Контрольная работа 9 класс " Основы экологии" по материалам банка заданий ФИПИ
тест по биологии (9 класс) на тему
Контрольная работа в виде теста с различными типами заданий. Тест составлен из заданий ФИПИ, удобен для подготовки к ОГЭ по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekosistemy_6_var_fipi.docx | 68.47 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Пользуясь таблицей «Роль температуры в развитии культурных растений», ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Роль температуры в развитии культурных растений
Культура | Температура, °С | *Сумма активных температур, необходимых для развития, °С | |
Прорастание семян | Появление всходов | ||
Ячмень | 1–2 | 4–5 | 700–1300 |
Лён | 3–4 | 5–6 | 900–1300 |
Горох | 1–2 | 4–5 | 1200–1500 |
Пшеница | 1–2 | 4–5 | 1300–1700 |
Картофель | – | – | 1200–1800 |
Кукуруза | 8–10 | 10–11 | 2100–2900 |
Рис | 13–14 | 14–15 | 2000–3200 |
* Биологический минимум температуры, необходимой для развития определённого растения до образования семян.
1) Какое из приведённого перечня культурных растений можно высевать
при низких температурах?
2) Почему среди приведённых культурных растений отсутствуют данные по прорастанию семян у картофеля?
3) Какие из приведённых культурных растений нельзя выращивать в районе Санкт-Петербурга, если сумма активных температур в этом регионе составляет 1800 °С?
Используя содержание текста «Биоценоз и биогеоценоз», ответьте на следующие вопросы. 1) Что такое биогеоценоз? 2) Что из объектов природы служит примером биоценоза? 3) Какое преимущество для животных имеет их распределение в пространстве?
| ||||||||||||||
Как получают энергию продуценты (производители)? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Верны ли следующие суждения о цепях питания?
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Установите соответствие между признаком и видом сообщества, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. |
|
| ||||||||||||||||||||||
Выберите правильно составленную пищевую цепь. | |||||||||||||||||||||||
|
2
Пользуясь таблицей «Влияние абиотических факторов на смертность куколки яблоневой плодожорки», ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Влияние абиотических факторов на смертность куколки яблоневой плодожорки
Температура (°С) | Относительная влажность (%) | Смертность (%) |
25 | 70 | 10 |
20 | 50 | 40 |
15 | 40 | 100 |
10 | 90 | 80 |
1) От каких абиотических факторов зависит смертность куколки яблоневой плодожорки?
2) Какие условия окружающей среды наиболее оптимальны для развития куколки яблоневой плодожорки?
3) Что такое куколка?
Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3–4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – количество проросших семян от общего их числа (в %)). Какой процент от общего количества семян прорастёт в 11-й день? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Прочитайте текст и выполните задание 29. СВЕТ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР Свет – важный экологический фактор. Он служит основным источником энергии для фотосинтеза, обеспечивает поддержание теплового и водного баланса в организме, создаёт условия для ориентирования в пространстве. Основным источником света на Земле является Солнце. Солнечная радиация различается по интенсивности и качеству: ультрафиолетовые лучи, видимые лучи, инфракрасные лучи. Коротковолновые ультрафиолетовые лучи губительны для всего живого и задерживаются озоновым экраном. Небольшое количество длинноволновых ультрафиолетовых лучей достигает поверхности Земли и оказывает бактерицидное действие. Часть длинноволновых ультрафиолетовых лучей используется некоторыми животными и человеком для выработки антирахитичного витамина D. Видимая часть солнечного спектра активно используется фотосинтезирующими организмами. В пределах этой части спектра выделяют область фотосинтетически активной радиации (ФАР), которая поглощается хлорофиллом и вовлекается в фотосинтез. Поэтому видимая часть солнечного спектра важна для фототрофных организмов – основных производителей первичного органического вещества на планете. Инфракрасные лучи – основной источник тепловой энергии. Они вызывают нагревание тел организмов, повышают в них уровень теплообмена и увеличивают испарение через покровы тела воды и пота. Инфракрасные лучи необходимы также и растениям: они создают наиболее благоприятные условия для поглощения через устьица углекислого газа. |
Используя содержание текста "Свет как экологический фактор", ответьте на следующие вопросы. 1) Каково значение инфракрасных лучей в жизни животных? 2) Каково значение видимых лучей в жизни растений? 3) Какое значение имеет поглощение солнечного света для существования организмов? | ||||||||||||||
Какое из следующих утверждений справедливо для консументов (потребителей)? | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Все формы взаимоотношений живых организмов в экосистеме относят к фактору | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Взаимоотношения между организмами, при которых группы особей (бактерии, грибы, растения, животные) связаны друг с другом отношениями пища − потребитель, − это | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Установите соответствие между организмом и его ролью в сообществе. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. |
|
| ||||||||||||||||||||||||
Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно? | |||||||||||||||||||||||||
|
3
Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости», в которую учёный записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости
Интенсивность света (в свечах) | Объём поглощённого углекислого газа за 1 мин. (в мл) | |||
Серия 1 | Серия 2 | Серия 3 | В среднем | |
100 | 15 | 17 | 16 | 16 |
200 | 34 | 36 | 38 | 36 |
300 | 52 | 49 | 49 | 50 |
400 | 67 | 69 | 68 | 68 |
500 | 88 | 85 | 85 | 86 |
600 | 101 | 101 | 101 | 101 |
1) Чем можно объяснить, что данные, полученные в трёх сериях опытов, несколько различаются?
2) Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещённости?
3) Какой ещё один фактор, кроме освещённости, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?
Изучите график зависимости интенсивности размножения организма от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – число образовавшихся особей на 1 см3).
В какой из перечисленных дней число организмов в популяции на 1 см3 составит 24?
Прочитайте текст и выполните задание 29.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Организмы существуют в среде обитания. К ней относят все условия живой и неживой природы, с которыми организмы взаимосвязаны и находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях. Отдельные условия среды обитания, оказывающие влияние на организмы, называются экологическими факторами.
По компонентам среды обитания различают абиотические и биотические экологические факторы. Абиотические факторы – все условия неживой природы: климатические (свет, температура, влажность, давление, солёность воды), почвенные (механическая структура почвы, её минеральный состав), орографические (рельеф местности).
Биотические факторы – все многообразие форм взаимодействия организмов друг с другом (влияние животных на растения, растений на животных, микроорганизмов на растения и животных).
Среди биотических факторов учёные в последнее время выделяют антропогенные факторы – разнообразные виды человеческой деятельности, приводящие к изменениям природы как среды обитания других видов организмов и непосредственно сказывающиеся на их жизни (загрязнение среды обитания отходами, вырубка лесов, распашка степей, осушение болот). Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено масштабностью воздействия человека на окружающую среду. Так, в ходе промышленной деятельности человека в среду поступают тысячи разных химических соединений, со многими из которых природа ранее не сталкивалась. Это воздействие можно приравнять к абиотическим факторам.
Для нужд сельскохозяйственного производства человек уничтожает на больших территориях природные сообщества и создаёт агроценозы, состоящие из одного или немногих видов сельскохозяйственных растений и сопутствующих им сорняков и вредителей. Среди используемых растений и животных человек ведет искусственный отбор, который по последствиям отличается от естественного.
Используя текст «Экологические факторы», ответьте на следующие вопросы. 1) Частью какой среды являются биотические факторы? 2) Какая группа экологических факторов выделена в последнее время учёными как отдельная? 3) Чем это обусловлено? | ||||||||||||||||||
Факторы, выходящие за границы выносливости максимума или минимума, называют | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
К абиотическим факторам среды относят | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Верны ли следующие суждения о цепях питания? А. При переходе с одного уровня на другой количество энергии возрастает. Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков. | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Какие организмы в экосистеме смешанного леса являются производителями? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно? | ||||||||||||||||||
|
4
Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», ответьте на следующие вопросы.
Таблица
«Выживание куропаток»(по Швердпфегеру, с упрощениями)
Возраст, годы | Количество особей | Смертность, % | Доля самок в популяции | |
живых к началу возраста | погибших в данном возрасте | |||
0 | 1000 | 850 | 85 | 0,50 |
2 | 112 | 31 | 28 | 0,46 |
4 | 57 | 18 | 32 | 0,32 |
6 | 26 | 9 | 35 | 0,23 |
8 | 11 | 4 | 35 | 0,27 |
10 | 5 | 2 | 35 | 0,20 |
12 | 2 | 1 | 50 | 0 |
13 | 1 | 1 | 100 | 0 |
1) Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?
2) Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются осёдлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? | ||||||||||||
|
БИОЦЕНОЗ И БИОГЕОЦЕНОЗ
Совокупность популяций организмов разных видов растений, животных, грибов, бактерий, совместно населяющих однородный участок суши или водоёма, связанных между собой различными взаимоотношениями, называют природным сообществом, или биоценозом. Биоценоз формируется из имеющихся в природе организмов разных видов. Он может существовать даже при замене организмов одних видов на другие со сходными потребностями к условиям обитания. К биоценозам относят как сообщества организмов моховой кочки болота, лужи, так и сообщества леса, озера и даже такие крупные, как степь и коралловый риф. Мелкие биоценозы являются частями более крупных. Так, все обитатели лесных полян, стволов упавших деревьев входят в состав биоценоза леса.
Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов (биоценоз) и комплексом неживых компонентов среды, к которым относят приземный слой атмосферы, солнечную энергию, почву и другие условия неживой природы называют биогеоценозом. Главная роль в образовании наземного биогеоценоза принадлежит растениям. Поэтому его границы определены растительным сообществом, например, дубравой, ельником или лугом. Отдельные биогеоценозы связаны между собой круговоротом веществ и потоком энергии, осуществляемыми в процессе фотосинтеза, стоков воды с растворёнными в ней веществами, миграциями животных, расселением растений, разложением органических веществ, благодаря деятельности бактерий и грибов.
Используя содержание текста «Биоценоз и биогеоценоз», ответьте на следующие вопросы. 1) Что входит в состав биоценоза? 2) Что из объектов природы служит примером биоценоза? 3) Какое преимущество для растений имеет их распределение в пространстве? | ||||||||||||||||||
Какое из следующих утверждений справедливо для продуцентов (организмов – производителей органических веществ)? | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
К каким факторам с точки зрения науки экологии относятся растения, грибы, животные и бактерии? | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Верны ли следующие суждения о цепях питания? А. Стрелками в цепях питания демонстрируют переход энергии с одного уровня на другой. Б. Цепи питания начинаются с растений или органических остатков. | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Какие приведены примеры искусственных экосистем? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно? | ||||||||||||||||||
|
5
Пользуясь таблицей «Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.
Таблица Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино
Название растения | Покрытие площади в 1м2, % | Характер распределения | Процент цветущих растений по отношению к встреченным |
Медуница мягкая | 10 | Отдельные группы | 12 |
Сон-трава | 3 | Одиночно | 7 |
Адонис весенний | 10–30 | Отдельные группы | 23 |
Мать-и-мачеха обыкновенная | 50–70 | Равномерно | 49 |
Хохлатка плотная | 4 | Одиночно | 9 |
Гусиный лук жёлтый | 10–30 | Отдельные группы | 35 |
Фиалка удивительная | 10–30 | Отдельные группы | 45 |
Первоцвет крупночашечный | 50–70 | Равномерно | 64 |
1) Какие два вида наиболее широко распространены в данном регионе?
2) Какие виды находятся под угрозой исчезновения?
3) Укажите две меры, которые необходимо принять для охраны исчезающих видов
Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) – это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа – это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами. |
|
|
|
Прочитайте текст и выполните задание 29.
СВЕТ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
Свет – важный экологический фактор. Он служит основным источником энергии для фотосинтеза, обеспечивает поддержание теплового и водного баланса в организме, создаёт условия для ориентирования в пространстве. Основным источником света на Земле является Солнце. Солнечная радиация различается по интенсивности и качеству: ультрафиолетовые лучи, видимые лучи, инфракрасные лучи.
Коротковолновые ультрафиолетовые лучи губительны для всего живого и задерживаются озоновым экраном. Небольшое количество длинноволновых ультрафиолетовых лучей достигает поверхности Земли и оказывает бактерицидное действие. Часть длинноволновых ультрафиолетовых лучей используется некоторыми животными и человеком для выработки антирахитичного витамина D.
Видимая часть солнечного спектра активно используется фотосинтезирующими организмами. В пределах этой части спектра выделяют область фотосинтетически активной радиации (ФАР), которая поглощается хлорофиллом и вовлекается в фотосинтез. Поэтому видимая часть солнечного спектра важна для фототрофных организмов – основных производителей первичного органического вещества на планете.
Инфракрасные лучи – основной источник тепловой энергии. Они вызывают нагревание тел организмов, повышают в них уровень теплообмена и увеличивают испарение через покровы тела воды и пота. Инфракрасные лучи необходимы также и растениям: они создают наиболее благоприятные условия для поглощения через устьица углекислого газа.
Используя содержание текста "Свет как экологический фактор", ответьте на следующие вопросы. 1) Какое влияние короткие ультрафиолетовые лучи оказывают на растения? 2) Какая часть солнечного спектра особенно важна для фототрофных организмов? 3) Как животные организмы используют видимые лучи?
| ||||||||||||||||||
Какое из следующих утверждений справедливо для редуцентов (разрушителей)? | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Какой из перечисленных экологических факторов относят к абиотическим? | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Верны ли следующие суждения о цепях питания? А. При переходе с одного уровня на другой количество энергии уменьшается. Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков. | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Какие факторы относят к биотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Какой из приведённых примеров относят к цепи разложения? | ||||||||||||||||||
|
6
Пользуясь таблицей, ответьте на следующие вопросы и выполните задание.
Зависимость кислородной ёмкости крови млекопитающих от высоты над уровнем моря
Вид | Высота над уровнем моря, | Количество эритроцитов | Содержание гемоглобина, |
Горный баран-архар | 4–5 | 14 | 17,1 |
Овца домашняя в горах | 2,6 | 10 | 11,6 |
Овца домашняя на равнине | 0 | 9 | 10,3 |
Винторогий козёл | 2–3,5 | 26 | 17,1 |
Дагестанский тур | 2–4 | 14 | 12,4 |
Коза домашняя в горах | 2–3 | 20 | 12,5 |
Коза домашняя на равнине | 0 | 15 | 9,9 |
Собака домашняя | 4,5 | 8 | 20,6 |
Собака домашняя на равнине | 0 | 6 | 14,3 |
1) Для каких из перечисленных млекопитающих ареалы обитания распространяются до высоты 4,1 км?
2) Какая зависимость существует между высотой, на которой обитает животное, и количеством эритроцитов?
3) Какую функцию выполняет гемоглобин в организме млекопитающих?
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? | ||||||||||||
|
Прочитайте текст и выполните задание 29.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Организмы существуют в среде обитания. К ней относят все условия живой и неживой природы, с которыми организмы взаимосвязаны и находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях. Отдельные условия среды обитания, оказывающие влияние на организмы, называются экологическими факторами.
По компонентам среды обитания различают абиотические и биотические экологические факторы. Абиотические факторы – все условия неживой природы: климатические (свет, температура, влажность, давление, солёность воды), почвенные (механическая структура почвы, её минеральный состав), орографические (рельеф местности).
Биотические факторы – все многообразие форм взаимодействия организмов друг с другом (влияние животных на растения, растений на животных, микроорганизмов на растения и животных).
Среди биотических факторов учёные в последнее время выделяют антропогенные факторы – разнообразные виды человеческой деятельности, приводящие к изменениям природы как среды обитания других видов организмов и непосредственно сказывающиеся на их жизни (загрязнение среды обитания отходами, вырубка лесов, распашка степей, осушение болот). Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено масштабностью воздействия человека на окружающую среду. Так, в ходе промышленной деятельности человека в среду поступают тысячи разных химических соединений, со многими из которых природа ранее не сталкивалась. Это воздействие можно приравнять к абиотическим факторам.
Для нужд сельскохозяйственного производства человек уничтожает на больших территориях природные сообщества и создаёт агроценозы, состоящие из одного или немногих видов сельскохозяйственных растений и сопутствующих им сорняков и вредителей. Среди используемых растений и животных человек ведет искусственный отбор, который по последствиям отличается от естественного.
Используя текст «Экологические факторы», ответьте на следующие вопросы. 1) Частью какой среды являются биотические факторы? 2) Какая группа экологических факторов выделена в последнее время учёными как отдельная? 3) Чем это обусловлено? | ||||||||||||||
Организмы, создающие органические вещества из неорганических с использованием энергии света, относят к | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Среди перечисленных примеров укажите биотический фактор. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Верны ли следующие суждения о цепях питания? А. При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается. Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. |
|
| ||||||||||||||||||||||
Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно? | |||||||||||||||||||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическое тестирование в 11 классе (по материалам банка ЕГЭ ФИПИ)
Диагностическое тестирование содержит 2 задания базового уровня (№1 и №3) и 1 задание повышенного уровня (№2). Даны 4 варианта....
Работа над текстами из «Открытого банка заданий ЕГЭ» ФИПИ при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение....
Контрольно-измерительный материал варианта ОГЭ по русскому языку (на основе заданий Открытого банка заданий ФИПИ)
Предупреждён - значит вооружён. Уважаемые коллеги, дорогие ребята, если мы с вами выполним задания, которые, с большой вероятностью, попадутся на экзамене - будет здорово. Затрачиваю огромное время, ч...
КИМ (задания из Открытого банка заданий ФИПИ). № 2
Это ещё один вариант, подобный варианту экзаменационной работы....
ЕГЭ. Задание №33.(из банка заданий ФИПИ)
Цепочки превращений являются важным механизмом проверки знаний учащихся, способствуют развитию их логического мышления. Впервые с простейшими цепочками превращений органич...
Тексты и задания к ним по разделу «Право» из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по обществознанию
Данная разработка представляет собой сведенные в один документ все тексты с заданиями к ним из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ (часть 2) по обществознанию раздел "Право". Для удобства раб...
Материал для отработки задания 12 ОГЭ по материалам открытого банка заданий ФИПИ
Материал для отработки задания 12 ОГЭ по материалам открытого банка заданий ФИПИ (новый формат 2024 года)...