Материал для самостоятельной подготовки 5-9 кл.
презентация к уроку по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Валькова Ания Суюгалиевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тип Плоские черви 7 класс

Слайд 2

Общая характеристика типа Плоские черви Обитают во всех средах. Среди них много паразитов. Тело плоское, двусторонне-симметрично (от 0,5 мм до 20м). 3) Тело состоит из трёх слоёв: эктодермы, энтодермы и мезодермы. 4) Имеется кожно-мускульный мешок. 5) Имеют органы тела. 6) Внутренней полости нет, промежутки между органами заполнены паренхимой (рыхлой клеточной массой). 7) Гермафродиты - в теле имеются и мужские , и женские половые органы (двуполые организмы).

Слайд 3

Систематика типа Плоские черви Название классов Ресничные черви Сосальщики Ленточные черви Представители Среда обитания Особенности строения

Слайд 4

Класс Ресничные черви Тело удлинённое, плоское. Почти все представители этого класса имеют реснички на поверхности тела. Реснички помогают плавать или перемещаться по дну, как, например планарии белой . У наземных видов движение обеспечивают реснички, расположенные на брюшной стороне тела. Многие ресничные черви – хищники и нападают на более крупную добычу. Однако есть черви, питающиеся водорослями или ведущие паразитический образ жизни. планария белая турбеллярия

Слайд 5

Класс Сосальщики Тело листовидное, нерасчленённое. Черви этого класса ведут паразитический образ жизни. В связи с этим у них имеются специальные органы прикрепления – присоски . Ланцетовидный сосальщик Сибирская двуустка Печеночный сосальщик

Слайд 6

Класс Сосальщики Как все паразиты, сосальщики производят большое количество яиц. Имеет место и живорождение. Развитие сосальщика осуществляется с чередованием поколений : то паразитирование в различных хозяевах, то свободный образ жизни. Цикл развития печеночного сосальщика Промежуточный хозяин - организм, в котором развиваются и находятся некоторое время личинки червя. У печеночного сосальщика- это малый прудовик. Окончательный (Основной) хозяин - организм, в котором живет и размножается взрослый червь. У печеночного сосальщика- это крупный и мелкий рогатый скот, лошади, человек.

Слайд 7

Класс Ленточные черви Тело лентовидное, состоит из головки, шейки и члеников . На головном конце ленточного червя имеются различные приспособления для прикрепления к телу хозяина ( присоски, крючки ). Количество члеников тела может достигать от 2-5 до нескольких десятков тысяч. Представители этого класса ведут паразитический образ жизни. Большинство червей не имеют органов пищеварения. Хорошо развита половая система. бычий цепень головка бычьего цепня с присосками и крючками

Слайд 8

Класс Ленточные черви Цикл развития бычьего цепня Длина тела взрослого червя 10-12 м. Основной хозяин – человек. Паразитирует в кишечнике. Промежуточный хозяин – крупный рогатый скот.

Слайд 9

Значение в природе и жизни человека Служат пищей для других животных. Паразитические черви вызывают заболевания.

Слайд 10

Домашнее задание §7 , вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Видоизменения побегов

Слайд 2

Ответьте на вопросы: У всех ли растений есть стебель? Какие функции выполняет стебель? Каково внутреннее строение стебля? Какое значение имеют кожица и пробка? Где расположен луб и из каких клеток он состоит? Что такое камбий? Где он расположен? Что такое годичные кольца? Что можно определить по годичным кольцам? Почему у топических растений годичных колец не видно? Что называют побегом?

Слайд 3

Видоизменения побегов (подземные) КОРНЕВИЩЕ КЛУБЕНЬ ЛУКОВИЦА

Слайд 4

КОРНЕВИЩЕ ИРИС ПЫРЕЙ Корневище не имеет корневого чехлика и корневых волосков. На нём есть листья в виде чешуйчатой плёнки, в пазухе размещаются почки. Из верхушечной почки корневища непрерывно образуется подземный корневищный стебель, а из боковых почек — надземные стебли.

Слайд 5

КЛУБЕНЬ Клубень – это подземный побег со стеблевой утолщенной частью, имеющей округлую форму, в которой откладываются и запасаются питательные вещества . На поверхности клубня имеется много углублений, называемых глазками. В каждом глазке по 2—3 почки. Глазков больше на верхушке клубня. Противоположной стороной- основанием - клубень соединён со столоном.

Слайд 6

ЛУКОВИЦА Луковица - подземный сильно укороченный побег. Его стеблевая часть (донце) очень уплощена . От донца отходят сухие и мясистые листья. В сочных листьях запасаются питательные вещества. В пазухах сочных листьев развиваются почки.

Слайд 7

Домашнее задание: § 27, вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Слайд 2

Артур Шопенгауэр «Вообще 9\10 нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия»

Слайд 3

За свою жизнь каждый человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Целый грузовой вагон! Человек может жить без еды 30-40 дней.

Слайд 4

Правила правильного питания Тщательно пережёвывайте пищу. Употребляйте супы и бульоны, так как они содержат готовые к всасыванию вещества. Употребляйте сырые овощи и фрукты, так как они усиливают перистальтику кишечника, содержат витамины. Питайтесь 4 раза в день. Ешьте в одни и те же часы, это способствует условно- рефлекторному отделению желудочного сока. Ужинайте за два часа до сна, переполненный желудок ухудшает сон. По возможности украшайте блюда и сервируйте стол. Не переедайте. Перед едой не употребляйте сладкого. Не ешьте слишком горячую пищу. Максимально ограничьте потребление кофе и кофеин содержащих напитков, т.к. они дают только кратковременный всплеск энергии.

Слайд 5

Методы изучения органов пищеварения 1.Зондирование

Слайд 6

Методы изучения органов пищеварения 2.Эндоскопия

Слайд 7

Методы изучения органов пищеварения 3. Радиопилюли 4. Рентген

Слайд 8

Кишечные инфекции и их предупреждение Название заболевания Возбудитель Меры предупреждения Ботулизм Сальмонеллёз Холера Дизентерия Упр. 142; §35, стр.178

Слайд 9

Бактерия ботулизма Сальмонелла

Слайд 14

Используемые ресурсы: http://kiyany.obozrevatel.com/ http://www.temasaratov.ru/news http://kk.convdocs.org/docs/in http://kk.convdocs.org/docs/in http://metin2.wordpressy.pl/?p http://ru.123rf.com/photo_9827 http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/urok-v-8-klasse-gigiena-organov-pishchevareniya-preduprezhdenie-zheludochno http://m.slovari.yandex.ru/art

Слайд 15

Домашнее задание: §35, вопросы; повторить §30-34.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кожа – наружный покровный орган

Слайд 2

Расположите последовательно уровни организации человеческого организма, начиная с наименьшего: А) Ткань Б) Клетка В) Организм Г) Орган Д) Система органов

Слайд 3

1) Группа сходных клеток и межклеточного вещества 2) Часть тела, имеющая определенное строение и выполняющая характерные функции 3) Кишечник 4) Эпителий желудка 5) Кожа ТКАНЬ ОРГАН Установите соответствие, соединив стрелкой термин с его характеристикой и примером:

Слайд 4

Кожа- наружный покровный орган

Слайд 5

Цель урока: Познакомиться с особенностями строения и функциями кожи

Слайд 6

Кожа - самый тяжёлый орган человеческого тела Общий вес 2 – 3 кг Площадь 1,7 – 2 м 2 Толщина 0,5 – 5 мм (средняя 1 – 2 мм)

Слайд 7

Практическая работа «Свойства и строение кожи человека» Тыльная поверхность руки Ладонная поверхность кисти

Слайд 8

Ответьте на вопросы: Какими свойствами обладает кожа человека? Почему клетки кожи на тыльной поверхности ладони кажутся блестящими? Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет?

Слайд 9

Кожа под микроскопом

Слайд 10

Строение кожи Эпидермис Дерма (собственно кожа) Гиподерма (подкожная клетчатка)

Слайд 11

Под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно слущиваются и заменяются новыми.

Слайд 12

Четыре цвета кожи человека

Слайд 13

Строение и функции кожи Название слоя кожи Ткань Структуры слоя Функция Эпидермис эпителиальная 1)Слой мертвых клеток 2)Слой живых клеток 3)Пигмент меланин -Защитная -Образование новых клеток кожи -Защита от УФ лучей и цвет кожи Дерма (собственно кожа) соединительная 1)Волокна 2)Рецепторы 3)Железы: -потовые - сальные 4)Кровеносные и лимфатические сосуды 5)Волосяные фолликулы -Упругость и эластичность -Кожная чувствительность -обмен веществ и терморегуляция - Защитная и смягчение кожи -Транспортная. -Теплорегуляция -Образование волос Гиподерма (подкожная клетчатка) соединительная 1)Жировые клетки 2)Кровеносные сосуды -Запасающая -Защитная -Теплорегуляция

Слайд 14

Строение волоса с тержень волоса сальные железы мышца, поднимающая волос корень волоса, волосяная луковица волосяной фолликул

Слайд 15

Если вы замерзли или испугались, появляется «гусиная кожа»

Слайд 16

Строение ногтя 1- фаланга пальца 2-падушечка пальца 3-ногтевое ложе 4-ногтевая пластинка 5-ногтевой валик 6-корень ногтя

Слайд 17

Удивительно!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок : «Мхи, их роль в природе и жизни человека»

Слайд 2

Цель урока: Раскрыть особенности строения мхов в связи со средой обитания и выяснить их роль в природе и жизни человека через организацию учебной деятельности с ЭОР и личностно-ориентированный подход.

Слайд 3

Задачи: Формирование представления о мхах как о высших споровых растениях. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Развитие коммуникативных умений. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Слайд 4

Контроль и актуализация знаний 1) Кто в ряду лишний? Хлорелла, хламидомонада,спирогира , плеврококк. Улотрикс , ламинария, ксантория , Хламидомонада. Спирогира, плеврококк, ромашка

Слайд 5

Кто в ряду лишний? Хлорелла, хламидомонада, спирогира , плеврококк. Улотрикс , ламинария, ксантория , хламидомонада. Спирогира, плеврококк, ромашка

Слайд 6

Кто в ряду лишний? Хлорелла, хламидомонада, спирогира , плеврококк. Улотрикс , ламинария, ксантория , хламидомонада. Спирогира, плеврококк, ромашка

Слайд 7

Кто в ряду лишний? Хлорелла, хламидомонада, спирогира , плеврококк. Улотрикс , ламинария, ксантория , хламидомонада. Спирогира, плеврококк, ромашка

Слайд 8

Бриология - наука, изучающая мхи

Слайд 9

Печеночные мхи Маршанция Риччия

Слайд 10

Лабораторная работа Кукушкин лён Сфагнум

Слайд 11

Отдел Моховидные Класс Печёночные Листостебельные 1 2 3 4 5 Примеры Риччия Маршанция Кукушкин лён Сфагнум Среда обитания водная влажная почва Переувлажненные почвы Переувлажненные почвы Слоевище + + - - Ризоиды может образовать + + - Стебель - - + (не ветвистый) + (ветвистый) Листья - - + + Корень - - - - Споры + + + +

Слайд 12

Вывод: Сходство: 1)Мхи и водоросли по типу питания автотрофы (в их клетках есть хлорофилл). 2) Есть ризоиды. 3) Образуют споры. Различие: Мхи- высшие растения, так как в их теле различают стебель и листья.

Слайд 13

Проблемный вопрос Как Вы думаете, почему там, где растет сфагнум почва заболачивается?

Слайд 14

Демонстрация лабораторного опыта

Слайд 15

Заболачивание территории леса, где растет сфагнум, связана с особенностью его строения

Слайд 16

Значение мхов в природе и жизни человека

Слайд 17

Значение мхов в природе и жизни человека Закисание и заболачивание почв

Слайд 18

Значение мхов в природе и жизни человека Закисание и заболачивание почв ТОРФ топливо сырье для промышленности удобрения

Слайд 19

Значение мхов в природе и жизни человека Закисание и заболачивание почв Заменитель ваты (бактерицидные свойства) ТОРФ топливо сырье для промышленности удобрения

Слайд 20

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 14 , вопросы. *Составить ребусы или кроссворд по теме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тип Моллюски

Слайд 2

I. Общая характеристика типа: Живут в воде и на суше. В основном это свободноживущие организмы, но также в их составе есть некоторое количество паразитических форм. http://www.diets.ru/photo/2725 http://aquanum.ru/index-29.6.h… http://macroid.ru/showcat.php?…

Слайд 3

2. Тело состоит из трёх частей: голова, туловище, нога. На голове располагаются щупальца, ротовое отверстие, глаза, органы равновесия. http://belgorodskaya.all.biz/v…

Слайд 4

3. Большинство представителей имеют раковину (наружный слой- роговой; средний- известковый ; внутренний- перламутровый ). 4. Тело покрыто мантией . Вещество раковины выделяется клетками мантии . http://greenature.ru/274

Слайд 6

5.Органы моллюсков объединены в системы: дыхательную, кровеносную, пищеварительную, нервную, выделительную, половую.

Слайд 7

6. Дыхание у моллюсков, живущих в воде, осуществляется жабрами , а у наземных – мешкообразными легкими. Некоторые водные моллюски осуществляют газообмен через поверхность мантии .

Слайд 8

7.Кровеносная система не замкнутая (за исключением головоногих). В неё входит сердце и сосуды. Кровеносные сосуды изливают кровь в пространство между клетками органов. Затем кровь вновь собирается в сосуды и поступает в жабры или легкие. http://do.gendocs.ru/docs/inde…

Слайд 9

8. По типу питания: фильтраторы ; растительноядные или хищники. 9. Пищеварительная система различная – в зависимости от типа питания. У фильтрующих моллюсков имеется вводный сифон . По нему вода поступает в мантийную полость, где эта взвесь фильтруется, с помощью ресничек направляется в ротовое отверстие и глотку , затем – пищевод , желудок , кишечник и выводной сифон . В ротовой полости моллюсков (кроме двустворчатых) находится мускулистый язык с хитиновыми зубами – тёрка . Из глотки пища поступает через пищевод в желудок и кишечник. В организме действует пищеварительная железа . В ротовую полость открываются слюнные железы .

Слайд 10

10. Нервная система наиболее развита у головоногих. У наименее развитых моллюсков имеются три пары нервных узлов, соединенных между собой. Глаза, расположенные в различных местах тела. http://900igr.net/kartinki/bio…

Слайд 11

11. Раздельнополые животные, но среди них есть и гермафродиты. 12. Размножение половое.

Слайд 12

II .Систематика ТИП МОЛЛЮСКИ Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие 1)Прудовик обыкновенный 2)Большой слизень 3) Виноградная улитка 1)Беззубка 2)Морской гребешок 3)Устрицы 1)Осьминог 2)Кальмар 3)Каракатица

Слайд 13

III .Домашнее задание §11, вопросы.

Слайд 14

Интернет - ресурсы http://ib1.keep4u.ru/b/080305/98/985281948dc9eb81c5.jpg Источник шаблона: Ранько Е. А. МАОУ лицей №21, г. Иваново


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем

Слайд 2

Ответьте на вопросы: Чем наследственные болезни отличаются от врожденных? Какие болезни относятся к венерическим? В чём опасность СПИДа ?

Слайд 3

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ ВРОЖДЕННЫЕ БОЛЕЗНИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМЕРЫ ПРОФИЛАКТИКА Совместное заполнение таблицы

Слайд 4

Наследственные болезни- болезни, вызванные нарушениями генного аппарата зародышевых клеток. Примеры : Уродства, Слабоумие, Гемофилия

Слайд 5

Врождённые болезни- болезни, связанные с повреждениями зародыша в процессе его развития. Примеры: пороки сердца, глухота, умственная отсталость, алкогольный синдром плода.

Слайд 6

Профилактика наследственных (1,2) и врожденных (2,3) заболеваний Генетическое консультирование Отказ от вредных привычек Прививки матери до беременности

Слайд 7

Болезни, передаваемые половым путем Известно более 20 венерических заболеваний (гонорея(триппер), сифилис, трихомоноз, хламидиоз и др.) Причина- беспорядочные половые связи. Эти болезни не оставляют иммунитета (то есть вылечившись можно заразиться снова).

Слайд 8

Болезни, передаваемые половым путем Название болезни Возбудитель Пути заражения Симптомы (Совместное заполнение таблицы)

Слайд 9

Синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД) Возбудитель: вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) Пути заражения: Половые контакты. Через кровь при использовании плохо стерилизованных шприцов (многоразовое использование стерильных шприцов). От больной матери к новорожденному Симптомы (могут проявиться через 6 месяцев): Ранняя стадия- слабый иммунитет, увеличенные лимфатические узлы, симптомы гриппа. Поздняя стадия- постоянные ночные поты и поднятия температуры, необъяснимая потеря веса или потеря аппетита, темно-красные опухолевидные образования на коже, в полости рта и носа. Профилактика СПИДа : 1) Постоянный половой партнер. 2) Не иметь контактов со случайными знакомыми, проститутками, наркоманами. 3) Использование презервативов. 4) Настаивать на использовании только стерильных одноразовых медицинских инструментов при медицинских операциях, а так же при нанесении пирсинга и татуировок. 5) Анализ крови на антитела к ВИЧ.

Слайд 10

Гепатит В Возбудитель: вирус гепатита В. Пути заражения: Половые контакты и кровь. Симптомы: поражения печени, желтуха, тёмная моча, обесцвеченный кал, жёлтые белки глаз и кожа. Профилактика: 1) Постоянный половой партнер. 2) Не иметь контактов со случайными знакомыми, проститутками, наркоманами. 3) Использование презервативов. 4) Настаивать на использовании только стерильных одноразовых медицинских инструментов при медицинских операциях, а так же при нанесении пирсинга и татуировок. 5) Вакцинация против вируса гепатита В.

Слайд 11

Сифилис Возбудитель: Бледная спирохета (трепонема). Пути заражения: Половым путем Бытовым путем- через предметы совместного пользования (одежда, посуда, сигареты, поцелуи). Симптомы: I стадия- безболезненная ссадина или язва с блестящей мясисто-красной поверхностью II стадия- сыпь, повышение температуры тела, головные боли и в костях. III стадия- поражения нервной системы, заболевания внутренних органов (печень), может «провалиться» нос. Профилактика: Постоянный половой партнер Использование презервативов Избегать контакта с больными Не носить чужую одежду

Слайд 12

Домашнее задание §62, вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы систематики растений

Слайд 2

Царство Растения 350 тыс. видов

Слайд 3

Систематика- наука о классификации растений и распределении их по родственным группам на основании сходных признаков

Слайд 4

Систематические группы: ВИД РОД СЕМЕЙСТВО ПОРЯДОК КЛАСС ОТДЕЛ ЦАРСТВО

Слайд 5

Вид- группа растений, имеющих общего предка, обладающих сходным строением и процессами жизнедеятельности, занимающих определенную территорию с характерными условиями обитания .

Слайд 6

ВИД = РОД+ прилагательное Тополь белый Тополь пирамидальный Тополь дрожащий (Осина)

Слайд 7

Сорт- группа растений одного вида, созданная человеком с определенной целью АНТОНОВКА БЕЛЫЙ НАЛИВ КОРИЧНЫЕ АПОРТ

Слайд 8

Отдел Покрытосеменные растения 250 тыс. видов КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ

Слайд 9

Признаки растений класса Двудольные Две семядоли у зародыша семени Стержневая корневая система Сетчатое жилкование Проводящие пучки в стебле расположены по кругу , в них есть камбий. Цветки четырёх- или пятичленные.

Слайд 10

Признаки растений класса Однодольные Одна семядоля у зародыша семени Мочковатая корневая система Дуговое или параллельное жилкование Проводящие пучки в стебле расположены «беспорядочно» и не имеют камбия. Цветки трёхчленные.

Слайд 11

Растения исключения ВОРОНИЙ ГЛАЗ- Однодольное растение ПОДОРОЖНИК- Двудольное растение

Слайд 12

Семейства класса Двудольные растения Семейство Крестоцветные Семейство Розоцветные Семейство Бобовые Семейство Паслёновые Семейство Сложноцветные

Слайд 13

Семейства класса Однодольные растения Семейство Лилейные Семейство Злаковые

Слайд 14

Домашнее задание §45, § 46 вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Слайд 2

Палеонтология - наука о вымерших организмах, о смене их во времени и в пространстве. Палеоботаника - наука, изучающая ископаемые останки древних растений (по отпечаткам или окаменелостям).

Слайд 3

Планета Земля образовалась более 5 млрд. лет назад. Первые живые организмы появились в воде 3,5-4 млрд. лет назад. Они питались готовыми органическими и минеральными веществами, растворенными в воде первичного океана. Запасы веществ, со временем, стали истощаться. Необходимо стало питаться чем-то другим, у некоторых клеток появился пигмент- хлорофилл и они приспособились сами создавать органическое вещество. Так возник фотосинтез. В древней атмосфере стал постепенно накапливаться кислород.

Слайд 4

Этапы развития растительного мира: Появление древних одноклеточных организмов, способных к фотосинтезу Появление одноклеточных водорослей Дифференциация клеток (появление тканей и органов) Многоклеточные водоросли Половое размножение Последовательное появление основных отделов растений

Слайд 5

Первые растения суши- риниофиты Поверхность планеты изменялась, происходили горообразовательные процессы, образовывались материки и океаны. Из-за колебаний земной коры на месте морей возникла суша.

Слайд 6

Первые наземные растения – риниофиты. По строению напоминали многоклеточные водоросли. У них отсутствовали настоящие стебли, листья, кони. Риниофиты имели ризоиды, примитивную проводящую систему и покровную ткань, предохранявшую от высыхания. Риниофиты имели древовидную форму, в высоту достигали 25 см, размножались спорами.

Слайд 7

Происхождение высших споровых растений около 300 млн. лет назад климат теплый, влажный Водорослевые предки высших растений Риниофиты Хвощевидные Плауновидные Моховидные Древние примитивные папоротники Псилотовидные Папоротниковидные Семенные папоротники

Слайд 8

Развитие семенных растений конец каменноугольного периода климат стал суше и холоднее Водорослевые предки высших растений Риниофиты Хвощевидные Плауновидные Моховидные Древние примитивные папоротники Псилотовидные Папоротниковидные Семенные папоротники Покрытосеменные Голосеменные

Слайд 9

Преимущество семенных растений перед споровыми Оплодотворение не зависит от наличия воды во внешней среде. В семени имеется запас питательных веществ для зародыша. Зародыш защищён семенной кожурой, а у покрытосеменных ещё и само семя защищено тканями плода.

Слайд 10

Домашнее задание: §58, вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение стебля

Слайд 2

Стебель - осевая часть побега. Функции стебля: Опорная. Транспортная. Фотосинтезирующая (только у зеленых стеблей). Запасающая.

Слайд 3

Размеры стеблей пресноводная вольфия длина стебля от 1 - 1,5 мм тропические пальмы ротанги высота стебля до 300 м Диаметр стебля баобаба до 10 м м Диаметр стебля мха несколько долей мм

Слайд 4

Классификация стеблей По расположению относительно уровня почвы По степени одревеснения По направлению и характеру роста По форме поперечного сечения

Слайд 5

По расположению относительно уровня почвы: НАЗЕМНЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ

Слайд 6

По степени одревеснения: ТРАВЯНИСТЫЕ ДЕРЕВЯНИСТЫЕ

Слайд 7

По направлению и характеру роста: ПРЯМОСТОЯЧИЕ (подсолнечник) ПОЛЗУЧИЕ (лапчатка) ЛАЗАЮЩИЕ (плющ) ВЬЮЩИЕСЯ (фасоль)

Слайд 8

По форме поперечного сечения: округлые; сплюснутые; трёх-, четырёх-, многогранные ( гранистые ); ребристые; бороздчатые (желобчатые); крылатые — стебли, у которых по острым граням тянутся плоские травянистые выросты ( чина лесная ) или низбегающие на стебель основания листьев ( окопник лекарственный ).

Слайд 9

Внутреннее строение стебля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классификация животных

Слайд 2

СИСТЕМАТИКА – наука о классификации животных. Царство – самая большая систематическая единица. Вид – самая маленькая систематическая единица. Ареал – территория с определёнными экологическими условиями, пригодными для жизни вида. Порода – искусственно выведенный вид животного.

Слайд 3

1,5 млн видов

Слайд 4

Подцарство Простейшие

Слайд 9

Медведь белый Царство: ЖИВОТНЫЕ Тип: Хордовые Класс: Млекопитающие Отряд: Хищные Семейство: Медвежьи Род: Медведи Вид: Белый медведь Головы медведей. Слева направо: Бурый, Черный, Белый.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психология и поведение человека.

Слайд 2

ВНД Под высшей нервной деятельности понимают все те нервные процессы, которые лежат в основе поведения человека, обеспечивая приспособление каждого человека к быстро меняющимся и очень сложным и неблагоприятным условиям существования Материальной основой высшей нервной деятельности является головной мозг

Слайд 3

Дата рождения: 129 или 131 год Месторождения: Пергам Дата смерти: около 200 или 217 года Научная сфера: медицина , анатомия Головной и спинной мозг связаны со всеми остальными органами с помощью нервов Разрыв нерва, соединяющего мозг и мышцу, приводит к параличу При перерезании нервов, идущих от органов чувств, организм перестает воспринимать раздражители. Гален Γαληνός

Слайд 4

Дата рождения: 31 марта 1596 , Королевство Франция Дата смерти: 11 февраля 1650 Основные интересы: метафизика , эпистемология , математика , механика , Рене Декарт Заложил представления о рефлекторном принципе работы организма В основе деятельности мозга лежат те же принципы, что и в основе работы простейших механизмов Признавал наличие у человека души, которая управляет сложным и многообразным поведением человека

Слайд 5

Рефлекс Термин ввел чешский ученый И.Прохазка XVIII веке. Реакция организма на внешние раздражители, которая осуществляется через нервную систему.

Слайд 6

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) - русский естествоиспытатель, основоположник отечественной физиологии и естественно-научных методов в психологии Главный труд его жизни – книга « Рефлексы головного мозга» ( 1863 г. ) обосновал рефлекторную природу бессознательной деятельности и сознательной , предположив, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами, и они определяются взаимодействием клеток с внешней и внутренней средой.

Слайд 7

Важным заключением, сделанным учеными в конце XIX –начале XX в., был вывод о том, что любая ответная реакция организма на раздражитель всегда выражается движением.

Слайд 8

Иван Петрович Павлов Дата рождения: 14 (26) сентября 1849 Место рождения: Рязань , Российская империя Дата смерти: 27 февраля 1936 (86 лет) Место смерти: Ленинград , РСФСР , СССР Страна: Российская империя РСФСР СССР Научная сфера: Физиология

Слайд 9

Ввел в научный язык термин «высшая нервная деятельность» Считал, что высшая нервная деятельность равнозначно понятию «психическая деятельность» Наука – психофизиология, изучающая физиологические основы психической деятельности Рефлексы – условные и безусловные

Слайд 15

Закрепление Задание. Выберите один правильный ответ. 1. Принцип рефлекторной работы мозга был открыт: A . Иваном Михайловичем Сеченовым Б . Николаем Ивановичем Пироговым B . Ильей Ильичом Мечниковым 2. Сужение зрачка, слюноотделение можно отнести к: A . Условным рефлексам Б . Безусловным рефлексам B . Приобретенным рефлексам 3. Способность новорожденных к плаванию без предварительного обучения является примером: A. Безусловного рефлекса Б . Условного рефлекса B. Инстинкта

Слайд 16

4. В основе приобретенного поведения лежат: A. Безусловные рефлексы Б. Условные рефлексы B. Инстинкты 5. Навыки катания на коньках, на велосипеде, плавание формируются на основе: A. Динамического стереотипа Б. Инстинктивных реакций B. Безусловных реакций 6. Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, произойдет: A. Безусловное торможение Б. Исчезновение рефлекса B. Условное торможение

Слайд 17

Задание. Вставьте пропущенное слово. 1. Безусловные рефлексы являются..., передаются из поколения в поколение и проявляются как... реакции на определенные... раздражители . 2. Примером безусловного рефлекса служит сужение ..., ... в ротовой полости и более сложные формы врожденного поведения – ... 3. Рефлексы, возникающие в течение жизни, называются..., являются строго... и возникают в ответ на ... раздражители.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биоценозы и биогеоценозы

Слайд 2

Закончите предложения 1. 200 млн лет назад все материки составляли единый суперконтинент -________. 2. Подвижки и разломы земной коры на протяжении _____ и _____ периодов привели к выделению отдельных_______. 3.Различия растительного и животного мира объясняются _________историей материков.

Слайд 3

3. В настоящее время на Земле _____материков . 5. Второй фактор эволюции – различие ________условий в широтной направлении. 6. Наша область находится в зоне _______. 7. В тайге обитают ________. 8 . Наибольшее видовое разнообразие наблюдается в районе ________. 9. Третий фактор -___________. с.229 -вопросы

Слайд 4

Термины. Биоценоз - комплекс совместно обитающих и связанных друг с другом живых оргнизмов (« bios »-жизнь, « koinos »-общий). Биоценоз моховой кочки, разрушающегося пня, луга, болота, леса. Биогеоценоз –совокупность живых организмов и неживой природы на определенной территории. Цепь питания -последовательный ряд питающихся друг другом организмов в котором можно проследить расходование первоначальной порции энергии. Сети питания – переплетение пищевых цепей. Трофический уровень - каждое звено цепи питания .

Слайд 5

Биоценоз пруда.

Слайд 6

Биоценоз дубравы

Слайд 7

Необходимые компоненты экосистемы.

Слайд 8

Основные группы организмов в сообществе.

Слайд 9

Цепь выедания и цепь разложения.

Слайд 10

Структура биоценозов С. 241-243 составить пространственную структуру лиственного леса

Слайд 11

Сеть питания на примере животных тундры.

Слайд 12

Пирамида продукции и поток энергии в экосистемах.

Слайд 13

Термины. Видовое разнообразие Плотность популяции Биомасса Первичная продукция Учебник, с.230

Слайд 14

Проверь себя 1. Искусственной экосистемой являются: 1) гниющий пень 2) луг 3) аквариум 4) биосфера

Слайд 15

Поверь себя 2. Кто в приведенной ниже цепи питания является консументом 3 порядка? Листья липы – гусеницы непарного шелкопряда– жук пахучий красотел—обыкновеныый скворец– ястреб-перепелятник 1) гусеницы непарного шелкопряда 2) жук пахучий красотел 3) обыкновенный скворец 4) ястреб-перепелятник

Слайд 16

Проверь себя 3.Какой организм, обитающий в тропическом лесу, является потребителем 2 порядка? 1) енот 2) тапир 3) муравей-листорез 4) цикада

Слайд 17

Проверь себя 4.Какую роль в наземном биоценозе играют луговые собачки? 1) являются продуцентами 2) являются редуцентами 3) являются консументами 1 порядка 4) являются консументами 2 порядка

Слайд 18

Правильные ответы 1. – 3) 2. – 3) 3. -1) 4. – 3)

Слайд 19

Экологический ребус

Слайд 20

Проверь себя Ответ. «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии». (В.Распутин)

Слайд 21

Домашнее задание С. 228-230,термины С.239-246, читать, ответить на вопросы Уметь составлять цепи питания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Великие естествоиспытатели».

Слайд 2

С древних времен в человеческом обществе всегда были люди, которые пытались понять мир, в котором живут. Первые попытки изучения природы и живых организмов предпринимали первобытные люди.

Слайд 3

Долгое время люди собирали факты, описывали явления, пытались найти между ними связи. Они изучали Солнечную систему, строение почвы, минералов, горных пород, тело человека и многое другое.

Слайд 4

Люди применяли знания о том, в какое время цветут и плодоносят те или иные растения, чем питаются животные. Основными методами были наблюдение и описание. Таким образом накапливались сведения о растениях, животных, грибах.

Слайд 5

С возникновением и распространением письменности о живых организмах собралось огромное количество материала. Пришло время привести в порядок разрозненную информацию, собрать воедино то, что уже известно.

Слайд 6

Раньше ученые изучали всю природу и живую и неживую, поэтому этих ученых называли натуралистами ( от латинского слова «натура»- «природа»). В России природу в старину называли «естество», поэтому науки о природе называют естественными , а ученых естествоиспытателями .

Слайд 7

Великие естествоиспытатели Ученые Дата жизни Вклад в науку

Слайд 8

В древние времена среди ученых-натуралистов были те, кто посвятил свои труды изучению живой природы. Аристотель 384-322 гг.до н.э. основатель биологии как науки

Слайд 9

Аристотель первым попытался систематизировать информацию о природе, то есть классифицировать и распределить по категориям или группам животных и растения. Он определил все живые организмы в систему, в которой на низшей ступени стояли просто организованные организмы, выше - более сложно устроенные животные. Например, он выделил группу животных, которые на сегодняшний день представляют собой тип членистоногие. К ним относят современных насекомых, ракообразных и пауков. Долгое время многие ученые пользовались системой Аристотеля, но шло время, материал обогащался новыми описаниями, мореплаватели открывали новые земли, привозили с собой до этого неизвестные растения. Система Аристотеля уже не могла помочь ученым ориентироваться в многообразии живых организмов.

Слайд 10

Учеником и последователем Аристотеля был Теофраст . 372-287 гг. до н. э. Его называют «отцом ботаники». Написал две книги о растениях: «Историю растений» и «Причины растений».Первым обобщил знания о растениях, объединив свои наблюдения с практическими знаниями земледельцев и врачей.

Слайд 11

К тому времени ученые других стран также делали открытия, описывали новые растения и животных, давали им названия. Но возникала путаница. Как вы думаете: почему?

Слайд 12

Каждый ученый называл растения и животных по-разному, на своем языке или так, как было удобно. Выявлялись различия в описании. В зависимости от условий и местности размеры растений могли быть различны, окраска шерсти животных также могла варьироваться. Все это привело к тому, что ученые не могли понять друг друга. Выход из данной ситуации нашел Карл Линней . Он предложил давать названия животным и растениям на одном языке, который будет понятен всем ученым. Таким языком оказалась латынь.

Слайд 13

Карл Линней 1707 - 1778 гг. Дал двойные названия растениям и животным. Создал классификацию организмов, которая использовалась на протяжении многих лет.

Слайд 14

По какой причине международным языком систематики стал латинский? ( Латынь является предшественницей многих европейских языков. Это язык науки биологии, медицины и др ). - Еще одним очень важным решением Линнея стало его предложение давать живым организмам двойные или бинарные ( двусловные ) названия. Например,„ копытень европейский, береза плосколистная , береза карликовая. Системой Карла Линнея мы пользуемся по сей день. Она конечно же изменилась, но основой классификации живых организмов является ядро, которое заложил Линней.

Слайд 15

Чарльз Дарвин 1809-1882гг.

Слайд 16

Он основоположник теории эволюции. В своей работе Дарвин изложил и сумел доказать то, что виды на Земле непостоянны и могут изменяться. Полезные свойства, которые возникают у организмов в результате приспособления к среде обитания, могут закрепляться генетически и передаваться из поколение в поколение

Слайд 17

В нашей стране также осуществлялась работа по изучению живых объектов. Россия всегда была богата талантливыми людьми. Среди них немало ученых-биологов. Все они внесли огромный вклад в развитие отечественной и мировой науки.

Слайд 18

автор учения о биосфере - живой оболочке нашей планеты. Владимир Иванович Вернадский 1863 - 1945гг.

Слайд 19

Вавилов Николай Иванович - собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений. Он установил очаги возникновения культурных растений, то есть определил, где был выведен тот или иной сорт культурного растения. Николай Иванович Вавилов (1887-19431)

Слайд 20

Мечников Илья Ильич (1845-1916) - основоположник иммунологии. Определил, как наш организм борется с инфекцией и чужеродными телами, создал теорию происхождения многоклеточных организмов

Слайд 21

Павлов Иван Петрович (1849-1936) - русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Изучал рефлексы.

Слайд 22

1) Почему возникла необходимость создать классификацию живых организмов? 2) По какой причине использовали латынь для наиме­нований растений и животных? 3) В чем заключается вклад Аристотеля в развитие биологии и естественных наук? 4) Как вы думаете, почему системой живой природы Карла Линнея мы пользуемся и сегодня? 5) Кто является автором теории, в которой объясняется многообразие видов растений и животных на Земле? ВОПРОСЫ:

Слайд 23

Домашнее задание Сообщения: 1) Оспа 2)Корь 3)Грипп 4)Открытие Ивановским Д.И. мозаичной болезни табака


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грибы-паразиты

Слайд 2

Грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счёт, нанося им большой вред. На растениях паразитируют около 10 тысяч видов грибов, на животных и человеке – около 300 видов. Одни из них поселяются на поверхности, другие – в теле своего хозяина, часто вызывая тяжёлые заболевания.

Слайд 3

Головня

Слайд 4

Спорынья

Слайд 5

Фитофтора

Слайд 6

Парша

Слайд 7

«Чёрная ножка»

Слайд 8

Серая гниль

Слайд 9

Мучнистая роса

Слайд 10

Ржавчина

Слайд 11

Трутовики

Слайд 12

Грибы-паразиты снижают урожай сельскохозяйственных растений, делают продукты из них непригодными в пищу, вызывают заболевания людей и животных. Все грибковые заболевания распространяются очень быстро, потому что ветер, осадки и насекомые легко переносят мельчайшие споры с больных растений на здоровые. Заражение растений грибами-паразитами наносит большой ущерб сельскому хозяйству. Поэтому очень важно принимать профилактические меры, а в случае появления заболеваний как можно быстрее начинать борьбу с ними.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деление клетки

Слайд 2

изучить типы деления клеток, их роль в организме. Цель урока

Слайд 3

Задание №1: Заполните схему Виды деления клетки

Слайд 4

Виды деления клеток. Митоз Мейоз Мейоз Деление соматических клеток. Деление половых клеток.

Слайд 5

На экране два биологических процесса: 1.Заживание раны после пореза. 2. Размножение организмов. Для каждого из них назовите свой тип деления обеспечивающий указанный процесс. Задание

Слайд 6

МИТОЗ

Слайд 7

1. Митоз характерен для половых или неполовых клеток? 2. Какой набор хромосом у неполовых клеток? (двойной или одинарный) 3. Сколько из одной материнской клетки образуется дочерних в результате митоза? 4. Идентичны ли они материнской клетке? 5. Что происходит с дочерней клеткой в период между делениями? 6. В чем заключается биологический смысл митоза?

Слайд 8

Митоз - это деление здоровых соматических (неполовых) клеток, в результате которого из 1 материнской клетки образуются 2 дочерние клетки идентичные материнской.

Слайд 9

Удвоение хромосом

Слайд 10

1. Мейоз характерен для половых или неполовых клеток? 2. Какой набор хромосом у половых клеток? (одинарный или двойной) 3. Сколько из одной материнской клетки образуется дочерних в результате мейоза? 4. Идентичны ли они материнской клетке? 5. Что происходит с дочерней клеткой в период между делениями? 6. В чем заключается биологический смысл мейоза?

Слайд 11

Мейоз - это деление половых клеток, в результате которого из 1 материнской клетки образуются 4 дочерние клетки с числом хромосом вдвое меньше, чем у материнской.

Слайд 12

Таблица «Отличие митоза от мейоза» Признак Митоз Мейоз Количество делений Количество образующихся в результате деления клеток Схожесть дочерних клеток с материнскими

Слайд 13

Сравните наблюдаемые фазы деления с рисунками учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 8 классе.Зачётный раздел № 1: "Общая характеристика природы России".

Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 8 классе. Зачётный раздел № 1: "Общая характеристика природы России". ...

Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 9 классе. Зачётный раздел № 1: "Россия на карте мира".

Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 9 классе. Зачётный раздел № 1: "Россия на карте мира". ...

Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 5 классе. Зачётный раздел № 1: "Изображение поверхности Земли".

Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 5 классе.  Зачётный раздел № 1: "Изображение поверхности Земли". ...

Материал для самостоятельного изучения 10 мая в 6"Б", 6"В"

Решите варианты и оформите решения на двойном листочке. Работу нужно сдать 13.05.13....

Материал для самостоятельного изучения 11 мая в 6"Б"

Подготовьтесь к ответам на вопросы 12-19....

Материал для самостоятельного изучения 11 мая в 8-х классах

Выполнить задания, оформить решения на двойных листочках. Работы сдать 13.05.13....

Материал для самостоятельного изучения 10 мая в 8 "Б" классе

Прорешайте тренировочную работу, решения оформите на двойном листочке (1 часть в виде теста, 2 часть с развернутым ответом). Работу сдать 13.05.13....