Технология критического мышления на уроках биологии
методическая разработка по биологии на тему

Скачко Мария Павловна

Цель работы: описать приемы и методы технологии развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriticheskoe_myshlenie.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления как средства формирования УУД учащихся 7 классов

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне и я запомню,

Вовлеки меня – я научусь»

(Конфуций)

Введение

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта значительно возрастает роль и значение современных образовательных технологий. Они различаются по задачам, по организации процесса обучения, развития творческого мышления но все они направлены на формирование метапредметных умений,  на развитие способности к самообразованию.

Анализируя мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся в школе можно придти к выводу, что за последние 5 лет качество знаний учащихся не превышает 35%.

Снижение качества знаний учащихся в среднем  звене, на мой взгляд, имеет свои причины: знания, успехи в учебе не являются главной  ценностью учащихся в современном обществе.  Уровень развития познавательной и поисковой деятельности учащихся   недостаточен  для   осмысленного   усвоения   программ общеобразовательной школы, учащиеся не могут размышлять о новой информации и интегрировать ее с предыдущими знаниями и представлениями, они не хотят и не умеют  участвовать в содержательных беседах, излагать свои идеи собственными словами и осваивать новый словарь.  А также  недостаточная включенность родителей в школьную жизнь ребенка, что влечет за собой определенные сложности в становлении личности ребенка. Традиционная система обучения ориентирована на среднего ученика, где формальные вопросы лишают учащихся возможности разговаривать, а значит, возможности развивать способность выражать собственные мысли - все это не способствует формированию мотива успешного учения, стремления к получению качественных знаний, развитию личности обучающегося.

Актуальностью данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается работоспособность, усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого является открытость новым идеям, оценочность собственного мнения и рефлексировать собственные суждения.. Уже нельзя однажды научиться, чтобы потом всю жизнь быть квалифицированным специалистом. Непрерывное образование превращается в жизненную необходимость.   Поэтому главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически. Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию.  Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.В связи с этим формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д.), является одной из актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.

Термин “критическое мышление” известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский. Данная технология получила развитие  в системе российского образования с 1997 года, ее авторы –американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Она развивалась при поддержке Консорциума Демагрофической педагогики и Международной читательской ассоциации. Современная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать данную модель для российской педагогики , подробно обосновать дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ)

Целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.). Для того, чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что является важным, а что нет, критически и продуктивно оценивать поток информации, который обрушивается на них со всех сторон . Это умение является одним из метапредметных умений.

Урок состоит из трёх стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии.

Каждая из этих стадий имеет своё содержание и отличается особенностями деятельности педагога и учащегося.

Цель работы: описать приемы и методы технологии развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках биологии

Объект исследования:  учащиеся среднего звена 7 класса

Предмет исследования: процесс использования технологии РКМ как средство формирования УУД.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Основные понятия выделенные в данной работе:  УУД делят на: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Познавательные УУД-действия, обеспечивающие поиск и отбор информации, моделирование содержания, способы решения задач.

Задания на развитие познавательных  УУД: поиск информации, смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование, выведение следствий.

Регулятивные УУД-действия,  обеспечивающие организацию учебной деятельности (постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

Задания на развитие регулятивных УУД: спрогнозируйте  результаты опыта, выстройте стратегию поиска решения задач, определите план своих действий при выполнении работы.

Коммуникативные УУД - взаимодействие двух или более учащихся, обеспечивающие налаживание отношений и достижение общего результата(учебное сотрудничество, владение речью, умение вести диалог, управление поведением партнера).

Задание на развитие коммуникативных УУД: оцените позицию других людей, найдите альтернативное решение в спорном вопросе, выступите в роли эксперта, примите участие в дискуссии.

Основная часть

Технология критического мышления не потеряла актуальность и до настоящего времени, так как она обучает не только общим способам познания, но и вооружает ученика и учителя отдельными приемами и механизмами, усиливающими рефлексивную деятельность, формирует культуру мышления, его самостоятельность.

При традиционной системе обучения целью является формирование у детей запоминание и повторение, а общение на уроке как правило было фронтальным, ТРКМ меняет деятельность ученика привыкшего к получению готовых  знаний и монотонной работе на уроке, а значит и его смысловые установки. При использовании ТРКМ учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

В основе технологии формирования критического мышления через чтения и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» (Выготский, 1984: 243), а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Однако на уроках биологии нередко приходилось видеть скучающие лица учеников, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с не желанием учиться вообще. Поскольку это биология, то порой кажется, что пассивное отношение к предмету может быть в следствие недопонимания важности заданий

За последние десятилетия в обществе кардинально изменились представления о целях образования и путях их реализации. В наши дни обучение понимают как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать реальные жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

На современном этапе для того, чтобы успешно социализироваться в быстро изменяющемся обществе, недостаточно обладать только лишь предметными знаниями. Нужны надпредметные (метапредметные) знания и умения. Необходимо формировать у школьников универсальные учебные действия.

Государственная политика в сфере образования реализуется посредством образовательных стандартов. В стандартах нового поколения прописано, что уже в начальной школе в результате изучения всех без исключения предметов у выпускников должны быть сформированы  регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться.  Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна быть направлена на реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

Под метапредметными (универсальными) понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях 

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса 

Формирование и развитие надпредметных (метапредметных) умений и навыков, универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит при использовании образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.

Термин “критическое мышление” известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Л.С.Выготский. Определение понятия “критическое мышление” сформулировать достаточно сложно. Причиной этого является разнообразие мнений и оценок по этому поводу. С одной стороны, критическое мышление предполагает спор, дискуссию и поэтому оценивается многими как негативное, подвергающее всё и вся сомнению и приводящее к конфликту. По мнению другой стороны, у этого понятия много общего с такими понятиями, как “аналитическое мышление”, “логическое мышление”, “творческое мышление”

Дэвид Клустер в работе “Что такое критическое мышление?” предлагает определение критического мышления, состоящее из пяти пунктов

  • Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  • Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления,ведь чтобы прийти к какой-то мысли, надо переработать множество фактов, идей, текстов, то есть информации.
  • В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
  • В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
  • В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется тогда, когда ею делятся с другими. Поэтому так важны качества, необходимые для продуктивного обмена мнениями – терпимость, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения.

С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская в своей работе “Развитие критического мышления на уроке” приводят мнение Дж. Барелла, который считает, что критически мыслящие люди решают проблемы, проявляют настойчивость в их решении; контролируют себя, свою импульсивность; открыты для других идей; решают проблемы, сотрудничая с другими людьми; слушают собеседника; эмпатичны; терпимы к неопределённости; рассматривают проблемы с разных точек зрения; строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели; применяют свои навыки и знания в различных ситуациях; любознательны; активно воспринимают информацию . Такие качества должны быть присущи и современному молодому человеку, начинающему свой жизненный путь.

Итак, мы приходим к выводу, что качества, необходимые для развития критического мышления, необходимы любому выпускнику школы для его успешной социализации в современном обществе.

Формирование у учащихся вышеперечисленных качеств является целью педагогической технологии, которая носит название “Технология развития критического мышления посредством чтения и письма”. Она известна в России с 1997 года.

Целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.). Для того, чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что является важным, а что нет, критически и продуктивно оценивать поток информации, который обрушивается на них со всех сторон . Это умение является одним из метапредметных умений.

Структура технологии развития критического мышления разработана американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом. Урок состоит из трёх стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии.

Каждая из этих стадий имеет своё содержание и отличается особенностями деятельности педагога и учащегося.

Первая стадия - вызов.

Деятельность учителя на этой стадии направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Учитель должен способствовать бесконфликтному обмену мнениями, фиксации и систематизации информации, полученной от учащихся.

Ещё одной задачей является активизация учеников. Важно, чтобы каждый мог принять участие в работе, ставящей целью актуализацию собственного опыта.

Немаловажным моментом работы на этой стадии является систематизация всей информации, полученной в результате обмена мнением учащихся. На этом этапе должно действовать правило: “Любое мнение учащегося ценно”. Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.

Следующая стадия – осмысление содержания.

На этой стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от “старого” знания к “новому”. Учитель может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ясном и привлекательном её изложении. Он должен отслеживать степень активности работы учащихся.

Ученик читает текст или слушает рассказ учителя, используя предложенные учителем активные методы чтения или слушания, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Он должен попытаться сопоставить новую информацию с тем, что он уже знал по данной теме. Учащиеся самостоятельно продолжают конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при её наложении на уже имеющиеся знания.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание восприятия учеником изучаемого материала. Именно эта задача является основной на данной стадии.

Третья стадия – рефлексия.

Понимание важности этой стадии дают слова Р. Бустрома о процессе рефлексии, которые приводят в своей работе С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская: “Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор” [8].

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям-предположениям для того, чтобы были внесены изменения и дополнения, а так же даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся сопоставляют новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Но этот анализ будет мало полезен, если его не обратить в словесную форму, устную или письменную.

Рефлексия необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и для того, чтобы учащиеся закрепили новые знания, прояснили смысл нового материала .

Технология развития критического мышления предлагает широкий набор методических приёмов, которые способствуют развитию качеств критически мыслящего человека и используются на разных стадиях урока.

По мнению создателей технологии критического мышления Дж.Стил,  К.Меридита и Ч.Темпла учение непременно должно быть активным Условия для этого должен создать учитель, используя такие методические приёмы, которые дают возможность свободного развития личности учащихся и их активной работы по приобретению знаний с опорой на их опыт Другими словами, речь идёт о деятельностном подходе в обучении и воспитании детей.

Согласование приемов технологии и УУД для основной школы:

1. «Верные и неверные утверждения»- в основе лежит развитие познавательной деятельности: ученики выдвигают гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений, подтверждают информацию

2. «Кластеры» - идет формирование регулятивной и познавательной деятельности: Ученики самостоятельно оценивают правильность выполнения действий; вносят необходимые коррективы; осуществляют сравнения, классификацию, выбирая самостоятельно критерии для логических операций, объясняют явления, процессы и связи; структурируют тексты; выделяют главное и второстепенное; выстраивают последовательность событий.

3. Таблица «Толстые и тонкие вопросы» - происходит развитие коммуникативной деятельности. Ученики учатся задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами

4. «Бортовой журнал» - идет развитие регулятивной, коммуникативной и познавательной деятельности. В результате, ученик обучается основам прогнозирования, саморегуляции, в форме осознанного управления своим поведение и деятельностью, направленной на достижение постановленных целей. Осуществляет взаимный контроль и оказывает необходимую  взаимопомощь.

5. «Инсерт» - развитие познавательной деятельности, в результате, ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения

6. «Ромашка Блума» - развитие познавательной деятельности. Ученик научится прогнозировать будущие события и процессы, учитывать разные мнения и формировать собственное мнение и позицию, задавать необходимые вопросы, выдвигать гипотезы  и делать умозаключения

7. «Синквейн» -  развивается регулятивная, познавательная, личностная деятельность, развиваются способности к анализу, обобщению и целостному восприятию темы. Учитываются различные мнения и стремление к координации

8. Таблицы - «ПМИ», «ЗХУ», «Концептуальная», «Сводная», «Синтез».Развивается познавательная, регулятивная, коммуникативная и личностная деятельность. Ученик знакомится с поисковым чтением, структурирует текст, выделяя главное и второстепенное, описывает события, самостоятельно анализирует условия, планирует пути достижения, осуществляет познавательную рефлексию, осуществляет взаимный контроль и взаимопомощь, самостоятельно выбирает критерии для сравнения и классификации, строит логические рассуждения, включающие причинно-следственные связи

9. «Зигзаг» - Аронсон, Джонсон и Холубек, Каган. В основе лежит регулятивная, коммуникативная, познавательная и личностная деятельность. Ученик получает возможность вести диалог, учитывать разные мнения и стремиться к координации в сотрудничестве

10. «Стратегия Ideal» -в основе познавательная и коммуникативная деятельность. Ученики получают возможность строить логические рассуждения, объяснять явления, процессы, ставить проблему, умение вести диалог и конструктивно разрешать конфликты

11. «Фишбон» - развивает познавательную и коммуникативную деятельность. Ученик получает возможность научиться ставить проблему, делать умозаключения, устраивать эффективные групповые обсуждения, вступать в диалог

12. «RAFT» - развивается личностная, познавательная и регулятивная деятельность. Ученик получает возможность научиться основам саморегуляции, устанавливает и сравнивает разные точки зрения. Прежде чем принять решения и делать выбор, строит логические рассуждения и делает умозаключения.

        Каждая стратегия призвана решить определенные задачи: формировать понятия, выделять основные аспекты в информации, графически представлять результаты работы с текстом, аргументировать свою точку зрения.

        Каждый прием используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов-осмысление-рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учится самостоятельно.

Урок по теме «Тип Моллюски»

Класс: 7 Биология. Животные. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Дрофа М.2008г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: изучение многообразия Моллюсков, рассмотреть представителей классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски; создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Задачи: образовательная – организовать изучение и обеспечить понимание учащимися особенностей строения и жизнедеятельности моллюсков, их роли в природе и практического значения для человека; развивающая – продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и обобщать полученную информацию; воспитательная – создать условия для увлечённого учения.

Оборудование: карточки с текстом для каждого учащегося, раковины моллюсков, карточки для проверки знаний учащихся.

Приёмы: игра «верите ли вы?»,сводная таблица.

Ход урока

I. Стадия вызова и целеполагания

Учащиеся работают в парах

С целью актуализации знаний учитель предлагает учащимся попробовать вспомнить, что они знают о моллюсках. Ученики наверняка знают, что эти животные, обитают в реках, прудах и на суше, используются в производстве жемчуга, в пищевой промышленности и как домашние животные для аквариумов. Кроме выявления имеющихся знаний учитель предлагает ученикам подумать над тем, что бы они хотели узнать о моллюсках. Чтобы активизировать знания по этому вопросу предлагается игра «Верите ли вы?», где учитель задает вопросы по материалу «Моллюски» каждой группе, если она не отвечает вопрос переходит следующей группе, за каждый правильный ответ (аргументированный) присуждается один балл:

1.  Все моллюски исключительно водные животные

2. Все моллюски по типу питания делятся на растительноядных и хищных

3. У моллюсков выделяют мускулистое тело, на котором различают голову, туловище и ногу

4.Тело моллюсков полностью покрыто раковиной, состоящей из 3 слоев(каких)

5.Мантийная полость располагается между мантией и телом, в нее открываются системы (какие)

6. Дыхание осуществляется легкими

7.Кровеносная система у всех моллюсков незамкнутая

8.Пищеварение зависит от типа питания, у всех имеется язык со щеткой

9. Органы выделения почки (сколько)

10.Нервная система наиболее сложная у двустворчатых

11.Среди моллюсков все гермафродиты

12. Моллюски небольшие животные

Чем больше собрать верных (а возможно, и нет) сведений, тем богаче будет резервный фонд для изучения нового. Стадия вызова завершена – теперь необходимо ознакомиться с многообразием моллюсков. Для этого нужно обратиться к тексту.

II. Стадия осмысления содержания

Многообразие типа Моллюски

 С глубокой древности некоторые представители этого царства служили для получения очень дорогого красителя – пурпура. Другие представители вплоть до 20 века служили у некоторых народов в качестве разменной монеты, использовались для изготовления ювелирных украшений – жемчужных изделий. Некоторые виды этих животных развивают скорость до 60 км/ч, эти живые ракеты могут выскакивать из воды на высоту 7 м и пролетать над волнами до 50 метров. Ученые называют их “живыми торпедами океана”. Сегодня пойдет речь о многообразии этого типа.

 По числу видов тип занимает 2 место.

 На какие классы делится тип моллюски? (Брюхоногие, двустворчатые, головоногие.)

Посмотрите на рисунки, на них изображены характерные представители классов: виноградная улитка, беззубка, осьминог. Приложение 2

Вопрос: Казалось бы, довольно не похожие друг на друга организмы, почему же их объединили в один тип?

Может это биологическая ошибка, и к одному типу их относить нельзя?

На основании ранее полученных знаний и собственной поисковой работы, вы должны будите решить проблему, стоящую перед вами:

проблема: можно ли виноградную улитку, как представителя брюхоногих, беззубку, как представителя двустворчатых и осьминога, как представителя головоногих относить к одному типу Моллюски?

Для этого вы должны доказать или опровергнуть главный тезис урока. Обратитесь к картам № 1 (Приложение 1) и прочтите главный тезис.

Для работы вам понадобятся учебники с информацией и иллюстрациями и карты-алгоритмы с поэтапным доказательством тезисов.

Для доказательства главного тезиса вам предлагаются 5 подтезисов, выполнив которые, вы сможете сделать вывод о правильности главного тезиса.

1 этап

Работа в группах по доказательству того выдвинутого тезиса

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Читают текст учебника.

Сопоставляют текст и рисунки в учебнике.

Обсуждают предложенные вопросы.

Сравнивают классы.

Выявляют черты сходства и различия между классами моллюсков.

Доказывают правильность тезиса.

Координирует работу учащихся.

Мы доказали, что и брюхоногие, и двустворчатые и головоногие имеют общее строение, поэтому их относят к одному типу Моллюски.

2 этап

Выявление частных признаков классов моллюски

Однако, наравне с общими признаками, представители типа Моллюски имеют и признаки, характерные только для них. Чтобы узнать о них, нам нужно попасть в их мир, а так как большинство моллюсков – это водные организмы, значит, нам нужно погрузиться именно в водный мир.

Характеристика класса Брюхоногие

Наиболее многочисленный класс. Встречаются в глубинах океана, в прибрежной зоне океанов и морей, в пресных водах, в горах и пещерах, каменистых пустынях. Раковина цельная, вправо или влево закрученная (у слизней отсутствует). Тело подразделено на голову, туловище и ногу. Развиты органы обоняния, чувствительны к температуре среды. Фильтраторы и трупоеды, паразиты и хищники, но в основном растительноядные и поедающие растительные остатки.

Характеристика класса Двустворчатые

Исключительно водные. Размер и масса тела различны. Раковина состоит из двух створок, соединенных эластичной связкой и закрепленной «замком». Отсутствие головы, малоподвижный образ жизни. Одиночные и образуют скопление – банки. Чувствительны к экологическим факторам.

Характеристика класса Головоногие

Наиболее развиты. Тело лишено наружной раковины. Нога преобразована в щупальца (обычно 8-10) на которых располагаются присоски. Передвигаются используя реактивное движение. Сложно развитые органы чувств и нервная система. Способны менять окраску и выбрасывать чернила. Хищники, встречаются каннибалы. Размножаются один раз в жизни.

3  Этап Рефлексия

Обобщение и подведение итогов

Заполнение таблицы

Признаки

Брюхоногие

Двустворчатые

Головоногие

Значение Моллюсков в природе и жизни человека

Моллюски чемпионы

1. Самым  крупным  беспозвоночным животным является гигантский кальмар из рода архитевтис. На берегу бухты Лайалл в Новой  Зеландии штормом был выброшен  кальмар длиной 17,37 м. Два самых  длинных его  щупальца были  по15м. Вес таких кальмаров превышает 2т.

2. Самые  большие глаза имеют гигантские кальмары, обитающие в Атлантике. Диаметр глаза может достигать 40см.

3. Самый крупный осьминог принадлежит к виду Октопус апполион. Обитает в Тихом океане. Вес – 53,8 кг, расстояние между щупальцами – 7 м.

4. Самой быстрой  наземной улиткой считается  обыкновенная  садовая улитка  Хеликс  асперза.  Расстояние  в 31 см она  преодолевает  за 2 мин. 31 сек.

5. Самые  ценные раковины  имеют фарфоровые улитки ципреи. Так, экземпляр  вида ципреи  был продан  в Нью-Йорке  одному  коллекционеру из Италии за 24 тыс. долларов.

6. Самая большая жемчужина  была размерами  с голубиное  яйцо и весила 6,8 г. Стоимость  этой жемчужины – 350  кг золота.

7. Укус морских  улиток может быть ядовитым. Яд конуса вызывает воспаление  и иногда остановку дыхания.

8. Европейская  устрица  может менять  свой пол несколько раз в год. Созревшая  для размножения, она  сначала  функционирует  как самка,  а через некоторое  время  как самец и так  по нескольку  раз.

9. Присоски  осьминогов  обладают  большой силой. На каждом  щупальце их насчитывается до 100 штук. Одна  присоска диаметром 6 мм  удерживает вес в 170 г.

10. Ежегодно  во всем мире  добывается  свыше 800 000 т мидий. По калорийности это соответствует более чем 6000 т. телятины.

Закрепление материала

Значение:

Элемент цепи питания

Пища человеку (устрицы, кальмары, виноградная улитка)

Промежуточные хозяева паразитических червей

Вредители садов и огородов

Фильтраторы воды

Производители перламутра и жемчуга

Вредят постройкам (корабельный червь)

Изготовление чернил

 Выполнение тестовой работы.

1. Сколько видов моллюсков живет сейчас на Земле:

А. Менее 1 тыс.
Б. От 1 до 10 тыс.
В. От 10 до 100 тыс.
Г. Более 100 тыс.

2. Размеры моллюсков варьируют в широких пределах:

А. От 1 мм до 1 м
Б. От 1 мм до 10 м
В. От 1 мм до 20 м
 
Г. От 1 м до 20 м

3. Тело большинства моллюсков покрыто:

А.Раковинами 
Б. Щетинками
В. Ресничками
Г. Хитином

4. Среди экологических групп моллюсков отсутствуют:

А. Растительноядные формы
Б. Хищники
В. Паразитические формы
 
Г. Фильтраторы воды

5. У каких моллюсков самая совершенная нервная система?

А. У всех двустворчатых
Б.У головоногих
 
В. Брюхоногих
Г. У двустворчатых пластинчатожаберных

6. Замкнутую кровеносную систему имеют:

А. Все моллюски
Б. Двустворчатые
В. Брюхоногие
Г. Головоногие

7. Моллюски дышат:

А. Только жабрами
Б. Только легкими
В. Только через поверхность мантии
Г. Всеми перечисленными способами

8. Раковина моллюсков состоит из:

А. Одного слоя
Б. Двух слоев
В. Трех слоев
 
Г. Четырех слоев

9. Среди моллюсков одну ногу имеют:

А. Только брюхоногие
Б. Только двустворчатые
В. Брюхоногие и двустворчатые
 
Г. Только головоногие

10. Среди моллюсков 8-10 ног имеют:

А. Брюхоногие
Б. Двустворчатые
В. Головоногие
 
Г. Все виды

11. Большой прудовик имеет:

A. Жабры        
Б. Легкое
B. Не имеет органов дыхания
Г. Трахеи

12. Мантия – это:

A. Вещество, из которого состоит раковина
Б. Кожная складка, расположенная под раковиной
B. Орган передвижения
Г. Орган пищеварения

13. Моллюски обитают:

A. Только в морях
Б. Только в пресных водоемах
B. Только на суше
Г. В море, пресных водоемах, на суше

14. К двустворчатым моллюскам относят:

A. Осьминога
Б. Большого прудовика
B. Беззубку
Г. Виноградную улитку

15. К органам выделения виноградной улитки относят:

А. Почку
Б. Желудок
В. Печень
Г. Кишечник

16. Чернильная железа имеется у:

А. Всех моллюсков
Б. Двустворчатых
В. Головоногих
Г. Брюхоногих

17. К сельскохозяйственным вредителям относят:

A. Прудовики
Б. Беззубку
B. Виноградную улитку
Г. Слизня

        

Домашнее задание 12 параграф

Выводы          

Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются   не    пассивными    слушателями,    а    постоянно    активно    ищут информацию, соотносят то,  что  они  усвоили  с  собственным  практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику  доказательств,   делать  выводы,  конструировать  новые  примеры  для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности [Асмолов А.Г.,  2010: стр 34].

Поэтому,   работая   в   русле   критического   мышления,   уделяем    большое внимание    выработке    качеств,   необходимых   для   продуктивного   обмена мнениями:    терпимости,    умению    слушать    других,    ответственности  за собственную   точку   зрения.   Таким   образом,    нам    удается    значительно приблизить  учебный  процесс  к  реальной  жизни,  протекающей  за  стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.   

В результате проведённой работы мы пришли к выводу: “Технология развития критического мышления» обеспечивает:   формирование  культуры чтения,  включающей    в     себя   умение    ориентироваться    в   источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное,   сортировать   информацию   с   точки   зрения    ее   важности, “отсеивать” второстепенную,  критически  оценивать  новые  знания,  делать выводы   и    обобщения;    стимулирование     самостоятельной     поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

• выделять причинно-следственные связи;

• рассматривать  новые   идеи   и   знания  в  контексте  уже  имеющихся;

• отвергать ненужную или неверную информацию;

• понимать,  как  различные  части  информации  связаны  между  собой;

• выделять ошибки в рассуждениях;

• делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

• избегать категоричности в утверждениях;

• быть честным в своих рассуждениях;

• определять  ложные  стереотипы,  ведущие  к  неправильным  выводам;

• выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

• уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

• подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

• отделять  главное  от  несущественного  в  тексте  или  в  речи  и  уметь акцентировать внимание на первом.

                                                                     

Заключение

В данной работе решался ряд задач. Было выяснено, что к познавательные УУД относятся умения:

• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

• уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• уметь устанавливать причинно-следственные связи;

• уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• уметь устанавливать аналогии;

• владеть общим приемом решения учебных задач;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

К коммуникативным:

• допускать различные точки зрения

• учитывать различные мнения

• использовать коммуникативные средства обучения

        К регулятивным:

        • планировать свои действия

        • адекватно воспринимать оценку

        • корректировать свои действия

        • применять и сохранять учебную задачу

        • проявлять познавательную инициативу

При исследовании приемов и методов технологии развития критического мышления оказалось, что они способствуют формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД школьников. Приемы можно использовать на уроках в средней школе на разных этапах: вызова, осмысления и рефлексии.

Проведенная диагностика использования приемов развития критического мышления на уроках показала положительные результаты в овладении учащимися умениями работать с информацией, умением обобщать, делать выводы,  умением составлять вопросы по изучаемой теме.

Литература.

1.  Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя С- Петербург КАРО 2015 г.

2. О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И. В. Муштавинская Современные педагогические технологии основная школа    С- Петербург КАРО 2015 г

3.  Иваньшина Е.В. Метакогнитивные образовательные технологии при изучении предметов естественно-научного цикла- СПБ: АППО, 2011

4.  Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии

Москва, Народное образование, 1998 г

5.  Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке.

Пособие для учителя. – М.,2004.

6.  http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm  - Приемы технологии РКМ

Приложение:

                

     Приложение №1        

Технологическая карта по теме: тип Моллюски.

     Цель: доказать выдвинутый тезис (положение), основываясь на ранее полученных знаниях о моллюсках и собственной поисковой работе.

     Главный тезис: несмотря на многообразие видов моллюсков, их объединяют в один тип на основании сходства в строении.

Доказательство

Источник информации

Тезис первый: основные отделы тела моллюсков брюхоногого, двустворчатого и головоногого – голова, туловище, нога.

  1. На какие отделы делится тело брюхоногого моллюска.
  2. На какие отделы делится тело двустворчатого моллюска.
  3. На какие отделы делится тело головоногого моллюска.
  4. Сделайте вывод о правильности тезиса.

Тезис второй: брюхоногие, двустворчатые и головоногие моллюски имеют раковину, как характерную особенность моллюсков.

  1. Имеют ли раковину брюхоногие моллюски?
  2. Имеют ли раковину двустворчатые моллюски?
  3. Имеют ли раковину головоногие моллюски?
  4. Сделайте вывод о правильности тезиса.

Тезис третий: брюхоногие, двустворчатые и головоногие моллюски имеют мантию, как характерную особенность моллюсков.

  1. Имеют ли мантию брюхоногие моллюски?
  2. Имеют ли мантию двустворчатые моллюски?
  3. Имеют ли мантию головоногие моллюски?
  4. Сделайте вывод о правильности тезиса.

Тезис четвертый: брюхоногие, двустворчатые и головоногие моллюски имеют сходство в строении пищеварительной и выделительной систем.

  1. Имеется ли пищеварительная железа у брюхоногих моллюсков;

двустворчатых моллюсков;

головоногих моллюсков?

  1. Чем представлена выделительная система

            брюхоногих моллюсков;

двустворчатых моллюсков;

головоногих моллюсков?

  1. Сделайте вывод о правильности тезиса.

Тезис пятый: брюхоногие, двустворчатые и головоногие моллюски имеют сходство в строении дыхательной и кровеносной системах.

  1. Чем представлена дыхательная система

водных и наземно-воздушных брюхоногих моллюсков;

двустворчатых моллюсков;

головоногих моллюсков?

  1. Чем представлена кровеносная система

            брюхоногих моллюсков;

двустворчатых моллюсков;

      головоногих моллюсков?

  1. Сделайте вывод о правильности тезиса.

Сделайте вывод о правильности главного тезиса.

Учебник стр. 45-47

Учебник стр.48-51

                

     

http://dic.academic.ru/pictures/es/277401.jpg

        Приложение 2        

Приложение №3

Брюхоногие моллюски (улитки)

        Включает 90000 видов. Представители приспособлены к различным средам обитания: морские и пресные водоемы, суша.

        Размеры от 2-3 мм до нескольких 10в метров.

        Характерный признак: наличие раковины, чаще всего закрученной в виде спирали, реже колпачковидной. В теле выделяют голову, туловище и ногу с широкой плоской подошвой, за счет которой передвигается, скользя по подводным предметам.

        Большинство брюхоногих питаются растениями. Хищные формы содержат в слюне кислоту, которая позволяет расщеплять раковины добычи.

        Является источником пищи для рыб, птиц, млекопитающих, осьминогов, крабов, морских звезд.

        Характерными представителями являются виноградная улитка и прудовик, который является промежуточным хозяином плоского червя – печеночного сосальщика.

        Приложение №4

Двустворчатые моллюски

        Включает около 30000 видов. Обитают в морских и пресных водоемах.

        Характерный признак – наличие раковины, состоящей из 2х створок, соединяющихся при помощи упругой связки и плотно закрывающихся при помощи мышц-замыкателей. Голова утрачивается в связи с сидячим образом жизни. Нога в виде мускулистого клина. При передвижении нога выдвигается вперед и закрепляется  в грунте, а затем подтягивает тело. Таким образом, делаются маленькие шашки по 1-2 см.

        В задней части раковины есть вводной и выводной сифоны, образованные мантией, куда поступает вода в мантийную полость с частицами пищи. Двустворчатые моллюски – биофильтраторы.

        Являются пищей для рыб, раков, морских звезд. Могут использоваться в пищу человеком. Используются в качестве украшений. Представители двустворчатых – жемчужницы – являются источником жемчуга, который образуется в них в результате попадания в раковину песчинки, которая обволакивается слоями перламутра.

        Приложение №5

Головоногие моллюски

        Включает около 800 видов. Это морские высокоорганизованные беспозвоночные животные. Раковина слабо развита у некоторых представителей или полностью отсутствует. Мантия и мантийная полость хорошо развита, голова четко обособлена. Орган движения – нога  расположен на голове, откуда и название класса. Она преобразуется в щупальца и воронку – 0орган реактивного движения, куда набирается вода и резко выбрасывается. Скорость их может достигать 55 км/ч.

        Дыхательный пигмент содержит не железо, а медь, поэтому кровь с голубым оттенком.

        Для защиты используется способность менять окраску под цвет грунта, и наличие чернильной железы, которая выделяет ядовитые «чернила», ослепляющие врага.

        Хорошо развит головной мозг, прекрасно развиты глаза, не уступающие позвоночным.

        Это Хищники, питаются рыбой, ракообразными, другими моллюсками.

        Человек использует в качестве пищи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка учителя биологии Кондрахиной Ирины Станиславовны «Технология критического мышления на уроках биологии»;

Технология развития критическое мышления - это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. «Критическое мышление»- это новый  взгляд на урок. Эта технологи...

Образовательный проект Технология критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО

Технология  критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, ...

Обобщение опыта. Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии.

Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии....

Приемы технологии критического мышления на уроках биологии.

Как известно , ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Но в шко...

Использование технологии критического мышления на уроках биологии.

Использование приемов и методов современных образовательных технологий для повышения качества знаний на уроках биологии...

Технология критического мышления на уроках биологии.

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление; тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при...