Выступление на районном методическом объединении учителей биологии
статья по биологии

Медведева Нина Ивановна

Установление тесной связи между теорией и практикой при изучении биологии является осно­вой политехнического обучения школьников. Решению этой задачи в определенной степени способствуют практические работы, проведение которых предусмотрено школьной программой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_napravlennost_urokov_biologii.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Практическая направленность уроков биологии – путь к формированию прочных знаний».

   Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен. Поэтому неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика.    Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, которые повышают познавательный интерес к изучаемому предмету, повышают качество знаний учащихся. Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие. В каждом уроке обязательно должна быть своя «изюминка». Изучение нового материала должно начинаться с яркого, красивого вступления, цель которого – привлечь внимание к изучаемому материалу, заинтересовать, удивить, потрясти, заставить задуматься, почувствовать ограниченность своих знаний.                                                                              Изучение нового можно начать с эпиграфа, с удивительного факта, с проблемного вопроса, с необычного описания объекта изучения.  Заинтриговать учащихся  может необычный рисунок, загадка, видео- или музыкальный фрагмент.  

      Установление тесной связи между теорией и практикой при изучении биологии является основой политехнического обучения школьников. Решению этой задачи в определенной степени способствуют практические работы, проведение которых предусмотрено школьной программой.

Практические работы преследуют цель: применить, закрепить и развить знания, полученные учащимися на уроках природоведения, сельскохозяйственного труда и биологии. Но должна здесь быть и обратная связь — знания и умения, полученные школьниками в ходе выполнения практических работ, должны использоваться на уроках.

    В этой статье я хочу предложить учителям несколько из возможных вариантов проведения таких работ с учащимися 5-6   классов. Каждая работа включает две части: теоретическую и практическую. Цель первой части — восстановить в памяти знания, полученные ими на уроках, которые необходимы для понимания выполняемой работы.

  Например: использование игры «Словоежка»  помогает мне быстро  проверить  усвоение  темы «Клеточное строение организма» Этот вид работы  есть в вариантах ОГЭ.

Вставить пропуски в предложения.

   Все представители  царства Животные состоят из __________________(А) клеток. Наследственная  информация в этих клетках заключена в ______________ (Б), которые хранятся в ядре. Постоянные  клеточные структуры, выполняющие  особые функции, называют_____ (В). Одни из них, например ________ (Г), участвуют в биологическом окислении  и называются «энергетическими станциями» клетки.

 Перечень терминов:

1)        Колцевая ДНК

2)        Лизосома

3)        Эукариотическая

4)        Митохондрия

5)        Хромосома

6)        Прокариотическая

7)        Органоид

8)        включение

Ответ:

А        Б        В        Г

          Использование практических форм ведения урока способствует повышению мотивации к обучению и сознательному выбору профессии, связанной с биологическими знаниями. Включение практических работ, лабораторных работ и экскурсий в планирование предмета помогают детям  узнавать животных и растения родного края, изучать их, проводить исследовательские работы  по исчезающим видам  животных и растений, учат любить природу, правильно вести себя на экскурсии, в походе.

      Начиная с 5 класса,  все темы имеют практическую направленность: дети учатся работать с оптическими приборами,  при изучении царства «Грибы» ученики учатся распознавать ядовитые и съедобные грибы, при изучении  царства «Растений» учатся узнавать виды растений, их распространение и значение. На экскурсии  ребята сами  собирают и высушивают растения для гербария, которые могут  использовать в 6 классе при  изучении  строения  и многообразия покрытосеменных растений, учатся классифицировать растения по классам. В 6 классе ученики учатся проводить опыты с проращиванием семян, высаживают на пришкольном участке рассаду, учатся правильно поливать, вносить подкормку.  Осенью собирают урожай и пишут  отчет о проделанной работе за год, учатся писать проектные работы, правильно их оформлять. Если ребенок видит плоды своего труда, то  и  интерес к предмету будет высоким, ученик  будет приспособленным к жизни. А это – главное  условие ФГОС - выпустить социально – адаптированного ученика, приспособленного к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методической объединении учителей ФК по теме: "Лечебное плавание как эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза" 08 ноября 2012 года

Сколиоз - прогрессивное заболевание, которое характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости......

Выступление на районном методическом семинаре учителей биологии на тему: « Система подготовки к сдаче ГИА по биологии».

Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий ГИА  по биол...

Выступление на районном методическом объединении учителей математики.

Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения.  (Выступление на районном методическом объединении учителей математики)....

Выступление на районном методическом объединении учителей математики. Статья.

Статья по теме:"Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения"  (выступление на районном методическом объединении учителей математики)....

Статья. Выступление на районном методическом объединении учителей математики. 2013 г.

Методический материал. Статья: "Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения".(Выступление на районном методическом объединении учителей математики)....

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»

Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...