Урок "Экосистема"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Штрек Ирина Александровна

УМК:Сухорукова Л.Н. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесников. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.: ил. – (Сферы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekosistema.docx255.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

Тема: «Экосистема», 7 класс.

Учитель: Васильева Ирина Александровна, учитель химии и биологии СОШ №1 г.Белоярский ХМАО - Югры.

УМК: Сухорукова Л.Н. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесников. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.: ил. – (Сферы)

Тип урока: изучение нового материала (урок освоения новых знаний).

Вид: комбинированный.

Триединодидактическая цель:

  • Обучающий аспект:

- актуализировать и упорядочить знания детей о бережном отношении к природным ресурсам;

- дать представление об экологических системах в процессе работы с раздаточным материалом;

- учить дружной коллективной работе.

  • Воспитывающий аспект:

- создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру;

- формировать  культуру общения в группе;

- прививать любовь к природе, желание ее охранять.

  • Развивающий аспект:

- развивать критическое мышление, умение решать проблемные задачи, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;

             -  расширять кругозор учащихся об экологической ситуации.

Познавательные действия:

- анализ  объекта с целью выделения существенных признаков;

-   синтез целого из составных частей;

-   классификация объектов.

Коммуникативные действия:

- выражение своих мыслей;

- владение диалогической речью;

- развитие инициативного сотрудничества в поиске информации.

Личностные действия:

- формирование лидерских качеств организатора работы в группе;

- оценивание учебного содержания, исходя из общественных и личностных ценностей.

Регулятивные действия:

- прогнозирование возможности использования полученных знаний в последующем;

- формирование адекватной самооценки объема усвоенного учебного материала, осознание качества и уровня его усвоения;

- осознание учащимися объема и уровня усвоенных знаний и что еще подлежит усвоению.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, портреты ученых, ноутбуки, колонки, интерактивная доска, интернет

Формы и приемы работы: индивидуальная работа, работа с учебником и дополнительной литературой, выполнение разнообразных заданий.

Метапредметные связи: экология, география, русский язык

Этап урока

(в соответствии с технологией)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Виды УУД, характеристики

Организационный момент

Инструктаж к уроку. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Готовятся к уроку, учащиеся делятся на 3 разноуровневые группы.

Настраиваются на восприятие материала, концентрируют внимание.

Личностные УУД – самоорганизация

Проверка домашнего задания

Выполните тест по  теме «Вид. Природное сообщество». Вопросы теста входят в структуру КИМов ОГЭ по биологии.

Решают тест и сдают учителю на проверку.

Предметные:

Знать:  понятия: вид, популяция, ареал, структура природного сообщества.

Уметь: работать с тестом

Познавательные УУД

- структуризация знаний.

Личностные УУД – самоорганизация

Активизация познавательной деятельности учащихся

Демонстрация презентации слайд 1.

Учащимся предлагается  проблемная ситуация «Четыре картинки – одно слово»

Необходимо посмотреть на картинки и определить, что их связывает и определить тему урока.

Разбор слова «экосистема» по составу. Формулирование понятия.

Наблюдают. Высказывают свое мнение. Формулируют тему урока и понятие экосистема.

Личностные УУД – умение высказывать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД – формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Целеполагание  

Предлагает поставить перед собой цель, которую хотят получить в конце урока.

Зачитывают, формулируют цель и задачи

Личностные УУД

-умение высказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

- структуризация знаний.

Регулятивные УУД

-формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД.

Коммуникативные УУД

- формирование умения слушать и понимать речь других людей, инициативное сотрудничество в поиске информации.

Открытие новых знаний и их применение

Работа осуществляется по маршрутным листам. Но прежде чем приступить к работе, я вам предлагаю сначала поставить себе оценку, которую вы сегодня хотите получить. В конце урока посмотрим, достигли ли вы своего результата

Знакомятся с маршрутным листом. Оценивают себя.

Личностные УУД – самоорганизация

Через постановку проблемной ситуации, учащимся предлагается сформулировать понятие «экосистема»

Задание № 1: Экосистема делится на две группы. Вам необходимо заполнить в кластере  недостающие фрагменты, используя текст учебника на стр. 15

Проверка.

 

Формулируют понятие экосистема.

Работают с кластером группой. Работа с интерактивной доской

Самооценивание

Предметные:

Знать: 

понятия: естественная и искусственная экосистемы

Уметь:

работать с текстом, аргументировать свои мысли, правильно, доступно их выражать и приходить к общему мнению

Личностные УУД:

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности

- самооценивание успешности или неспешности учебной деятельности, собственных затруднений.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации при работе с текстом;

- анализ, синтез, сравнение.

Регулятивные УУД

-контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование;

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при обсуждении работ групп.

Задание № 2.

Экосистема  - живая мозаика. А из каких «пазлов»  она состоит, вам предстоит выяснить при работе с текстом № 1. Прочитав текст каждой группе необходимо выполнить коллаж и презентовать работу.

Оцените работу каждого в своей группе.

Группа 1 изучает текст «Продуценты»

Группа 2 изучает текст «Консументы»

Группа 3 изучает текст «Редуценты»

Презентуют работу, собирая мозаику.

Обсуждают и оценивают.

Предметные:

Знать: связи в экосистеме, правила оформления и расположения информации, правила работы в группах

Уметь: отразить  роль растений, животных и микроорганизмов в экосистеме

Личностные УУД:

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками;

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации в тексте;

- умение структурировать знания при расположении элементов коллажа;

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме;

- анализ, синтез, сравнение;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при оформлении своей работы.

Коммуникативные УУД:

-учет разных мнений и умение обосновать собственное при составлении коллажа;

-умение договариваться, находить общее решение при составлении общей модели;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при работе в группе;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания на заданную тему.

Физминутка

Закрепление знаний

Задание № 3. Ребята, подумайте и приведите примеры естественных и искусственных экосистем Белоярского района.

 Изучите материал из интернет-ресурса и выполните задание 3. (работа на ноутбуках: скопируйте и введите ссылку в строку поиска и выберите нужную информацию)

Оцените работу каждого в своей группе.

Обсуждают в группах. Отвечают.

1 гр. - http://aaningsitir.ru/areas/registry/4/2/

2 гр. - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%BC

3 гр. - http://worldofschool.ru/biologiya/stati/ekologiya/ekosistemy/iskusstv/akvarium/akvarium-malenkaya-iskusstvennaya-ekosistema.-ego-obitateli

Обсуждают и оценивают.

Предметные:

Знать: 

-понятия: «экологические системы», «цепи питания» и смысловые значения понятий  «потребители», «разрушители», «производители».

Уметь: применять теоретические знания на практике.

Коммуникативные УУД

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

-контроль и коррекция.

Познавательные УУД

- анализ, сравнение, классификация и обобщение сведений о фактах и явлениях.

Личностные УУД

-признание права каждого на собственное мнение, умение соблюдать дисциплину при работе в группах.

Задание № 4.

- Останутся ли эти экосистемы неизменными всегда?

- Кто или что может их изменить?

- Какой фактор оказывает наибольшее влияние?

Я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент и записать возникшие у вас ассоциации.

Оцените себя на данном этапе.

Отвечают на вопросы.

Смотрят видеофрагмент и записывают свои ассоциации в маршрутный лист.

Самооценка.

Предметные:

Знать: 

-экологические факторы.

Уметь:

-объяснять влияние экологических факторов на экосистемы.

Коммуникативные УУД

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

- анализ, сравнение, классификация и обобщение фактов и явлений.

Личностные УУД

-признание права каждого на собственное мнение, умение соблюдать дисциплину на уроке.

Подведение  итогов

Давайте вернемся к цели нашего урока. Достигли ли мы этой цели?

Посчитайте баллы за выполненные задания. Поставьте себе оценку  за работу на уроке по количеству набранных баллов.

- Совпала ли она у вас с оценкой вначале урока?

Оценивание.

Личностные УУД

-способность к самооцениванию на основе критерия успешной учебной деятельности.

Познавательные УУД

-контроль и оценивание процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД

-умение планировать учебное сотрудничество с товарищем.

Рефлексия

- Достигнуты ли цель и задачи урока? 

Прием «Гора успеха».  

-поставьте флажок на «Горè успеха» в том месте, где вы себя оценили

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Определяют место на «Горè успеха » и оценивают себя за работу на уроке.

Познавательные УУД:

-умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание:

6-7 баллов (оценка «3»): изучить §4 и ответить на вопросы стр. 15;

8-10 баллов (оценка «4»): повторить информацию из маршрутного листа.

11-12 баллов (оценка «5»): составить структуру экосистем «Школьная клумба» или «Озеро Светлое».

Записывают домашнее задание, согласно полученным баллам.

Личностные УУД самоконтроль

Учащиеся на уроке работали активно. С интересом и увлечением включались в любой вид деятельности. Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной для учащихся.  С классом установлены диалоговые формы общения, при которых учащиеся свободно высказывали свою точку зрения.