Технологическая карта урока биологии в 7 классе
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Хрипакова Марина Леонидовна

Тема урока «Тип Плоские черви».

Цели урока: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и жизни человека .

Задачи:

- образовательные:  дать представление о животных, относящихся к типу плоские черви;  рассмотреть классы; показать значение червей  в природных сообществах и для человека;

- развивающие: продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, таблицами, обосновывать особенности организации кишечнополостных как низших многоклеточных, выделять прогрессивные изменения у типа плоских червей, доказывать относительный характер приспособленности, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать вы­воды, отвечать на вопросы, работать с тестами, выступать перед аудиторией;

- воспитательные: воспитывать у ребят бережное отношение к природе, сохранение биологического разнообразия..

Предметные результаты:  Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические  объекты,  физиологические процессы протекающие в одной клетки организма. Знать основные классы животных их систематику.

Личностные результаты:   Воспитание чувство гордости за российскую биологическую науку. Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Познавательные УУД  Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;   Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,  определять  цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

Основные понятия: к4ожно-мышечный мешок, гермафродит.

. Межпредметные связи:  история, география, экология

Ресурсы урока: учебник, м/презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал

Организация пространства: индивидуальная, парная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       Технологическая карта урока                                        Учитель: Хрипакова М.Л.

22.10.18г

Предмет

Биология

Класс

7 класс

Тип урока

Открытие нового знания

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Тема

Класс Насекомые

Цель  и задачи

Расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения строения насекомых и выявить признаки, подтверждающие принадлежность класса насекомых к типу Членистоногих, а так же наиболее прогрессивные признаки класса в типе Членистоногие.

Выяснить причины необычного процветания класса насекомых.

Установить роль насекомых в природных сообществах и значение для человека.

Продолжить формирование умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства и обосновывать их, работать  с натуральными объектами.

Основные термины, понятия

Наружный скелет, хитин, линька, переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь, конечности, надкрылья, бескрылость. мускулатура, трубковидное сердце, головной мозг, брюшная нервная цепочка, органы чувств, фасеточные глаза. дыхальца, трахеи.

Планируемый результат

Предметные умения

-  на примере майского жука уметь находить характерные черты  насекомых

- находить прогрессивные черты в строении насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными.

-  объяснять многообразие, широкое распространение и многочисленность класса насекомых.

- доказывать важную роль насекомых в природных сообществах и жизни человека

 Личностные УУД: - проявление эмоционально-ценностного отношения к многочисленности насекомых, значению насекомых в  природе и их роли в жизни человека;

- формирование бережного отношения к природе.

Познавательные УУД:- умение найти и объяснить черты сходства и различия между классами типа Членистоногих;

- умение связывать особенности внешнего и внутреннего строения в соответствии с приспособленностью насекомых к среде обитания;

- умение применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в объяснении причин их необычайного процветания

- умение использовать приобретенные умения для определения систематического положения животных, выявлять пути развития усложнений и взаимоотношений между классами членистоногих, находить причины различий между близкородственными животными, связывать уровни развития представителей типа членистоногих с различными условиями обитания (приспособленность к жизни на суше, в воде и воздухе), объяснять целесообразность большого разнообразия беспозвоночных животных на примере класса насекомых.

Правильно определять свое отношение к животному миру – каких животных нужно беречь и охранять, а каких следует уничтожать

Регулятивные УУД:- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные УУД:- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватное использовать речевые средства для представления результата.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

индивидуальная –

в паре  -

в группе -

Книгопечатная продукция: Учебник «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс,

рабочая тетрадь «Биология. Многообразие организмов»,

Натуральные пособия: препараты майского жука и  коллекции других  насекомых.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Мы продолжаем знакомство с типом «Членистоногие».

Ребята, прослушав стихотворение С. Маршака, вы поймете о каком классе «Членистоногих» сегодня на уроке пойдет речь:

Бродят в траве золотые букашки. 

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.

Вот тёмно-красная божья коровка, 

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

Вот в одинаковых платьях, как сёстры 

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пёстрой,

То, раскрываясь, несутся опять. 

 Правильно. О насекомых.

Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души.

Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.

Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты, классом Насекомые.     

-мотивировать учащихся к изучению темы;

- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к представителям класса Насекомых как самого разнообразного и многочисленного

Актуализация  опорных знаний и умений

Класс Насекомые относится к типу Членистоногие. Какие ещё классы относятся к данному типу?

Давайте вспомним характерные признаки типа Членистоногих, выполнив тест.

- подготовить мышление учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению дальнейших учебных действий

Постановка учебной проблемы

Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия. Эти отличия касаются как строения, так и процессов жизнедеятельности. Почему насекомые самый многочисленный класс, широко освоивший биосферу? (на каждого человека приходится 250 млн. насекомых, обитающих на земле, в воде и воздухе!)

Учитель предлагает учащимся выбрать путь для решения этого вопроса:

-организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Как нужно построить работу на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? (изучить учебный материал по классу Насекомых и составить план работы по этой теме)

. Вместе с учащимися составляется План урока:

  1. Общие признаки класса Насекомые.
  2. Характерные черты внешнего и внутреннего строения. Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого на примере Майского жука».
  3. Черты сходства и различия насекомых с другими классами (кольчатыми червями, паукообразными и ракообразными).
  4. Вывод о прогрессивных изменениях, возникших в ходе эволюции и позволившим насекомым широко расселиться.
  5. Изучить особенности размножения и развития насекомых.
  6. Выяснить роль насекомых в природе  и жизни человека.

-постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации

Открытие нового знания 

Задание 1:Прочитать в учебнике на стр. 63  текст по общей характеристике класса насекомых.

Задание 2: Выполнить  лабораторную работу «Внешнее строение насекомого на примере Майского жука» (в парах)

Задание 3: Пользуясь коллекциями, таблицами и текстом учебника сравните внешнее строение ракообразных. паукообразных, насекомых и выявите характерные признаки класса Насекомых.

Задание 4:Учащиеся делятся на  группы получают пакеты с карточками-заданиями по изучению по своему вопросу (намеченного плана) Пользуясь коллекциями, т и текстом учебника.

 Задание 5 Каждая группа рассказывает всему классу по  своему вопросу, указанному  в карточке с заданием и с помощью правильно выбранных опорных терминов записанных на листах бумаги (из пакетов с заданиями) выстраивают логические схемы своего рассказа по мере раскрытия своего задания

-освоение учащимися новых знаний путем выполнения фиксированных заданий.

- научить школьников:

доказывать, что насекомые – самые высокоорганизованный класс по сравнению с другими членистоногими, что и обусловило их широкое распространение в природе

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Первичная проверка понимания

Диагностическое задание

Вариант 1

Допишите схему.

Тело насекомого

           ?                             ?

                      грудь

Вариант 2

 Закончите фразу.

1.Кровеносная система у членистоногих _____________ .

2. Клещи имеют __ пар конечностей.

3. Вкусовые рецепторы насекомых располагаются не только во рту, но и на ________ .

Вариант 3

Выберите правильное утверждение.

1. Класс насекомые насчитывает более 1.5 млн. видов.

2. Тело насекомых состоит из 3 отделов.

3. Насекомые могут иметь как сложные так и простые глаза.

4. Кровеносная система у насекомых замкнутая.

5. Насекомые имеют пять пар конечностей.

(взаимопроверка по шаблону)

-первичный контроль и закрепление приобретенных новых знаний,

Применение новых  знаний

Учащиеся делятся на группы и получают индивидуальные задания- вопросы. на которые отвечают через определенное время. Ответы оцениваются учителем.

Вопросы:

1. За сутки одна божья коровка уничтожает до 100 тлей, её самка за летний период  откладывает 1000 яиц, а каждая личинка до окукливания (40 суток) может уничтожить до 1000 тлей или 3000 их личинок. Рассчитайте, сколько тлей может уничтожить пара жуков и их поколение за летний период (90 дней). На основе полученных данных сделайте вывод о значении божьих коровок в регуляции численности тлей.

Ответ: Более 500 млн. тлей.

2.  Одним из наиболее распространенных на Земле видов насекомых является комнатная муха. Доказано, что первоначально это животное обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения насекомых + 25 С. Укажите биологические особенности, которые помогли комнатной мухе распространиться по всему земному шару, в том числе и в северных широтах.

Ответ: Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период (зимой).

3. Лес дает пищу армаде насекомых. А едят они не что попало – у каждого вида своя пища. Есть короеды, есть сокососы. Какое значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых?

Ответ: Питание разной пищей ослабляет конкуренцию между насекомыми.

- применение нового знания в типовых заданиях

- включение новых знаний в систему

Рефлексия учебной деятельности (можно так)

Вспомните, как мы работали. Как лично вы работали. Какие чувства испытывали. Оцените себя и свою работу на уроке. (Высказываются)

 Вот и всё. Благодарю вас за работу.

      До свидания!

-самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...

Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.

Тема: Взаимосвязи живых организмов....

Технологическая карта урока биологии 7 класс

Тип урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных...

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

В технологической карте прописаны УУД учащихся, деятельность учителя, рефлексия....