Адаптированная программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа разработана на основании:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- ООП ООО МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И»;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на ________ учебный год.
- программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1). под редакцией В.В. Воронковой,«Владос»,М.,2010г., допущенной Министерством образования и науки РФ.
Общая характеристика учебного предмета. Преподавание биологии в коррекционной школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию развития обучающихся. В процессе знакомства с предметом необходимо развивать у детей наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь. Содержание учебного материала.
В настоящей программе в раздел включены элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; биологических особенностях, выращивания и использования наиболее распространенных : полевых овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.
Цели и задачи обучения.
Овладение обучающимися системой доступных природоведческих знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие познавательных способностей, Воспитание правил нравственного поведения, необходимого для общения и
сотрудничества.
- формировать четкие представления о природных объектах и явлениях природы; вовлекать обучающихся к решению доступны., для них проблем окружающей действительности; формировать специальные и общеучебные умения и навыки при работе с учебными пособиями и картами; знакомить с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними;
формировать правильное понимание природных явлений; развивать элементарное мышление: формировать функции сравнения, анализа и синтеза; развивать способность к обобщению и конкретизации; создавать условия для коррекции памяти, внимания, восприятия; развивать речь с опорой на свою деятельность;
Воспитательные: прививать навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека; воспитывать трудолюбие, терпение, умение доводить дело до конца; формировать аккуратность.
Согласно федеральному базисному учебному плану на предмет «Биология» отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Учебно-методический комплект: З.А. Клепинина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Москв. «Просвещение» 2015
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Д.И. Трайтак «Книга для чтения по ботанике».
Возможные риски: актированные дни (низкий температурный режим), карантин (повышенный уровень заболеваемости), больничный лист, курсовая переподготовка, семинары. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездках на семинары, уроки согласно рабочей программы, будет проводить другой учитель соответствующего профиля. Возможен вариант переноса тем уроков во внеурочное время (элективные учебные предметы, факультативы, консультации, предметные недели). В случае карантина, актированных дней возможно внесение изменений в график годового календарного учебного года по продлению учебного года, либо перенос каникулярных периодов в другое время.
2.Содержание учебного предмета
Введение. Изучаем живую природу.
Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания). Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки и т. п.).
Цветок. Плод. Строение цветка. Понятие о соцветиях. Опыление цветков. Образование плодов и семян. Разнообразие плодов: плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя. Строение семени (на примере фасоли). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корень. Образование и виды корней. Корневые системы. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней.
Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения. Образование питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Стебель. Строение стебля и его значение в жизни растения. Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм
Взаимосвязь органов растений. Взаимосвязь растений с окружающей средой.
Споровые и семенные растения
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. Голосеменные. Сосна и ель - хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами)
Многообразие покрытосеменных растений Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Характерные различия.
Однодольные растения. Злаки. Особенности внешнего строения и разнообразие. Выращивание зерновых. Использование злаков в народном хозяйстве. Лилейные. Общие признаки лилейных. Основные представители: цветочно - декоративные лилейные, овощные лилейные, дикорастущие лилейные.
Двудольные растения. Паслёновые. Общие признаки паслёновых. Овощные и технические паслёновые: картофель, томат, баклажан и перец. Цветочно - декоративные паслёновые. Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые и кормовые бобовые растения. Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник. Плодово - ягодные розоцветные: яблоня, груша, вишня, малина, земляника, персик и абрикос.
Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. Календула и бархатцы - однолетние цветочно - декоративные сложноцветные. Маргаритка и георгин - многолетние цветочно - декоративные сложноцветные.
Многообразие бактерий и грибов.
Разнообразие и размножение бактерий. Значение в природе и жизни человека. Строение и размножение грибов.
Лабораторные работы
Л.р.№1 Строение цветкового растения. Л.р.№2 Строение цветка. Л.р.№3 Строение семени фасоли. Л.р.№4 Строение луковицы.
Практические работы
П.р.№1 Определение всхожести семян.
Демонстрация опытов: 1. Условия, необходимые для прорастания семян.
- Испарение воды листьями.
- Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа темноте)
П.р.№2 Пересадка комнатных растений
Практические работы с комнатными и садовыми растениями.(5ч)
Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Работы в саду. Осення; перекопка почвы. Подготовка сада к зиме. Весенний уход за садом.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
- внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристик; основных растений огорода, поля, леса и сада;
- общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
- признаки сходства и различия между растениями;
- особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
- различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям листьям, цветкам, плодам и семенам;
- устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями, овощными культурами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Дата/ план | Дата/ факт | ||
1. | Введение. Изучаем живую природу. | ||||
2 | Многообразие живой природы | ||||
3. | Значение растений и их охрана. | ||||
4. | Охрана растений | ||||
5. | Общее знакомство с цветковыми растениями. Внешнее строение цветкового растения | ||||
6. | Строение цветка | ||||
7. | Понятие о соцветиях. Виды соцветий. | ||||
8. | Опыление и оплодотворение цветков | ||||
9. | Разнообразие плодов и семян. | ||||
10. | Распространение плодов и семян. | ||||
11 | Повторение темы: «Цветение и плодоношение растений». | ||||
12. | Семена растений. Внешний вид и строение семян. | ||||
13. | Строение семени двудольного растения. | ||||
14. | Строение семени с одной семядолей. | ||||
15. | Условия, необходимые для прорастания семян. | ||||
16. | Всхожесть семян. | ||||
17. | Повторение темы «Семена» | ||||
18. | Корни и корневые системы. Разнообразие и значение корней. | ||||
19. | Строение корня. | ||||
20. | Видоизменения корней. | ||||
21. | Значение корня в жизни растения. Повторение. | ||||
22. | Лист. Внешнее строение листа | ||||
23. | Форма листа. Листья простые и сложные. | ||||
24. | Значение листьев в жизни растений. | ||||
25. | Испарение воды листьями. | ||||
26. | Дыхание растений. | ||||
27. | Листопад и его значение. | ||||
28. | Повторение темы «Лист». | ||||
29. | Строение и значение стебля в жизни растений | ||||
30. | Передвижение по стеблю воды с растворенными в ней веществами. | ||||
31. | Разнообразие стеблей и видоизменение побегов. | ||||
32. | Растение - целостный организм. Взаимосвязи органов растения. | ||||
33. | Взаимосвязи растений с окружающей их средой. | ||||
34 | Повторение тем «Стебель», «Растение - целостный организм» | ||||
Мхи. Кукушкин лен. | |||||
Торфяной мох сфагнум. | |||||
37. | Папоротники. | ||||
38. | Голосеменные растения. | ||||
39. | Ель и сосна - хвойные растения. | ||||
40. | Покрытосеменные или цветковые растения | ||||
41. | Различия однодольных и двудольных растений. | ||||
42. | Однодольные растения. Семейство Злаки | ||||
43. | Зерновые хлебные злаки - пшеница, рожь, ячмень. | ||||
44. | Злаки: овес, кукуруза. | ||||
45. | Однодольные растения. Декоративные лилейные. | ||||
46 | Овощные лилейные. | ||||
47. | Двудольные растения. Семейство пасленовые. | ||||
48. | Картофель - пищевое пасленовое растение. | ||||
49. | Двудольные растения. Семейство бобовые. | ||||
50. | Кормовые бобовые растения. | ||||
51. | Двудольные растения. Семейство розоцветные. | ||||
52. | Особенности выращивания садовых растений. | ||||
53. | Уход за садовыми растениями. Сбор урожая плодов и ягод. | ||||
54. | Двудольные растения. Семейство сложноцветные. | ||||
55. | Подсолнечник - пищевое сложноцветное растение. | ||||
56. | Повторение по теме «Многообразие покрытосеменных растений» | ||||
57. | Разнообразие и размножение бактерий. | ||||
58. | Значение бактерий в природе и в жизни человека. | ||||
59. | Строение и размножение грибов. | ||||
60. | Разнообразие грибов. | ||||
61. | Повторение темы «Многообразие бактерий и грибов» | ||||
62. | Комнатные растения. | ||||
63. | Выращивание комнатных растений. | ||||
64. | Работа на пришкольном участке. | ||||
65. | Растение - живой организм. | ||||
66. | Работа на пришкольном участке. | ||||
67. | Экскурсия. Природа весной. | ||||
68. | Повторение пройденного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа для 12 класса профессиональной подготовки
Пояснительная записка, тематическое планирование, УМК...
Адаптированная программа по" Биологии" 9класс
Адаптированная программа по "Биологии" в 9 классе предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида, I варианта)...
Адаптированная программа по биологии 6-9 классы.
Программа составлена на основе образовательной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией Н. Н Воронковой....
Адаптированная программа по биологии 5-7 класс В.В. Пасечник
Данная программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ...
Практическая работа "Движение воздуха из теплой комнаты в холодную, из холодной – в теплую (циркуляция)" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе
Практическая работа "Движение воздуха из теплой комнаты в холодную, из холодной – в теплую (циркуляция)" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе (программа ориентирована...
Практическая работа "Определение чистоты воды ближайшего водоема" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе
Практическая работа "Определение чистоты воды ближайшего водоема" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе (программа ориентирована на учебник А.И. Никишова "Биология. Неж...
Адаптированная программа по биологии для 7 класса (ослабленным зрением)
программа для длетей с ослабленным зрением...