Рабочая программа по дисциплине "Биология"
рабочая программа по биологии по теме

Юлуева Уралия Радмировна

Рабочая программа по дисциплине "Биология" Естественно-научный профиль для профессии "Повар, кондитер"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УФИМСКИЙ КОЛЛЕДЖ  РЕМЕСЛА И СЕРВИСА ИМ. А. ДАВЛЕТОВА

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ»

ПРОФЕССИЯ  19.01.17 «ПОВАР, КОНДИТЕР»  

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ  ПРОФИЛЬ

                                               

Согласовано:

методист  Л.Н.Скоблик

«____»____________20____г.

_________________________

Рассмотрено на заседании            цикловой комиссии

________Н.Н.Савина

                 Утверждаю:

             зам. директора по УПР

              З.Р.Киньябулатова

           «____»_________20___г.

Рабочая программа  ОУД.15 «Биология»  общеобразовательного  цикла ОПОП  СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) с учетом требований ФГОС и естественно-научного профиля  профессионального образования по профессии СПО  19.01.17  «Повар, кондитер».

Организация-разработчик:

ГБПОУ УКРиС  имени А.Давлетова, г.Уфа,  проспект Октября, 4

Разработчики:

Бурханова Уралия Радмировна, преподаватель биологии


СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

1.1.

Область применения примерной программы

4

1.2.

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы

4

1.3.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной

дисциплины

4

1.4.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины

5

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

   2.1.

   Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

7

2.2.

Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

8

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

11

3.1.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

11

3.2.

Информационное обеспечение обучения

11

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа  ОУД.15 «Биология»  общеобразовательного  цикла ОПОП  СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) с учетом требований ФГОС и естественно-научного профиля  профессионального образования по профессии СПО  19.01.17  «Повар, кондитер».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина  «Биология» входит в естественно-научный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов


Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ОК 3

Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 5

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочения, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 9

Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:

     лабораторные  работы

6

     практические занятия

4

     контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

Тематика внеурочной самостоятельной работы

8

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Клетка – единица живого

13

Введение.

Объект изучения биологии – живая природа. Основные признаки живого. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живого.  Методы изучения живой природы. Значение биологии.

1

1

Тема 1. Химический состав клетки

Неорганические соединения летки. Углеводы. Липиды. Белки. Строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

2

2

Лабораторная работа 1. Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Сочинение «Что я  знаю о биологии?»

6

Тема 2. Структура и функции клетки

Клетка – элементарная единица живого. Цитоплазма. Мембранные органоиды клетки. Ядро. Прокариоты и эукариоты.

1

2

Лабораторная работа 2. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

2

2

Лабораторная работа 3. Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом. 

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к практической работе (обзор сайтов). Оформление отчета. Реферат с презентацией «История развития клеточной теории».

4

2

Тема 3. Обеспечение клеток энергией

Обмен веществ. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода.

1

2

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке

Генетическая информация. Удвоение ДНК. Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Регуляция работы генов у бактерий. Регуляция работы генов у эукариот. Вирусы. Генная и клеточная инженерия.

2

Раздел 2.

Размножение и развитие организмов.

4

Тема 5. Размножение организмов

Бесполое и половое размножение. Деление клетки. Митоз. Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение.

2

2

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов

Зародышевое развитие организмов. Постэмбриональное развитие. Дифференцировка клеток. Развитие взрослого организма.

2

2

Раздел 3

Основы генетики и селекции

7

Тема 7. Основные закономерности наследственности

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Решение генетических задач. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Сцепленное наследование генов. Отношения ген – признак. Внеядерная наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Генетические основы поведения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к практическим работам (обзор сайтов), оформление отчетов по практическим работам. Написание рефератов «Жизнь и научное творчество Г. Менделя», «Трагическая судьба Н. И. Вавилова», «Почему я похож на папу?»

4

Тема 8. Основные закономерности изменчивости

Модификационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

2

2

 Тема 9. Генетика и селекция

Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы селекции. Успехи селекции.

1

2

Контрольная работа

2

Раздел 4

Эволюция

14

Тема 10. Свидетельства эволюции

Возникновение и развитие эволюционной биологии. Молекулярные свидетельства эволюции. Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции.

2

2

Тема 11. Факторы эволюции

Популяционная структура вида. Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции. Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений. Формы естественного отбора. Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции. Макроэволюция.

2

Лабораторная работа 4. Морфологические особенности растений различных видов.

2

2

Лабораторная работа 5. Изменчивость организмов

2

Лабораторная работа 6. Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений.

2

Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле

Современные представления о возникновении жизни. Основные этапы развития жизни. Развитие жизни в криптозе. Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Многообразие органического мира.

2

2

Тема 13. Происхождение человека

Положение человека в системе живого мира. Предки человека. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Обзор сайтов. Создание подборки учебных фильмов «Жизнь замечательных людей» (о Линнее, Ламарке, Дарвине и др. ученых), «Вид и видообразование», «Эволюция: вчера, сегодня, завтра».

5

Раздел 5 Экосистемы

12

2

Тема 14. Организмы и окружающая среда

Взаимоотношения организма и среды. Популяция в экосистеме. Экологическая ниша и межвидовые отношения. Сообщества и экосистемы. Экосистема: устройство и динамика. Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы.

2

2

Практическая работа 1. Оценка влияния температуры воздуха на человека.

1

Практическая работа 2. Аквариум как модель экосистемы

1

Тема 15. Биосфера

Биосфера и биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек.  

1

2

Практическая работа 3. Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем.

2

2

Тема 16. Биологические основы охраны природы

Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. Биологический мониторинг.

1

2

Практическая работа 4. Определение качества воды водоема. 

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:  подготовка к практическому занятию (обзор сайтов), оформление отчетов по практическому занятию. Подготовка к экзамену.

6

Экзамен.

2

Максимальная нагрузка:

75

в том числе:

Обязательная нагрузка

50

Самостоятельная работа

25

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Программа по учебной дисциплине «Биология» является примерной.

Минимальны объем времени на реализацию программы 50 часов

Реализация учебной дисциплины «Биология» требует наличия учебного кабинета «Естественно-научных дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • плакаты;
  • схемы;
  • презентации;
  • модели

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Беляев Д.К.,  Дымщиц Г.М. Биология 10 класс – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
  2. Беляев Д.К., Дымщиц Г.М. Биология 11 класс – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 224 с.

Дополнительные источники:

  1. Биология. Весь школьный курс в таблицах /Ред. Литвин В. В. – М.: Букмастер, 2015. – 416 с.
  2. Теремов А. В., Петросова Р. А. Биология. Биологические системы и процессы. 10 кл. Учебник. Углубленный уровень. ФГОС.  – М.: Мнемозина, 2015. – 400 с.
  3. Теремов А. В., Петросова Р. А. Биология. Биологические системы и процессы. 11 кл. Учебник. Углубленный уровень. ФГОС.  – М.: Мнемозина, 2015. – 400 с.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние мутагенов на растения, животных и человека; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

Усвоенные знания:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

   

В результате устных опросов.

В результате практических работ.

В результате наблюдений в практических работах.

В  результате практических работ.

В результате наблюдений.

В результате защиты рефератов и презентаций.

В результате устных опросов и тестов.

В результате практических работ.

В результате устных и письменных опросов и тестов.

В результате защиты рефератов и презентаций.

В результате опросов и тестов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...