Урок "Обмен веществ.Выделительная система.Кожа."
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Повторительно-обобщающий урок  с использованием  игровой технологии, работы в грурпах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obmen_veshchestv.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Обмен веществ.Кожа.Выделительная система

Образовательные задачи:повторить и обобщить знания о строении и функции выделительной системы,кожи ,роли витаминов ,обмене веществ,закаливании .

Развивающие задачи : развитие памяти , логического мышления , умения анализировать , сравнивать , умения применять знания в нестандартной ситуации , умения применять знания на практике .

Воспитательные задачи : воспитание коллективизма , навыков самооценки .

Оборудование : таблицы «Строение почки « , «Строение выделительной системы «, Строение кожи «.Карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы , упаковки от витаминов .

Тип урока :повторительно - обобщающий

Ход урока .

1. Оргмомент .

Урок сегодня не совсем обычный . Мы проведём его в форме игры «Умники и умницы .» Тема игры « Выделительная система . Обмен веществ . Кожа .»На доске игровое поле с названиями заданий , которые вы будете выполнять индивидуально или группой .В ц ентре стола карточки для групповых заданий , перед каждым из вас карточки для индивидуальных заданий . Для учёта знаний - карточка «Твой результат»

Каждое задание оценивается в кДж. Люди умственного труда затрачивают в сутки 13470 кДж . Для получения 5 вы должны набрать этот результат .

Карточка «Твой результат .»

Задание 1 .Разминка - 300 кДж .

Задание2.Собери слово - 2000 кДж .

ЗаданиеЗ .Аптека - 2000кДж Задание

4 Витаминное домино -2000кДж.

Задание 5Лаборатория - 500 кДж .

Задание 6Медучилище -1000кДж.

Задание 7 Ералаш -2000кДж .

Задание 8Скорая помощь -2000кДж .

Задание 9На приёме у врача -1500кДж.

Задание 10Диагностический центр -1500кДж.

За ошибку снимается 100кДж .

Задание 1 Разминка .Фронтальный опрос .Члены команды по очереди отвечают на вопросы .Могут исправить неверный ответ , получив дополнительные баллы .

Команда 1 .

  1. Дайте определение обмена веществ .
  2. Какой вид обмена веществ преобладает у человека на морозе ?Почему
  3. Как помочь больному рахитом не употребляя витамины ?
  4. Что такое основной обмен ?
  5. Какие питательные вещества при распаде дают больше всего энергии ?
  6. Что необходимо знать при составлении суточного рациона питания ?
  7. Что является продуктом окончательного распада белков в клетке ?

Команда 2

1Что такое пластический обмен ?

2Какие питательные вещества нельзя ничем заменить ?

ЗКак сохранить витамины в овощах при приготовлении пищи ? 4Что такое общий обмен ?От чего он зависит ?

5Какой вид обмена веществ преобладает у школьника на уроке физкультуры ? Почему ?

6 Почему человек полнеет , если ест много углеводов ?

7Что является продуктом окончательного распада углеводов ?

Задание2   Собери слово .Групповая работа с тестом .Устная взаимопроверка .

  1. 2        3        4        5        6        7

Под каждой цифрой , обозначающей номер вопроса , поставьте букву , обозначающую ответ .

Вопросы :

  1. Фамилия врача , открывшего витамины .
  2. Отсутствие какого -либо витамина в организме .
  3. Вещества , образующиеся в организме из витаминов .
  4. Количество известных витаминов .
  5. Витамин , недостаток которого можно ликвидировать , находясь на солнце .
  6. В регуляции какого процесса участвуют витамины ?
  7. Жирорастворимый витамин , содержащийся в моркови .

Ответы :н

О- Павлов

б-Сеченов

н-Лунин

и–авитаминоз

д– аллергия

с- гиповитаминоз

к-гипервитаминоз м-фермент

р-углевод

я-вода

а-25

 е-50

  1. -10 л-В

т-Д

ф- С

и-обмен веществ ю-мочеобразование

ч-дыхание

в-А

Ответы :ниматив(читать  справа

налево)

Задание3 Аптека

Команда 1

Определите по упаковке, зная суточную дозу витамина С, сколько драже «Комплевита «вы должны употребить в день.

1.Выберите упаковку с витаминами, прием которых наиболее оптимален.Объясните почемувы так считаете.

  1. В сутки необходимо 75 млг витамина С.В одном драже - 50 мг .Значит необходимо 1,5 драже .
  2. «Алфавит» , так как каждое драже содержит только хорошо совместимые витамины .

Команда 2 :

  1. Выберите упаковку с витамином ,который вы посоветуете принимать при снижении иммунитета .
  2. Определите по упаковке , можно ли использовать «Комплевит « для профилактики болезни бери - бери .

Ответы :

  1. Аскорбиновая кислота .
  2. «Комплевит» содержит витамин В1 , значит его можно использовать, так как бери -бери возникает при недостатке этого витамина .

Задание4.Витаминное домино. Групповая работа с карточками. Необходимо собрать логическую цепочку .

Команда 1 собирает цепочку для витаминов А , В .

Команда 2 собирает цепочку для витаминов С , Д.

Карточки с фразами находятся в конвертах .См .приложение .

Ответы :

Команда 1:

Витамин А : Суточная дозаО ,9 мг, яйца , сливочное масло , куриная слепота , шелушение кожи .

Витамин В : суточная доза 1,5 мг , зерна злаков , дрожжи , судороги , параличи, бери- бери .

Команда 2 :

Витамин С :суточная доза 75 мг , киви ,. квашенная капуста , лимон , шиповник , кровоточивость десен . цинга , снижение иммунитета . Витамин Д : суточная доза 2, 5 мг , рыбий жир , искривление костей , рахит .

Устная взаимопроверка заданий

Задание 5 Лаборатория .

Индивидуальная практическая работа с результатами анализов .

Содержание веществ в плазме крови и моче

Вещества

Содержание в %

1

2

3

Вода

90-92

около 99

99-98

Белки, жиры, гликоген

7-9

отсутствуют

отсутствуют

Глюкоза

0,1

0,1

отсутствуют

Натрий (в виде ионов)

0,3

0,3

°,4' ..

Сульфат (в виде ионов)

0,002

0,002

я

V—*

00

Мочевина

0,03

0,03

2,0" :

Мочевая кислота

0,004

0,004

0;05

1. Б таблице приведены показатели содержания веществ в первичной, вторичной моче и в крови. Определите, в какой колонке таблицы даются показатели, характерные для крови и вторичной мочи. Выбор обоснуйте.

Ответы : Колонка 1 -кровь , так как содержит белки , жиры , глш Колонка 2 - вторичная моча, так как содержание солей , мочевины , ё кислоты максимальное .

Задание 6 Медучилище .Групповая работа с текстом .

Найди ошибку.

В почечной капсуле начинается фильтрация крови.Из капиллярного клубочка внутрь капсулы просачиваются вода . глюкоза , соли вредные вещества , клетки крови .Образуется первичная моча .Затем первичная моча поступает в почечный каналец . Там обратно в капилляры всасывается глюкоза , часть воды , мочевина , все соли .В канальце остается вторичная моча .Она поступает в лоханку , а затем по мочеточникам в мочевой пузырь .При наполнении его она вы деляется порциями .Объем мочевого пузыря равен у взрослого человека 3 литра

Задание 7 Ералаш

Выберите цифры правильных ответов , характеризующие части кожи .

1пот

2 слущивание , обновление

 Зрасширение , сужение

4жировые клетки

5восприятие раздражений

6терморегуляция

7теплоизоляция

8 смягчение кожи

                                                           9теплоотдача , выделение .

Ответы :

Эпидермис 2 Потовые железы 1 , 6, 9 . Кровеносные сосуды 3,6 Рецепторы 5 Сальные железы 8 Подкожная клетчатка 4, 7 .

Задание 8:Скорая помощь

Установите соответствие между повреждениями кожи и приёмами первой помощи .

1 промыть водой

2растереть поверхность

3согреть пострадавшего

4протереть одеколоном или спиртом 5приподнять голову

 6нейтролизовать кислоту содой 7нейтролизовать щелочь уксусной

Ответы : термический ожог 1,4.

Обморожение 2,3. Химический ожог 1 ,6,1. Солнечный удар 5, 9.

Задание 9 На приёме у врача .Г рупповая работа .взаимопроверка устная..

Команда 1.

Выберите заболевания А) связанные с обменом веществ Б )кожи

В ) мочевыделительной системы

  1. бери-бери
  2. аллергия
  3. цинга
  4. куриная слепота
  5. энурез
  6. гипертония
  7. чесотка
  8. стригущий лишай
  9. инфаркт
  10. рахит
  11. инсульт
  12. мочекаменная болезнь Ответы Заболевания

А)связанные с обменом веществ 1,2,3,4,10.

Б )кожи 7,8 .

В )мочевыделительной системы 5, 12.

Задание 10

Диагностический центр

Определить заболевание по симптомам .

  1. Человек стал вдруг больным .

Заражен клещом одним .

Мучит человека зуд .

Как того клеща зовут ?

  1. Вызывает тот грибок Пятна тела , рук и ног . Заболееш ь очень тяжко , Приласкав рукой дворняжку .
  2. Что - то съедено и кожа Цветом красным нас тревожит . И .температура вдруг .

В чём причина этих мук ?

  1. Не гастрит и не ангина ,

Если мало витамина ,

В организме просто мрак . Назовем болезнь мы как ?

  1. Есть чудесный витамин .

Пусть растет и дочь и сын . Если ж витамина нет , Пострадает ваш скелет .

6А в Японии народ

Рис очищенный жует .

 Тяжки муки и страданья

. Назови заболеванье .

Ответы :

1 чесоточный зудень

2 лишай

3 аллергия

4гиповитамин

Подведение итогов

Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания к зачетному уроку по теме "Выделительная система. Кожа"

Материал включает разноплановые вопросы и задания, которые могут быть использованы как для зачетного урока по соответствующей теме в 8 классе, так и для тематического контроля при подготовке к ЕГЭ и О...