Технологическая карта урока биологии в 7 классе
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Тема урока «Тип Плоские черви».
Цели урока: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и жизни человека .
Задачи:
- образовательные: дать представление о животных, относящихся к типу плоские черви; рассмотреть классы; показать значение червей в природных сообществах и для человека;
- развивающие: продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, таблицами, обосновывать особенности организации кишечнополостных как низших многоклеточных, выделять прогрессивные изменения у типа плоских червей, доказывать относительный характер приспособленности, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с тестами, выступать перед аудиторией;
- воспитательные: воспитывать у ребят бережное отношение к природе, сохранение биологического разнообразия..
Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты, физиологические процессы протекающие в одной клетки организма. Знать основные классы животных их систематику.
Личностные результаты: Воспитание чувство гордости за российскую биологическую науку. Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Познавательные УУД Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами
Основные понятия: к4ожно-мышечный мешок, гермафродит.
. Межпредметные связи: история, география, экология
Ресурсы урока: учебник, м/презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал
Организация пространства: индивидуальная, парная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока биологии в 7 классе Класс Насекомые | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Учитель: Хрипакова М.Л.
22.10.18г
Предмет | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип урока | Открытие нового знания |
Технология построения урока | Системно-деятельностный подход |
Тема | Класс Насекомые |
Цель и задачи | Расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения строения насекомых и выявить признаки, подтверждающие принадлежность класса насекомых к типу Членистоногих, а так же наиболее прогрессивные признаки класса в типе Членистоногие. Выяснить причины необычного процветания класса насекомых. Установить роль насекомых в природных сообществах и значение для человека. Продолжить формирование умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства и обосновывать их, работать с натуральными объектами. |
Основные термины, понятия | Наружный скелет, хитин, линька, переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь, конечности, надкрылья, бескрылость. мускулатура, трубковидное сердце, головной мозг, брюшная нервная цепочка, органы чувств, фасеточные глаза. дыхальца, трахеи. |
Планируемый результат | |
Предметные умения - на примере майского жука уметь находить характерные черты насекомых - находить прогрессивные черты в строении насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными. - объяснять многообразие, широкое распространение и многочисленность класса насекомых. - доказывать важную роль насекомых в природных сообществах и жизни человека | Личностные УУД: - проявление эмоционально-ценностного отношения к многочисленности насекомых, значению насекомых в природе и их роли в жизни человека; - формирование бережного отношения к природе. Познавательные УУД:- умение найти и объяснить черты сходства и различия между классами типа Членистоногих; - умение связывать особенности внешнего и внутреннего строения в соответствии с приспособленностью насекомых к среде обитания; - умение применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в объяснении причин их необычайного процветания - умение использовать приобретенные умения для определения систематического положения животных, выявлять пути развития усложнений и взаимоотношений между классами членистоногих, находить причины различий между близкородственными животными, связывать уровни развития представителей типа членистоногих с различными условиями обитания (приспособленность к жизни на суше, в воде и воздухе), объяснять целесообразность большого разнообразия беспозвоночных животных на примере класса насекомых. Правильно определять свое отношение к животному миру – каких животных нужно беречь и охранять, а каких следует уничтожать Регулятивные УУД:- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные УУД:- умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватное использовать речевые средства для представления результата. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная индивидуальная – в паре - в группе - | Книгопечатная продукция: Учебник «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс, рабочая тетрадь «Биология. Многообразие организмов», Натуральные пособия: препараты майского жука и коллекции других насекомых. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран. |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) Мы продолжаем знакомство с типом «Членистоногие». Ребята, прослушав стихотворение С. Маршака, вы поймете о каком классе «Членистоногих» сегодня на уроке пойдет речь: Бродят в траве золотые букашки. Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь на венчик ромашки, Словно цветной самолет, стрекоза. Вот тёмно-красная божья коровка, Спинку свою разделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко И полетела по важным делам. Вот в одинаковых платьях, как сёстры Бабочки сели в траву отдыхать. То закрываются книжечкой пёстрой, То, раскрываясь, несутся опять. Правильно. О насекомых. Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души. Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее. Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты, классом Насекомые. | -мотивировать учащихся к изучению темы; - стимулировать эмоционально-ценностное отношение к представителям класса Насекомых как самого разнообразного и многочисленного |
Актуализация опорных знаний и умений Класс Насекомые относится к типу Членистоногие. Какие ещё классы относятся к данному типу? Давайте вспомним характерные признаки типа Членистоногих, выполнив тест. | - подготовить мышление учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению дальнейших учебных действий |
Постановка учебной проблемы Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия. Эти отличия касаются как строения, так и процессов жизнедеятельности. Почему насекомые самый многочисленный класс, широко освоивший биосферу? (на каждого человека приходится 250 млн. насекомых, обитающих на земле, в воде и воздухе!) Учитель предлагает учащимся выбрать путь для решения этого вопроса: | -организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности Как нужно построить работу на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? (изучить учебный материал по классу Насекомых и составить план работы по этой теме) . Вместе с учащимися составляется План урока:
| -постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации |
Открытие нового знания Задание 1:Прочитать в учебнике на стр. 63 текст по общей характеристике класса насекомых. Задание 2: Выполнить лабораторную работу «Внешнее строение насекомого на примере Майского жука» (в парах) Задание 3: Пользуясь коллекциями, таблицами и текстом учебника сравните внешнее строение ракообразных. паукообразных, насекомых и выявите характерные признаки класса Насекомых. Задание 4:Учащиеся делятся на группы получают пакеты с карточками-заданиями по изучению по своему вопросу (намеченного плана) Пользуясь коллекциями, т и текстом учебника. Задание 5 Каждая группа рассказывает всему классу по своему вопросу, указанному в карточке с заданием и с помощью правильно выбранных опорных терминов записанных на листах бумаги (из пакетов с заданиями) выстраивают логические схемы своего рассказа по мере раскрытия своего задания | -освоение учащимися новых знаний путем выполнения фиксированных заданий. - научить школьников: – доказывать, что насекомые – самые высокоорганизованный класс по сравнению с другими членистоногими, что и обусловило их широкое распространение в природе - выполнять учебное задание в соответствии с целью;- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. |
Первичная проверка понимания Диагностическое задание Вариант 1 Допишите схему. Тело насекомого ? ? грудь Вариант 2 Закончите фразу. 1.Кровеносная система у членистоногих _____________ . 2. Клещи имеют __ пар конечностей. 3. Вкусовые рецепторы насекомых располагаются не только во рту, но и на ________ . Вариант 3 Выберите правильное утверждение. 1. Класс насекомые насчитывает более 1.5 млн. видов. 2. Тело насекомых состоит из 3 отделов. 3. Насекомые могут иметь как сложные так и простые глаза. 4. Кровеносная система у насекомых замкнутая. 5. Насекомые имеют пять пар конечностей. (взаимопроверка по шаблону) | -первичный контроль и закрепление приобретенных новых знаний, |
Применение новых знаний Учащиеся делятся на группы и получают индивидуальные задания- вопросы. на которые отвечают через определенное время. Ответы оцениваются учителем. Вопросы: 1. За сутки одна божья коровка уничтожает до 100 тлей, её самка за летний период откладывает 1000 яиц, а каждая личинка до окукливания (40 суток) может уничтожить до 1000 тлей или 3000 их личинок. Рассчитайте, сколько тлей может уничтожить пара жуков и их поколение за летний период (90 дней). На основе полученных данных сделайте вывод о значении божьих коровок в регуляции численности тлей. Ответ: Более 500 млн. тлей. 2. Одним из наиболее распространенных на Земле видов насекомых является комнатная муха. Доказано, что первоначально это животное обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения насекомых + 25 С. Укажите биологические особенности, которые помогли комнатной мухе распространиться по всему земному шару, в том числе и в северных широтах. Ответ: Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период (зимой). 3. Лес дает пищу армаде насекомых. А едят они не что попало – у каждого вида своя пища. Есть короеды, есть сокососы. Какое значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых? Ответ: Питание разной пищей ослабляет конкуренцию между насекомыми. | - применение нового знания в типовых заданиях - включение новых знаний в систему |
Рефлексия учебной деятельности (можно так) Вспомните, как мы работали. Как лично вы работали. Какие чувства испытывали. Оцените себя и свою работу на уроке. (Высказываются) Вот и всё. Благодарю вас за работу. До свидания! | -самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС
Технологическая карта содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...
Технологическая карта урока биологии 5 класс.
Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...
Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.
Тема: Взаимосвязи живых организмов....
Технологическая карта урока биологии 7 класс
Тип урока: урок открытия нового знанияЦели урока: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных...
Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"
Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"...
Технологическая карта урока биологии 5 класс.
В технологической карте прописаны УУД учащихся, деятельность учителя, рефлексия....