Выступление на районном методическом объединении учителей биологии
статья по биологии
Установление тесной связи между теорией и практикой при изучении биологии является основой политехнического обучения школьников. Решению этой задачи в определенной степени способствуют практические работы, проведение которых предусмотрено школьной программой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_napravlennost_urokov_biologii.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Практическая направленность уроков биологии – путь к формированию прочных знаний».
Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен. Поэтому неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, которые повышают познавательный интерес к изучаемому предмету, повышают качество знаний учащихся. Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие. В каждом уроке обязательно должна быть своя «изюминка». Изучение нового материала должно начинаться с яркого, красивого вступления, цель которого – привлечь внимание к изучаемому материалу, заинтересовать, удивить, потрясти, заставить задуматься, почувствовать ограниченность своих знаний. Изучение нового можно начать с эпиграфа, с удивительного факта, с проблемного вопроса, с необычного описания объекта изучения. Заинтриговать учащихся может необычный рисунок, загадка, видео- или музыкальный фрагмент.
Установление тесной связи между теорией и практикой при изучении биологии является основой политехнического обучения школьников. Решению этой задачи в определенной степени способствуют практические работы, проведение которых предусмотрено школьной программой.
Практические работы преследуют цель: применить, закрепить и развить знания, полученные учащимися на уроках природоведения, сельскохозяйственного труда и биологии. Но должна здесь быть и обратная связь — знания и умения, полученные школьниками в ходе выполнения практических работ, должны использоваться на уроках.
В этой статье я хочу предложить учителям несколько из возможных вариантов проведения таких работ с учащимися 5-6 классов. Каждая работа включает две части: теоретическую и практическую. Цель первой части — восстановить в памяти знания, полученные ими на уроках, которые необходимы для понимания выполняемой работы.
Например: использование игры «Словоежка» помогает мне быстро проверить усвоение темы «Клеточное строение организма» Этот вид работы есть в вариантах ОГЭ.
Вставить пропуски в предложения.
Все представители царства Животные состоят из __________________(А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в ______________ (Б), которые хранятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют_____ (В). Одни из них, например ________ (Г), участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки.
Перечень терминов:
1) Колцевая ДНК
2) Лизосома
3) Эукариотическая
4) Митохондрия
5) Хромосома
6) Прокариотическая
7) Органоид
8) включение
Ответ:
А Б В Г
Использование практических форм ведения урока способствует повышению мотивации к обучению и сознательному выбору профессии, связанной с биологическими знаниями. Включение практических работ, лабораторных работ и экскурсий в планирование предмета помогают детям узнавать животных и растения родного края, изучать их, проводить исследовательские работы по исчезающим видам животных и растений, учат любить природу, правильно вести себя на экскурсии, в походе.
Начиная с 5 класса, все темы имеют практическую направленность: дети учатся работать с оптическими приборами, при изучении царства «Грибы» ученики учатся распознавать ядовитые и съедобные грибы, при изучении царства «Растений» учатся узнавать виды растений, их распространение и значение. На экскурсии ребята сами собирают и высушивают растения для гербария, которые могут использовать в 6 классе при изучении строения и многообразия покрытосеменных растений, учатся классифицировать растения по классам. В 6 классе ученики учатся проводить опыты с проращиванием семян, высаживают на пришкольном участке рассаду, учатся правильно поливать, вносить подкормку. Осенью собирают урожай и пишут отчет о проделанной работе за год, учатся писать проектные работы, правильно их оформлять. Если ребенок видит плоды своего труда, то и интерес к предмету будет высоким, ученик будет приспособленным к жизни. А это – главное условие ФГОС - выпустить социально – адаптированного ученика, приспособленного к жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном методической объединении учителей ФК по теме: "Лечебное плавание как эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза" 08 ноября 2012 года
Сколиоз - прогрессивное заболевание, которое характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости......
Выступление на районном методическом семинаре учителей биологии на тему: « Система подготовки к сдаче ГИА по биологии».
Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий ГИА по биол...
Выступление на районном методическом объединении учителей математики.
Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения. (Выступление на районном методическом объединении учителей математики)....
Выступление на районном методическом объединении учителей математики. Статья.
Статья по теме:"Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения" (выступление на районном методическом объединении учителей математики)....
Статья. Выступление на районном методическом объединении учителей математики. 2013 г.
Методический материал. Статья: "Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения".(Выступление на районном методическом объединении учителей математики)....
Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»
Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...