учебного курса
«Природоведение»
для 5-х классов
на 2014-2015 уч.г.
учитель: Заложных Н.В.
Воронеж-2014
1. Пояснительная записка
Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы МО РФ и УМК В.В.Пасечника. Календарно-тематический план разработан применительно кучебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 10 часов для реализации различных педагогических технологий и учета местных условий.
Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе
Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения, что обеспечивает Программа по биологии для 5-9 кл., авторы : В.В.Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш.
Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением в классе следующего курса : Природа. Неживая и живая — 70 ч (5 кл.).
Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и
разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мьппление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
1.Цели и задачи курса.
- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях хранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса
Знать:
❖ отличия живой природы от неживой;
❖ строение, свойства тел неживой и живой природы;
❖ явления неживой и живой природы;
❖ связь живого и неживого;
❖ образование ветра, осадков;
❖ состав воды, ее свойства и значение для живых тел природы;
❖ основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование человеком;
❖ состав и свойства почвы; многообразие растений и животных, условия их
жизни, использование человеком;
❖ место и роль человека в природе;
❖ меры по охране неживой и живой природы.
Уметь:
❖ вести фенологические наблюдения, проводить измерения температуры воздуха;
❖ определять направление ветра и облачность, виды осадков;
❖ делать записи условными обозначениями в дневниках;
❖ определять высоту полуденного солнца над горизонтом;
❖ ориентироваться по солнцу, по местным признакам;
❖ самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы;
❖ выращивать растения, животных и ухаживать за ними;
❖ ставить простейшие опыты с растениями и животными в уголке живой природы и на учебно-опытном участке;
❖ ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
Особенности организации учебного процесса.
Программа курса «Природа живая и неживая» рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Весь учебный материал разделен на 11 тем, которые рассматривают вопросы:
- строения Вселенной,
- строения и свойств вещества,
- свойств воды, воздуха, горных пород, почвы,
- разнообразия и строения живых организмов, растений, грибов, животных,
- связь живого и неживого.
- здоровье человека и безопасность жизнедеятельности.
В содержание типовой программы (Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: - М: Дрофа, 2007 г.) внесены следующие изменения:
Изменено количество часов на изучение темы «Вселенная», «Воздух», «Горные породы», «Почва», «Животные», «Вода» (в тематическом планировании отводится дополнительно по 1 часу на каждую тему для обобщения, систематизации знаний).
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль и письменные проверочные работы.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
4. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Формы организации работы учащихся:
1. Индивидуальная
2. Коллективная: фронтальная, парная, групповая
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; мини – сочинения; работа с источниками; рефлексия и другие.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.
Рабочей программой предусматривается проведение 14 лабораторных работ и трех практических работ.
2. Содержание тем учебного курса
Природа. Живая и неживая.
5 класс
(70 ч, 2 ч в неделю)
Введение (2 часа)
Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.
1. Вселенная (8 часов)
Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.
Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.
Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.
Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.
Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.
Лабораторная работа №1 «Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария».
Лабораторная работа №2 « Определение на глобусе, карте полушарий, экватора, полюсов».
Практическая работа № 1 «Ориентирование на местности с помощью компаса» Практическая работа № 2 «Ориентирование на местности по Солнцу и часам».
2. Строение и свойства вещества ( 12 часов)
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.
Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.
Вещества чистые и смеси, простые и сложные.
Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.
Лабораторная работа № 3 « Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».
3. Воздух (6 часов)
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.
Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.
Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.
Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.
Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.
Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).
Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.
Практическая работа № 3 « Описание погоды за месяц»
4. Вода (3 часа)
Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.
Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
5. Горные породы (6 часов)
Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.
Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.
Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.
Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств».
Лабораторная работа №5 « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».
6. Почва (6 часов)
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.
Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.
Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.
Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.
Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.
7. Организмы (5 часов)
Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.
Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов.
Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.
Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.
Экскурсия в природу « Разнообразие организмов их относительная приспособленность к условиям среды».
8. Растения (7 часов)
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.
Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.
Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.
Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.
Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.
Лабораторная работа № 6 «Распознавание органов цветковых растений».
Лабораторная работа № 7 «Влияние температуры воздуха и влажности на прорастание семян»
Лабораторная работа № 8 « Определение названий растений Красной книги».
9. Грибы (2 часа)
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.
Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.
Лабораторная работа № 9 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов».
10. Животные (5 часа)
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.
Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.
Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана Диких животных.
Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.
Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.
Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.
Лабораторная работа № 10 « Узнавание животных своей местности».
11. Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 часа)
Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).
Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).
Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.
Лабораторная работа № 11 « Определение показаний развития своего организма»
Лабораторная работа № 12 « Овладение способами оказания первой помощи при ушибах»
Лабораторная работа № 13 « Овладение способами оказания первой помощи при растяжении связок, кровотечениях»
Лабораторная работа № 14 « Овладение способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечениях»
12. Зачёт по курсу природоведения (1 час)
13. Резерв (1 час)
3. Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1. | Введение | 2 |
2. | Вселенная | 8 |
3. | Строение и свойства вещества | 12 |
4. | Воздух | 7 |
5. | Вода | 4 |
6. | Горные породы | 5 |
| Почва – особое тело Земли | 5 |
8. | Организмы | 6 |
9. | Растения | 7 |
10. | Грибы | 2 |
11. | Животные | 6 |
14. | Человек, его здоровье и безопасность жизни | 4 |
15. | Повторение | 2 |
Итого: | Всего: | 70ч |
4. Контроль знаний
Четверть
Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
количество | |||||
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
Проверочная работа | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
Контрольная работа |
|
|
|
|
|
Тест |
|
|
|
|
|
Изложение |
|
|
|
|
|
Сочинение |
|
|
|
|
|
Зачет | - | - | - | 1 | 1 |
Диктант |
|
|
|
|
|
Лабораторная работа | 3 | - | 5 | 4 | 12 |
Практическая работа | 4 | 2 | 1 | - | 7 |
Проект |
|
|
|
|
|
Реферат, доклад, сообщения |
|
|
|
|
|
Научно-исслед. работа |
|
|
|
|
|
Экзамен |
|
|
|
|
|
Перечень учебно – методического обеспечения
1. Учебник: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007. – 222с.
2. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс»: пособие для учителя / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007. – 111с.
3.Природа. Неживая и живая. 5класс: поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой / авт.-сост.Г.В.Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123с.
4. Рабочая тетрадь «Природоведение 5 класс» Дрофа 2010.
5. В. С. Рохлов, Н. И. Сонин «Тестовые задания по природоведению»
Интернет-ресурсы
www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей
www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.
Календарно – тематическое планирование по природоведению 5 класс
70 часов (2 часа в неделю)
№ п/п |
Тема урока | Кол-во часов |
Тип урока |
Методы обучения |
Знания, умения |
Практические и лабораторные работы |
Оборудование |
Домашнее задание | Дата проведения
| |
по плану | фактич. | |||||||||
1 | Введение. Как изучали природу. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, беседа, рассказ | наблюдение, эксперимент, измерение |
| секундомер, микроскоп, термометр, весы, мензурки | стр. 7 – 9; зад. № 4 стр.10 |
|
|
Вселенная |
|
|
| |||||||
2 |
Звёзды на небе. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, рассказ | звёзды, созвездия, телескоп |
| карта звёздного неба, телескоп | §1; Принести карандаши |
|
|
3 |
Практическая работа. |
1 |
обобщающий |
исследова - тельский | определять созвездия на звёздной карте | Лабораторная работа №1 «Определение на звёздной карте Созвездий Северного полушария». | карта звёздного неба, карандаши |
|
|
|
4 |
Земля – наш дом. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, рассказ | форма и размеры Земли | Лабораторная работа №2 «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий». | глобус, компас |
§2 |
|
|
5 |
Оболочка Земли. |
1 |
комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, рассказ | атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера | Практическая работа №1 «Ориентирование на местности с помощью компаса». |
глобус |
§3 |
|
|
6 |
Луна – естественный спутник Земли. |
1 |
комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, беседа, рассказ | лунные моря и океаны, кратер |
|
таблица |
§4 |
|
|
7 |
Солнце. Солнечная система. |
1 |
изучение нового материала |
исследова - тельский |
Солнце, солнечная система |
|
рисунки |
§5 |
|
|
8 |
Практическая работа. |
1 |
обобщающий |
исследова - тельский |
ориентирова-ние по Солнцу | Практическая работа №2«Ориентирование на местности по солнцу в полдень».
Практическая работа №3 «Определение сторон горизонта по звёздам». |
компас, часы |
подготовка к обобщающему уроку
|
|
|
9 | Обобщающее повторение по теме «Вселенная». |
1 |
обобщающий |
репродуктивный | Солнце, солнечная система, звёзды, созвездия |
| карта звёздного неба, глобус |
|
|
|
Строение и свойство вещества | ||||||||||
10 |
Тела и вещества. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, объяснение, беседа | тело, вещество, состояние тел |
| разные тела | § 6 |
|
|
11 |
Свойства твёрдых тел, жидкостей, газов. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, беседа, опыты | свойства тел |
| разные тела | § 7, принести шарик. |
|
|
12
|
Практическая работа. |
1 |
обобщающий | исследова - тельский |
свойства тел | Лабораторная работа №3 «Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел». |
|
|
|
|
13
|
Вещество и смеси. |
1 |
изучение нового материала |
исследова - тельский |
смесь |
|
магнит, железо, сера |
§8 |
|
|
14 |
Молекулы. Атомы. Элементы. |
1 | комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, беседа, рассказ | молекулы, атом, элемент |
| стакан, соль | §9 |
|
|
15 |
Движение частиц вещества. |
1 | комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, опыт | диффузия |
| стакан жидкости |
§10 |
|
|
16 |
Взаимодействие частиц. |
1 | комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, беседа, опыты | притяжение |
| свинцовые пластины | §11 |
|
|
17 |
Разнообразие веществ. |
1 | комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, беседа | простые, сложные вещества |
|
| §12 |
|
|
18 |
Явления природы. Физические явления. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, беседа, исследование, опыты | явления: тепловые, электрические, световые |
| расчёска, бумага | §13 |
|
|
19 |
Химические явления. Горение. |
1 | изучение нового материала | исследова – тельский, беседа, опыты | горение |
| свеча | §14 |
|
|
20 |
Окисление. |
1 | комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, беседа, рассказ | дыхание, окисление |
|
| §15 |
|
|
21 | Обобщающее повторение по теме «Вещества». |
1 |
обобщающий |
репродуктивный | тело, вещество, состояние тел, свойства тел |
|
|
|
|
|
Воздух. | ||||||||||
22 |
Воздух – смесь газов. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, беседа, рассказ | состав воздуха |
|
| §16 |
|
|
23 |
Свойства воздуха. |
1 |
комбини- рованный |
объяснительно- иллюстративный, беседа, рассказ |
сжимаемость, упругость |
|
сосуд, стакан, вода | §17 |
|
|
24 |
Вес воздуха и атмосферное давление. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, беседа, исследование | атмосферное давление |
|
стакан, бумага, вода | §18 |
|
|
25 |
Изменение давления воздуха с высотой. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, беседа | плотность воздуха, барометр |
|
барометр | §19 |
|
|
26 |
Погода и её предсказание. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, беседа | погода, метеорологи |
|
таблица | §20
|
|
|
27 |
Практическая работа. |
1 |
обобщающий | исследова - тельский |
| Практическая работа №4 «Описание погоды за месяц».
|
| Подготовка к обобщающему уроку. |
|
|
28 |
Обобщающее повторение по теме «Воздух». |
1 |
обобщающий |
репродуктивный | состав воздуха, атмосферное давление, плотность воздуха |
|
|
|
|
|
Вода | ||||||||||
29 | Три состояния воды. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, рассказ | вода жидкая, твёрдая, газообразная |
|
таблица | §21 |
|
|
30 | Тепловое расширение воды. |
1 | комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, объяснение | сжатие, расширение |
|
| §22 |
|
|
31 | Вода – растворитель. Работа воды в природе. |
1 |
комбини- рованный | объяснительно- иллюстративный, беседа, рассказ | раствор, пещера |
|
| §23 |
|
|
Горные породы. | ||||||||||
32 |
Внутреннее строение Земли. |
1 |
изучение нового материала |
объяснительно- иллюстративный, объяснение, беседа |
земная кора, мантия, ядро, минералы |
|
набор горных пород |
§24 |
|
|
33 |
Практическая работа. |
1 |
обобщающий | исследова - тельский | свойства горных пород | Лабораторная работа №4 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств». |
|
|
|
|
34 | Разрушение горных пород. |
1 | изучение нового материала | объяснительно- иллюстративный, объяснение | выветривание, песок, галька, глина |
|
таблица | §25 |
|
|
35 | Полезные ископаемые. Металлы.
|
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа | полезные ископаемые |
| набор полезных ископаемых | §26 |
|
|
36 | Полезные ископаемые нашей местности. |
1 |
изучение нового материала |
исследова-тельский |
свойства полезных ископаемых | Лабораторная работа №5«Ознакомление с местными полезными ископаемыми». |
глина, песок. |
|
|
|
37 | Обобщающее повторение по теме: «Горные породы». |
1 |
обобщающий |
репродуктивный |
|
|
|
|
|
|
Почва - особое тело Земли. | ||||||||||
38 | Образование почв и их разнообразие. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, беседа | образование почв, гумус, структура |
|
таблицы | §27 |
|
|
39 | Состав и свойства почвы. |
1 | комбини- рованный | объяснительно-иллюстративный, беседа | плодородие почвы |
|
| §28 |
|
|
40 |
Уход за почвой. |
1 | комбини-рованный | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа |
удобрения |
|
| §29 |
|
|
41 | Влияние растений на почву. |
1 | комбини-рованный | объяснительно-иллюстративный, рассказ | связь почвы и растений |
| рисунки | §30 |
|
|
42 |
Разрушение почв. |
1 | комбини-рованный | объяснительно-иллюстративный, беседа | эрозия почв |
|
| §31 |
|
|
43 | Обобщающее повторение по теме: «Почва». |
1 |
обобщающий. |
репродуктивный | строение, состав, свойства почв |
|
|
|
|
|
Организмы. | ||||||||||
44 |
Организм и его свойства. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, объяснение | организм, дыхание, питание, размножение |
|
таблица | §32 |
|
|
45 |
Где живут организмы? |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа | среда обитания, экология |
|
| §33 |
|
|
46 | Увеличи-тельные приборы. |
1 | комбини-рованный | объяснительно-иллюстративный, объяснение | лупа, микроскоп |
|
| §34 |
|
|
47 |
Строение организмов. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, беседа | строение клетки |
|
| §35 |
|
|
48 | Обобщающее повторение по теме: «Организмы». |
1 |
обобщающий |
репродуктивный |
|
|
|
|
|
|
Растения. | ||||||||||
49 |
Признаки растений. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный | признаки растений |
|
таблицы | §36 |
|
|
50 |
Разнообразие растительного мира. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа | цветковые, нецветковые растения |
|
таблицы | §37 |
|
|
51 | Строение цветковых растений. |
1 | изучение нового материала | исследова-тельский | органы растений | Лабораторная работа №6.«Распознавание органов цветкового растения».Лабораторная работа №7.«Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян». | растения | §38 |
|
|
52 | Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека». |
1 |
изучение нового материала. |
объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа. |
«зеленая аптека» |
|
| §39 |
|
|
53 |
Красная книга растений. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, исследова-тельский |
Красная книга | Лабораторная работа №8.«Определение названия растений». |
набор гербария | §40 |
|
|
54 |
Многообразие культурных растений. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, беседа | овощные, зерновые, плодовые, технические культуры |
|
таблицы, рисунки | §41 |
|
|
55 | Обобщающее повторение по теме: «Растения» |
1 |
обобщающий |
репродуктивный |
|
|
|
|
|
|
Грибы | ||||||||||
56 |
Разнообразие грибов. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа | значение грибов |
|
таблицы | §42 |
|
|
57 |
Шляпочные грибы. |
1 | изучение нового материала. | объяснительно-иллюстративный, исследова-тельский | Особенности ядовитых грибов | Лабораторная работа №9«Узнавание съедобных и ядовитых грибов». |
| §43 |
|
|
Животные. | ||||||||||
58 |
Признаки животных. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа | способ питания, дикие, домашние животные |
| таблицы | §44 |
|
|
59 | Условия жизни и многообразие диких животных. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, беседа | условия жизни животных |
| таблицы | §45 |
|
|
60 |
Значение диких животных и их охрана. |
1 |
комбинированный | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа |
значение животных | Лабораторная работа №10«Узнавание животных своей местности». | муляжи, чучела, рисунки | §46 |
|
|
61 |
Домашние животные. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа | животноводст-во |
| таблицы | §47 |
|
|
62 |
Связи живого и неживого. |
1 | комбини-рованный | объяснительно-иллюстративный, беседа | цепь питания |
| таблицы | §48 |
|
|
63 | Обобщающее повторение по теме: «Животные». |
1 |
обобщающий |
репродуктивный |
|
|
|
|
|
|
Человек. Его здоровье и безопасность жизни. | ||||||||||
64 |
Человек и окружающая среда. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, объяснение |
система органов | Лабораторная работа №11«Определение показателей развития своего организма». |
| §49 |
|
|
65 |
Как беречь свое здоровье и жизнь. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа |
| Лабораторная работа №12«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах». |
| §50 |
|
|
66 |
Способы оказания первой помощи. |
1 | изучение нового материала | исследова-тельский | первая помощь | Лабораторная работа №13«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжении связок». Лабораторная работа №14«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечении». | бинты, жгут | § 51 |
|
|
67 | Вредные привычки и их предупрежде -ние. |
1 | изучение нового материала | объяснительно-иллюстративный | курение, никотин, алкоголь, наркомания |
|
|
|
|
|
68 | Зачёт по курсу природоведен. |
1 | обобщающий | репродуктивный |
|
|
|
|
|
|
69-70 | Резерв. |
2 | обобщающий | репродуктивный |
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...