Урок на тему :Основные генетические понятия
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Шипилова Галина Павловна

Разработка урока по биологии 10 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему : Основные генетические понятия (10кл.)                    

                            Шипилова Галина Павловна-- учитель химии ,биологии

                            МКОУ «Березовская СОШ»,Воробьевский р-н

Раздел: Преподавание биологии

Цели урока:  1) Сформировать представление о генетике как науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов,

                         2)познакомить с основными понятиями науки.

Задачи:   

Образовательные:  Познакомить с основными генетическими понятиями и терминами, их важностью для понимания общих биологических закономерностей.

Развивающие:  Развитие  умений и навыков , работа с текстом, синтез информации. Развитие способностей правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению вопросов как традиционных, так и новых направлений генетики.

Воспитательные:  Воспитывать потребность в использовании генетических знаний в практической деятельности человека и повседневной жизни.

Оборудование: 1)презентация  «Основные термины и понятия генетики», 2)учебник  « Общая  биология»  автор- В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов ,Н.И.Сонин. 3)DVD диск : «Генетика – как наука»

Тип урока: изучение нового материала.

                                                    Ход урока:

             Деятельность учителя

          Деятельность учащихся

I.  Актуализация знаний

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

-Кто был открывателем закономерностей наследования признаков ?

-На каких растениях проводил опыты Мендель?

-В чем сущность гибридологического  метода ?

II.Изучение нового материала

1.Построение модели науки

(См. Приложение )

Учитель строит на интерактивной доске графическую модель с комментариями.

2.Знакомство с основными понятиями темы.

Учитель проверяет, корректирует записи в тетрадях

Работа с презентацией :

а)   Ген    -           (СЛАЙД 5)

 Ген- участок молекулы ДНК, определяющий возможность развития отдельного признака. Ген - морфологический объект ,участок хромосомы.

б)  Аллель      -             (СЛАЙД  6)

Аллели – различные формы одного и того же гена.

в)  Фенотип     -  (СЛАЙД -7)

Фенотип — совокупность внешних и внутренних признаков организма, приобретённых в результате онтогенеза (индивидуального развития).

г)  Генотип  -  (СЛАЙД-8)

Генотип — совокупность генов данного организма, которая характеризует
особь.

д) Доминантный признак   (СЛАЙД – 9)

Доминирование — явление преобладания признака.

Доминантный признак — признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий.   (СЛАЙД-10)

е)  Рецессивный признак  -(СЛАЙД-10)

Рецессивный признак- это признак, не обнаруживающийся  у гибридов первого поколения.

Ж) Гомозигота  - (СЛАЙД-11)
Гомозиготами по данной паре признаков называют такие особи, которые образуют лишь один сорт гамет, и поэтому при самоопылении или скрещивании с себе подобными в потомстве не дают расщепления.

З)  Гетерозигота      - ( СЛАЙД-11)

Гетерозиготы дают разные гаметы и поэтому  в их потомстве наблюдается расщепление.

и)  Моногибридное скрещивание   - (СЛАЙД -12)

Моногибридное скрещивание — скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

к)  Дигибридное скрещивание  (СЛАЙД-13)

Дигибридное скрещивание - скрещивание организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков, например, окраске цветков (белая или окрашенная) и форме семян (гладкая или морщинистая).

III. Организация самостоятельной работы с учебником
ЗАДАНИЕ: прочитайте внимательно главу , проверьте себя.

IV.Закрепление  изученного материала

ОБЬЯСНИТЕ:

-Почему генотип нельзя считать механической суммой генов ?

-Какие признаки любого организма могут быть отнесены к разряду фенотипических? Приведите примеры

-Решите задачу :

У каракулевых овец серая окраска шерсти доминирует над черной. Однако гомозиготные серые ягнята погибают при переходе к питанию грубыми кормами из-за недоразвитости рубца.

(СЛАЙД-14)

Домашнее задание : 1) выучить теорию

2) составить тест или кроссворд  с генетическими признаками.

Просмотр видеофрагмента : «Генетика как наука» - DVD диск -2 мин.

Отвечают на вопросы, обсуждают, просмотр презентации –(СЛАЙД -2,3)

Учащиеся делают записи в тетрадях.

Выписывают понятия из модели.

Формулируют современное определение понятия «ген»

 

Формулируют и записывают определения в тетрадь.

Формулируют и записывают определения в тетрадь.

Осуществляют самоконтроль по усвоению прочитанного материала

Отвечают на вопросы

Решают задачу – (СЛАЙД-15)

Приложение:  

Генетика –наука о закономерностях наследования признаков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Решение генетических задач.10 класс"

Данная методическая разработка представляет собой урок по биологии в 10 классе, включающий в себя основные этапы урока –практикума. Урок проводится перед контрольным уроком по теме «...

Технологическая карта к интегрированному уроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»

Урок разработан учителем истории высшей категории Никитиной Е.Г. и учителем математики высшей категории Сменцовской Е.А. Сетевой урок обобщения и систематизации знаний и способов действий по тема...

Урок биологии в 10 классе по теме: «История развития генетики. Основные генетические понятия». Учитель биологии МБОУ Поселковая СОШ: Новикова С.Н.

Урок биологии в 10 классе по теме: «История развития генетики. Основные генетические понятия».  Первый урок темы : "Основы генетики"Тип урока: изучение нового материала.  Оборудование: компь...

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"...