конспект урока "Иммунитет"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Ямурова Алсу Инфировна

Разработка конспекта урока дает представление о защитной системе организма – иммунитете, направленна на формирование новых анатомо-физиологических понятий – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, указывает на пользу прививок. 
Используемый материал призван развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве. 
А также воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок. 
Урок позволяет углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки. 
Формирует умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию; логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл immunitet.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Иммунитет».

Цель: Изучить защитные свойства организма.

Задачи:

Образовательные:  дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета,  о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок, познакомить с понятиями: «иммунитет», «фагоцитоз», «антитела», «антигены».

Развивающие – развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщения и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.

Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических  открытий; убеждать в  практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое,  физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Оборудование: таблица «Кровь»,  компьютер, мультимедийный проектор, видеоролик, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Механизмы и виды  иммунитета”. Карточки с заданиями по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», раздаточный материал «Виды иммунитета», портреты ученых, карточки рефлексии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы:

словесные (рассказ, объяснение, беседа);

наглядные (демонстрация);

частично-поисковые (самостоятельная  работа с материалом) и   составление  информационного листа;

проблемные (проблемные вопросы);

практические (решение теста).

Формы организации познавательной деятельности
- индивидуальная; 

- работа в парах
- групповая; 
- фронтальная

Основные понятия урока:

  • Иммунитет - способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них
  • Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.
  • Антитела (иммуноглобулины)– белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).

       

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Формирование знаний учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

Метапредметные:

Формирование умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать  нужную информацию; логически мыслить,  анализировать, строить предположения, делать выводы,  оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование интеллектуальных умений;

- реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

- признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни


ХОД УРОКА

Организационный момент

I.Актуализация знаний.

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант. 
Цель диктанта: систематизация, обобщение, корректирование полученных знаний по темам «Внутренняя среда организма», «Кровь».
Вам предлагаются тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (приложение 1) 
Выполнение работы (учащиеся выполняют задания, а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на интерактивной доске)

Устный опрос:

Что такое форменные элементы? (клетки крови)

Какие форменные элементы крови тебе известны? (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты)

Какие клетки крови участвуют в защитных реакциях? (лейкоциты).

Где образуются и где созревают лейкоциты? (в красном костном мозге, а созревают в тимусе и лимфатических узлах).

Какие виды лейкоцитов вы знаете? (фагоциты и лимфоциты)

Итак, мы вспомнили, что клетки с защитной функцией называются лейкоцитами.

– Какова роль лейкоцитов в иммунитете?

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к учебнику на стр. 90-91

Работа учащихся (в парах) со справочным материалом по знакомству с видами лейкоцитов и их ролью в иммунных реакциях организма и заполнение таблицы «Виды лейкоцитов» в тетради.

Виды лейкоцитов

Виды лейкоцитов

Выполняемая роль

Фагоциты (макрофаги)

Участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены

Лимфоциты

Т-лимфоциты

Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру

В-лимфоциты

Продуцируют антитела

Проверка заполнения таблицы

II. Изучение нового материала

Учитель:

Осенняя пора очей очарованье!

Приятна мне твоя унылая краса…

Очень многие поэты, художники восхищаются осенью, воспевают ее в стихах, изображают на своих картинах. Однако есть люди, которые не любят это время года и осень для них – хоть и очей очарованье, но всё-таки унылая пора.

Как вы думаете почему?

Так как на межсезонье приходится пик вирусных заболеваний, поэтому самое время задуматься о защите своего организма.

Создание  проблемной ситуации:

Все мы живем примерно в одних и тех же условиях, только кто-то из нас здоровехонек, а кто-то часто болеет. Как вы думаете, ребята, в чем тут дело?

(Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда - это кожа и слизистые оболочки; вторая - иммунитет.) 

Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины – иммунитету.

Вам выдан информационный лист (приложение). Где сейчас вы запишите тему урока, далее заполняете его по ходу урока (когда я вам буду об этом говорить!), домашнее задание выполните дома. Информационный лист потом вклеите себе в тетрадь,
(
запись темы в информационных листах, с темой урока).

Обратимся к эпиграфу урока: "Наш организм - государство, а силы иммунитета - армия, стоящая на страже его независимости". Эти слова принадлежат авторитетному российскому иммунологу Рэму Петрову 

А знаете ли вы что такое иммунитет?

Сегодня на уроке мы и должны познакомиться с принципом работы этой "армии", выявить способы защиты человека от инфекционных болезней, изучить способы сохранения и укрепления иммунитета с задачами урока). Это очень важно. Ведь мы живем в агрессивном мире - испытываем стрессы и влияние плохой экологии, а наш многострадальный организм со всех сторон окружают еще и невидимые враги - инфекционные агенты. Этими злейшими врагами могут быть бактерии, вирусы, патогенные грибки, и при попадании в наш организм они пытаются размножаться и питаться за наш счет, вызывая так называемые инфекционные заболевания. И если бы человек не имел особой "армии защиты", он был бы бессилен в борьбе с "чужаками".

Оборона человека против инфекций организована по всем правилам военной науки, в несколько линий на случай прорыва. Главной линией обороны как уже было сказано выше, служит кожа. В качестве защитных барьеров выступает слизь и реснички эпителия; слезы, слюна вымывают микробов с поверхности эпителия; наконец, в организме присутствует нормальная бактериальная флора, вытесняющая болезнетворных "чужаков". Если же микробы проникли в организм, то в действие вступают другие "полки защиты": прежде всего фагоциты. Откройте, пожалуйста, стр.74,прочитайте второй и третий абзац (частично-поисковый метод)

Закончите предложение:

Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками, называется…(клеточным)

Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических веществ – антител – называется… (гуморальным)

Фагоцитоз - то есть поедание чужеродных агентов клетками-фагоцитами. Этот тип иммунитета получил название – клеточный, неспецифический. Открыл это важнейшее явление наш соотечественник И. И. Мечников ; за это открытие удостоенный Нобелевской премии по биологии и медицине. (Демонстрация видеосюжета о механизме фагоцитоза)

Фагоцитоз и неспецифическая защита - это как бы регулярные полки армии, сформированные иммунной системой. Но бактерии, благодаря большой скорости мутаций приспосабливаются преодолевать эти заслоны. Поэтому предки человека должны были выработать механизмы, служащие для защиты от каждого конкретного микроорганизма, как бы много их не было. Эта невероятно сложная задача была решена в результате возникновения специфического, гуморального иммунитета - то есть возникновением особых лейкоцитов - лимфоцитов, вырабатывающих против чужеродных антигенов особые белки - антитела. Гуморальный иммунитет был открыт П.Эрлихом 

(Демонстрация видеосюжета о взаимодействии антиген-антитело).Пояснения учителя.

Типы иммунитета

Как мы уже сказали в начале урока, иммунную систему можно сравнить с армией, в которой каждый солдат и офицер решает определённую боевую задачу.

Иметь в распоряжении большую армию – ещё не значит выиграть войну. Солдат нужно постоянно тренировать, иначе они полягут в первом же серьёзном бою. Поэтому иммунитет необходимо укреплять каждому без исключения – просто кому-то придётся приложить больше усилий.

Беседа о факторах, которые могут быть причиной снижения или повреждения иммунитета.

  • нездоровый образ жизни (курение, алкоголь, наркотики, недостаток сна);
  • неправильное питание;
  • стрессы;
  • загрязненная окружающая среда;
  • тяжелые физические и умственные нагрузки; частые бактериальные и вирусные болезни, которые ослабляют организм и истощают иммунную систему.

Факторы, укрепляющие иммунитет

Способы укрепления иммунитета.

Групповая самостоятельная работа по выявлению доступных способов укрепления иммунитета (во время работы тихо звучит релаксирующая музыка) (3 группы) (задания для групповой работы см. приложение 2.)

Отчет групп, выводы.

IV.РЕФЛЕКСИЯ

Цель: Формирование  способности  объективно оценивать цели урока

Смогли мы  ответить на вопросы, поставленные в начале  урока?

Учитель:  

Предлагает вспомнить тему и задачи урока

Оценивает меру личного продвижения  к цели  учащихся

Ученики:

Вступают в диалог, обобщают полученные знания, проговаривают их

Называют тему урока

Отмечают наиболее понравившиеся этапы урока.


V. Подведение итогов, выставление оценок.

Хорошо здоровым быть!

Соков надо больше пить!

Закаляться, обливаться,

Спортом разным заниматься!

И болезней не боясь,

В тёплом доме не таясь, 

По Земле гулять свободно, 

Красоте дивясь природной!!!

Вот тогда начнёте жить!

ЗдОрово здоровым быть!!!

Приложение 2

Задание для обсуждения учащимся 1 группы

  1. Прочитайте выдержку из статьи российских ученых-физиологов «Физиологические основы закаливания»
  2. Обсудите прочитанное в группе и ответьте на вопросы:

А) Почему закаливание и физические упражнения являются одним из основных средств укрепления иммунитета?

Б) Почему при закаливании важно не переусердствовать с длительностью холодового воздействия?

«Физиологические основы закаливания»

Известно, что микроорганизмы, вызывающие различные простудные заболевания, чаще всего поражают человека при переохлаждении. Одна из причин заключается в том, что холод действует как сильный стрессовый фактор,вызывая выделение гормона надпочечников гидрокортизона. При слишком значительном и длительном его выделении, когда стрессовая реакция становится опасной, подавляется иммунный ответ.

Если же человек регулярно испытывает холодовые воздействия, то они воспринимаются нервной системой как менее сильный, «хороший» стресс, и гипофиз дает более слабый и кратковременный выброс адренокортикотропного гормона, что улучшает обучение и настроение, но не ведет к опасному для организма длительному повышению уровня гидрокортизона. Отсюда понятно, что при закаливании важно не перестараться. Бурного начала болезни при этом может не быть, зато есть риск получить что-нибудь хроническое. Более сильные, но кратковременные воздействия, видимо, предпочтительнее длительных (лучше обливаться холодной водой, чем ходить без шапки!)

Усилить размножение возбудителей простудных заболеваний может и охлаждение дыхательных путей само по себе. В этом отношении закаливание полезно тем, что если холодовые воздействия привычны для человека, то образуется так называемый динамический стереотип. Гораздо быстрее, уже как ответ на условные раздражители, ускоряются реакции организма, нормализующие температуру тела (сосудистые реакции, усиление обмена веществ и т.д.). Опасное переохлаждение просто не успевает развиться.


Укрепление иммунитета имеет и экономическую значимость, как для семьи, так и для государства.

Решите задачу.

Ученик 9 класса Игорь очень любил подолгу играть в компьютерные игры и очень не любил заниматься физкультурой и носить головной убор в холодное время года. Неудивительно, что однажды он сильно простудился и заболел. Врач диагностировал у Игоря ОРВИ и ринофарингит и посоветовал лечиться следующими лекарственными средствами:

  • Анаферон - 115 руб
  • Биопарокс - 225 руб
  • Себидин - 48 руб
  • Нурофен - 190 руб
  • Називин - 56 руб
  • АЦЦ - 150 руб
  • Поливитамины - 220 руб

Рассчитайте, на сколько болезнь Игоря обременила семейный бюджет.

Приложение 2

Задание для обсуждения учащимся 2 группы

  1. Понюхайте разрезанные дольки чеснока и лук.
  2. Познакомьтесь с целебными свойствами лука (выдержка из статьи о луке и чесноке в «Энциклопедии лекарственных растений»).
  3. Обсудите прочитанное в группе и ответьте на вопросы:

А) На чем основано применение чеснока и лука в осенне-зимний период?

Б) Как лучше всего применять эти лекарственные растения с целью профилактики ОРЗ, ОРВИ и гриппа?

Лук репчатый.

В состав лука входят гликозиды, инулин, фитин, ферменты, витамины С, A, B1, B2, РР, и, что очень ценно, в листьях и луковицах обнаружены фитонциды, угнетающие рост патогенных микроорганизмов. Отсюда эффективное применение лука при лечении ОРЗ, ангины, хронического тонзиллита, трахеобронхита.

Лук улучшает аппетит, пищеварение, усиливает перистальтику кишечника, поэтому препараты его эффективны при нарушениях пищеварения и хронических запорах. Лечение препаратами лука гнойничковых заболеваний кожи тоже дает положительный результат.

Народная медицина рекомендует лук при бронхитах, коклюше, острых респираторных заболеваниях, ангине: сок лука с медом 1:1 по 1 чайной ложке 3-4 раза в день.
Разведенный сок лука можно использовать для ингаляций.

Чеснок. Действие и применение. Благодаря наличию фитонцидов чеснок обладает сильным бактерицидным действием. Установлено, что летучие фракции, выделяющиеся из растертой ткани чеснока, оказывают токсическое действие на различные виды микробов, тормозят размножение бактерий, низших грибов и микроорганизмов, оказывают бактерицидное действие на дифтерийные палочки, туберкулезные микобактерии, стафилококки, стрептококки и на возбудителей дизентерии.

Когда разгорается эпидемия гриппа, хорошо приготовить кашицу из растертых головок чеснока и, добавив в блюдце немного воды, оставить его посреди комнаты: чесночные фитонциды сохраняют микробоубойную силу в течение 200 часов.

В медицинской практике препараты чеснока используются при заболеваниях желудочно-кишечного тракта: при атонии кишечника, при колите, энтерите, дизентерии, метеоризме, для подавления процессов гниения, развития гнилостных бактерий, способствуя развитию полезной флоры кишечника; как противоглистное средство, а также для лечения гипертонической болезни, атеросклероза и других заболеваний. Наружно применяется кашица из свежих луковиц чеснока для лечения труднозаживающих ран, насморка, трихомонадного кольпита и др.

При гриппе принимают 2—4 мелкоизмельченных зубчика чеснока на ночь в течение 2 дней подряд, после чего 2 дня перерыв (С. А. Томилин).

Укрепление иммунитета имеет и экономическую значимость, как для семьи, так и для государства.

Решите задачу.

Ученик 9 класса Игорь очень любил подолгу играть в компьютерные игры и очень не любил заниматься физкультурой и носить головной убор в холодное время года. Неудивительно, что однажды он сильно простудился и заболел. Ухаживая за Игорем, мама заразилась от сына ОРВИ и была вынуждена на неделю взять больничный лист. Какой экономический ущерб нанесла фабрике по пошиву одежды болезнь мамы Игоря, если в день она производила продукции на 800 рублей?

Приложение 2

Задание для обсуждения учащимся 3 группы

  1. Прочтите выделенные фрагменты статьи о целебных свойствах некоторых комнатных растений и плодов цитрусовых «Смертельно опасные… для микробов» (вестник ЗОЖ №7, 2003 г.)
  2. Разотрите между пальцами кожуру лимона или апельсина, понюхайте выделившиеся эфирные масла. Что вы ощущаете?
  3. Потрогайте лист комнатного растения герань душистая, что вы ощущаете?
  4. Обсудите наблюдения и прочитанную информацию в группе и ответьте на вопросы:

А) Как лимон и апельсин могут помочь человеку в период эпидемии простудных заболеваний?

Б) Какую медицинскую роль играют наши обычные комнатные растения герань, хлорофитум?

СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНЫЕ... ДЛЯ МИКРОБОВ

Слово «фитонциды» наверняка слышал каждый, хотя не всякий дал себе труд залезть в словарь и узнать, что оно означает. С приближением очередной эпидемии гриппа врачи советуют регулярно есть лук и чеснок, в которых содержится много этих самых фитонцидов. Вот так слово и примелькалось. А обозначает оно летучие вещества, которые выделяет растение, само себя стерилизуя, защищаясь от воздействий микроорганизмов и других растений. Открыл фитонциды в 1928 году Б.П.Токин. Впрочем, их химический состав до сих пор полностью не изучен.

Неверно думать, будто фитонциды - только в чесноке и луке. Фитонциды выделяют практически все растения. Дело в количестве, в концентрации. Это касается привычных и, казалось бы, чисто декоративных комнатных растений. Своими фитонцидами они очищают воздух в комнате и тем самым помогают нам сохранять здоровье. Так, туя снижает количество микробов в комнатном воздухе на 60%, хризантема - на 66%, циперус - на 59%, герань и бегония - на 43%. На кухне особенно полезны остролисты - такие, как хлорофитум или пальмы, — они поглощают газы. Но их листья требуется периодически протирать.

Когда разгорается эпидемия гриппа, хорошо приготовить кашицу из растертых головок чеснока и, добавив в блюдце немного воды, оставить его посреди комнаты: чесночные фитонциды сохраняют микробоубойную силу в течение 200 часов.

Каждое растение имеет узкий спектр воздействия на определенные микробы. Из 15 видов эвкалипта только эвкалипт шаровидный уничтожает, например, вирус гриппа. Такую же задачу решают цитрусовые, поэтому в разгар эпидемии неплохо развешивать по квартире лимонные и апельсинные кожурки и держать их вплоть до высыхания.

Неоценима роль фитонцидов в лечении и профилактике бронхолегочных заболеваний. Для этого применяют ингаляции.

Чужими для нас могут быть не только микробы, но и белки другого организма. Вспомним, что любой человек - индивидуальность, и есть такие признаки, которые встречаются у одного человека, но отсутствуют у другого; следовательно, эти признаки тоже будут вступать в конфликт. Вспомните, что у людей 4 группы крови (в системе АВО).

Представьте ситуацию: у Светы 1 группа крови, а у Оли - 4. Могу ли я стать донором для Оли? (ответ учащихся).

А Оля может ли стать донором для Светы? (ответ учащихся).

Приложение Информационный лист

"Наш организм - государство,

а силы иммунитета - армия,

стоящая на страже его независимости".

Рэм Петров

Тема урока:

– Какова роль лейкоцитов в иммунитете?

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к учебнику на стр.90-91 и заполним таблицу

Виды лейкоцитов

Виды лейкоцитов

Выполняемая роль

Фагоциты (макрофаги)

Лимфоциты

Т-лимфоциты

В-лимфоциты

Ключевые понятия урока:

Иммунитет – способность организма защищать свою целостность и биологическую индивидуальность. Обеспечивается работой лейкоцитов – фагоцитов и лимфоцитов.

Фагоцитоз - это процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ

Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.

Антитела (иммуноглобулины) – белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).

Иммунитет

Домашнее задание: заполнить таблицу: «Факторы, ослабляющие и укрепляющие иммунитет».

Факторы, ослабляющие иммунитет

Факторы, укрепляющие иммунитет

По желанию: подготовить сообщения по темам: Страшные враги человечества: чума, холера, оспа, брюшной тиф.

Приложение №1 


ВАРИАНТ №1 
1. 
Внутренняя среда организма человека – это:

а) тканевая жидкость, кровь, лимфа 
б) кровь и тканевая жидкость

в) кровь и лимфа

2. Плазма крови - это: 
а) особый тип соединительной ткани; 
б) межклеточное вещество. 

3. Эритроциты - это: 
а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы;

б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.

в) мелкие ядерные клетки

4. Лейкоциты - это: 
а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы; 
б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы; 
в) бесцветные клетки непостоянной формы. 

II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями
1. Фагоцитоз.

2.Свертывание

3. Фибриноген

4. Фибрин

5. Тромб


А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и 
проникновению в организм болезнетворных организмов, 

Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами крови, микробов и других чужеродных веществ.

В. Нерастворимый белок. 

Г. Растворимый белок плазмы. 

Д. Нити фибрина, образующие густую сеть - сгусток крови, 
закрывающий рану. 

Приложение №1 

ВАРИАНТ №2 
1. Лимфа – это:

а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем в крови, много тромбоцитов; 
б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, меньше белков, чем 
в крови, но много лимфоцитов; 
в) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем 
в крови, но меньше лимфоцитов; 


2. Кровь – это: 
а) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости; 
б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости; 
в) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости.

г)Особый вид соединительной ткани. 


3. В 1мм³ крови содержится:

а) 5,5 — 7 млн. эритроцитов

б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов

в) 450 – 550 тыс. эритроцитов; 


4.Тромбоциты – это
а) небольшие безъядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге; 
б) небольшие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге; 
в) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге. 

II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями 
   

1. Фагоцитоз.

2.Свертывание

3. Фибриноген

4. Фибрин

5. Тромб

А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и 
проникновению в организм болезнетворных организмов, 

Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами крови, микробов и других чужеродных веществ.

В. Нерастворимый белок. 

Г. Растворимый белок плазмы. 

Д. Нити фибрина, образующие густую сеть - сгусток крови, 
закрывающий рану. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...