Урок биологии в 5 классе "Животные"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Технологическая карта и презентация предназначены для использования на уроках биологии в 5 классе по теме "Животные".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye_5_klass.pptx | 2.63 МБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_golubeva_e.a._zhivotnye.docx | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каковы признаки растений? Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их?
Какие организмы неразрывно связаны с растениями?
Тема : Цель : узнать о животных, как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе, связях с растениями и другими живыми организмами. «Царство Животные» Задачи: Определить общие признаки, характерные только для животных организмов; Узнать о разнообразии животных; Выяснить, какова роль животных в природе и жизни человека.
Как называется наука, изучающая Царство Животные?
Основоположником зоологии считается Аристотель, который первым в задумался о делении животных на группы . Он разделил их на животные с кровью и бескровные.
Животные Многоклеточные Тело состоит из одной клетки Тело состоит из различных типов клеток, специализированных в выполнении определенных функций Микроскопические размеры тела Клетки образуют ткани, ткани-органы, органы- системы органов. Сходство: 1.В клеточном строении 2.В процессах жизнедеятельности: дышат, питаются, передвигаются, выделяют продукты обмена, раздражаются Одноклеточные
Физкультминутка
1 2 3 4 Определите среды жизни. Наземно- воздушная Водная Почвенная Среды жизни Организменная
Как называется наука, занимающаяся классификацией знаний о живых организмах?
Систематика животных Царство Тип Класс Отряд Семейство Род Вид
Вид: Л исица обыкновенная
Царство: Животные Тип: Хордовые Класс: Млекопитающие Отряд: Хищные Семейство: Псовые Род: Лисицы Вид: Лисица Обыкновенная
Видовое название животного Еж европейский Тигр уссурийский Запомни , первое слово указывает на род, к которому принадлежит данное животное, а второе на конкретный вид
Какие из перечисленных ниже признаков, относятся: 1) к растениям 2) к животным А)Способны к обмену веществ и энергии; Б) Способны к активному передвижению; В) Самостоятельно синтезируют органические вещества; Г)Состоят из клеток; Д) Наличие в клетках хлоропластов
Объясни пословицы и поговорки с биологической точки зрения. 1. У коровы молоко на языке. 2. Волка ноги кормят. 3. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. 4. Собака – друг человека. 5. Грач на горе, весна на дворе. 6. Синица в избе, зима на дворе.
Расположи единицы классификации в правильном порядке, начиная с наименьшей 1) Тип 2) Царство 3) Вид 4) Отряд 5) Род 6) Класс 7) Семейство
Многое было не понятно Понял(а), но не все Понял все Нарисуйте соответствующий кружок на полях .
Домашнее задание 1. Прочитайте п. 12 в учебнике «Животные». 2. Выберете задание: Составьте кроссворд о животных (10 слов); Подготовьте презентацию из 10 слайдов «Значение животных в природе» или «Значение животных в жизни человека»; Подготовить сообщения с рисунком, фотографией животного. Отметьте место обитания, приспособленность к жизни и значение его в природе и жизни человека
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет | Биология |
Класс | 5 |
Учитель | Голубева Екатерина |
Продолжительность урока | 45 минут |
Тема урока | Животные |
Учебник | «Биология» 5 класс под ред. И.Н. Пономарева., И.В. Николаев.,О.А. Корнилова; «Вентана-Граф» 2012г |
Тип урока | Открытие новых знаний (конструирование способов действия по ФГОС) |
Цель урока | Формирование представлений о животных как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе, связях с растениями и другими живыми организмами. |
Задачи по содержанию | Обучающие: - сформировать у учащихся общие представления о многообразии животного мира, о единстве органического мира на основе учения о клетке, о сходстве и различии растений и животных; - познакомить с простейшей классификацией животных, раскрыть значение животных в природе и жизни человека, значение необходимости охраны животного мира. Развивающие: - формировать умения сравнивать животных с растениями и объяснять отличительные признаки их, применять знания в новой ситуации, делать вывод на основе сходства, расширить объем жизненных наблюдений и кругозора учащихся; - формировать универсальные учебные действия: умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы. Воспитательные: - продолжать формирование научно-материалистического мировоззрения на основе знаний о родстве животных и растений, взаимосвязях их со средой обитания, воспитывать бережное отношение к животным как составной части природы, формировать экологическое мышление; - поддерживать интерес к изучению биологии, формировать эволюционные взгляды на живую природу, прививать самостоятельность и любознательность, поддерживать интерес к биологической науке. |
Формы организация учебной деятельности | Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. |
Методы обучения и познания | Словесные (фронтальная беседа, диалог), иллюстративно-словесный (работа с ЭОР), практический (поиск информации), дедуктивный (анализ, применения знаний, обобщение) |
Планируемые результаты | Правильно использовать в речи биологические термины, устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы, слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. |
Планируемые результаты изучения темы (требования к уровню подготовки) | Личностные: Осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир; Оценивать с позиции социальных норм поступки других людей; Проявление учебно-познавательного процесса к биологической науке; Метапредметные: Общие: - активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения; - учащиеся должны уметь ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя. Работать в соответствии поставленной задачи и планом, оценивать работу одноклассников, получать информацию из разных источников; Познавательные УУД: - извлекать информацию о животных, делать анализ и отбор данной информации, добывать новые знания из источников ЭОР - создавать обобщение, анализировать, сравнивать, выявлять причины, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД : Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Уметь общаться друг с другом. Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; Регулятивные УУД: Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи и познавательной деятельности. Предметные: Умение различать виды животных; находить информацию о разнообразии животных; приобретать навыки подбора, интерпретации и представление информации о животных по заданной теме |
Технологии |
|
Домашнее задание | Прочитайте п. 12 в учебнике «Животные». 2. Выберете задание:
Подготовить сообщения с рисунком, фотографией животного. Отметьте место обитания, приспособленность к жизни и значение его в природе и жизни человека |
УУД для учащихся
Этап урока | УУД |
Организационный этап | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ. Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль.коррекция, оценка действий партнёра. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
Целеполагание и постановка задач | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Изучение нового материала | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Физкультминутка | |
Продолжение изучения нового материала | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. умение осознанно и произвольно воспринимать полученную информацию; |
Закрепление нового материала. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Рефлексия | Личностные: смыслообразование; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: контроль, оценка |
Информация о домашнем задании | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия |
Содержание этапов урока
Этап урока, цели и задачи | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Организационный проверка готовности обучающихся их эмоционального настроя на работу, включение в деятельность на личностно значимом уровне Итог: настрой на работу | 1 мин. | Приветствие Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш Прошу садиться Как и на каждом уроке вас ждет открытие новых знаний при изучении новой темы | Осуществляют самопроверку готовности к уроку | |
Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала. Выявление типичных ошибок и пробелов в ЗУН для дальнейшей коррекционной работы Итог: определение степени усвоения учащимися материала | 7 мин | Начнем урок с проверки ваших знаний и умений по прошлой теме: «Растения»
Посмотрите внимательно на слайд, какие организмы неразрывно связаны с растениями? | Обучающиеся отвечают на вопросы | |
Целеполагание и мотивация к учебной деятельности Формулирование темы и учебных задач урока | 5 мин. | Какие признаки характерны для живых организмов?
Рассказ о древнегреческой мифологии о богине природы Фауна. .В римской мифологии у Теллус (Tellus), богини Земли были дочери Флора и Фауна. Их царствование наступало вначале весны, после заморозков, когда начинали появляться первые цветы, и власть Флоры и Фауны распространялась над всеми живыми существами. Мы уже с вами знаем, что флорой называют - всех представителей царства растения. А какое же царство живой природы называют Фауной? Какая же тема сегодняшнего урока? Организация формулирования темы и цели урока Какие же признаки характерны для животных? К какому типу живых организмов относятся животные, эукариоты или прокариоты? | Отвечают на заданные вопросы: Фауна – это царство животных. Формулируют тему, цель и задачи урока. Формулируют тему урока. Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания. Планируют способы достижения цели. Отвечают на вопросы Тема: Царство животные. Цель: узнать о животных, как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе, связях с растениями и другими живыми организмами. Задачи:
(Называют общие признаки животных конспектируют в тетрадь) -Питаются готовыми органическими веществами, получаемых из тел, растений, грибов и др. животных - гетеротрофы - ведут активный образ жизни, передвигаются; - Сложное внутреннее строение; - Сложное поведение (инстинкты, рефлексы); - Ограничены в росте; - Прокариоты
| Пользуясь учебником на стр.52 называют общие признаки животных и записывают их в тетрадь. |
Изучение нового материала (усвоение новых знаний и умений и способов действий) с первичным закреплением знаний, проверкой применения знаний и умений в новой ситуации. | 15 мин | Организует учебную деятельность, объясняет новый материал. Составьте и заполните схему. Слайд 6. Одноклеточные животные. Слайд 7. Многоклеточные животные. Рассказ о типах многоклеточных животных. | Читают учебник на стр. 52-53. Отвечают на вопросы. Делают вывод по изученным материалам. | Заполняют схему: Животные
Одноклеточные Многоклеточные
|
Физкультминутка | 1 мин. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Показ упражнений. Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели. | Повтор упражнений. | |
Продолжение изучения нового материала: | Где же можно встретить представителей фауны? Рассказ учителя о средах жизни, в которых обитают животные. В настоящее время в царстве Животные насчитывае6тся около 1,5 млн видов. Как же ученые ориентируются в таком разнообразии животных? Какая наука, занимается классификацией? Совершенно верно, это систематика! Как называется наименьшая единица классификации? (вид) А наибольшая? (царство) Классификация Лисицы обыкновенной: Царство: Животные Тип: Хордовые Класс: Млекопитающие Отряд: Хищные Семейство: Псовые Род: Лисицы Вид: Лисица Обыкновенная | Учащиеся делают записи в тетради Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. | Среды жизни животных:
| |
Закрепление нового материала. Итог: Определение степени усвоения полученных знаний | 10 мин. | Задание: Самостоятельно выполняют задания, затем, меняются с соседом тетрадями. Оценивают друг друга. | Выполняют задание | На основе полученных знаний давайте выполним следующие задания: 2) к животным; ; А)Способны к обмену веществ и энергии; Б) Способны к активному передвижению; В) Самостоятельно синтезируют органические вещества; Г)Состоят из клеток; Д) Наличие в клетках хлоропластов Задание 2: объясни пословицы и поговорки с биологической точки зрения.
Задание 3: Расположите единицы классификации в правильном порядке, начиная с наименьшей. |
Рефлексия | 2 мин. | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. | – Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизод урока, высказывают оценочные суждения. | Выбрать цвет светофора, который соответствует Зеленый – Все понял(а) Красный – Многое было не понятно Желтый- Понял, но не все |
Домашнее задание | 4 мин. | Подводит итог урока, предлагает дифференцированное домашнее задание. | Обучающиеся выбирают домашнее задание из предложенных вариантов. Записывают задание в дневник. | Прочитайте п. 12 в учебнике «Животные». 2. Выберете задание:
|