Урок "Обмен веществ.Выделительная система.Кожа."
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Повторительно-обобщающий урок с использованием игровой технологии, работы в грурпах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obmen_veshchestv.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Обмен веществ.Кожа.Выделительная система
Образовательные задачи:повторить и обобщить знания о строении и функции выделительной системы,кожи ,роли витаминов ,обмене веществ,закаливании .
Развивающие задачи : развитие памяти , логического мышления , умения анализировать , сравнивать , умения применять знания в нестандартной ситуации , умения применять знания на практике .
Воспитательные задачи : воспитание коллективизма , навыков самооценки .
Оборудование : таблицы «Строение почки « , «Строение выделительной системы «, Строение кожи «.Карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы , упаковки от витаминов .
Тип урока :повторительно - обобщающий
Ход урока .
1. Оргмомент .
Урок сегодня не совсем обычный . Мы проведём его в форме игры «Умники и умницы .» Тема игры « Выделительная система . Обмен веществ . Кожа .»На доске игровое поле с названиями заданий , которые вы будете выполнять индивидуально или группой .В ц ентре стола карточки для групповых заданий , перед каждым из вас карточки для индивидуальных заданий . Для учёта знаний - карточка «Твой результат»
Каждое задание оценивается в кДж. Люди умственного труда затрачивают в сутки 13470 кДж . Для получения 5 вы должны набрать этот результат .
Карточка «Твой результат .»
Задание 1 .Разминка - 300 кДж .
Задание2.Собери слово - 2000 кДж .
ЗаданиеЗ .Аптека - 2000кДж Задание
4 Витаминное домино -2000кДж.
Задание 5Лаборатория - 500 кДж .
Задание 6Медучилище -1000кДж.
Задание 7 Ералаш -2000кДж .
Задание 8Скорая помощь -2000кДж .
Задание 9На приёме у врача -1500кДж.
Задание 10Диагностический центр -1500кДж.
За ошибку снимается 100кДж .
Задание 1 Разминка .Фронтальный опрос .Члены команды по очереди отвечают на вопросы .Могут исправить неверный ответ , получив дополнительные баллы .
Команда 1 .
- Дайте определение обмена веществ .
- Какой вид обмена веществ преобладает у человека на морозе ?Почему
- Как помочь больному рахитом не употребляя витамины ?
- Что такое основной обмен ?
- Какие питательные вещества при распаде дают больше всего энергии ?
- Что необходимо знать при составлении суточного рациона питания ?
- Что является продуктом окончательного распада белков в клетке ?
Команда 2
1Что такое пластический обмен ?
2Какие питательные вещества нельзя ничем заменить ?
ЗКак сохранить витамины в овощах при приготовлении пищи ? 4Что такое общий обмен ?От чего он зависит ?
5Какой вид обмена веществ преобладает у школьника на уроке физкультуры ? Почему ?
6 Почему человек полнеет , если ест много углеводов ?
7Что является продуктом окончательного распада углеводов ?
Задание2 Собери слово .Групповая работа с тестом .Устная взаимопроверка .
- 2 3 4 5 6 7
Под каждой цифрой , обозначающей номер вопроса , поставьте букву , обозначающую ответ .
Вопросы :
- Фамилия врача , открывшего витамины .
- Отсутствие какого -либо витамина в организме .
- Вещества , образующиеся в организме из витаминов .
- Количество известных витаминов .
- Витамин , недостаток которого можно ликвидировать , находясь на солнце .
- В регуляции какого процесса участвуют витамины ?
- Жирорастворимый витамин , содержащийся в моркови .
Ответы :н
О- Павлов
б-Сеченов
н-Лунин
и–авитаминоз
д– аллергия
с- гиповитаминоз
к-гипервитаминоз м-фермент
р-углевод
я-вода
а-25
е-50
- -10 л-В
т-Д
ф- С
и-обмен веществ ю-мочеобразование
ч-дыхание
в-А
Ответы :ниматив(читать справа
налево)
Задание3 Аптека
Команда 1
Определите по упаковке, зная суточную дозу витамина С, сколько драже «Комплевита «вы должны употребить в день.
1.Выберите упаковку с витаминами, прием которых наиболее оптимален.Объясните почемувы так считаете.
- В сутки необходимо 75 млг витамина С.В одном драже - 50 мг .Значит необходимо 1,5 драже .
- «Алфавит» , так как каждое драже содержит только хорошо совместимые витамины .
Команда 2 :
- Выберите упаковку с витамином ,который вы посоветуете принимать при снижении иммунитета .
- Определите по упаковке , можно ли использовать «Комплевит « для профилактики болезни бери - бери .
Ответы :
- Аскорбиновая кислота .
- «Комплевит» содержит витамин В1 , значит его можно использовать, так как бери -бери возникает при недостатке этого витамина .
Задание4.Витаминное домино. Групповая работа с карточками. Необходимо собрать логическую цепочку .
Команда 1 собирает цепочку для витаминов А , В .
Команда 2 собирает цепочку для витаминов С , Д.
Карточки с фразами находятся в конвертах .См .приложение .
Ответы :
Команда 1:
Витамин А : Суточная дозаО ,9 мг, яйца , сливочное масло , куриная слепота , шелушение кожи .
Витамин В : суточная доза 1,5 мг , зерна злаков , дрожжи , судороги , параличи, бери- бери .
Команда 2 :
Витамин С :суточная доза 75 мг , киви ,. квашенная капуста , лимон , шиповник , кровоточивость десен . цинга , снижение иммунитета . Витамин Д : суточная доза 2, 5 мг , рыбий жир , искривление костей , рахит .
Устная взаимопроверка заданий
Задание 5 Лаборатория .
Индивидуальная практическая работа с результатами анализов .
Содержание веществ в плазме крови и моче
Вещества | Содержание в % | ||
1 | 2 | 3 | |
Вода | 90-92 | около 99 | 99-98 |
Белки, жиры, гликоген | 7-9 | отсутствуют | отсутствуют |
Глюкоза | 0,1 | 0,1 | отсутствуют |
Натрий (в виде ионов) | 0,3 | 0,3 | °,4' .. |
Сульфат (в виде ионов) | 0,002 | 0,002 | я V—* 00 |
Мочевина | 0,03 | 0,03 | 2,0" : |
Мочевая кислота | 0,004 | 0,004 | 0;05 |
1. Б таблице приведены показатели содержания веществ в первичной, вторичной моче и в крови. Определите, в какой колонке таблицы даются показатели, характерные для крови и вторичной мочи. Выбор обоснуйте.
Ответы : Колонка 1 -кровь , так как содержит белки , жиры , глш Колонка 2 - вторичная моча, так как содержание солей , мочевины , ё кислоты максимальное .
Задание 6 Медучилище .Групповая работа с текстом .
Найди ошибку.
В почечной капсуле начинается фильтрация крови.Из капиллярного клубочка внутрь капсулы просачиваются вода . глюкоза , соли вредные вещества , клетки крови .Образуется первичная моча .Затем первичная моча поступает в почечный каналец . Там обратно в капилляры всасывается глюкоза , часть воды , мочевина , все соли .В канальце остается вторичная моча .Она поступает в лоханку , а затем по мочеточникам в мочевой пузырь .При наполнении его она вы деляется порциями .Объем мочевого пузыря равен у взрослого человека 3 литра
Задание 7 Ералаш
Выберите цифры правильных ответов , характеризующие части кожи .
1пот
2 слущивание , обновление
Зрасширение , сужение
4жировые клетки
5восприятие раздражений
6терморегуляция
7теплоизоляция
8 смягчение кожи
9теплоотдача , выделение .
Ответы :
Эпидермис 2 Потовые железы 1 , 6, 9 . Кровеносные сосуды 3,6 Рецепторы 5 Сальные железы 8 Подкожная клетчатка 4, 7 .
Задание 8:Скорая помощь
Установите соответствие между повреждениями кожи и приёмами первой помощи .
1 промыть водой
2растереть поверхность
3согреть пострадавшего
4протереть одеколоном или спиртом 5приподнять голову
6нейтролизовать кислоту содой 7нейтролизовать щелочь уксусной
Ответы : термический ожог 1,4.
Обморожение 2,3. Химический ожог 1 ,6,1. Солнечный удар 5, 9.
Задание 9 На приёме у врача .Г рупповая работа .взаимопроверка устная..
Команда 1.
Выберите заболевания А) связанные с обменом веществ Б )кожи
В ) мочевыделительной системы
- бери-бери
- аллергия
- цинга
- куриная слепота
- энурез
- гипертония
- чесотка
- стригущий лишай
- инфаркт
- рахит
- инсульт
- мочекаменная болезнь Ответы Заболевания
А)связанные с обменом веществ 1,2,3,4,10.
Б )кожи 7,8 .
В )мочевыделительной системы 5, 12.
Задание 10
Диагностический центр
Определить заболевание по симптомам .
- Человек стал вдруг больным .
Заражен клещом одним .
Мучит человека зуд .
Как того клеща зовут ?
- Вызывает тот грибок Пятна тела , рук и ног . Заболееш ь очень тяжко , Приласкав рукой дворняжку .
- Что - то съедено и кожа Цветом красным нас тревожит . И .температура вдруг .
В чём причина этих мук ?
- Не гастрит и не ангина ,
Если мало витамина ,
В организме просто мрак . Назовем болезнь мы как ?
- Есть чудесный витамин .
Пусть растет и дочь и сын . Если ж витамина нет , Пострадает ваш скелет .
6А в Японии народ
Рис очищенный жует .
Тяжки муки и страданья
. Назови заболеванье .
Ответы :
1 чесоточный зудень
2 лишай
3 аллергия
4гиповитамин
Подведение итогов
Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы и задания к зачетному уроку по теме "Выделительная система. Кожа"
Материал включает разноплановые вопросы и задания, которые могут быть использованы как для зачетного урока по соответствующей теме в 8 классе, так и для тематического контроля при подготовке к ЕГЭ и О...