Урок на тему :Основные генетические понятия
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Урок на тему : Основные генетические понятия (10кл.)
Шипилова Галина Павловна-- учитель химии ,биологии
МКОУ «Березовская СОШ»,Воробьевский р-н
Раздел: Преподавание биологии
Цели урока: 1) Сформировать представление о генетике как науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов,
2)познакомить с основными понятиями науки.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с основными генетическими понятиями и терминами, их важностью для понимания общих биологических закономерностей.
Развивающие: Развитие умений и навыков , работа с текстом, синтез информации. Развитие способностей правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению вопросов как традиционных, так и новых направлений генетики.
Воспитательные: Воспитывать потребность в использовании генетических знаний в практической деятельности человека и повседневной жизни.
Оборудование: 1)презентация «Основные термины и понятия генетики», 2)учебник « Общая биология» автор- В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов ,Н.И.Сонин. 3)DVD диск : «Генетика – как наука»
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Актуализация знаний БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ: -Кто был открывателем закономерностей наследования признаков ? -На каких растениях проводил опыты Мендель? -В чем сущность гибридологического метода ? II.Изучение нового материала 1.Построение модели науки (См. Приложение ) Учитель строит на интерактивной доске графическую модель с комментариями. 2.Знакомство с основными понятиями темы. Учитель проверяет, корректирует записи в тетрадях Работа с презентацией : а) Ген - (СЛАЙД 5) Ген- участок молекулы ДНК, определяющий возможность развития отдельного признака. Ген - морфологический объект ,участок хромосомы. б) Аллель - (СЛАЙД 6) Аллели – различные формы одного и того же гена. в) Фенотип - (СЛАЙД -7) Фенотип — совокупность внешних и внутренних признаков организма, приобретённых в результате онтогенеза (индивидуального развития). г) Генотип - (СЛАЙД-8) Генотип — совокупность генов данного организма, которая характеризует д) Доминантный признак (СЛАЙД – 9) Доминирование — явление преобладания признака. Доминантный признак — признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий. (СЛАЙД-10) е) Рецессивный признак -(СЛАЙД-10) Рецессивный признак- это признак, не обнаруживающийся у гибридов первого поколения. Ж) Гомозигота - (СЛАЙД-11) З) Гетерозигота - ( СЛАЙД-11) Гетерозиготы дают разные гаметы и поэтому в их потомстве наблюдается расщепление. и) Моногибридное скрещивание - (СЛАЙД -12) Моногибридное скрещивание — скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков. к) Дигибридное скрещивание (СЛАЙД-13) Дигибридное скрещивание - скрещивание организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков, например, окраске цветков (белая или окрашенная) и форме семян (гладкая или морщинистая). III. Организация самостоятельной работы с учебником IV.Закрепление изученного материала ОБЬЯСНИТЕ: -Почему генотип нельзя считать механической суммой генов ? -Какие признаки любого организма могут быть отнесены к разряду фенотипических? Приведите примеры -Решите задачу : У каракулевых овец серая окраска шерсти доминирует над черной. Однако гомозиготные серые ягнята погибают при переходе к питанию грубыми кормами из-за недоразвитости рубца. (СЛАЙД-14) Домашнее задание : 1) выучить теорию 2) составить тест или кроссворд с генетическими признаками. | Просмотр видеофрагмента : «Генетика как наука» - DVD диск -2 мин. Отвечают на вопросы, обсуждают, просмотр презентации –(СЛАЙД -2,3) Учащиеся делают записи в тетрадях. Выписывают понятия из модели. Формулируют современное определение понятия «ген»
Формулируют и записывают определения в тетрадь. Формулируют и записывают определения в тетрадь. Осуществляют самоконтроль по усвоению прочитанного материала Отвечают на вопросы Решают задачу – (СЛАЙД-15) |
Приложение:
Генетика –наука о закономерностях наследования признаков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Решение генетических задач.10 класс"
Данная методическая разработка представляет собой урок по биологии в 10 классе, включающий в себя основные этапы урока –практикума. Урок проводится перед контрольным уроком по теме «...
Технологическая карта к интегрированному уроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»
Урок разработан учителем истории высшей категории Никитиной Е.Г. и учителем математики высшей категории Сменцовской Е.А. Сетевой урок обобщения и систематизации знаний и способов действий по тема...
Тест 7 по теме "Генетика, её задачи, основные генетические понятия".
Тест предназначен для подготовки к ЕГЭ....
Урок биологии в 10 классе по теме: «История развития генетики. Основные генетические понятия». Учитель биологии МБОУ Поселковая СОШ: Новикова С.Н.
Урок биологии в 10 классе по теме: «История развития генетики. Основные генетические понятия». Первый урок темы : "Основы генетики"Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: компь...
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"...
Презентация к уроку :Основные генетические понятия
Презентация 1...
Презентация к уроку :Основные генетические понятия
Презентация 2 часть...