Проблемное обучение на уроках биологии
презентация к уроку по биологии
В материале представлены приемы использования проблемного обучения на отдельных уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie_na_urokah_biologii.pptx | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема «Фотосинтез» Фотосинтез был открыт в конце 18 столетия. В изучение этого процесса внесли свой вклад многие ученые. В 1600 году Бельгийский естествоиспытатель Ян ван Гельмонт поставил первый эксперимент по изучению питания растений. Ян ван Гельмонт
Он поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течение 5 лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, Ван Гельмонт обнаружил, что ее вес увеличился на 65 кг, вес земли в горшке уменьшился всего на 50 г. Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ, для ученого осталось загадкой. Студенты должны ответить на этот вопрос. Вся последующая работа по теме строится на разгадку данного опыта, а, следовательно, на разгадку «Тайны процесса фотосинтеза».
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа под действием солнечного света («фото» - свет, «синтез» - образование) КИСЛОРОД Углекислый газ СВЕТ ВОДА Ф О Т О С И Н Т Е З
Другая проблемная ситуация сопоставление фактов. Факт 1. Известно , что в спальне не должно быть слишком много растений, так как при этом ухудшается кислородный режим в помещении. Факт 2. Известно также, что растения при фотосинтезе выделяют кислород, обогащая им окружающий воздух. Не кажутся ли вам эти факты противоречащими друг другу? Почему?
Побочный процесс фотосинтеза Наряду с процессом фотосинтеза для растений присущ процесс дыхания, который, в отличии от фотосинтеза, не прекращается круглые сутки – и на свету, и в темноте. КИСЛОРОД УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ВСЕГДА Д Ы Х А Н И Е
Задача Человек за сутки потребляет в среднем 430 г кислорода и выдыхает 900 г углекислого газа. Подсчитайте, какое количество углекислого газа выдыхается всеми жителями нашего поселка за сутки, если население поселка10.000 человек? Какое количество кислорода потребляет население поселка в течение суток? Сколько гектаров леса необходимо для восстановления нормального состава воздуха, если известно, что один гектар леса поглощает за сутки столько углекислого газа, сколько выдыхает двести человек?”
Тема «Вирусы» Во время военных действий на Кавказе в 19-ом веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат, численностью 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было . Причина гибели в чем-то другом. В чем? Вирус иммунодефицита человека Смертельно опасный вирус СПИДа Трехмерное изображение вируса СПИДа
Почему вирусы отнесли к живым организмам ? Вирус состоит из: 1) Нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) 2) Белковой оболочки – капсид (от лат. слова « capsa » - вместилище).
Почему вирусы отнесли к отдельному царству? Герпес Грипп Табачная мозаика Бактериофаг Полиомиелит Аденовирус
Проблемный вопрос Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Ответы 1 . Маленькие размеры . 2. Быстро приспосабливаются . 3. Встраиваются в чужие клетки и полностью их подчиняют, (клетки начинают синтезировать генетический материал вируса) . 4. Изменчивы, быстро мутируют .
Почему на вирусы не действуют антибиотики? В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившийся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад . Почему?
Генетика Что делает каждого из нас непохожим на других и вместе с тем наделяет нас неким изначальным сходством как представителей одного вида Homo Sapiens ?
Почему у кошки всегда рождаются котята, у львицы – львята? Чем объяснить, что дети не только внешне, но и по характеру напоминают своих родителей? Талант тоже наследуется: Биографы Бахов насчитали в восьми поколениях их рода почти пятьдесят известных музыкантов.
Почему суд оправдал машиниста поезда, который столкнулся со встречным товарным составом? Оказалось, что он красный и зелёный цвет воспринимает как серый. Что такое цветослепота или дальтонизм? Почему одни люди видят все цвета, а другие нет?
Расстроится ли свадьба принца Уно ? Коварнейшей наследственной болезнью является гемофилия. У людей, страдающих этой болезнью, не свёртывается кровь. Родители Уно знают, что в роду принцессы Беатрис были случаи гемофилии. С какой вероятностью болезнь может передаться потомкам?
« Ни капли чужой крови»,- гласило правило и согласно ему из поколения в поколение в жилах многих египетских фараонов, правителей греко-македонской династии текла только элитная голубая кровь. Почему же в таких семьях часто появлялись дети, поражённые душевными и телесными недугами? Чем опасен кровно-родственный брак?
Мальчик? Девочка?
Почему не бывает трёхцветных котов?
Почему у кареглазых родителей родился голубоглазый ребёнок? Почему у двух голубоглазых родителей никогда не будет ребенка с карими глазами? Почему у родителей с первой и четвертой группой крови родился один ребенок со второй группой крови, а другой ребенок с третьей группой крови? Почему не передались по наследству группы крови родителей?
Дискуссия В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство, то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему? Дайте обоснованный ответ.
Как вы считаете, можно ли по одному критерию различить разные виды? Тема «Критерии вида»
Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Есть виды, морфологически почти неотличимые, так называемые виды-двойники, которые не скрещиваются, генетически изолированы. Например, виды-двойники малярийного комара, 2 вида-двойника черных крыс.
Виды - двойники 38 хромосом 42 хромосом два вида черных крыс: у одного вида в кариотипе 38 хромосом, а у другого – 42.
Осовидная муха оса Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому.
Альбинизм
Генетический критерий Каждый вид имеет определенный набор хромосом – кариотип , который отличается количеством хромосом, их формой, размерами, строением 48 хромосом
Генетический критерий 46 хромосом
Биохимический критерий Например , гемоглобин шимпанзе по последовательности аминокислот не отличается от гемоглобина человека гемоглобин
Географический критерий Белый медведь населяет ледяные просторы и острова Полярного бассейна к югу до северных побережий Сибири и Северной Америки. Область распространения бурого медведя очень обширна, охватывает всю лесную и лесо-тундровую зоны Евразии и Северной Америки
По одному из критериев нельзя точно различать виды между собой. Определить принадлежность особи к конкретному виду можно только на основании совокупности всех или большинства критериев. Вывод:
Преимущества технологии проблемного обучения : способствует не только приобретению студентами необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки технологии проблемного обучения: большие затраты времени на достижение запланированных результатов; слабая управляемость познавательной деятельностью студентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"
обоснование и перспективы опыта...
обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"
опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...
Проблемное обучение на уроках биологии
Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:начинает воспринимать себя по-иному;бол...
Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".
Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного ...
Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно – ориентированного обучения
Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения ...