Проверочные работы по биологии 10 класс УМК Пономаревой И.Н.
учебно-методический материал по биологии (10 класс) на тему

Долгопятова Юлия Анатольевна

Проверочные работы по биологии для 10 класса УМК Пономаревой И.Н. Состоят из двух вариантов. Позволяют оценить качество знаний обучающихся по темам программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 класс

Проверочная работа по теме: «ВВЕДЕНИЕ В КУРС ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ»

1 вариант

  1. Методы биологического познания:

А – эксперимент; Б – моделирование; В – естественный отбор.

  1. Основные свойства жизни:

А – раздражимость;

             Б –  неподвижность;

             В –  способность к росту и развитию.

  1. Приспособленность живых организмов к изменениям среды:

А – ритмичность;

Б – адаптация;

В - наследственность.

  1. Уровень, представленный огромным разнообразием видов и их популяций:

А – молекулярный;

Б –  клеточный;

В – популяционно-видовой.

  1. Компонентом данного уровня являются комплексы молекул химических соединений и органоиды клетки:

А – молекулярный; Б – клеточный; В – организменный.

6.  Среди названных уровней организации живого уберите «лишний»:

А – атомный;

Б – молекулярный;

В –  клеточный.

  1. Преднамеренный или случайный перенос особей или видов в какую-либо страну или область с новыми для них климатическими и другими природными условиями:

               А – интродукция;         Б –  репродукция;            В –  индукция.

  1. Назовите науку, которая использует живые организмы и биологические процессы для производства биологически активных и лекарственных веществ:

А – бионика;    Б – генная инженерия;    В – биотехнология.

  1. Закончите фразу: «Благодаря знанию основ биологии я могу…»

10 класс

Проверочная работа по теме: «ВВЕДЕНИЕ В КУРС ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ»

2 вариант

1.    Методы биологического познания:

А – наблюдение; Б – сравнение; В –  борьба за существование.

  1. Основные свойства жизни:

А – не способны к развитию и росту;

             Б –  обмен веществ и энергии;

             В – самовоспроизведение.

  1. Способность поддерживать постоянство внутренней среды и сохранять свой состав и свойства независимо от меняющихся условий обитания:

А – изменчивость;

Б – дискретность;

В – наследственность.

  1. Уровень, представленный высшей формой организации – биосферой:

А – популяционно-видовой;

Б –  биогеоценотический;

В – биосферный.

  1. Компонентами данного уровня являются клетки, ткани и органы:

А – молекулярный; Б – клеточный; В – организменный.

6.   Среди названных уровней организации живого уберите «лишний»:

А – ионный;

Б – молекулярный;

В – клеточный.

7.    Приспособление организмов к новым климатическим  условиям существования:

               А – акклиматизация;            Б – адаптация;                  В – интродукция.

  1. Назовите науку, которая на основе аналогий в живой и неживой природе создает более совершенные технические устройства:

А – биотехнология;   Б – бионика;   В – генная инженерия.

  1. Закончите фразу: «Благодаря знанию основ биологии я могу…»



Предварительный просмотр:

10 класс

Проверочная работа по теме: «Популяционно-видовой уровень организации жизни»

1 вариант

Часть I

В заданиях 1-6 выберите один правильный ответ:

1. Основная единица классификации организмов — это:

        а.  популяция         б.  вид         в.   класс       г.  особь

2. Сравнение внешнего и внутреннего строения организмов — это критерий:

       а.  генетический     б.   экологический      в.   морфологический

3. Общее количество особей популяции — это:

     а. плотность      б.  структура         в. численность         г. биопотенциал

4. В результате  микроэволюции  возникает:

            а.  популяция         б.  вид         в.   класс       г.   особь

5. Результатом эволюции НЕ является:

              а. многообразие видов        в. изменчивость    

              б. адаптации                         г. усложнение живых организмов

6. Преобразование передних конечностей в крылья у птиц — это:

            а. ароморфоз                 в. дегенерация      

           б. идиоадаптация          г.дивергенция

Часть 2

  1. Выберите три правильных ответа из шести:

1. Какие примеры иллюстрируют достижения биологического прогресса у растений     путем ароморфоза?

А) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений

Б) образование корней у папоротника  

В) снижение испарения путем образования воскового налета  на листьях  

Г) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений

Д) защита семян в плодах у покрытосеменных растений  

Е) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

2. Установите соответствие между утверждениями и доказательствами эволюции, которым они соответствуют:

Утверждения

Доказательства

А) онтогенез гориллы начинается с зиготы

Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы

В) рудименты тазового пояса кита и конечности питона

Г) наличие жаберных щелей у зародыша млекопитающего

Д) стадия бластулы в онтогенезе позвоночных

1) эмбриологические

2) сравнительно-анатомические

 

Часть 3

Укажите последовательность процессов географического видообразования.

А) распространение признака в популяции  

 Б) появление мутаций в новых условиях жизни

 В) пространственная изоляция популяций  

Г) отбор особей с полезными изменениями  

Д) образование нового вида

10 класс

Проверочная работа по теме: «Популяционно-видовой уровень организации жизни»

2 вариант

Часть I

В заданиях 1-6 выберите один правильный ответ.

1. Основная единица эволюции— это:

          а.  популяция         б.  вид         в.   класс       г.   особь

2. Число особей популяции в расчете на единицу пространства – это:

    а. плотность      б.  структура         в. численность         г. биопотенциал

3. Совокупность всех генов в одной популяции — это её:

           а.  генофонд    б. генотип     в. фенотип      г.  мутагенез

4. В результате макроэволюции возникает:

           а.  популяция         б.  вид         в.   класс       г.   особь

5. При строительстве автотрассы, проходящей по территории большого луга, в популяции улиток, обитающих на этом лугу,  будет происходить:

         а. симпатрическое видообразование      

         б. вымирание    

         в. ароморфоз                            

          г.аллопатрическое  видообразование

6. Территория, занимаемая в природе каким-либо видом, называется:

    а.   экологическая ниша      б.  ареал      в.  биотоп          г. биогеоценоз

Часть 2

  1. Из приведённого списка факторов выберите четыре признака, которые способствуют росту численности популяции.

1.обилие пищи

2. болезни

3. обилие паразитов

4. отсутствие хищников

5. обилие конкурентов

6. нехватка территории

7. неблагоприятные климатические условия

8. избыток территории

9. благоприятные условия жизни.

  1. Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом:

Характеристика

Вид отбора

А) действует в природе постоянно

Б) сохраняет особей с признаками, интересующими человека

В) обеспечивает формирование приспособленности к условиям жизни в биогеоценозах

Г) приводит к появлению новых видов

Д) способствует созданию новых пород животных

1. естественный

2. искусственный

Часть 3

Установите последовательность этапов эволюции растений.

 А) возникновение псилофитов

 Б) появление многоклеточных водорослей  

В) появление голосеменных  

Г) возникновение папоротниковидных

Д) возникновение покрытосеменных  

Е) появление одноклеточных водорослей



Предварительный просмотр:

10 класс

Проверочная работа по теме:

 «Биогеоценотический уровень организации жизни»

Вариант 1

Часть А. Выбери один  правильный ответ из четырех.

       

  1.   1. Биогеоценоз составляют:
  2.      а)        растения и окружающая среда;
  3.      б)        неживая среда, в которой существуют организмы;
  4.      в)        все организмы и окружающая среда;
  5.      г)        одно растительное сообщество.

2. К биотическим компонентам экосистемы относят:

  1. газовый состав атмосферы;
  2. состав и структуру почвы;
  3. особенности климата и погоды;
  4. продуцентов, консументов, редуцентов.

3. Из перечисленных явлений к суточным биоритмам относят:

  1. миграции морских рыб на нерест;
  2. открывание и закрывание цветков покрытосеменных растений;
  3. распускание почек у деревьев и кустарников;
  4. открывание и закрывание раковин у моллюсков.
  1. 4. Показателем устойчивости экосистемы служит:
  1. повышение численности хищников;
  2. сокращение численности популяций жертв;
  3. увеличение разнообразия видов;
  4. увеличение числа консументов.

5. В чем причина смены одного биогеоценоза другим?

  1. изменение погодных условий;
  2. сезонные изменения в природе;
  3. колебания численности популяций одного вида;

      г) изменение среды обитания живыми организмами.

6. Наиболее эффективный способ охраны всех видов растений и животных – это:

  1. запрет на сборы растений и отстрел животных;
  2. отказ от использования видов растений и животных человеком;
  3. регуляция численности видов и охрана природных сообществ;

г) создание зоопарков и ботанических садов.

Часть В.

  1. Установите последовательность процессов, протекающих при зарастании скал.
  1. заселение лишайником
  2. голые скалы
  3. зарастание мхами
  4. формирование травянистого сообщества
  5. образование тонкого слоя почвы

  1. Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как они
  1. 1) аккумулируют солнечную энергию
  2. 2) потребляют органические вещества
  3. 3) синтезируют органические вещества из неорганических
  4. 4) преобразуют органические вещества
  5. 5) освобождают заключенную в органических веществах энергию
  6. 6) разлагают органические остатки

Выберите все верные ответы.

  1. Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодействия популяций разных видов (левая колонка).

1.        Конкуренция

2.        Хищничество

3.        Паразитизм        

4.        Симбиоз

5. Мутуализм

а) росянка и насекомые

б) щука и судак

в) блохи и кот         

г) клевер и шмель

д)        корова и печеночный сосальщик

е)        лось и зубр

ж)        водоросль и гриб

в слоевище лишайника

з)        змея и лягушка

        

        

  1.  

10 класс

Проверочная работа по теме:

 «Биогеоценотический уровень организации жизни»

Вариант 2

Часть А. Выбери один  правильный ответ из четырех.

Биогеоценозом называют совокупность:

  1. популяций разных видов, обитающих на определенной территории;
  2. живых и неживых компонентов природы, связанных круговоротом веществ;
  3. взаимосвязанных популяций растений и животных;
  4. популяций одного вида, населяющих разные территории.

Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?

  1. АТФ;
  2. солнечный        свет;
  3. живые организмы;
  4. органические вещества.

3.

Причина смены экосистем:

  1. сезонные изменения в природе;
  2. ярусное размещение организмов;
  3. неблагоприятные погодные условия;
  4. изменение организмами среды обитания.

4.Сигналом к осеннему перелету насекомоядных птиц служит:

  1. понижение температуры окружающей среды;
  2. сокращение длины светового дня;
  3. выпадение первого снега;
  4. сокращение численности популяций.

5.Большое разнообразие видов в экосистеме, разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ – это основа:

  1. устойчивого развития экосистемы;
  2. колебания численности популяций;
  3. появления новых видов;

г)         расселения видов в другие экосистемы.

6. Примером смены экосистемы служит:

  1. отмирание надземных частей растений зимой на лугу;
  2. сокращение численности хищников в лесу;
  3. изменение внешнего облика лесного сообщества зимой;
  4. зарастание водоема.

Часть В.

1.        Установите последовательность смены биоценозов.

1)        луг

2)        смешанный лес

3)        озеро

4)        березовая роща

5)        болото

2. Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что

  1. численность деревьев сокращается в результате лесного пожара
  2. волки ограничивают рост численности кабанов
  3. массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев
  4. численность белок зависит от урожая семян ели
  5. популяция кабанов полностью уничтожается волками
  6. совы и лисицы ограничивают рост численности мышей

Выберите все верные ответы.

3.Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодействия популяций разных видов (левая колонка).

1.        Симбиоз

2.        Квартиранство

3.        Паразитизм        

4.        Конкуренция

5. Мутуализм

а) человек и таракан

б) тля  и роза

 в) овца и коза         

г) азотфиксирующие бактерии и горох

д)        человек и аскарида

е)        лиса и паук

ж)        рак отшельник и актиния

з)        цапля и журавль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа в 7 классе по биологии по теме:"Класс Млекопитающие"

Проверочная работа содержит 10 вопросов: на выбор правильных ответов, правильные-неправильные утверждения, задания на проверку терминологии темы, и многообразия млекопитающих...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

Проверочные работы по биологии класс УМК Пономаревой И.Н.

Проверочные работы по биологии для  9 класса УМК Пономаревой И.Н. по темам программы, позволяющие оценить качество знаний учащихся. Состоят из двух вариантов....

Проверочная работа для 6 класса по теме "Семя" УМК Пономарева И.Н.

Работа представляет из себя письменный опрос по теме "Семя", разработана на 4 варианта. Готова к печати....

Проверочная работа для 6 класса по теме "Корень" УМК Пономарева И.Н.

Работа представляет из себя письменный опрос по теме "Корень", разработан на 3 варианта...

Проверочная работа для 6 класса по теме "Побег" УМК Пономарева И.Н.

Работа представляет из себя письменный опрос по теме "Побег", разработана для 3-х вариантов...

Проверочная работа для 6 класса по теме "Лист" УМК Пономарева И.Н.

Работа представляет из себя письменный опрос по теме "Лист", разработана для 3-х вариантов...