Конкурсное задание Педагогический проект
проект по биологии (9 класс)
Организация работы со слабоуспевающими обучающимися в 9 классе по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mursalimova_t.v.docx | 50.48 КБ |
proekt_mursalimova_t.v.pptx | 122.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №14 имени А.Ф.Лебедева г. Томска
ПРОЕКТ
Организация работы со слабоуспевающими обучающимися в 9 классе
(база выполнения проекта - МАОУ СОШ №14 имени А.Ф. Лебедева,
группа обучающихся в составе 45 человек)
Авторы-составители:
Мурсалимова Т.В. – учитель биологии
Томск – 2018
Пояснительная записка
«Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит она в тебе самом».
Древнее изречение
«Чем больше будет учитель обдумывать каждый свой урок и соизмерять его с силами ученика, тем легче будет учиться ученик».
Л.Н.Толстой
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников.
Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Кроме того Томск давно превратился в поликультурную среду, в школах увеличился и продолжает увеличиваться контингент детей мигрантов, для которых русский язык не являлся родным, что ухудшает изучение предметов, так как главным инструментом изучения любых предметов является русский язык. А новый ФГОС предполагает интенсификацию обучения; никто уже не отрицает перегруженности школьных программ, как результат - значительное возрастание числа слабоуспевающих.
Слабоуспевающие учащиеся – учащиеся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.
К слабоуспевающим школьникам относят учеников, которые некачественно, поверхностно и с пробелами усваивают школьную программу.
В основе неуспеваемости лежит ряд причин, которые часто действуют в комплексе.
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
- Физиологические;
- Психологические;
- Социальные
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:
1 группа - недостатки познавательной деятельности
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
2 группа - недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
В сложившейся ситуации и перед учителем математики главным смысл деятельности состоит в том, чтобы каждому ученику создать ситуацию успеха, так как успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, именно успех рождает энергию для преодоления трудностей. Возникает вопрос: как создать эту ситуацию? Как организовать учебный процесс с детьми с разными возможностями?
Гипотеза: если в школе создать необходимые условия для деятельности слабоуспевающих учащихся, то это будет способствовать самореализации и успешному окончанию основной школы детей, испытывающих трудности в освоении биологии.
Объект исследования: образовательный процесс школы.
Предмет исследования: условия, способствующие самореализации обучающихся и освоению в полной мере образовательной программы по биологии с целью успешного прохождения ГИА за курс основной школы в форме ОГЭ.
Данный проект рассчитан на обучающихся 9-х классов, испытывающих трудности в освоении биологии.
Цель проекта:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по биологии;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи проекта:
- диагностировать образовательный ресурс индивидуального развития учащихся;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику;
- пробуждение природной любознательности;
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Актуальность данного проекта
В девятом классе завершается обучение ребенка в основной школе. Обучающийся должен пройти итоговую государственную аттестацию за курс основной школы. Биология не является основным предметом учебной программы, которые должны быть освоены и сданы в обязательном порядке всеми обучающимися. Но для некоторых ребят это первые серьезные экзамены, от которых зависит будущее: смогут ли дети остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году.
Задача осложняется и тем, что перед учащимися девятого класса стоит выбор - принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен либо дальнейшую траекторию – продолжить обучение в своей школе, поступить в другую с целью дальнейшего поступления в ВУЗ, либо выбрать образование в колледже или техникуме по какой-то специальности.
Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам - появляются новые предметы, происходит углубление в содержание уже знакомых дисциплин. Другими словами - учиться становится сложнее.
Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться.
Как уже было сказано, существует много причин неуспеваемости. И в каждом конкретном случае к каждому конкретному ребенку учитель должен подобрать свои формы и методы работы.
Ресурсы:
Кадровые | администрация школы, руководители МО, учителя биологии, работающие в 9-х классах, классные руководители, учащиеся, родители |
Информационные | семинары, педсоветы, предметные конкурсы, внеклассные мероприятия и др. |
Сроки реализации проекта: проект рассчитан на 1 год обучения.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный
Подготовительный этап основан на диагностике проблем учебно-воспитательного процесса, выявление и формулирование противоречий, нуждающихся в ликвидации. На данном этапе работы следует обратить внимание на следующие области учебного процесса:
1) обучающиеся: выявить группу детей, испытывающих трудности в освоении биологии;
2) воспитательный процесс: выявить темы программного материалы, по которым обучающийся испытывает затруднения.
3) кадровые ресурсы: обучение учителей биологическим методикам и техникам работы со слабоуспевающими и отстающими учениками через курсы повышения квалификации, обучающие семинары, тематические педсоветы и др.
4) методическое сопровождение: разработать ряд сопроводительных документов, методических рекомендаций и др., направленных на организацию процесса работы с детьми, показывающими слабые результаты по биологии.
Использование приемов: Карта внутреннего мониторинга обучающегося, Карта роста, конверт «Мои ошибки».
II этап. Основной
Основной этап работы в рамках проекта заключен в деятельности по следующим направлениям:
1. Работа администрации школы со слабоуспевающими учащимися
2. Работа учителей-предметников со слабоуспевающими учащимися
3. Работа классных руководителей со слабоуспевающим учащимися
4.Работа психолога со слабоуспевающим учащимися
5.Работа социального педагога со слабоуспевающим учащимися
6.Работа с родителями
Настоящий этап включает в себя изучение всех основных категории, которые должен знать обучающийся, испытывающий трудности в освоении программного материала биологии:
Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии: |
|
Форма работы:
1.Личностно – ориентированный подход:
Это дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1.Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание
2.Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция)
3.Запись условия в виде значков, таблицы, словесно
4.Указание алгоритма решения при выполнении
5.Указание аналогичной задачи, решённой ранее
6.Предложение выполнить вспомогательное решение, наводящее на предложенное
7.Наведение на поиск решения определённой ассоциацией
8.Указание причинно – следственных связей, необходимых для задания
9.Расчленение сложного задания на элементарные составные части
10.Постановка наводящих вопросов
11.Указание правил, на основании которых выполняется задание
12.Предупреждение о наиболее типичных ошибках
13.Объяснение хода выполнения подобного задания
14.Выдача ответа или результата выполнения задания
2. Постепенное знакомство с новым материалом.
Слабые ученики не могут применять одновременно в задачах старые и новые знания. Проведение дополнительных занятий.
3. Ведение мониторинга по предмету.
По этому учёту виден «рост ученика». У каждого такого ученика есть индивидуальная карта успеха.
4. На уроке необходимо создание ситуации успеха.
Проблема общения «ученик – учитель» исчезает, если учащихся к доске вызывать парами. Они раскрываются у доски, т.к. на помощь всегда придёт консультант.
На уроках использование таких коррекционных методов, как
- наглядные опоры в обучении
- комментированное управление
- поэтапное формирование умственных действий
- опережающее консультирование по трудным темам
5. Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости – это совместная работа педагога, психолога, логопеда, соц. педагога и родителей.
6.Работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
- освоение образовательного минимума по биологии, который должен быть освоен учащимися к концу 9-го классу;
- успешное прохождение ОГЭ по биологии слабоуспевающими учащимися 9 класса;
- повышение среднего балла успеваемости.
Возможные риски:
Виды рисков | Действия |
Часть участников останется пассивной в ходе реализации проекта | Повышение мотивации с помощью ведения учащимся дневника успешности |
Нежелание педагогов участвовать в реализации проекта | Повышение мотивации педагогов с помощью стимулирующих выплат |
III этап. Заключительный
Подведение основных итогов проекта с целью обобщения опыта и создания ряда рекомендаций для дальнейшей деятельности. Также на этапе обобщения опыта планируется проведение семинара, направленного на трансляцию опыта, а также ряда других мероприятий систематизирующего характера.
Планируемый продукт:
- Положение об организации работы со слабоуспевающими и отстающими обучающимися
- Методические рекомендации по работе со слабоуспевающими и отстающими обучающимися по математике
Список литературы
- Биология для поступающих в вузы: интенсивный курс / Г. Л. Билич, В. А. Крыжановский. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2013. – 509 с.
- Биология: методические рекомендации / В. Э. Бутвиловский, В. В. Давыдов, Т. Г. Романова. – Минск: БГМУ, 2012. – 143 с.
- Биология: вся школьная программа в тестах с решениями / Р. Г. Заяц, В. Э. Бутвиловский, В. В. Давыдов. – Минск: Открытая книга, 2016. – 463 с.
- Биология: методические рекомендации / В. Э. Бутвиловский, В. В. Давыдов, Т. Г. Романова. – Минск: БГМУ, 2016. – 151 с.
- Биология: методические рекомендации / В. Э. Бутвиловский, В. В. Давыдов, Е. Ф. Якимова. – Минск: БГМУ, 2015. – 171 с.
\
Приложение 1.
Индивидуальная карта роста
обучающегося _______ класса _______________________________
Полученная оценка | Дата проведения мониторинга (проверочной работы, контрольной работы, пробного тестирования) | |||
проверочная работа | ||||
контрольная работа | ||||
пробный ОГЭ | ||||
Коррекционная работа:
Дата проведения | ||||
1. Биология как наука. Методы биологии | ||||
2. Признаки живых организмов | ||||
3. Система, многообразие и эволюция живой природы | ||||
4. Человек и его здоровье | ||||
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды |
Приложение 2.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
- Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
- Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
- Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
- Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
- Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Приложение 3.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
При организации самостоятельной работы | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. |
В ходе самостоятельной работы на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. |
Приложение 4.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
3. запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
4. указание алгоритма решения или выполнения.
5. Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
10. Выдача ответа или результата выполнения задания.
11. расчленение сложного задания на элементарные составные части.
12. Постановка наводящих вопросов.
13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Приложение 5.
План индивидуальной работы с неуспевающими учащимися
- Педагогическая и психологическая характеристика
учащегося.
- Тема и разделы, по которым ученик имеет пробелы.
- Методы и формы работы.
- Число, месяц проведения занятий, к какому сроку, какая тема сдается.
- Оценка.
- Связь с родителями.
- Связь с классными руководителями, общественными организациями.
Приложение 6.
Работа с родителями
- Организация индивидуальной беседы родителей и учителя
- Родительское собрание
- Практикум для родителей по выполнению отдельных заданий
- Рекомендация методической литературы по предмету
- Приглашение на уроки с целью определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива
- Создание коррекционных тетрадей
- Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения
- Совместное выполнение произвольных заданий по предмету родителя и ученика
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РезультативностьОГЭ : Слабоуспевающие учащиеся – учащиеся , которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.
Данный проект рассчитан на обучающихся 9-х классов, испытывающих трудности в освоении биологии .
Гипотеза: если в школе создать необходимые условия для деятельности слабоуспевающих учащихся, то это будет способствовать самореализации и успешному окончанию основной школы детей, испытывающих трудности в освоении биологии .
Объект исследования : образовательный процесс школы. Предмет исследования: условия, способствующие самореализации обучающихся и освоению в полной мере образовательной программы по биологии с целью успешного прохождения ГИА за курс основной школы в форме ОГЭ.
Цель проекта: создание условий для успешного индивидуального развития ребенка; ликвидация пробелов у учащихся в обучении по биологии . Задачи проекта: диагностировать образовательный ресурс индивидуального развития учащихся; создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику; создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности; пробуждение природной любознательности; вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Этапы реализации проекта : I этап. Подготовительный 1) обучающиеся: выявить группу детей, испытывающих трудности в освоении биологии ; 2) воспитательный процесс: выявить темы программного материалы, по которым обучающийся испытывает затруднения . 3) кадровые ресурсы: обучение учителей биологии методикам и техникам работы со слабоуспевающими и отстающими учениками через курсы повышения квалификации, обучающие семинары, тематические педсоветы и др. 4) методическое сопровождение : разработать ряд сопроводительных документов, методических рекомендаций и др., направленных на организацию процесса работы с детьми, показывающими слабые результаты по биологии .
Этапы реализации проекта : II этап. Основной 1. Работа администрации школы со слабоуспевающими учащимися 2. Работа учителей-предметников со слабоуспевающими учащимися 3. Работа классных руководителей со слабоуспевающим учащимися 4.Работа психолога со слабоуспевающим учащимися 5.Работа социального педагога со слабоуспевающим учащимися 6.Работа с родителями
Этапы реализации проекта : II этап. Основной Форма работы : 1.Личностно – ориентированный подход. 2. Постепенное знакомство с новым материалом. 3. Ведение мониторинга по предмету. 4. На уроке необходимо создание ситуации успеха. 5. Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости – это совместная работа педагога, психолога, логопеда, соц. педагога и родителей. 6.Работа с родителями .
Этапы реализации проекта : III этап. Заключительный Подведение результатов (результат ОГЭ) Обобщение опыта и создание продукта (методические рекомендации по работе со слабоуспевающими , формы карт мониторинга, представление опыта работы педагогическому сообществу)
Выводы: Для обучающихся: создание условий, способствующих успешному обучению; Для педагога: подбор оптимальных приемов и форм деятельности, формирование конкретных рекомендаций по работе со слабоуспевающими детьми.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсное задание «Педагогический совет». Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов.
Текст выступления на педагогическом совете....
Конкурсное задание "Педагогический совет" Введение в ФГОС: 10 важных вопросов и ответов.
Конкурсное задание "Педагогический совет" Введение в ФГОС: 10 важных вопросов и ответов....
Конкурсное задание «Педагогический совет». Выступление по теме: «Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов».
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения предлагаю познакомиться с ответами на волнующие многих вопросы...
Конкурсное задание "Педагогический совет"
Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов....
Конкурсное задание. Педагогическое эссе "Я - учитель"
Небольшое эссе о мотивах выбора профессии учителя, собственных педагогических принципах и подходах к образованию, о роли учителя в современном мире....
Конкурсное задание Педагогический проект презентация
Организация работы со слабоуспевающими обучающимися в 9 классе по биологии...
Конкурсное задание Педагогический проект презентация
Организация работы со слабоуспевающими обучающимися в 9 классе по биологии...