Рабочая программа по биологии,10класс
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Профильный уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Профильный уровень (автор В.Б. Захарова) (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2011) и Программы по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. (авторы О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц) (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. – М., Просвещение, 2008), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pr.10kl.docx | 56.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Профильный уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Профильный уровень (автор В.Б. Захарова) (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2011) и Программы по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. (авторы О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц) (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. – М., Просвещение, 2008), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на профильном уровне отводиться 204 часа, в том числе 102 часа в 10 классе и 102 часа в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
• освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
• ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
• овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
• воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
• приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологических наук, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследований. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются умения, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни подразумевает требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате изучения предмета учащиеся должны
знать/понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни);
- строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских к мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов);
- сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, отдаленных гибридов,
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы скрещивания;
- описывать клетки растений и животных (под микроскопом), готовить и описывать микропрепараты;
- выявлять отличительные признаки живого (у отдельных организмов);
- сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;
- делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности происхождения жизни, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Количество работ практического характера | Количество работ контрольного характера |
10 класс | 102 | 4 | 8 | |
1 | Введение | 1 | ||
2 | Часть 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ | 12 | ТЕСТ № 1. Входное тестирование | |
2.1 | Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи | 5 | ||
2.2 | Возникновение жизни на Земле | 7 | ||
3 | Часть 2. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | 37 | ||
3.1 | Химическая организация клетки | 13 | ЛР 1. Определение крахмала в растительных тканях | ТЕСТ № 2 «Химическая организация живого вещества» |
3.2 | Реализация наследственной информации. Метаболизм. | 8 | ТЕСТ № 3 «Реализация наследственной информации. Метаболизм» | |
3.3 | Строение и функции клеток | 16 | ЛР 2. Изучение растительной и животной клетки под микроскопом | ТЕСТ № 4 «Структурно-функциональная организация клеток эукариот» |
4 | Часть 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | 27 | ||
4.1 | Размножение организмов | 7 | ТЕСТ № 5 «Размножение растений и животных» | |
4.2 | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 20 | ТЕСТ № 6 «Индивидуальное развитие организмов» | |
5. | Часть 4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | 25 | ||
5.1 | Основные понятия генетики | 2 | ||
5.2 | Закономерности наследования признаков | 12 | ЛР 3. Решение генетических задач и составление родословных | ТЕСТ №7. Основные закономерности наследования признаков. |
5.3 | Закономерности изменчивости | 6 | ЛР 4. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой | ТЕСТ № 8. Итоговое тестирование |
5.4 | Основы селекции | 5 | ||
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Количество работ практического характера | Количество работ контрольного характера |
Содержание учебного предмета
(105 часов, 3 часа в неделю)
РАЗДЕЛ 1.
Введение в биологию (5 часов)
Тема 1.1.
Предмет и задачи общей биологии.
Уровни организации живой материи. (2 часа)
Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.
Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире.
Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.
Тема 1.2.
Основные свойства живого. Многообразие живого мира. (3 часа)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации животных, растений, грибов и микроорганизмов.
РАЗДЕЛ 2.
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. (18 часов)
Тема 2.1.
История представлений о возникновении жизни на Земле. (4 часа)
Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.
Тема 2.2.
Предпосылки возникновения жизни на Земле. (6 часов)
Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.
Тема 2.3.
Современные представления о возникновении жизни на Земле. (8 часов)
Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов: реакции обмена веществ, самовоспроизведение. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Гипотезы возникновения генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.
РАЗДЕЛ 3.
Учение о клетке (31 час)
Тема 3.1.
Введение в цитологию. (1час)
Предмет и задачи цитологии. Методы изучения биологии: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические
методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.
Тема 3.2.
Химическая организация живого вещества (9 часов)
Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма.
Тема 3.3.
Строение и функции прокариотической клетки. (1час)
Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток.
Тема 3.4.
Структурно-функциональная организация клеток эукариот (6часов)
Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматиче-ская мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии — энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет
Клеточная теория. (3 часа)
Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.
РАЗДЕЛ 4.
Размножение организмов. (7 часов)
ТЕМА 4.1.
Бесполое размножение растений и животных (2 часа)
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.
Тема 4.2.
Половое размножение (5 часов)
Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение.
РАЗДЕЛ 5.
Индивидуальное развитие организмов. (13 часов)
Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных (6 часов)
Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека.
Тема 5.2.
Постэмбриональное развитие животных. (2 часа)
Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: до-репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.
Учебно - методический комплект
Основная литература:
1. Программа среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Профельный уровень. (автор В.Б. Захаров ) М.: Дрофа, 2011г.
2. Учебник: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 класс: учебник для общеобраз. учреждений. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т Захарова.. М.: Дрофа, 2009
3.Стандарт второго поколения. Примерные программы по биологии 6-9 классы. М «Просвещение» 2011
Дополнительная литература для учителя:
1. Ващенко О.Л. Биология 10 класс Поурочные планы. Профильный уровень. Волгоград. Изд. «Учитель», 2009г.
2. Лернер Г.И. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 классы. М. «Эксмо», 2009г.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138 с;
4. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
5.Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21век» «Мир и образование», 2005;
6.Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
7.Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
8.Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 19
9. Школьные олимпиады по биологии Е.Г.Жадько, В.В.Мамонтов Изд.Феникс2004
10. Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007
11.Биология в вопросах и ответах Е.И.Демьянков,М.Просвещение1996
12.Школьные олимпиады по биологии Е.Г.Жадько, В.В.Мамонтов Изд.Феникс2004
13.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
14.www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
15.http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
16.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
17.http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся
Календарно –тематическое планирование по предмету «Биология» 10 класс(105 ч.)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Вид контроля | Д/з | Дата | |
По плану | Фактически | ||||||||
Раздел 1. Введение в биологию – 5ч. Тема 1.1.Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи.(2 часа) | |||||||||
1 | Предмет и задачи общей биологии. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Индивидуальная, групповая | Определять темы и задачи курса. роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира. | Беседа | стр.7 | 03.09. 2018 | |
2 | Понятие жизни и уровни её организации | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Жизнь и уровни её организации Иерархический принцип построения живой природы | Фронтальный опрос | §1.1 | 05.09. | |
3 | Критерии живых систем | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Критерии живых систем | Фронтальный опрос | §1.2, стр 19-23 | 06.09. | |
4 | Критерии живых систем | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Критерии живых систем | Фронтальный опрос | §1.2, стр. 23-29 | 10.09. | |
5 | Вводный контроль | 1 | Тест | Индивидуальная, групповая | Тестирование по разделу введение в биологию (или письменная работа с заданиями) | Тестирование | 12.09. | ||
6 | История представ-лений о возникно-вении жизни | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Абиогенез, биогенез, религиозная точка зрения | Фронтальный опрос | §2.1 | 13.09. | |
7 | Работы Пастера | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Экспериментальные доказательства невозможности самозарождения жизни | Фронтальный опрос | §2.1.2 | 17.09. | |
8 | Теории вечности жизни | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Доводы в пользу представления о вечности жизни | Фронтальный опрос | §2.1.3 | 19.09. | |
9 | Материалистические теории происхождения жизни | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Абиогенез | Фронтальный опрос | §2.1.4 | 20.09. | |
10 | Эволюция химичес-ких элементов в космическом пространстве | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Предпосылки (космические и планетарные) Возникновения жизни абиогенным путём | Фронтальный опрос | §2.2., 2.2.1 | 24.09. | |
11 | Образование планетарных систем | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Образование галактик и звездных систем | Фронтальный опрос | §2.2.2 | 26.09. | |
12 | Химические предпосылки возникновения жизни | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Состав первичной атмосферы Земли, образование газов первичной атмосферы Земли | Фронтальный опрос | §2.2.3 | 27.09. | |
13 | Источники энергии и возраст Земли | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Возможные источники энергии для первичной химической эволюции: ядерные реакции, ультрафиолетовые излучения, вулканизм, молнии | Фронтальный опрос | §2.2.4 | 01.10. | |
14 | Условия среды на древней Земле | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Опыты Миллера и Юри. Условия среды, необходимые для синтеза орг. в-в. Вода-необходимое условие для жизни | Фронтальный опрос | §2.2.5 | 03.10. | |
15 | Семинар по теме «Предпосылки возникновения жизни на Земле» | 1 | Тест | Индивидуальная, групповая | Абиотическая эра | тестирование | 04.10. | ||
16 | Современные представления о возникновении жизни | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Современные представления о возникновении жизни | Фронтальный опрос | конспект | 08.10. | |
17 | Теория А. И.Опарина, опыты С.Миллера. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Теория А. И.Опарина, опыты С.Миллера. | Фронтальный опрос | конспект | 10.10 | |
18 | Теория происхождения протобиополимеров | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Коацерваты | Фронтальный опрос | §2.3 | 11.10. | |
19 | Эволюция протобионтов | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Анаэробы, Автотрофы, аэробы, гетеротрофы | Фронтальный опрос | §2.4 | 15.10. | |
20 | Гипотезы возникновения генетического кода | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Гипотезы возникновения генетического кода | Фронтальный опрос | конспект | 17.10 | |
21 | Начальные этапы биологической эволюции | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Эктодерма, энтодерма | Фронтальный опрос | §2.5 | 18.10. | |
22 | Семинар по теме «Теория происхож-дения протобиополи-меров » | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Принцип естественного отбора | Семинар | 22.10.2 | ||
23 | Зачет №1 | 1 | Тест | Индивидуальная, групповая | Тестирование по разделу « Теория происхождения протобиополимеров » | Фронтальный опрос | 24.10. | ||
24 | Введение в цитологию | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Цитология | Фронтальный опрос | стр.83-85 | 25.10. | |
25 | Неорганические в-ва, входящие в состав клетки | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Буферность, биоэлементы, гидрофобные и гидрофильные в-ва | Фронтальный опрос | §3.1 | 07.11. | |
26 | Органические вещества, входящие в состав в клетки. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Фронтальный опрос | §3.2 | 08.11. | ||
27 | Биологические полимеры-белки | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Денатурация, полипептид, ренатурация, ферменты | Фронтальный опрос | §3.2.1 | 12.11. | |
28 | Органические вещества. Углеводы. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Углеводы, сложные углеводы | Фронтальный опрос | §3.2.2 | 14.11. | |
29 | Органические вещества – жиры и липиды | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | химический состав жиров и липоидов. Строение жиров | Фронтальный опрос | §3.2.3 | 15.11. | |
30 | Семинар по теме «Химическая организация клетки» | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Специфичность ферментов | Фронтальный опрос | 19.11. | ||
31 | Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | нуклеиновые кислоты, ген, молекулы ДНК. Модель Уотсона и Крика | Фронтальный опрос | §3.2.4, стр.106-109 | 21.11 | |
32 | Рибонуклеиновые кислоты. Генетическая информация. | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Антикодон, кодон, генетический код. Виды РНК | Фронтальный опрос | §3.2.4, стр109-113 | 22.11. | ||
33 | Семинар по теме «Нуклеиновые кислоты» | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Генетический код, транскрипция, Редупликация | Фронтальный опрос | 26.11. | ||
34 | Царство прокариоты, особенности строения. Место и роль прокариот в биогеоценозах | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Место и роль прокариот в биогеоценозах | Фронтальный опрос | §5.1 | 28.11. | |
35 | Эукариотическая клетка. Цитоплазматическая мембрана | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Пиноцитоз, фагоцитоз, эукариоты | Фронтальный опрос | §5.2 | 29.11 | |
36 | Органоиды эукариотической клетки | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Кристы , центриоль, эндоплазматическая сеть | Фронтальный опрос | §5.2.1, стр.143-150 | 03.12. | |
37 | Органоиды эукариотической клетки | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Фронтальный опрос | §5.2.1, стр. 150-157 | 05.12. | ||
38 | Клеточное ядро | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Кариоплазма | Фронтальный опрос | §5.2.2 | 06.12. | |
39 | Строение и функции хромосом | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Диплоидный набор гаплоидный набор, гомологичные хромосомы, кариотип, хромосома, центромера | Фронтальный опрос | §5.2.2 | 10.12. | |
40 | Семинар по теме « Строение и функции клеток» | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Особенности строения эукариот и прокариот | Фронтальный опрос | 12.12. | ||
41 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке.Анаболизм | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Анаболизм, ассимиляция, гомеостаз, метаболизм, транскрипция, трансляция | Фронтальный опрос | §4.1 | 13.12. | |
42 | Пластический обмен. Биосинтез белка. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | транскрипция, трансляция, биосинтез белка | Фронтальный опрос | §4.1 | 17.12. | |
43 | Энергетический обмен веществ | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Диссимиляция, гликолиз, катаболизм | Фронтальный опрос | §4.2 | 19.12. | |
44 | Полное кислородное расщепление. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Полное кислородное расщепление | Фронтальный опрос | §4.2, стр 125 | 20.12. | |
45 | Фотосинтез.. Автотрофный тип обмена веществ | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Автотрофы, тилакоиды, фототрофы, фотосинтез | Фронтальный опрос | §4.3 | 24.12. | |
46 | Хемосинтез | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Хемосинтез, хемотрофы | Фронтальный опрос | §4.4,стр.129-131 | 26.12. | |
47 | Семинар по теме « Метаболизм- осно-ва существования живых организмов» | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Тестирование по разделу «Метаболизм-основа существования живых организмов» (или письменная работа с заданиями) | Фронтальный опрос | 27.12. | ||
48 | Жизненный цикл клеток | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Жизненный цикл, интерфаза | Фронтальный опрос | конспект | 14.01. 2019 | |
49 | Митоз | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Митотический цикл | Фронтальный опрос | §5.3 | 16.01 | |
50 | Неклеточные формы жизни. Вирусы | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Внутриклеточный паразитизм, вирус, вирусология, капсид | Фронтальный опрос | §5.6 | 17.01 | |
51 | Неклеточные формы жизни. Вирусы | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Внутриклеточный паразитизм, вирус, вирусология, капсид | Фронтальный опрос | §5.6 | 21.01 | |
52 | Клеточная теория строения организмов | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Клеточная теория | Фронтальный опрос | §5.5 | 23.01 | |
53 | Основные положения клеточной теории. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Положения клеточной теории | Фронтальный опрос | §5.5 | ||
54 | Современное состояние клеточной теории. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Современное состояние клеточной теории. | Фронтальный опрос | Конспект | ||
55 | Бесполое размножение | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Бесполое размножение | Фронтальный опрос | §6.1 | ||
56 | Вегетативное размножение | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Вегетативное размножение, органная регенерация | Фронтальный опрос | §6.1 | ||
57 | Половое размножение | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Оплодотворение ,партеногенез, половое размножение | Фронтальный опрос | §6.2 | ||
58 | Развитие половых клеток | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Гаметогенез, гаметы, гермофродитизм, овогенез, репродуктивный период, сперматогенез | Фронтальный опрос | §6.2,стр.200 | ||
59 | Мейоз | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Гаплоидный набор хромосом, конъюгация, кроссинговер,диплоидный набор хромосом | Фронтальный опрос | §6.2,стр 200 | ||
60 | Семинар по теме «Размножение организмов» | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Особенности размножения | Фронтальный опрос | |||
61 | Зачёт | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Тестирование по теме « Размножение организмов » (или письменная работа с заданиями) | Тестирование | |||
62 | Краткие исторические сведения | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Онтогенез, биогенетический закон, периоды онтогенеза | Фронтальный опрос | §7.1 | ||
63 | Эмбриональный период развития | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Бластоцель, бластула, дробление, эмбриология, эмбриональный период | Фронтальный опрос | §7.2 | ||
64 65 | Эмбриогенез: гаструляция и органогенез | 2 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Гаструляция, гомологичные органы, мезодерма, эктодерма, энтодерма, гаструла, зародышевые листки | Фронтальный опрос | §7.2.2 | ||
66 | Клонирование растений и животных. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Клонирование растений и животных | Фронтальный опрос | конспект | ||
67 | Семинар по теме «Эмбриональное развитие животных» | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Особенности эмбрионального периода. Этапы и характеристики | Фронтальный опрос | |||
68 69 | Постэмбриональный период развития | 2 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Дорепродуктивный период, метаморфоз, непрямое развитие, постэмбриональный период, прямое развитие, репродуктивный период | Фронтальный опрос | §7.3 | ||
70 | Жизненный цикл и чередование поколений у споровых и покрытосеменных растений | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Гаметогенез, гаметофит, спорогенез, спорофит | Фронтальный опрос | §7.3 полностью | ||
71 | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Дивергенция, зародышевое сходство у позвоночных | Фронтальный опрос | §7.4 | ||
72 | Роль факторов окружающей среды в онтогенезе. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Критические периоды в развитии эмбриона, регенерация | Фронтальный опрос | §7.5 | ||
73 | Критические периоды развития. Понятие о регенерации. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Критические периоды развития. Понятие о регенерации. | Фронтальный опрос | §7.5 полсностью | ||
74 | Зачет по теме « Индивидуальное развитие организмов » | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Тестирование (или письменная работа с заданиями | Тестирование | |||
75 | История развития генетики. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Генотип, гены, гетерозигота, гомозигота, изменчивость, наследственность, локус, фенотип, признак (доминантный, рецессивный) | Фронтальный опрос | §8 | ||
76 | Основные понятия генетики | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Ген, геном, организация генома | Фронтальный опрос | §8,конспект | ||
77 | Гибридологический метод изучения наследования признаков | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Опыты Менделя | Фронтальный опрос | §9.1 | ||
78 | Первый закон Менделя-закон единообразия первого поколения | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Гибрид, гибридизация, доминирование, моногибридное скрещивание, чистые линии | Фронтальный опрос | §9.2.1 | ||
79 | Второй закон Менделя- закон расщепления | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Полное доминирование, расщепление | Фронтальный опрос | §9.2.2 | ||
80 | Неполное доминирование. Множественный аллелизм | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Неполное доминирование | Фронтальный опрос | §9.2,стр266 | ||
81 82 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя-закон независимого комбинирования | 2 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Дигибридное, полигибридное, закон независимого комбинирования | Фронтальный опрос | §9.2.4 | ||
83 | Анализирующее скрещивание | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Гомозигота, гетерозигота, механизм анализирующего скрещивания | Фронтальный опрос | §9.2.4 стр276 | ||
84 | Хромосомная теория наследственности | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Группа сцепления, кроссинговер, морганиды, перекрест, сцепленное наследование | Фронтальный опрос | §9.3 | ||
85 | Решение генетических задач на сцепленное наследование» | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Расстояние между генами | Фронтальный опрос | Записи в тетради | ||
86 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Аутосомы, гетерохромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол | Фронтальный опрос | §9.4 | ||
87 | Решение генетических задач на сцепленных с полом наследование» | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Наследование гемофилии и дальтонизма у человека | Фронтальный опрос | задачи | ||
88 | Генотип как целостная система. Взаимодействие генов | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Гетерозис, кодоминирование, комплементарность, плейотропия, полимирия, эпистаз | Фронтальный опрос | §9.5 | ||
89 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Наследование групп крови у человека | Фронтальный опрос | §9.5.1 | ||
90 | Семинар по теме «Закономерности наследования признаков» | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Законы и правила. Законы наследственности | Фронтальный опрос | конспект | ||
91 | Основные формы изменчивости. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Формы изменчивости | Фронтальный опрос | конспект | ||
92 | Наследственная (генотипическая) изменчивость | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Изменчивость, комбинативная изменчивость, наследственная изменчивость | Фронтальный опрос | §10.1 | ||
93 | Мутации, их классификации | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Мутаген, мутагенез, мутации, классификация мутаций,причины мутаций | Фронтальный опрос | §10.1 стр 302 | ||
94 | Зависимость проявления генов от условий внешней среды | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Вариационный ряд, модификации, морфоз, норма реакции | Фронтальный опрос | §10.2 | ||
95 | Комбинативная изменчивость | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Комбинативная изменчивость | Фронтальный опрос | Стр.306 | ||
96 | Модификационная изменчивость. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Вариационная кривая, варианта, статистика модификаций | Фронтальный опрос | Стр311 | ||
97 | Семинар по теме«Закономерности изменчивости» | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Сравнение свойств мутационной и модификационной изменчивости | Фронтальный опрос | |||
98 | Зачет | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Тестирование по теме « Закономерности наследственности», « Закономерности изменчивости» (или письменная работа с заданиями) | Тестирование | |||
99 | Методы изучения генетики человека | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Методы изучения наследственности человека6 генеологический, близнецовый, цетологический | Фронтальный опрос | конспект | ||
100 | Наследственные заболевания и их предупреждение | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Наследственные заболевания. Меры профилактики наследственных заболеваний, медико-генетическое консультирование | Фронтальный опрос | конспект | ||
101 | Создание пород животных и сортов растений | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Одомашнивание, селекция | Фронтальный опрос | §11.1 | ||
102 | Методы селекции растений и животных | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Гетерозис, гибридизация, отбор, порода, сорт | Фронтальный опрос | §11.2 | ||
103 | Селекция микроорганизмов. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Биотехнология, генная инженерия | Фронтальный опрос | §11.3 | ||
104 | Достижения современной селекции | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная, групповая | Геном, клонирование | Фронтальный опрос | §11.4 | ||
105 | Итоговая контрольная работа | 1 | Тест | Индивидуальная, групповая | Тест в виде ЕГЭ | Тестированиие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме: "Строение клетки" биология 10класс
Тест для учащихся 10 класса по теме: "Строение клетки"...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
итоговая контрольная работа по общей биологии-10класс
Сложность работы заключается в том, что работа содержит тестовые задания с неопределённым числом вариантов ответов...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...