Урок "Экосистема"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
УМК:Сухорукова Л.Н. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесников. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.: ил. – (Сферы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekosistema.docx | 255.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии
Тема: «Экосистема», 7 класс.
Учитель: Васильева Ирина Александровна, учитель химии и биологии СОШ №1 г.Белоярский ХМАО - Югры.
УМК: Сухорукова Л.Н. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесников. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.: ил. – (Сферы)
Тип урока: изучение нового материала (урок освоения новых знаний).
Вид: комбинированный.
Триединодидактическая цель:
- Обучающий аспект:
- актуализировать и упорядочить знания детей о бережном отношении к природным ресурсам;
- дать представление об экологических системах в процессе работы с раздаточным материалом;
- учить дружной коллективной работе.
- Воспитывающий аспект:
- создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру;
- формировать культуру общения в группе;
- прививать любовь к природе, желание ее охранять.
- Развивающий аспект:
- развивать критическое мышление, умение решать проблемные задачи, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
- расширять кругозор учащихся об экологической ситуации.
Познавательные действия:
- анализ объекта с целью выделения существенных признаков;
- синтез целого из составных частей;
- классификация объектов.
Коммуникативные действия:
- выражение своих мыслей;
- владение диалогической речью;
- развитие инициативного сотрудничества в поиске информации.
Личностные действия:
- формирование лидерских качеств организатора работы в группе;
- оценивание учебного содержания, исходя из общественных и личностных ценностей.
Регулятивные действия:
- прогнозирование возможности использования полученных знаний в последующем;
- формирование адекватной самооценки объема усвоенного учебного материала, осознание качества и уровня его усвоения;
- осознание учащимися объема и уровня усвоенных знаний и что еще подлежит усвоению.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, портреты ученых, ноутбуки, колонки, интерактивная доска, интернет
Формы и приемы работы: индивидуальная работа, работа с учебником и дополнительной литературой, выполнение разнообразных заданий.
Метапредметные связи: экология, география, русский язык
Этап урока (в соответствии с технологией) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Виды УУД, характеристики | |||
Организационный момент | Инструктаж к уроку. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Готовятся к уроку, учащиеся делятся на 3 разноуровневые группы. Настраиваются на восприятие материала, концентрируют внимание. | Личностные УУД – самоорганизация |
Проверка домашнего задания | Выполните тест по теме «Вид. Природное сообщество». Вопросы теста входят в структуру КИМов ОГЭ по биологии. | Решают тест и сдают учителю на проверку. | Предметные: Знать: понятия: вид, популяция, ареал, структура природного сообщества. Уметь: работать с тестом Познавательные УУД - структуризация знаний. Личностные УУД – самоорганизация |
Активизация познавательной деятельности учащихся | Демонстрация презентации слайд 1. Учащимся предлагается проблемная ситуация «Четыре картинки – одно слово» Необходимо посмотреть на картинки и определить, что их связывает и определить тему урока. Разбор слова «экосистема» по составу. Формулирование понятия. | Наблюдают. Высказывают свое мнение. Формулируют тему урока и понятие экосистема. | Личностные УУД – умение высказывать свою точку зрения. Коммуникативные УУД – формирование умения слушать и понимать речь других людей. |
Целеполагание | Предлагает поставить перед собой цель, которую хотят получить в конце урока. | Зачитывают, формулируют цель и задачи | Личностные УУД -умение высказывать свою точку зрения. Познавательные УУД - структуризация знаний. Регулятивные УУД -формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД. Коммуникативные УУД - формирование умения слушать и понимать речь других людей, инициативное сотрудничество в поиске информации. |
Открытие новых знаний и их применение | Работа осуществляется по маршрутным листам. Но прежде чем приступить к работе, я вам предлагаю сначала поставить себе оценку, которую вы сегодня хотите получить. В конце урока посмотрим, достигли ли вы своего результата | Знакомятся с маршрутным листом. Оценивают себя. | Личностные УУД – самоорганизация |
Через постановку проблемной ситуации, учащимся предлагается сформулировать понятие «экосистема» Задание № 1: Экосистема делится на две группы. Вам необходимо заполнить в кластере недостающие фрагменты, используя текст учебника на стр. 15 Проверка.
| Формулируют понятие экосистема. Работают с кластером группой. Работа с интерактивной доской Самооценивание | Предметные: Знать: понятия: естественная и искусственная экосистемы Уметь: работать с текстом, аргументировать свои мысли, правильно, доступно их выражать и приходить к общему мнению Личностные УУД: - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности - самооценивание успешности или неспешности учебной деятельности, собственных затруднений. Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации при работе с текстом; - анализ, синтез, сравнение. Регулятивные УУД -контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование; Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества; - учет разных мнений и умение обосновать собственное; - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при обсуждении работ групп. | |
Задание № 2. Экосистема - живая мозаика. А из каких «пазлов» она состоит, вам предстоит выяснить при работе с текстом № 1. Прочитав текст каждой группе необходимо выполнить коллаж и презентовать работу. Оцените работу каждого в своей группе. | Группа 1 изучает текст «Продуценты» Группа 2 изучает текст «Консументы» Группа 3 изучает текст «Редуценты» Презентуют работу, собирая мозаику. Обсуждают и оценивают. | Предметные: Знать: связи в экосистеме, правила оформления и расположения информации, правила работы в группах Уметь: отразить роль растений, животных и микроорганизмов в экосистеме Личностные УУД: - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками; - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности. Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации в тексте; - умение структурировать знания при расположении элементов коллажа; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - анализ, синтез, сравнение; - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при оформлении своей работы. Коммуникативные УУД: -учет разных мнений и умение обосновать собственное при составлении коллажа; -умение договариваться, находить общее решение при составлении общей модели; -умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при работе в группе; -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания на заданную тему. | |
Физминутка | |||
Закрепление знаний | Задание № 3. Ребята, подумайте и приведите примеры естественных и искусственных экосистем Белоярского района. Изучите материал из интернет-ресурса и выполните задание 3. (работа на ноутбуках: скопируйте и введите ссылку в строку поиска и выберите нужную информацию) Оцените работу каждого в своей группе. | Обсуждают в группах. Отвечают. 1 гр. - http://aaningsitir.ru/areas/registry/4/2/ 2 гр. - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%BC Обсуждают и оценивают. | Предметные: Знать: -понятия: «экологические системы», «цепи питания» и смысловые значения понятий «потребители», «разрушители», «производители». Уметь: применять теоретические знания на практике. Коммуникативные УУД - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД -контроль и коррекция. Познавательные УУД - анализ, сравнение, классификация и обобщение сведений о фактах и явлениях. Личностные УУД -признание права каждого на собственное мнение, умение соблюдать дисциплину при работе в группах. |
Задание № 4. - Останутся ли эти экосистемы неизменными всегда? - Кто или что может их изменить? - Какой фактор оказывает наибольшее влияние? Я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент и записать возникшие у вас ассоциации. Оцените себя на данном этапе. | Отвечают на вопросы. Смотрят видеофрагмент и записывают свои ассоциации в маршрутный лист. Самооценка. | Предметные: Знать: -экологические факторы. Уметь: -объяснять влияние экологических факторов на экосистемы. Коммуникативные УУД - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД - анализ, сравнение, классификация и обобщение фактов и явлений. Личностные УУД -признание права каждого на собственное мнение, умение соблюдать дисциплину на уроке. | |
Подведение итогов | Давайте вернемся к цели нашего урока. Достигли ли мы этой цели? Посчитайте баллы за выполненные задания. Поставьте себе оценку за работу на уроке по количеству набранных баллов. - Совпала ли она у вас с оценкой вначале урока? | Оценивание. | Личностные УУД -способность к самооцениванию на основе критерия успешной учебной деятельности. Познавательные УУД -контроль и оценивание процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД -умение планировать учебное сотрудничество с товарищем. |
Рефлексия | - Достигнуты ли цель и задачи урока? Прием «Гора успеха». -поставьте флажок на «Горè успеха» в том месте, где вы себя оценили | Анализируют выполнение цели и задач урока. Определяют место на «Горè успеха » и оценивают себя за работу на уроке. | Познавательные УУД: -умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: -волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
Домашнее задание | Дифференцированное домашнее задание: 6-7 баллов (оценка «3»): изучить §4 и ответить на вопросы стр. 15; 8-10 баллов (оценка «4»): повторить информацию из маршрутного листа. 11-12 баллов (оценка «5»): составить структуру экосистем «Школьная клумба» или «Озеро Светлое». | Записывают домашнее задание, согласно полученным баллам. | Личностные УУД самоконтроль |
Учащиеся на уроке работали активно. С интересом и увлечением включались в любой вид деятельности. Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной для учащихся. С классом установлены диалоговые формы общения, при которых учащиеся свободно высказывали свою точку зрения.