ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Представлена ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uvlekatelnyy_mir_rasteniy.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Рассмотрено на Педагогическом Утверждено
совете школы Директор________ В.Е.Борисенко Протокол педсовета № 1 от 31.08.2017 Приказ №_______ от ________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
кружка «Увлекательный мир растений»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД
Возрастной состав 11-12 лет
Разработчик:
Базанова Валентина Леонидовна,
учитель высшей квалификационной категории
г. Кстово
2017 г.
Содержание
4.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 7
4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 10
6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 16
7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 17
8. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) 17
ПРИЛОЖЕНИЕ
2.ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Увлекательный мир растений» имеет естественнонаучную направленность.
Программа ориентирована на учащихся V классов, которые интересуются природой и растениями, дизайном, флористикой. В основу программы положены экологический и эстетический принципы, принципы гармоничного развития личности, этому во многом способствует уход за растениями, изучение их жизнедеятельности, строения, истории открытия и пользы для человека, использования их в дизайне интерьера, участка. Освоение ухода и основ систематики растений, фитодизайна поможет учащимся в дальнейшем выбрать профессию (дизайнера, флориста, ботаника, декоратора подарков, художника и др.).
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
- практическая направленность;
- развитие познавательных способностей;
- развитие самостоятельности у школьников;
- создание условий для получения практического опыта, необходимого для жизни в современном обществе;
- оздоровление и закрепление жизненно важных навыков у учащихся.
На территории школы расположены здание школы, стадион, сад, цветники. Пришкольный участок представляет собой единую композицию, где посажены деревья, кустарники, однолетние и многолетние растения. Созданные руками детей клумбы, рабатки, бордюры, цветочные партеры приносят эстетическое наслаждение и радость учащимся, их родителям и всем жителям микрорайона. Поэтому требуется постоянный уход за зелеными насаждениями, что, в свою очередь, является одной из форм воспитания чувства ответственности, любви к природе, родной школе и своему городу. У ребят необходимо воспитывать любовь к красоте, учить их творить красоту.
С этой целью в школе создан кружок естественнонаучного направления «Увлекательный мир растений», на занятиях которого школьники знакомятся с элементами декоративного оформления пришкольного участка, многообразием цветочных культур, с требованиями по выращиванию различных однолетних и многолетних культур, с технологией сбора семян.
Учащиеся школы участвуют в различных конкурсах естественнонаучного направления районного и областного характера, где занимают призовые места.
Актуальность
Понимание современных проблем экологии, осознание их значимости, как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности, стремление принимать личное участие в декоративном оформлении пришкольного участка, стремление творить красоту.
Программа составлена для учащихся с 11 до 12 лет.
Срок освоения программы – 1 год.
Программа использует несколько форм и методов в работе с детьми: практические занятия, беседы, экскурсии, викторины, творческая работа. Занятия кружка проводятся по периодам (осенний, зимний, весенне-летний) в соответствии с сезонностью выполнения работ. Занятия предусмотрены с начала учебного года с осеннего периода.
Формы обучения: экскурсия, практическая работа, тестовое задание, лекционное занятие, выставка творческих работ, творческое задание.
Методы обучения: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстративный, репродуктивный, исполнительный, частично-поисковый, поисковый.
Режим занятий: Продолжительность занятий – 45 минут.
Режим работы кружка - 1 час в неделю по 45 минут (всего 36 часов).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели
Формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе, активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы обучающихся, вовлечение их в исследовательскую эколого-биологическую деятельность на основе развития научного мышления, исследования мира растений и практической деятельности по уходу и разведению растений.
Задачи
Воспитательные (личностные):
Воспитывать бережное отношение к природе через действенное взаимоотношение с ней;
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение, умение довести начатое дело до конца;
Воспитывать нравственные и личные качества: взаимопомощь, взаимовыручка.
Развивающие (метапредметные):
Развитие способностей нравственно-эстетического восприятия внешней среды, духовных и психологических качеств личности, способной поступать по совести в общении с природой и людьми.
Образовательные (предметные):
Формировать основы экологической грамотности, осознания целостности окружающего мира;
Обучать навыкам работы с различными природными материалами;
Обучать правилам составления композиций;
Обучать практическому применению знаний, умений и навыков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы кружка «Увлекательный мир растений»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | беседа | ||
2 | Экскурсии на пришкольный участок | 3 | 3 | экскурсия | отчет | |
3 | Практические работы на пришкольном участке в зимнем саду | 11 | 11 | Практическая работа | Выставка рисунков, поделок Проект «Школьный двор» | |
4 | Изучение биологических особенностей, агротехники декоративных растений | 9 | 9 | Викторины, игры, кроссворды, выполнение проекта | Проекты «Мой цветок», «Мое дерево» | |
5 | Биология комнатных растений | 2 | 1 | 1 | Практическая работа, дополнительная литература | Составление этикеток комнатным растениям, презентация |
6 | Биология лекарственных растений | 2 | 1 | 1 | Практическая работа, дополнительная литература | Альбом, презентация |
7 | Экологические и познавательные акции | 6 | 3 | 3 | Практическая работа, исследование | Участие в конкурсах |
8 | Презентация проектов | 1 | 0 | 1 | Презентация проектов | Итоговая защита проектов |
9 | Подведение итогов. | 1 | 1 | 0 | Круглый стол | Устный опрос |
Итого часов | 36 | 16 | 20 |
Содержание учебно-тематического плана
1.Вводное занятие
Знакомство с ребятами; с правилами техники безопасности при занятиях в кружке, выполнении практических заданий; с задачами, стоящими перед учащимися, посещающими кружок.
2.Экскурсии на пришкольный участок
Экологическое и эстетическое значение пришкольного участка в разное время года, его видовое разнообразие. Знакомство со схемой зонирования участка (Плодово- ягодная зона, зона цветников : Тц - теневой цветник, Лц – цветник из лекарственных растений, Сц – цветник из светолюбивых растений, Р – рокарий; зона хвойно – лиственных растений).
3.Практические работы на пришкольном участке и в зимнем саду
Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях. Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений. Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно. Определение дерева по силуэту. Составление паспортов деревьев, растущих на пришкольном участке.
Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений, имеющихся в зимнем саду.
Составление этикеток для комнатных растений. Подготовка семян к посеву. Наблюдение за появлением всходов цветковых растений, их подкормка, рыхление почвы, полив цветковых растений проведение опытов. Пересадка комнатных растений.
4.Изучение биологических особенностей, агротехники декоративных растений
Эколого-социальный проект «Мой цветок». Цветы - радость жизни. Биологические особенности однолетних, двулетних и многолетних цветочно - декоративных растений. Легенды о цветах. Викторина «Цветоводство». Биологическая игра «Бой цветов». Составление альбома пословиц, поговорок, загадок, стихов, сказок о цветах.
Эколого- социальный проект «Мое дерево». Составление паспортов деревьев, растущих на пришкольном участке. Биологические особенности древесных и плодово-ягодных растений. Легенды о деревьях и кустарниках. Эколого- познавательная игра «Лесные великаны» Составление альбома пословиц, поговорок, загадок, стихов, сказок о деревьях и кустарниках.
5.Биология комнатных растений
Знакомство с комнатными растениями в зимнем саду и у учащихся дома. Путешествия с культурными растениями. Составление этикеток для комнатных растений.
6.Биология лекарственных растений
Знакомство с лекарственными растениями Нижегородской области. Составление альбома лекарственных растений.
7.Экологические и познавательные акции
Операция «Ель». Конкурс листовок, плакатов, стихов, сказок в защиту ели. Операция «Первоцветы». Акция «Озелени свой класс». Операция «Мой двор – моя забота». Участие в конкурсах различных уровней: «Чистая планета», «Зеленая планета», «Экологическая мозаика» и др.
8. Презентация проектов
Итоговая защита проектов по темам «Мой цветок», «Мое дерево», «Комнатные растения», «Лекарственные растения»
9. Повторение
Повторение изученного ранее материала. Подведение итогов работы за год. Награждение детей (Вручение сертификатов участникам кружка по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружка «Увлекательный мир растений»)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения учащиеся должны
ЗНАТЬ:
- правила безопасной работы при работе на пришкольном участке и в зимнем саду;
- биологические особенности, агротехнику выращивания декоративных растений;
- биологические особенности, правила содержания и уход за комнатными растениями;
- лекарственные растения, встречаемые в Нижегородской области, их использование человеком.
УМЕТЬ:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- применять биологические знания для конструирования здоровой окружающей среды;
- применять знания по уходу за растениями;
- работать в группе;
- исследовать и анализировать биологические объекты и системы;
Личностные результаты:
-культура дискуссии и сетевого взаимодействия, умение продуктивно общаться;
-формирование потребности познавать окружающую среду;
-ответственное отношение к проблеме сохранения природной среды;
-мотивация ребенка к познанию и творчеству;
-готовность работать в группе и самостоятельно;
-освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы;
-профессиональная ориентация учащихся, проявивших интерес и способности к исследовательской работе биологической и художественно-эстетической направленности.
Метапредметные результаты:
-умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки информации;
-овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи деятельности;
-освоение доступных способов изучения природы;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
-способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
-готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Предметные результаты:
- умения исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;
-владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
-умение применять биологические знания для конструирования здоровой окружающей среды;
-владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
-участие в конференциях, конкурсах, реализация проектной деятельности в области озеленения.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кабинет биологии № 20
Оборудование -
- Инструкция по технике безопасности;
- Аптечка;
- Перчатки;
- Семена однолетних и многолетних цветов;
- Инвентарь: секаторы, лопаты, грабли, рыхлители, лейки, носилки, шланги поливочные.
- Гербарий по морфологии и биологии растений
- Гербарий с определительными карточками по систематике растений
- Гербарий «Основные отделы растений»
- Таблицы:
Анатомия и морфология растений
Вегетативные органы растений
Размножение цветковых растений
Комплект таблиц по ботанике «Растения»
- Учебники:
В.Б.Захаров. Многообразие живых организмов.7класс. М.,Дрофа
Экология растений, Былова А.М., Шорина Н.И., М., Вентана-Граф
12.Компьютер, проектор
Формы аттестации (контроля)
- Устный опрос
- Самостоятельная работа
- Практическая работа
- Выполнение и защита проекта, кроссворды, викторины
- Участие в конкурсах различного уровня (интернет конкурсы)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Занятия в кружке «Увлекательный мир растений» позволяет
учащимся узнать и изучить особенности жизнедеятельности растений, их строение, историю открытия и пользы для человека, использования их в дизайне интерьера, участка. Освоение ухода и основ систематики растений, фитодизайна поможет учащимся в дальнейшем выбрать профессию (дизайнера, флориста, ботаника, декоратора подарков, художника и др.). и применить свои знания и навыки в их дальнейшей жизни.
Основные формы проведения занятий: индивидуальные и групповые, так же используются комбинированные занятия.
Программа использует несколько форм и методов в работе с детьми: практические занятия, беседы, экскурсии, викторины, творческая работа. Занятия кружка проводятся по периодам (осенний, зимний, весенне-летний) в соответствии с сезонностью выполнения работ. Занятия предусмотрены с начала учебного года с осеннего периода.
Формы обучения: экскурсия, практическая работа, тестовое задание, лекционное занятие, выставка творческих работ, творческое задание.
Методы обучения: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстративный, репродуктивный, исполнительный, частично-поисковый, поисковый.
Виды занятий:
- Практическая работа;
- Самостоятельная работа;
- Создание и защита проектов.
Список рекомендуемой литературы для учителя
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Экология - М.- Дрофа – 2008.
- Рычкова Ю.В. Общие сведения по ландшафтному дизайну/ Ю.В.Рычкова //Ландшафтный дизайн от А до Я. - М. - ОЛМА Медиа Групп – ОЛМА – ПРЕСС - 2009- с.203-258.
- Свартстрем К. Энциклопедия комнатных растений. - М.- Омега – 2007.
- Хессайон Д.Г. Все об альпинарии и водоеме в саду. - М. -Кладезь-Букс – 2007.
- Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия. - М. - Эксмо – 2008.
- Аллан А. Свенсон Все о ландшафтном дизайне. – М.: Астрель, 2007.
- Базилевская Н. А., Коржев М. П., С. И. Матвеев Озеленение вьющимися растениями. – М.: Архитектура и градостроительство, 1950.
- Белозерская Э. Домашний цветник. – Ростов н/Д: Веникс, 2003.
- Бехтхольд Ф. Все о комнатных растениях– М.: БММ АО, 1998.
- Воронин Н. Н. Комнатные растения. – М.: Просвещение, 1991.
- Герасимов С. О., Журавлев И. М., Серяпин А. А. Редкие комнатные растения. – М.: Росагропромиздат, 1990.
- Родина В. А. Цветоводство в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974.
- Рохлов В. , Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М.: АСТ- ПРЕСС, 1999.
- Смирнов А. Мир растений. – М.: Молодая гвардия, 1979.
- Комнатные растения. – М.: АСТ: Астрель, 2001.
Список рекомендуемой литературы для учащихся и их родителей.
- Бехтхольд Ф. Все о комнатных растениях–М.: БММ АО, 1998.
- Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. – Ленинград: Детская литература, 1965. Воронин Н. Н. Комнатные растения. – М.: Просвещение, 1991.
- Жакова О. В. Садовые цветы. – СПб.: ООО СЗКЭО, 2003.
- Журкова Е. Н., Ильина Е. Я. Комнатные растения. – М.: Просвещение, 1968.
- Лимаренко А., Палеева Т. Атлас балконных растений. – М.: Эксмо, 2004.
- Лимаренко А., Палеева Т. Атлас растений для клумб и бордюров. – М.: Эксмо, 2004.
- Нидон К., Петерман И. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991. Тавлинова Г. К. Комнатное цветоводство. – СПб.: Агропромиздат, 1996.
Приложение 1
Протокол
результатов итоговой (промежуточной) аттестации учащихся кружка
«Увлекательный мир растений»
Название кружка: «Увлекательный мир растений»
Фамилия, имя, отчество педагога: Базанова В.Л.
Дата проведения:
Форма проведения: Защита творческих работ
Количество учащихся на начало года: 15
Количество учащихся на конец года: 15
Результаты итоговой аттестации
первого года обучения
Дата_____________ Подпись педагога________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "Почемучка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "Почемучка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный натуралист"
Программа «Юный натуралист» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-10 лет, пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «КИТ Энергетика»
В основе программы "КИТ Энергетика" заложен проектный метод обучения с деятельностью учащихся, направленный на решение конкретной проблемы и достижения оптимальным способо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»
Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Увлекательный мир химии» «Точка Роста»
Данная программа «Увлекательный мир химии» создана с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Она ориентирован на учащихся 12-15 лет, то есть такого возраста, ко...